Рабочая программа по изобразительному искусству




Скачать 170.7 Kb.
Название Рабочая программа по изобразительному искусству
Дата публикации 28.05.2014
Размер 170.7 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Рабочая программа
Утверждаю Согласовано

Директор МБОУ «ЗРЫХСКАЯ СОШ» с.ЗРЫХ Зам. директора по УВР

______________ / / ___________ / /


Рабочая программа

по изобразительному искусству

на ______________ учебный год

5-7 классы
Составил учитель ИЗО и ТЕХНОЛОГИИ

МАХМУДОВ Х.Ш.


с . ЗРЫХ
_______ год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство»

в основной школе

Рабочая программа составлена на основе :

  • учебного плана МБОУ «ЗРЫХСКАЯ СОШ» на 2013-2014 учебный год;

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России);

  • примерной программы (стандарты второго поколения) по изобразительному искусству (Москва: Просвещение, 2010год.)

  • авторской программы «Изобразительное искусство» (1-7 кл.), разработанной авторским

коллективом под руководством члена-корреспондента РАН В.С.Кузина (2006 г.).

(Москва: Просвещение, 2006 год)
УМК

  • «Изобразительное искусство» 5 класс. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 год

  • «Изобразительное искусство» 6 класс. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 год

  • «Изобразительное искусство» 7 класс. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 год

Общая характеристика учебного предмета

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Программа построена так, что бы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа , восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучения художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической деятельностью школьников.

При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного народа, искусства народов России, зарубежного искусства. В V – VII классах изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.

Целями преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать

его исторические и национальные особенности.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

- формирование у учащихся нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

- формирование художественно - творческой активности школьника

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Изучение декоративно-прикладного, изобразительного искусства Дагестана и сопредельных территорий направлено на достижение следующих целей:

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству народов Дагестана и северокавказских республик;

- приобщение учащихся к богатому наследию традиционного декоративно-прикладного искусства дагестанцев, художественным ценностям современного изобразительного и прикладного искусства Дагестана , народов северокавказских республик и воспитание на этой основе духовно богатой и эстетически развитой личности.

Достижение поставленных целей планируется посредством решения следующих учебно-воспитательных задач:

- формирование у учащихся эстетического отношения к ценностям дагестанской художественной культуры (прикладному, изобразительному искусству, фольклору), культурно-художественным традициям народов Дагестана и республик Северного Кавказа;

- изучение традиционного искусства и обучение школьников практическому овладению способами изображения орнамента дагестанцев ;

- формирование у школьников нравственно-эстетической отзывчивости к современному изобразительному искусству Дагестана и в целом – республик Северного Кавказа;

- воспитание у подростков ценностного отношения к культуре и искусству своей малой Родины, воспитание средствами искусства народов Дагестана культуры межнационального общения, толерантности, гуманности, миролюбия.

Место предмета в базисном учебном плане.

Учебный план МБОУ «Зрыхская средняя общеобразовательная школа» с.Зрых на 2013-2014 учебный год отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 102 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15% для реализации национально-регионального компонента содержания образования. Продолжительность урока 45 минут (Устав МКОУ «ЗРЫХСКАЯ СОШ» с. ЗРЫХ).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

(Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России)

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать

• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира;

• значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Требования к уровню подготовки выпускников

основной школы в аспекте содержания программы национально-регионального компонента

В результате изучения декоративно-прикладного и изобразительного искусства РД и республик Северного Кавказа учащиеся должны знать/понимать

- основные виды и художественно-типологические особенности дагестанского народного орнамента, разнообразные стили орнаментальной культуры народов Северного Кавказа;

- традиционные и современные виды художественных ремесел дагестанцев и других народов Северного Кавказа;

- известных художников Дагестана и других республик Северного Кавказа;

- значение регионального прикладного и изобразительного искусства в развитии художественной культуры родного края.

уметь

- применять художественно-выразительные средства регионального декоративного искусства в различных оформительских работах, дизайнерских проектах, гармонично сочетать мотивы орнамента народов Кавказа с формой украшаемого предмета;

- определять по характерным признакам принадлежность произведений прикладного искусства к конкретному этносу (Дагестан и др.);

- самостоятельно анализировать художественно-эстетические свойства произведений народного и профессионального изобразительного искусства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного художественного восприятия и эстетической оценки произведений изобразительного и прикладного искусства художников Дагестана и республик Северного Кавказа;

  • самостоятельной индивидуальной и коллективной творческой деятельности в оформительских, Декоративных и художественно-конструктивных работах в стиле традиций регионального искусства (оформлении плаката, афиши, диплома, художественном проектировании костюма, интерьера, упаковки).


_____________

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

V-VII классы (102 ч)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности.

  • Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

  • Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

  • Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

  • Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

  • Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

  • Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (40 часов). Художественный образ и

художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях

декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности.

  • Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и

объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

  • Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (22 часа). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д. Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности.

  • Описание и анализ художественного произведения.

  • Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

национально-регионального компонента

«Культура и искусство Дагестана и республик Северного Кавказа» (19ч)

для интеграции в типовую программу «Изобразительное искусство» /5-7 кл./, разработанную авторским коллективом

под руководством члена-корреспондента РАО В.С.Кузина






Класс, тема занятия


Учебное задание



Кол час

Чет-верть

1


Пятый класс

Женский праздничный костюм дагестанских народов и северо-кавказских республик. Беседа.

Изучение особенностей эстетики оформления орнаментации женского праздничного костюма


1


I

2


Орнаментация праздничного костюма.

Выполнение эскиза декоративного оформления женского праздничного костюма в стиле народного искусства.

2

II

3

Иллюстрирование эпоса «ШАРВИЛИ».

Выполнение монохромной иллюстрации к сказанию «ШАРВИЛИ».

1

III

4

Изобразительное искусство современного ДАГЕСТАНА. Беседа.

Ознакомление с творчеством известных художников . (живопись, графика, скульптура).

1

III

5

Традиции народного орнамента Дагестанских народов.

Выполнение эскиза … по мотивам народного узора.

1

IV

6

Шестой класс

Мужской костюм и оружие народов Северного Кавказа. Беседа.

Ознакомление с эстетикой мужского костюма северо-кавказских республик и художественным оформлением холодного оружия Дагестана и др. народов Северного Кавказа .

1

I

7

Искусство орнаментации холодного оружия народов Северного Кавказа.

Выполнение эскиза орнаментального украшения рукояти кавказского кинжала (черно-белый рисунок).

1

II

8

Изобразительное искусство Дагестана и республик Северного Кавказа. Беседа. Знаменитые архитектурные ансамбли г. МАХАЧКАЛЫ. (Слайды)

Первоначальное знакомство с творчеством отдельных художников Дагестана и др. народов Северного Кавказа . Знаменитые архитектурные ансамбли г. МАХАЧКАЛЫ. (Слайды)

1

III

9

Геральдика Дагестана.

Выполнение эскиза художественного оформления композиции герба РД.

1

III

10

Орнаменты народов Дагестана и Северного Кавказа в современном дизайне.

Разработка дизайн-проекта упаковочных коробочек одеколона « …. » и духов «…».

2

IV



11


Седьмой класс

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и республик Северного Кавказа. Беседа.



Знакомство с традиционным прикладным искусством Дагестана и республик Северного Кавказа .



1



I

12

Символика и орнаментика в агитационном плакате.

Выполнение эскиза агитплаката «Сохраним красоту природы родного Дагестана !» Смешанная техника (аппликация, коллаж, краски).

2

II

13

Монументально-декоративное искусство РД. Беседа.

Изучение творчества Народного художника …

1

III

14

Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей РД.

Выполнение монохромного рисунка-иллюстрации к произведению литературы одного из писателей РД по выбору учителя и учащихся.

2

III

15

Современное декоративно-прикладное искусство РД. Беседа.

Знакомство с творчеством мастеров прикладного искусства Республики .

1

IV

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству icon Г североморска мурманской области
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5–7 и 8–9 классов составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе...
Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Примерная программа основного общего образования по изобразительному...
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ва на основе Примерной программы по изобразительному...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по изобразительному...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе составлено на основе традиционной программы «Школы...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Рассмотрено Утверждено на заседании методического приказом директора...
...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Рабочая программа по изобразительному искусству умк «Школа 2100»
«Изобразительное искусство. Разноцветный мир» для 3 кл., авторы О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская, (заключения рао (№01-90/5/7д от...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Рабочая программа по искусству ( изо ) Класс 9
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству icon Рабочая программа учебного курса по искусству в 8 «Б», 8 «В», «9 «А»
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции