Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура»




Скачать 352.57 Kb.
НазваниеОбразовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура»
страница1/3
Дата публикации17.10.2014
Размер352.57 Kb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Образовательная программа
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

VII ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»


Секция: литературоведение
Тема:

«Не сотвори себе кумира»

(Секреты популярности детективного жанра)

Автор: Домницкий Никита Дмитриевич

Научный руководитель: Кононова Ольга Александровна

Место выполнения работы: Владимирская область, г. Ковров,

МОУ СОШ № 17


2011

Оглавление

  1. Введение 4-5

  2. Детективный жанр в историческом аспекте

  1. Определение детектива как жанра 5

  2. Истоки детектива как жанра 5-7

  3. Особенности жанра в свете романтической художественной системы 7-9

  4. Типичные персонажи детектива 7-9

  5. Схематизм детектива 9-11

  6. Секрет популярности детективного жанра 11-13

  1. «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» 13-16

  2. Анализ романа Литвиновых «Золотая дева» 16-21

  3. Заключение 21 -22

  4. Библиография 22

  5. Сайты 23

  6. Словарь 23-24

  7. Приложения 24-26



Введение

Наверно нет такого человека, который бы не прочитал детективы Артура Конан Дойля, Агаты Кристи, Жоржа Сименона, Эдгара По… Книги этих авторов не надо заставлять читать, они читаются сами, к ним тянет, как к магниту. Детективы умеют «держать» читателя до последней строчки. Однако долгое время детективный жанр оставался без внимания серьезной критики.

Как часто бывает, сама необычайная общедоступность и популярность произведений этого жанра вызывала сомнения в их художественных достоинствах.

А сегодня, несмотря на то, что телевидение и Интернет быстро и неуклонно вытесняют книгу из массового сознания, можно констатировать эпоху явного расцвета детектива. По выражению литературоведа Н.Н.Вольского, « каждая появляющаяся на свет книжка задумывается как старательская заявка на новый золотоносный участок, который она стремится застолбить, став при этом родоначальницей ещё невиданного ответвления необъятного детективного жанра»Библиография 2. Никогда ещё книги, издаваемые под маркой “детектива”, не составляли такой доли в общем объёме книжной продукции и не потреблялись читательской массой в таких количествах, как сегодня.

В настоящий момент, как нам кажется, литературоведческое исследование детективного жанра в нашей стране оказывается весьма актуальным. Это объясняется пересмотром устоявшихся взглядов на литературный процесс. Неслучайным в данном контексте кажется и включение произведений детективного жанра в программу преподавания зарубежной литературы в школах. Нам представляется, что на этом этапе необходимо рассматривать детектив не только лишь как элемент массовой литературы, но как составную часть общего литературного процесса. При таком подходе совершенно особое значение приобретает проблема соотношения серьезной литературы, завоевавшей себе место на академическом Олимпе, и беллетристики.

Данная работа представляет собой попытку исследовать жанр детектива в контексте общелитературного процесса, изучить исторические и жанровые традиции классической детективной новеллы, понаблюдать за литературной практикой современных звёзд российского детектива брата и сестры Литвиновых.

Целью данной работы является анализ одного из последних детективов Литвиновых «Золотая дева» с точки зрения жанра и ответ на вопрос: в чем же секрет популярности детектива и творчества этих авторов.

Научная новизна работы заключается в её неразработанности критиками, анализ произведений Литвиновых отсутствует, если не считать одиночных обобщающих высказываний в отдельных статьях. Методологическая основа данного исследования включает лучшие достижения отечественного литературоведения (традиционный историко-литературный подход в сочетании с новыми методами учёных-филологов Ю.В.Ковалёва и О.В.Анцыферовой, установивших генетическую связь между детективом и романтической художественной системой).

Для реализации целей реферата необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить достаточное количество критической литературы, посвященной жанру детектива и произведениям Литвиновых

  • Создать словарь сложных литературоведческих терминов, употребляющихся в работах изученных авторов

  • Познакомиться с биографией и творчеством Литвиновых

  • Проанализировать одно из последних произведений Литвиновых «Золотая дева» с точки зрения жанра

Поэтому в процессе работы были использованы методы анализа прозаического произведения, сравнения и сопоставления результатов исследования.

Детективный жанр в историческом аспекте

Определение детектива как жанра.

В критической литературе присутствует множество терминов для обозначения детективного жанра. Разные исследователи используют как синонимы такие определения, как приключенческая литература, шпионский, полицейский роман, триллер, произведения криминального жанра. Многозначность всегда порождает некоторую путаницу. Наша задача - обозначить границы детективной литературы. Кроме того, необходимо обозначить наше понимание такого жанрового образования, как детектив. Обратимся к словарям. Сам термин детектив происходит от английского слова detection — изучение, расследование. В Краткой литературной энциклопедии сказано: «Детективная литература (англ. detective — сыщик, от detect — открывать, обнаруживать; лат. detectio — раскрытие) — литература, посвященная ра­скрытию запутанной тайны, обычно связанной с пре­ступлением»Библиография 4. Акцент именно на логическом раскрытии загадки.

В энциклопедическом электронном словаре автор статьи уже пытается отграничить детектив от других его разновидностей – триллераСловарь 6 и криминального романа. «Детектив - роман или рассказ, в котором фигурирует тайна, а упор делается на головоломный поиск ее разгадки. Очень часто тайна разгадывается путем умозаключения. Детективное произведение не следует отождествлять с триллером, где всегда есть элемент ужаса или голого насилия, и с криминальным романом, вскрывающим причины и природу преступности. Детектив-загадка по определению, редок в наше время: его сильно потеснили шпионский и криминальный романы и другие разновидности детектива. Самое очевидное отличие детективного романа от криминального – то, что в первом читателю известно ровно столько, сколько знает сыщик, а во втором – не меньше, чем знает преступник, и главное в повествовании не разгадка тайны преступления, но его живописание и поимка преступника»Сайты 8.


Истоки детектива как жанра

История детективного жанра прослеживается с глубокой древности. Его элементы обнаруживают в Библии. (В история Каина и Авеля имеются преступление, убийца, жертва, побудительная причина, улики, попытка скрыть преступление, даже предполагаемое орудие убийства. Они есть в сказках «Тысячи и одной ночи», в средневековой китайской новеллистике типа «хуабэнь»Библиография 8.

Прослеживая традиции детективного жанра, накапливание элементов, необходимых для его формирования, исследователи называют имена Шекспира, Вольтера, Бомарше, Годвина, Диккенса Библиография 9. Возможно, ближе всех к созданию образца детективного жанра подошел Э. Т.Д.Гофман в своей новелле «Мадемуазель де Скюдери», где есть и тайна, и расследование преступления.

Подлинную же историю детектива практически все исследователи отсчитывают со времен появления «логических рассказов» Эдгара Аллана По (или «рациоцинаций») «Убийства на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1843), «Похищенное письмо» (1844), общим героем которых был первый знаменитый детектив Огюст Дюпен.

Ради терминологической точности отметим, что, создав жанр, По не стал создателем термина «детектив». Его впервые ввела Энн Кэтрин Грин, соотечественница Эдгара По, определившая так жанр своего «Левенуортского дела».

Итак, все исследователи творчества По, а также теоретики детектива считают американского романтика родоначальником этого жанра, а точнее - детективной новеллы.
Особенности жанра в свете романтической художественной системы.

Первым, кто в отечественном литературоведении дал целостный анализ романтической эстетики Эдгара По и вывел жанровые особенности его новеллистики, был Ю.В.КовалевБиблиография 10 В разделе «Детективные рассказы» своей монографии ученый подробно анализирует «логические рассказы» По, указывая, что это понятие «шире, чем понятие рассказа детективного» Библиография 10. Исходя из мысли, что Эдгар По стал признанным родоначальником детективного жанра, Ю.В.Ковалев прослеживает те его новацииСловарь 13, которые стали «инвариантными элементами детективной литературы» Библиография 10. Закономерно связывая их с романтической эстетикой, исследователь особенно подробно останавливается на романтической природе образной системы «логических рассказов» По. «Теория новеллы По может быть представлена наилучшим образом в виде суммы требований, с коими обязан считаться всякий писатель, работающий в этом жанре» Библиография 10. Иными словами, теория в известном смысле нормативна.

Жанр детективной новеллы, возникший как одно из художественных воплощений рассматриваемой теории, также сохраняет на протяжении всей своей истории верность некоему жесткому своду правил - канону. «Перед автором современного детектива стоит вечная задача - быть оригинальным в рамках канона», - пишет Г.Анджапаридзе в «Предисловии» к монографии Кестхейи Библиография 7

С точки зрения литератора XX века, детектив является «замкнутой структурой», где сюжет не допускает смысловых колебаний и разгадка является единственно возможной

Именно из-за своего нормативного характера эстетика детективного жанра так часто выливается в своды правил Библиография 11 . Не случайно окончательное оформление этот жанр получил именно в творчестве По, чьи эстетические воззрения отличались аналитичностью, рационализмом, известной нормативностью.

Важнейшим жанровым признаком новеллы является ее объем. «Поэтизируя случай, новелла Словарь 16 предельно обнажает ядро сюжета - центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события» Библиография 12. Мера объема произведения определяется возможностью прочитать его «за один присест».

Еще один из важнейших аспектов теории новеллы По - требование единства эффекта. Это строгая выверенность и внимание к событийной стороне сюжета, подчинение всей поэтики произведения сверхзадаче - разгадыванию некой содержательной загадки - станут важнейшим требованием детективного жанра.

По обогатил эстетическую категорию «удивительного» художественным исследованием странных, причудливых характеров людей (здесь он следует за Э. Т. А. Гофманом). Его Дюпен также отличается необыкновенной эксцентричностью Словарь 17. Главное же новаторство Эдгара По в том, что он пытается логически проникнуть в чудесное и таинственное, и это отчетливо выделяет его из среды романтиков. По был первым, кто соединил в своем творчестве таинственное и его интеллектуальный анализ. Благодаря, новому сочетанию старых элементов и стало возможным возникновение нового жанра детективной новеллы.

Для По, как и для всех романтиков, тайна была своеобразным способом идеализации, стремлением убежать от действительности, угадать за ее пошлым, безобразным лицом некую иную реальность. Тайна могла быть и прекрасной, и ужасной, и трагичной, и комичной, могла соединять все эти признаки. Тайна как ведущая категория романтического мироощущения переходит в жанр детектива и становится его конститутивным признаком. «Тайна - генетический код детектива», - пишет Т.Кестхейи. Библиография 1

Важнейшими категориями романтической эстетики являются безобразное и ужасное. К их широкому развитию в творчестве романтиков привело абсолютное неприятие, решительное отрицание современной действительности. Мир в целом романтики нередко изображают как совокупность кошмаров и ужасов. Все это очень характерно для творчества Эдгара По, особенно для его «страшных» (психологических) новелл. Однако в формировании особой атмосферы «логических рассказов» категория «ужасного» тоже играет первостепенную роль. Слияние «холодной логики и обжигающего страха» Библиография 10 будет определять и «температурный режим» любого детектива. Свой принцип единства эффекта По осложнил дополнительным положением о правдоподобии. Для По проблема правдоподобия была гораздо важнее, чем для европейских романтиков. Композиционно новелла выстроена так, что рассуждения Дюпена перемежаются с выдержками из газет, дословно приведенными в тексте. Так По старается создать иллюзию документальности. Это сочетание «неправдоподобия» с реалистичностью деталей остается важнейшим структурным элементом детективного жанра

Романтическая литература культивировала зародившийся еще в произведениях сентименталистов интерес к маленькому человеку, к его частной жизни. М.М.Бахтин писал об этом: «Приватная жизнь... по природе своей закрыта. Ее, по существу, можно только подсмотреть или подслушать» Библиография. Далее он делает наблюдение и предполагает, что художественными средствами для отображения этой сферы, можно вводить в роман в форме сыска или следствия. Включение в сферу романтической литературы криминальных расследований, кроме всего прочего, было еще и симптомом поисков новых средств для художественного освоения частной жизни обыкновенного человека.


Типичные персонажи детектива

Известно, что в каждом из произведений серьёзной реалистической литературы своя, неповторимая концепция характеров. Нет характеров – роман выпал из художественной литературы. И у детектива, хоть этот жанр не породил бессмертных шедевров, концепция характера тоже своя.

Главный герой детектива от первой до последней страницы статичен, нет в произведении и других живых, развивающихся индивидуальностей, ярких характеров.

«Лаконизм характера в детективе — это лаконизм маски», - считает ещё один исследователь детективного жанра А. Вулис. - Феномен маски с давних времен используется реалистическим искусством в различных по жанру произведениях, но обычно с одинаковой целью: сосредоточить читательское или зрительское внимание на общественно значимой жизненной проблеме. И, стало быть, говоря об образах-масках в детективе, мы ничуть не снижаем требования к жанру».

Второстепенные персонажи детектива — обслуживающий персонал сложного логического построения. Их можно увольнять и обновлять. Это скажется на красках, на оттенках и деталях произведения — и не отразится на его общем замысле, его композиции, его плане. Второстепенный персонаж здесь зачастую образ-средство, образ-инструмент. А еще точнее—образ-версия. Именно образ-версия! Ибо развитие персонажа в детективе протекает как последовательный перебор предположительных вариантов — "кто же он?!".

Преступника в его социальном значении из детектива не выкинешь без ущерба для целого. Эта фигура является, как правило, опорой всего идейно-художественного построения. Идейный смысл детектива несколько резонерскими средствами выражает и следователь. Именно его раздумья, его догадки и ошибки складываются в рисунок сюжета.

Важнейшим вкладом По в развитие детективного жанра стало, по общему признанию, создание неразлучной пары главных героев: сыщика-интеллектуала и его недалекого приятеля, которому отводится роль хроникера описываемых событий. Само существование спутника-хроникера при блестящей фигуре сыщика, этакого «Санчо Пансы детектива» тоже восходит, по наблюдению Ю.В.Ковалева, к романтическому противопоставлению Интуиции, способной в свете озарений познать Истину, и Рассудка, вынужденного довольствоваться знакомством лишь с внешней оболочкой предмета. Этот композиционно-повествовательный прием используют многие последователи По, включая А.Конан Дойля и А.Кристи.

Можно сказать, что Эдгар По в своих логических новеллах создал некую модель героя детективного жанра. «Родословная» Шерлока Холмса, равно как и Эркюля Пуаро, и комиссара Мэгре, восходит опять-таки к романтической эстетике. Ю.В.Ковалев первым в своей монографии рассмотрел Дюпена и Леграна как типично романтических героев. «Затворничество Дюпена и Леграна, их склонность к уединению, настоятельная потребность в одиночестве имеют истоки, восходящие к некоторым нравственно-философским идеям общего характера, свойственным американскому романтическому сознанию середины XIX века»Библиография 10. Романтический герой питает неудержимую склонность к прогулкам в одиночестве, дальним путешествиям, жизни в уединенных местах и ночным бдениям. Склонность к уединению - психологическая норма для романтического героя, а неспособность к одиночеству – патология. Сама структура образа детектива уходит корнями в романтическую художественную систему. «Герой романа, новеллы - это тип, способный нести в себе судьбу социального слоя, группы или всего человечества; главная же фигура в детективе - совсем иное дело. Он строго и подчеркнуто исключителен, это индивидуальное явление, существо, несравнимое не только с другими людьми, но и с другими сыщиками.
Схематизм детектива

Детектив привлекает исследователя такими жанровыми свойствами, как стабильность композиционных схем, устойчивость стереотипов, повторяемость основных структур. Эта определенность признаков дает возможность рассматривать детектив как «простейшую клетку». В детективном жанре сложился определенный стандарт построения сюжета. В самом начале совершается преступление. Появляется первая жертва. Из этого эпицентра будущих событий расходятся три луча-вопроса: кто? как? почему? Детективная интрига сводится к простейшей схеме: преступление, следствие, разгадка тайны. Эта схема конструирует цепь событий, образующих драматическое действие. Вариабельность здесь минимальная.

Отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея, или моральность, отмечающая в разной степени все произведения этого жанра. Так, в романах Агаты Кристи дело всегда оборачивается наказанием преступника и торжеством справедливости.

Структурно-композиционные особенности детектива — это особый механизм воздействия. Одной из главных задач детективного повествования является создание у воспринимающего напряжения, за которым должна последовать разрядка, “освобождение”. Напряжение может носить характер эмоционального возбуждения, но может иметь и чисто интеллектуальную природу, сходную с тем, что испытывает человек при решении математической задачи, сложного ребуса, при игре в шахматы. Это зависит от выбора элементов воздействия, от характера и способа рассказа. Часто обе функции объединяются — умственное напряжение подогревается системой эмоциональных возбудителей, которые вызывают страх, любопытство, сострадание, нервные потрясения.

Стержнем детектива, силой, организующей сюжет, является аналитическое рассуждение, основанное на полном знании фактов. Вот путь к познанию истины, который выбирает сыщик. Типичные примеры авторов: Агата Кристи, Конан - Дойль, и т.д. Типичная особенность: загадочность. Есть труп (хотя бы один), есть место, где труп обнаружили, и есть сыщик (профи или любитель), который должен установить убийцу. В хорошем классическом детективе поиск убийцы - это здоровое соревнование между сыщиком и читателем. В качественном классическом детективе - это честное соревнование. Иными словами, автор закладывает в текст достаточное количество "следов", чтобы читатель и без помощи сыщика догадался, кто является убийцей. Автор не утаивает информации, но распределяет ее так, чтобы улики не бросались в глаза, а подозрение попеременно кочевало от персонажа к персонажу. И сыщик решает задачу исключительно благодаря интеллекту.

Введение криминальной темы особым образом формирует хронотоп произведения.

Экспериментальный характер хронотопа в логических новеллах По выразился в использовании особых форм художественного времени и пространства, ставших впоследствии достоянием детективного жанра. В своих логических новеллах Эдгар По впервые разработал модель ситуации типа «загадка запертой комнаты». Запертая изнутри комната, где совершилось убийство, по-прежнему остается одной из центральных тем детективной литературы. Писатели эпохи романтизма охотно экспериментировали с идеей замкнутого пространства. Они наследуют этот интерес от авторов предромантической литературы, создателей «готических» романов. «К концу XVIII века в Англии слагается и закрепляется в так называемом «готическом», или «черном», романе новая территория совершения романных событий - «замок», - пишет М.М.Бахтин. «Замок насыщен временем... в нем отложились в зримой форме следы веков и поколений». Благодаря этому создаются особая атмосфера, особый колорит действия. В хронотопе «замка» М.М.Бахтин подчеркивает «органическую спаянность пространственных и временных примет» Библиография 13. Художественные эксперименты с замкнутым пространством для романтиков развиваются в направлении насыщения этого пространства символическими, эстетическими смыслами.

В сущности, запертая комната, в которой совершено убийство, - это и есть то «строго ограниченное пространство», где преступление становится знаком губительного распада мира. Деятельность героя-сыщика можно интерпретировать и как стремление разомкнуть это пространство, сделать его границы проницаемыми, «впустить» туда справедливость и человечность. Таким образом, модель «запертой изнутри» комнаты как особое использование замкнутого пространства тоже восходит, на наш взгляд, к идеям романтической эстетики.

Композиции детектива свойственна двуплановость.

Само неукротимое желание героя логических новелл По, да и героя любого детектива, разгадать тайну преступления, восстановить попранный нравственный закон, гармонизировать жизнь, по сути, восходит к так называемому романтическому двоемирию.

Исследователи детективного жанра указывают на особое «двухфабульное построение» детектива. Оно включает «фабулу Словарь 5 следствия и фабулу преступления, каждая из которых имеет свою композицию, свое содержание, свой комплекс героев»

Итак, конститутивные признаки детективного жанра, такие, как:

  • нормативность и жесткость жанровых законов,

  • малый (новеллистический) объем,

  • строгая выверенность сюжета и внимание к событийной его стороне,

  • сочетание невероятного с правдоподобным,

  • ведущее значение категорий таинственного (в сочетании с его рациональным анализом), безобразного и ужасного,

  • замкнутость и условность хронотопаСловарь 9

  • особая структура образа главного героя,

восходят к романтической эстетике, в той ее модификации, которую она приобрела в литературной теории и практике Эдгара Аллана По. Это позволяет сделать вывод, что жанр детективной новеллы, родоначальником которого считается По, мог возникнуть только в рамках эстетики романтизма. Существует несомненная генетическая связь между жанрообразующими признаками детектива и романтической художественной системой.

Секреты популярности детективного жанра

Литературоведы и искусствоведы пытаются раскрыть загадку полуторавековой популярности детективного жанра. Большую часть исследований, на которые мы опирались в своей работе, объединяет одно: детектив в них рассматривается как явление, связанное преимущественно с беллетристикой (массовой, или формульной, литературой - паралитературой).

Одним из первых, кто заговорил о формульной литературе, был Дж. Кэвелти, посвятивший серьезную и объемную монографию таким беллетристическим жанрам, как мелодрама, вестерн, детектив. Под литературной формулой он предлагает понимать некие сюжетные блоки, восходящие к одним архетипам (например, «история любви»,квест). Их существование не ограничено какой-либо одной культурной эпохой. Таким образом, первой особенностью формульной литературы является ее стандартность.

Второй особенностью формульной литературы, ее главной функцией, следовательно, являются отвлечение и развлечение.

Необычайно широкое распространение формульной литературы в наше время Кэвелти объясняет так: «Тот факт, что формула - это часто повторяемая повествовательная и сюжетная модель, делает ее неким стабилизирующим началом в культуре. Эволюция формул - это тот процесс, посредством которого усваиваются, ассимилируются обыденным сознанием новые ценности, новые интересы. Этот процесс, вероятно, обретает особое значение в гетерогеннойСловарь 19, плюралистическойСловарь 20 культуре современных индустриальных обществ ». Библиография 1

Так что же такое массовая литература?

Это вопрос и легкий, и трудный одновременно. С одной стороны, все вроде бы понимают, что такое массовая литература. Однако, когда начинаешь думать, что именно охватывает это понятие, Понимаешь, что границы между массовой и серьезной литературой весьма размыты. Можно исходить из коммерческих соображений, которыми руководствуются издатели. Тогда массовая литература - та, что пользуется большим спросом. Иногда к массовой литературе относят определенные жанры - детектив, все виды дамского любовного романа, фантастику. Но вспомним: в романе "Преступление и наказание" Достоевского использована жанровая структура детектива, в "Мастере и Маргарите" Булгакова - фэнтези. Так что подобные градации явно не подходят. Поэтому отличие массовой литературы не от массовой в другом.

Все произведения массовой литературы строятся по традиционным, устоявшимся фольклорным моделям.

Классическая литература всегда открывает человеку нечто новое: о нем самом, о мире. А массовая литература, как волшебная сказка, подтверждает то, что человеку давно известно.

Почему ребенок с неослабевающим удовольствием слушает сказку, которую мама рассказывала ему уже десятки раз? И при этом ревниво следит, чтобы не было пропущено ни одной детали.
Дети начинают именно со сказок потому, что сказка формирует ощущение: мир стоит того, чтобы в нем жить. Добро всегда побеждает. Массовая литература это ощущение дает взрослому. Человеку, особенно живущему в эпоху крутых, необратимых перемен, необходимы сказки, подтверждающие стабильность мира. Массовая литература выполняет те функции, которые столетия назад выполнял фольклор. Поэтому она не лучше и не хуже классической литературы - у них просто разные задачи.

Вполне закономерным оказывается исследование жанров формульной литературы в контексте общелитературного процесса.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconЗагад приказ
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconЗаседание республиканской научно-методической секции заместителей...
Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconОбразовательная программа художественного и речевого развития детей...
Интеграция творческого процесса более эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать...

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconМежрегиональная конференция «Юность. Наука. Культура»
Диссертационные исследования и распространение научного и педагогического опыта

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconМетодические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconМетодические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconПредложения в методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «юность, наука, культура» iconРостовской области
В целях выявления и поддержки талантливой молодежи, стимулирования интереса обучающихся к углубленному изучению проблем развития...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции