Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт




НазваниеЖил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт
страница1/9
Дата публикации15.05.2014
Размер1.32 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

www.koob.ru



Идрис шах
Мыслители Востока

Смерть указана

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их

насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт.

Он созвал своих учеников и сказал:

"Теперь мы должны отправиться в длительное путешествие. Что-то - я

не знаю что именно - случится в пути. Те из вас, кто усвоил достаточно,

чтобы вступить на эту стадию, могут меня сопровождать.

"Но сначала вы все должны запомнить такую фразу: Я должен умереть

вместо дервиша". Будьте готовы выкрикнуть ее в любой момент, когда

бы я ни поднял обе руки."

Некоторые из его учеников начали шептаться между собой, вдруг

усомнившись в намерениях дервиша. Пятьдесят девять из шестидесяти

учеников оставили его, говоря: "Он знает, что его ждет опасность, и

готовится пожертвовать нами вместо себя!"

Они сказали ему: "Возможно, вы намереваетесь совершить какое-то

преступление, может быть, даже убийство; мы никогда не сможем

следовать за вами на подобных условиях".

Дервиш и его единственный оставшийся спутник отправились в путь.

В это время ужасный и несправедливый тиран захватил город,

лежавший на их пути, незадолго до того, как они вошли в него. Он хотел

укрепить свое правление драматическим актом насилия и призвал своих

солдат.

Он сказал им:

"Схватите какого-нибудь кроткого на вид путника и приведите его для

суда на городскую площадь. Я собираюсь осудить его как злодея.

Солдаты ответили: "Слушаем и повинуемся!" Они вышли на УЛИЦЫ и

схватили первого же чужестранца, которого встретили. Им оказался

ученик дервиша.

Дервиш последовал за солдатами к месту, где восседал король, тогда

как все горожане, уже трепеща от страха, 'брались вокруг под звуки

барабанов смерти.

Ученика бросили перед троном, и король сказал:

"Я решил примерно наказать бродягу, чтобы показать всем, что мы не

потерпим несогласия или попыток бегства. Сейчас ты умрешь."

В этот момент дервиш закричал громким голосом:

"Возьми мою жизнь, о могучий монарх, вместо жизни этого

бесполезного юнца! Я более заслуживаю наказания, чем он, ибо

это я склонил его к бродяжничеству!"

При этом он поднял обе руки над головой, и ученик воскликнул:

"Могущественный повелитель! Прошу, позволь умереть мне, я должен

умереть вместо дервиша!"

Король был крайне изумлен. Он сказал своим советникам:

"Что это за люди, соперничающие друг с другом за право на смерть?

Если это героизм, не воспламенит ли он народ на борьбу против меня?

Посоветуйте, что мне делать."

Посовещавшись несколько секунд, они сказали:

"Павлин Века! Если это героизм, мы мало что можем сделать, кроме

более жестоких действий, пока народ не лишится мужества. Но мы

ничего не потеряем, если спросим этого дервиша, почему он так жаждет

умереть."

Дервиш, когда его спросили, ответил:

"Ваше королевское Величество! Было предсказано, что в этот день на

этом месте умрет человек, и что он воскреснет и станет бессмертным.

Естественно, и я и мой ученик хотим быть этим человеком."

Король подумал: "Я должен делать других бессмертными, когда сам не

бессмертен?"

После минутного размышления он отдал приказ немедленно казнить

себя вместо путешественников. Затем худшие из королевских

приспешников, в погоне за бессмертием, убили себя.

Никто из них не воскрес, и дервиш со своим учеником,

воспользовавшись замешательством, продолжили путь.

Обыденное

Рашид Ситаразад принял группу желающих учиться, чьи головы были

наполнены слухами о его чудесах и возбуждением от того, что они

приблизились к источнику Учения.

Он сказал:

"Пусть один из вас будет вашим представителем и расскажет мне о

ваших чувствах."

Один из пришедших выступил вперед и произнес:

"Мы в возбуждении от Высокого Присутствия, мы страстно стремимся к

Знанию, прикосновение к Традиции возвышает

нас."

Рашид сказал:

"Это верное описание ваших чувств. Поскольку вы все любите

возбуждающее, мне придется дать вам банальное. Вы должны учиться у

жизни. А жизнь - ключ к знанию - это самая банальная вещь на свете.

Вам придется пройти через жизненные ситуации, которые заставят вас

понять жизнь, а не сделают ее более интересной."

Один из присутствующих воскликнул:

"Человек, которого вы просили представить нас, говорил только за себя,

и, что же, все мы должны быть осуждены за его поведение!"

Рашид ответил:

"Он может думать, что говорит за всех. Вы можете думать, что он

говорит только за себя. Однако, есть еще я, согласный с тем, что он

говорит за всех. Вы уже подвергаете сомнению мой авторитет? То, что

вы так поступаете, показывает, что вы жаждете возбуждения, и

подтверждает слова, которые вы пытаетесь опровергнуть!"

Смелость

Некий широко образованный энергичный человек пришел к хакиму

Хуссейни и сказал:

"Я не прошу за себя, но я уверен, что если бы вы были на моем месте и

встретились с моим другом Дилаваром, вы бы поняли, что он ни кто

иной, как суфий, и радостно приняли его и сделали участником в ваших

исследованиях и партнером в занятиях, и наслаждались бы его

восхитительным обществом."

Хаким сказал: "Я действительно восхищен вашей смелостью, ибо сам я

никогда не был в состоянии распознать суфия таким образом, как

распознали вы."

"Поскольку мой круг основывается на иных принципах, принятие

Дилавара вряд ли может быть восхитительным; кроме того, мне

пришлось бы иметь дело исключительно с ним одним, ибо никто из моих

спутников не в состоянии общаться с таким человеком. Путешествие в

зрелость начинается с детства, и если у вас есть группа детей, и вы

знаете, докуда они доберутся, это не означает, что вы можете взять

единственного выдающегося ученика, который в любом случае

нуждался бы в общении с целой группой своих сверстников, что давало

бы ему возможность для необходимого развития.

Ученик Хайдара

Хайдар слышал, как ученик сказал:

"Я рад, что не купил такую-то книгу, ибо теперь достиг Источника

содержащегося в ней знания, тем самым я сэкономил силы и не

потратился зря".

Через год Хайдар вручил ему книгу, сказав при этом:

"Ты служил мне двенадцать месяцев. Цена твоего труда - сотня

дирхемов. Это - стоимость книги.

Ты бы не заплатил сотню серебряных монет за такую скучную вещь, как

книга, и немногие заплатили бы. Однако я сделал так, что тобой

уплачено за нее, и вот она перед тобой.

Верблюд не стоит и гроша, если ты не нуждаешься в нем.

Единственное слово дороже тысячи золотых монет, если оно жизненно

важно для тебя.

Если ты хочешь вернуться к Источнику Бытия, тебе всегда надо будет

делать первый шаг, даже если ты, возможно, испрашиваешь позволения

сделать сотый шаг."

Величайшее Имя

Один факир в Индии спросил суфия, не сообщит ли он ему Величайшее

Имя: Сотое Имя Аллаха. Те, кто знает его, могут совершать чудеса,

изменяя ход жизни и истории. Никто не может знать его, пока не

достоин.

Суфий сказал:

"В соответствии с традицией, я должен сначала подвергнуть тебя

испытанию, которое покажет твои возможности. Ты пойдешь к воротам

города и пробудешь там до вечера, а затем вернешься и опишешь то, что

увидишь."

Факир с воодушевлением сделал так, как было сказано. Когда наступил

вечер, он вернулся и сообщил мудрецу следующее:

"Как мне было сказано, я занял место у городских ворот в состоянии

бдительности. Случай, который произвел на меня самое сильное

впечатление в течение дня, связан с одним стариком. Он хотел войти в

наш город с огромной вязанкой дров на спине.

Стражник настаивал на том, чтобы он заплатил налог на свой товар.

Старик, не имея денег, просил разрешения сначала продать дрова.

Увидев, что старик одинок и беззащитен, стражник заставил его бросить

дрова, которые забрал себе, а старика прогнал жестокими ударами."

Суфий спросил:

"Что ты чувствовал, когда наблюдал это?"

Факир ответил:

"Я еще сильнее желал узнать Величайшее Имя. Если бы я знал его,

обстоятельства для этого несчастного и невинного дровосека сложились

бы иначе."

Суфий сказал:

"О, человек, рожденный достичь блаженства! Я сам узнал Сотое Имя от

моего Мастера, после того, как он проверил мою решимость и выяснил,

кто я: импульсивная, эмоциональная натура или слуга человека; а затем

он провел меня через ситуации, которые позволили мне увидеть мои

собственные мысли и поведение.

Сотое Имя предназначено для служения всему человечеству, во все

времена. Мой Мастер - ни кто иной, как тот дровосек, которого ты видел

сегодня у городских ворот."

Книга мудрости

Симаб сказал:

"Я буду продавать Книгу Мудрости за сто золотых монет, и некоторые

скажут, что это дешево."

Юнус Мармар сказал ему:

"А я предложу ключ к ее пониманию, и почти никто не возьмет его, даже

даром."

Кадудар и паломничество

Некий Каландар в своих странствиях столкнулся с мудрецом Кадударом

и задал ему вопрос, который беспокоил его много лет:

"Почему вы запрещаете своим последователям совершать

паломничество? Как может человек запрещать то, что было указано

Свыше?"

Кадудар, чье имя означает "обладатель тыквы", поднял высушенную

тыкву-горлянку и сказал:

"Можете ли вы запретить этой тыкве быть тыквой? Никто не может

препятствовать выполнению божественного указания; так что, даже,

если кажется, что кто-то делает так, в действительности это невозможно.

"Тем не менее, обязанность Руководителя заключается в том, чтобы

паломничество не совершалось людьми с несоответствующим

внутренним состоянием, так же как служители святыни воспрепятствуют

человеку неподобающего внешнего вида выполнить ритуал поклонения.

Любое паломничество имеет внешнюю и внутреннюю стороны.

Обычный человек поможет паломнику, когда тому нужны деньги или

пища, и поднимет его, если он свалится от слабости на дороге. Человек

Пути, мгновенно определяя аналогичные потребности в сфере

внутренней жизни, вынужден оказывать помощь своим собственным

способом."

Изгнание

Кто-то сказал Бахауддину Накшбанди:

"Изгнание ученика, должно быть, причиняет вам страдание."

Тот ответил:

"Наилучшим способом проверки и помощи ученику, если это возможно,

может быть его изгнание. Если тогда он обращается против вас, у него

есть шанс обнаружить собственную поверхностность и недостатки,

которые привели к изгнанию. Если он прощает вас, он имеет

возможность заметить, нет ли в этом чего-то от святошества. Если он

восстанавливает внутреннее равновесие, он будет в состоянии принести

пользу нашему делу (Учению) и, в особенности, извлечь пользу для себя

самого."

Слова Израэля из Бухары

Учение подобно воздуху.

Человек обитает в нем, но не может осознать через реальное ощущение,

что без него он умер бы.

Он может видеть воздух, лишь когда тот загрязнен, например,

поднимающимся дымом, и по его действию.

Он видит загрязненный воздух, дышит им и воображает, что это чистая

субстанция.

Лишенный его, человек умирает. Однако, когда он задыхается, у него

возникают галлюцинации, он надеется на лекарства, тогда как все, что

ему нужно - воздух.

Он может стать осведомленным о нем, и извлекать больше пользы из

него, осознав, что это - всеобщая субстанция, к которой относятся с

таким невниманием, что никто не замечает ее присутствия.

Страны гуру

Один купец, посетив суфия, сказал ему:

"Некоторые страны прямо-таки полны гуру, духовными учителями с

догматами и теориями определенного рода. Почему лее там, в местных

кругах, так мало суфийских наставников? Почему они, даже будучи

широко известными, оказываются не более чем имитаторами или

повторяют упражнения, данные кем-то еще?"

Суфий ответил:

"Вопроса два - ответ один.

"Индия, например, полна гуру и священнослужителями, а известные

истинные суфии более чем редки потому, что гуру и их последователи

играют, суфии - работают. Без работы суфиев человечество вымерло

бы. Индия - страна заклинателей змей, публичные гуру - заклинатели

людей. Они развлекают людей. Скрытые святые работают для людей.

Поиск тайных учителей -занятие для зрелых. Поиск развлечений -

занятие для детей.

"Разве вы не наблюдали толпы бывших учеников гуру, ежедневно

обступающие нас, и того факта, что ни один из сотни не может быть

принят, ибо они обучены наслаждаться тем, чему должны были быть

обучены учиться?"


Нили

Кто-то разузнал, что Нили не только дает своим ученикам упражнения, и

музыку, и зрелища, но и поощряет чтение книг и собрания/в

экзотических местах.

Этот критик сказал мудрецу:

"Я уж забыл, сколько лет вы боретесь против подобной поверхностности

и мишуры! Теперь же я нахожу, что вы сами используете это в своем так

называемом учении. Немедленно прекратите эту практику или

объясните ее мне."

Нили ответил:

"Я не обязан ни отказываться от нее, ни объяснять ее, но я рад

рассказать вам о ней. Вот причина. Я даю упражнения людям, которые

могут понять, для чего они. Большинство людей этого не понимает, и они

подобны человеку, который пришел в харчевню и влюбился в кухарку

вместо того, чтобы есть суп. Люди неверно воспринимают музыку,

поэтому я лишаю их музыки до тех пор, пока они не смогут извлекать из

нее пользу, а не забавляться ею. Пока они не знают, для чего нужна

музыка, они потребляют ее подобно людям, согревающим свои руки у

огня, на котором можно было бы приготовить что-нибудь съестное. Что

касается окружающей обстановки, то определенные ее виды

культивируются эстетами, которые, таким образом, лишают самих себя

дальнейшей ценности и учат других останавливаться прежде, чем те

получат что-нибудь действительно стоящее. Они подобны людям,

которые, отправившись в паломничество, только и могут думать о числе

сделанных шагов.

Что касается упражнений, то давать их любому сколько-нибудь больше,

чем позволить читать книги, я не могу, пока он не усвоит, что есть нечто

более глубокое, чем поверхностность, когда вдыхают аромат плода и

затем забывают, что он здесь, чтобы быть съеденным. Никто не

возражает против вдыхания аромата, но все скоро умрут, если

откажутся есть."
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconАнгелы или люди?
Долго не мог я взяться за чтение повести-притчи инока Всеволода (Филипьева) «Ангелы приходят всегда». По объёму – это вполне роман....

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconБарбара O'Брайен. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: Операторы и Вещи
И совершенно непонятно: что вот жил себе человек, жил, и вдруг сошел с ума? Об этом и повествует уникальная книга Барбары О'Брайен....

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconПервая наши Атлантические предки
В атлантическую эпоху было невозможно, чтобы решение какого-нибудь важного вопроса было предоставленно человеку, еще не достигшему...

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconВолочиск и Купель еврейские местечки, некогда
Переле Шильман всегда ходила с воспаленными, заплаканными глазами. Отец не пускал своих детей (их у него было трое) в школу по субботам...

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconБиблиографический указатель 368
Индии сказал, что настало время, когда общение СССР с Индией через посредство постороннего языка уже не может удовлетворить повысившиеся...

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconГорода Богов Том 2 Золотые пластины Харати Предисловие
Очень грустно. Я помню, что тогда, 22 августа 1999 года, когда мы — тибетская экспедиция по поискам Города Богов — прибыли в столицу...

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconРуководитель творческого семинара
Трудно выразить свой восторг от открытия, что такой институт действительно существует. Сразу же запомнился адрес: «Тверской бульвар,...

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconА. С. Пушкин (1825) Чувство влюблённости для поэта источник поэтического...
В жизни А. С. Пушкина было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь....

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Оппозиция как теневая власть
Это поколение выработает новый язык, новое видение реальности, новые теоретические подходы и новые принципы организации. Молодым...

Жил некогда дервиш и было у него шестьдесят учеников. Он учил их насколько мог, и вот настало время пройти через новый опыт iconСтанислав Николаевич Славин 100 великих предсказаний
Как составляют свои прогнозы современные специалисты и насколько им можно доверять? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции