Учебно-методическое пособие Нижний Новгород




Скачать 2.25 Mb.
Название Учебно-методическое пособие Нижний Новгород
страница 1/20
Дата публикации 07.10.2014
Размер 2.25 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20








Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2003

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета.
Подготовка педагога к работе классного руководителя в современной школе: Учебно-методическое пособие./Под ред. Е.А. Слепенковой.- Н. Новгород: НГПУ, 2003.- с.

В пособии описывается система практических занятий, направленных на подготовку студентов-будущих педагогов к воспитательной работе в современной школе в качестве классного руководителя. В каждой главе дается подробное изложение содержания темы, описание деловых игр, перечень практических заданий и список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов.

Пособие обобщает творческий опыт работы преподавателей кафедры общей педагогики НГПУ по разработке и апробации перспективных технологий высшего педагогического образования, направленных на активизацию самостоятельной творческой деятельности студентов в обучении и тесную связь обучения с педагогической практикой. В ряде тем отражен опыт работы лучших классных руководителей г. Нижнего Новгорода.

Рекомендуется студентам и преподавателям педагогических вузов и колледжей, классным руководителям, социальным педагогам.
Авторы: Н.С. Зыкова, Л.В. Кильянова, А.В. Повшедный, Г.Г. Сегиновец,

Е.А. Слепенкова, Л.В. Сухова, Ю.Х.Трушина, А.И. Удалов, Л.И. Шилова.
Рецензенты: Н.А. Гвоздева, доцент кафедры педагогики Нижегородского

Государственного лингвистического университета, канд. пед. наук.

А.К. Волков, зам. директора по научной работе школы № 74

г. Н. Новгорода, канд. пед. наук.


УДК 37(07)

ББК 74р 30-0

П 441


© Нижегородский государственный педагогический университет, 2000

© Е.А. Слепенкова и др.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение …………………………………………………. С.4

Глава 1.Воспитатель класса в отечественной школе.

Страницы истории………………………………. С.7

Глава 2. Задачи и содержание работы классного руко-

водителя в современных условиях…………... С.19

Глава 3. Целеполагание и планирование работы клас-

сного руководителя…………………………….. С.27

Глава 4. Педагогическая диагностика и анализ в работе

классного руководителя………………………… С.42

Глава 5. Организация самоуправления в классе ……… С.79

Глава 6. Технология организации групповой деятельно-

сти детей (общие требования) ………………… С.89

Глава 7. Методика организации общеобразовательных

и этических бесед ………………………………. С.101

Глава 8. Подготовка и проведение этических диспутов... С.115

Глава 9. Система работы классного руководителя по про-

фессиональной ориентации школьников ……… С.121

Глава 10. Содержание работы классного руководителя

с родителями учащихся ………………………. С.136

Глава 11. Подготовка и проведение классного родитель-

ского собрания …………………………………… С.149

Глава 12. Активные формы педагогического просвещения

родителей. Технология организации психолого-

педагогического тренинга для родителей …….. С.158

Глава 13. Сотрудничество классного руководителя с

школьным психологом и социальным педагогом .. С.173

Вопросы и задания к зачету ……………………….. С.185

Приложения ………………………………………… С.188

В В Е Д Е Н И Е
В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы как в нашей стране, так и за рубежом. Отражением этой тенденции можно считать введение должности социального педагога, работающего на базе общеобразовательной школы (специалиста по коррекционной педагогике, занимающегося вопросами взаимодействия с родителями, детскими и юношескими организациями и неформальными объединениями, детьми девиантного поведения и др.).

Однако наряду с этим в нашей отечественной школе сохраняется институт классного руководителя как основного воспитателя класса. Дальнейшее его развитие этой должности с учетом современных условий способствует реальному осуществлению личностно-ориентированного воспитания. Без классного руководителя, детально знающего индивидуально-психологические особенности каждого школьника, условия его семейного воспитания, осуществить такой подход эффективно вряд ли возможно. Деятельность классного руководителя в определенной мере отвечает нашим национальным особенностям и позволяет сохранить лучшие национальные традиции общественного воспитания российской школы.

Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка (см.: Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) //Вестник образования. – М.: Просвещение, 1991.- № 8. С. 2-40).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ предусматривает вооружение выпускников педагогических вузов комплексом знаний и умений, обеспечивающих успешность организации воспитательной деятельности в качестве классного руководителя. Они должны «уметь выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания» (см.: раздел 7.1, (п. 1. 2). Ряд нормативных документов Министерства образования РФ последних лет нацеливают педагогов на качественное совершенствование воспитательной работы в школе. (См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы; Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях: Приложение к письму Минобразования России от 21.06.2001г. № 480/30-16.; Минимальный социальный стандарт Российской Федерации. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования: Приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002г.).

В Нижегородском государственном педагогическом университете традиционно уделяется большое внимание подготовке будущих педагогов как воспитателей. Интересный опыт преподавателей вуза в этом направлении отражен в материалах региональной научно-практической конференции «Воспитание будущего учителя в системе высшего образования: идеи, ценности, ориентации» (Н. Новгород, март 2002г.). Уже более 25 лет в университете существует специальный курс, направленный на подготовку будущих учителей к работе классного руководителя. Он не прекращал свое существование даже в период самых кардинальных реформ в системе российского образования 90-х годов ушедшего века, нацеливающих школу на приоритетность образовательных целей и недооценивающих воспитательные. Содержание этого курса отражено в «Программно-методическом комплексе педагогических дисциплин для студентов педуниверситета» (Н. Новгород, 1998, С. 61-66) и в «Методических материалах к курсу «Технология работы классного руководителя»/Под ред. Е.А. Слепенковой (Н. Новгород, 1999). Вопросам подготовки будущих учителей к работе классного руководителя уделяется большое внимание в учебно-методических пособиях университета по организации педагогической практики студентов (см.: Программа педагогической практики студентов III-Y курсов (содержание, структура, организация)/Сост. Л.В. Загрекова и др. – Н. Новгород, 1994; Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: Учебное пособие/Под ред. Л.В. Загрековой. – Н. Новгород, 2002).

Следует отметить, что в последние годы заметно повышается внимание отечественных педагогов к проблемам организации воспитательной работы в школе и подготовке педагогов к этой деятельности. Издано несколько учебно-методических и методических пособий для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений и классных руководителей (см.: Классному руководителю: Учебно-метод. пособие/Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999; Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. – М., 1999; Рожков Л.И.,Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2000; Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000; Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие для классного руководителя. – М., 2000; Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М., 1999).

Однако в них в основном излагается только содержание различных направлений работы классного руководителя, но не раскрывается детально технология обучения студентов профессиональным умениям в том или ином направлении, чему много уделяется внимания в данном учебно-методическом пособии. К каждой теме разработан комплекс практических заданий для самостоятельной работы, направленных на формирование разнообразных профессиональных умений классного руководителя. В пособии представлены авторские разработки учебных деловых игр «Родительское собрание» (гл. 11) и «Психолого-педагогический тренинг для родителей» (гл. 12).

Современный этап профессиональной подготовки педагогов объективно требует создания новых учебных пособий, более соответствующих современным социальным условиям, а в плане методического обеспечения – тенденциям развития современных технологий профессионального образования, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность студентов, ориентирующих в основном не на репродуктивную, а на продуктивную творческую деятельность, обеспечивающих большую личностно-ориентированную направленность всего учебного процесса. В изучении прикладных педагогических дисциплин технологического цикла, к которым относится данный курс, это находит выражение в широком применении имитационного педагогического моделирования в учебном процессе и, в целом, более тесной связи учебного процесса с педагогической практикой, в направленности его на самореализацию личности студента и формирование «Я-концепции успешного педагога-воспитателя» и более эффективное формирование профессиональных умений. Учебно-методическое пособие, изданное в регионе, позволяет более полно отразить интересный перспективный опыт организации воспитательной работы в школах региона (в данном случае в Нижегородской области).

В нашем пособии обобщены творческие поиски преподавателей кафедры общей педагогики НГПУ за последние годы в этом направлении. Оно рекомендуется студентам и преподавателям педагогических вузов и колледжей, классным руководителям, социальным педагогам.

Пособие подготовлено под общей редакцией доцента кафедры Е.А. Слепенковой. Авторы глав: Е.А. Слепенкова (введение, гл. 3,4, 6, 7, 9, 12, 13); Л.В.Кильянова (гл. 2, 6); Повшедный А.В (гл. 1, 11); А.И. Удалов (гл.3, 10); Л.В. Сухова (гл. 5, 6); Ю.Х. Трушина (гл. 9); Н.С. Зыкова (гл. 8); Г.Г. Сениговец (гл. 13); Л.И. Шилова (гл. 11). Авторы будут благодарны за все пожелания и замечания, присланные по адресу: 603905, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, НГПУ, кафедра общей педагогики.

ГЛАВА I

ВОСПИТАТЕЛЬ КЛАССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ.

8 сентября 1802 г. создается Министерство народного просвещения, основной задачей которого явилась разработка нового школьного устава и проведение в жизнь учебной реформы. 5 ноября 1804 года принимается «Устав учебных заведений, подведомых университетам». С этого момента в России начинают существовать планомерно и узаконенно средние государственные учебные заведения, задачами которых становится не только «обучение наукам», но и воспитание нравственное, гражданское, «воспитание духа и тела».

Устав 1804 г. коренным образом изменил прежде всего положение учителя в обществе. Учитель стал считаться на действительной службе императорского величества, государственная же служба в это время считалась почти исключительно привилегией дворянства. В обязанности педагога входило «просвещать разум учеников и научать их как думать, так и поступать разумно, честно и благопристойно, хорошо вызнать свойства и нравы детей, дабы можно было лучше управлять ими»[6,135].

В период правления Николая I, после восстания декабристов, воспитанию в школах начинает уделяться повышенное внимание. Устав гимназий и училищ 1828 г. выдвинул, в этом плане, новые требования к учителям: воздействовать «на юные души воспитанников, служа для них примером благонравия, трудолюбия, ревностного исполнения долга и строгого соблюдения правил чести»; изучать каждого учащегося с целью подбора к нему «приличнейших» средств воспитания, чтобы оно было «истинно действительным и полезным». Такой подход был обусловлен ориентацией русской школы на школу прусскую. Основной целью воспитания в этих условиях явилось формирование преданного, верноподданного гражданина.

Воспитанием в средних учебных заведениях в этот период кроме учителей занимались и надзиратели. Должность надзирателя в средних учебных заведениях вводится в первой половине ХIХ века (иногда употребляется слова «наставник» или «воспитатель»). Но институт воспитателей не был еще официально закреплен в государственных актах. До 1825 года в обязанности надзирателей входило изучение личности ребенка и воспитание в нем добродетели и благонравия. Надзирателей чаще всего назначали из числа немцев, считающихся лучшими воспитателями, приезжавших в Россию в поисках удачи, чаще всего, не имеющих педагогического образования. Общественное мнение склонялось к тому, что следить за порядком и дисциплиной возможно без особых знаний и умений (функции прусского ординариуса почти полностью совпадают с обязанностями классного надзирателя).

В период правления Николая I главной задачей становится воспитание искреннего слуги Отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения заданий педагога и воспитателя. Поэтому основной задачей надзирателей явилось наблюдение за дисциплиной и порядком, а также бдительный надзор за воспитанниками; ведение журнала, где отмечались успехи, проступки, склонности, черты характера учащихся; они должны были занимать детей в свободное время чтением и так далее. В результате в школах вводилась муштра и слежка, физические наказания, по требованию надзирателей детей жестко избивали розгами, имели место даже смертельные случаи [3, 34].

В России впервые должность воспитателя (впоследствии классный наставник) была введена Уставом гимназий и прогимназий 1864 года. В параграфе 10 Устава записано: «При гимназии состоят следующие должностные лица: директор, инспектор, преподаватели, воспитатели, врач, письмоводитель». В каждой гимназии полагалось по два воспитателя: один из низших и другой для высших классов. Воспитатели определялись на одинаковых основаниях с учителями наук и языков. Это должны быть люди основательно образованные, имеющие одобрительные аттестаты об окончании полного университетского курса и свидетельство о том, что ими прослушан особый педагогический курс. Кроме ближайшего надзора за воспитанниками, на воспитателях лежала обязанность помогать начальству гимназии в наблюдении за успехами и нравственностью учащихся, в отсутствии учителей заменять, по возможности, их уроки за особое вознаграждение. В 70-х годах ХIХ века школа еще в большей степени начинает осознаваться не только как образовательное учреждение, но и как воспитательный институт. Устав 1871г. выдвигает в качестве основных приоритетов - усиление воспитательного воздействия гимназии на учащихся, а также «совмещение научно-образовательной и нравственно-воспитательной задач» гимназии. Воспитание и обучение в гимназиях и прогимназиях поставлены в ближайшую связь между собою посредством привлечения директоров и инспекторов к преподавательской деятельности, а учителей к воспитательной в должностях классных наставников.

В циркуляре от 21 августа 1872 г. министр просвещения возлагал особые надежды в деле правильной постановки воспитания и дисциплины на совмещение преподавательских и воспитательских должностей и на институт классных наставников, которые по общему правилу должны были назначаться из числа преподавателей, имеющих наибольшее число уроков в классе. При назначении высших окладов предложено было оказывать предпочтение классным наставникам перед другими преподавателями. Так как классными наставниками назначались, по большей части, преподаватели древних языков, то и в материальном отношении они получали преимущество перед своими коллегами. Для получения должности классному наставнику требовалось ( по Положению 1872 года) свидетельство об окончании уездного, городского или духовного училища.

Министр выражал пожелание, чтобы «институт классных наставников оказался живою, истинно-благотворной силой в наших учебных заведениях, развиваясь соответственно индивидуальности личного состава каждого педагогического совета в отдельности». Инструкция Министерства от 5 августа 1877 г. разъяснила отношения классных наставников к ученикам, родителям и педагогическому персоналу. [4, 533-534, 559].

К сожалению, оплата труда классных наставников, оказалась в неравном положении с оплатой труда учителя-предметника. Классный наставник получал за исполнение обязанностей этого звания по 160 рублей в год. [12, 630]. В сравнении со старшим учителем, который получал в год примерно две с половиной тысячи рублей, труд классного наставника обесценивался. К тому же классные наставники назначались из числа преподавателей и несли в полном объеме учебную нагрузку, хотя в Уставе рекомендовалось ее снизить.

Кроме классного наставника, в гимназиях вводились еще и помощники классного наставника, осуществляющие совместно эту трудоемкую работу. Но необходимо учитывать, что классные наставники и их помощники часто не владели знаниями учебного материала по предметам, не знали психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка, а поэтому и не могли определять, как устранить перегрузку учащихся, какой объем домашних заданий соответствует состоянию здоровья детей и т.п.

Устав 1871 года окончательно утвердил и официально ввел систему классных наставников в гимназиях и прогимназиях. В Уставе 1871 года официально используется понятие «классный наставник в гимназиях и прогимназиях». В разделе о классных наставниках говорится, что директором и инспектором могут стать те преподаватели, которые работали классными наставниками, и при выполнении своих административных функций они обязаны состоять классными наставниками. Классные наставники считаются ближайшими помощниками директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников вверенных каждому из них классов.

«Положение» о женских гимназиях, утвержденное в 1870 году так же предполагало наличие должности воспитательницы класса – классной наставницы» (в просторечье –«классная дама»). Эта должность еще с екатериненских времен существовала в женских институтах благородных девиц и пансионах. Функции их были сходны.

Таким образом, обязанности классного наставника включали следующие функции:

  • следить за развитием каждого ученика и в точности знать его

способности, прилежание, успехи и склонности;

- следить за исправным посещением уроков учениками;

наблюдать, чтобы ученики имели необходимые учебные пособия

и книги, а также осматривать, как ведутся тетради, знать, что

задано каждым преподавателем, какая письменная работа

предстоит ученикам, об этом наставник должен сообщать другим

учителям;

  • ежемесячно проводить комиссии с учителями, работающими в

данном классе, с целью рассмотрения вопросов, связанных с перегрузкой учеников учебными заданиями и их корректировкой;

  • представлять на педагогических советах письменный отчет о

состоянии своего класса, вести классную документацию;

- управлять и развивать религиозное чувство;

- присутствовать на уроках учителей для поддержания порядка;

  • оказывать помощь ученикам после уроков при подготовке

домашнего задания, организовывать дополнительные занятия;

  • воспитывать у учащихся чувство уважения к закону,

преданность Государю и Отечеству;

  • привлекать родителей к воспитанию своих детей

Следует отметить, что обязанности классного наставника во многом соответствуют обязанностям классного руководителя современной общеобразовательной школы.

В конце ХIХ века выявились серьезные недостатки в работе классных наставников. Положение воспитателя в гимназиях, несмотря на прогрессивность принятого Устава 1871 года и приложений к нему, привело к перегрузке наставников мужских гимназий учебными часами, не оставляя места ни для наблюдений, ни для оказания помощи ученикам. Поэтому научные исследования, статьи, монографии по педагогике, где рекомендовалось глубокое изучение личности ребенка, не могли быть использованы в практике из-за отсутствия специальной подготовки воспитателей и времени на эту работу.

Таким образом, отсутствие времени в работе классного воспитателя, перегруженность в ведении классной документации, большое количество часов по своему предмету, общий настрой педагогов на то, чтобы как можно больше дать знаний, не задумываясь об индивидуальных особенностях развития ребенка, приводило к созданию в учебных заведениях атмосферы формализма, безнравственности.

Роль воспитателей на практике обыкновенно ограничивалась чисто внешними наблюдениями за порядком и благоустройством. «И добрых и злых ни во что не ставят, так как образование имеет в школе первенствующее значение, а воспитатели и воспитательницы именно на этот счет слабы. Неумение воспитателей помочь воспитанникам делается предметом то злых, то добродушных шуток», - писал автор статьи «К вопросу о воспитательницах средних учебных заведений» и в журнале «Вестник воспитания» в 1896году. [7,9].

Женские гимназии имели преимущество по сравнению с мужскими. В них работали классные наставницы, освобожденные от преподавания предметов. Но и это мало что меняло в отношении к детям. Классная наставница лишь больше уделяла времени соблюдению чистоты, порядка и «внешнему благонравию». Поэтому и образ классной наставницы превращался в образ тюремной надзирательницы. В воспоминаниях воспитанниц гимназий приводятся клички, которыми они называли своих воспитателей, например «кавалеристская лошадь», «серая крыса». Это достаточно хорошо характеризует отношение детей к своим классным воспитателям.

Характер воспитательной деятельности классной наставницы хорошо передан в инструктивном документе одной из женских гимназий в «Обязанностях классных наставниц, инспектрисы и учащихся гимназии Э.П. Шаффе» (СПб., 1899 г.):

- в первый день учебного года классная наставница измеряет

воспитанниц своего класса и рассаживает их по росту;

- она же заботиться о том, чтобы учащиеся не оставались после звонка; чтобы ученицы выходили из класса и входили в него попарно и без разговоров;

- не позволяет ученицам отказываться от ответа без записи от родителей; она отмечает их в своем журнале;

- следит за тем, чтобы ученицы, собрав все свои учебные пособия, без шума шли одеваться и уходили домой, не бегали по коридорам и залам и т.д.[ 3,98].

В конце ХIХ – начале ХХ в., в следствие развития психологии и реформаторской педагогики, усиливается интерес к личности ребенка, его интересам и потребностям. Однако функции классных наставников остались, по сути дела, теми же, что и по Уставу 1871 г. Важнейшей задачей по-прежнему считалась организация учебного процесса (дисциплина на уроке, посещаемость, организация дополнительных занятий, заданий и др.). Особое внимание уделялось нравственному и патриотическому воспитанию учащихся в духе христианской морали православия и «верности Царю и Отечеству».

В начале ХХ в. начинается целенаправленная организация внеклассной работы, досуга учащихся, проводятся дополнительные занятия по различным предметам, литературные вечера, гимназические кружки и др. Появляются новые формы организации внеклассной работы: кружки по языкам, нумизматике, рисованию, лепке, музыке; постановка спектаклей; литературно-музыкальные, танцевальные вечера, выставки, экскурсии. Вот, например, данные из отчета о внеклассных занятиях и развлечениях учащихся в гимназиях и реальных училищах Московского учебного округа за 1913-1914 гг.: в средних учебных заведениях проводятся занятия по рисованию, лепке, музыке, сказыванию былин, спектакли, литературно-музыкальные вечера, концерты, танцевальные вечера, выставки, секции гимнастики, танца, футбола, игры на биллиарде, занятия по фотографии, кружки стеклодувов, садоводства, экскурсии, исторические и религиозные паломничества, кружки христианской трезвости, хоровые кружки и др. «Дело заполнения досуга учащихся постепенно становится на более прочные основания … является насущным элементом школьной жизни в учебно-воспитательном отношении», - с удовлетворением констатировал окружной инспектор в «Отчете о внеклассных занятиях и развлечениях учащихся в гимназиях и реальных училищах Московского учебного округа за 1913 - 1914 гг.» [9, 1]. Социалистическая революция 1917 года кардинально изменила жизнь всей страны, в том числе и сферы образования.

Начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Строящаяся социалистическая школа не могла автоматически перенести опыт дореволюционного классного наставничества в новых условиях. Это был период, протекавший под знаком отрицания старой школы, поэтому ее опыт, вопреки предостережениям Н.К.Крупской, оценивался только негативно. Отвергались и ликвидировались все атрибуты «старой школы»: классно-урочная система обучения, балльные цифровые отметки, экзамены, кондуит, единая форма, в том числе и должность классного наставника.

В 1923 г. классное наставничество было официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. Однако, ученические организации в середине 20-х гг. в связи с недостатком опыта организаторской деятельности детей, недооценки роли учителя в становлении самоуправления нередко оказывались в состоянии кризиса. Прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам способствовало развитию практики ученического самоуправления в детском коллективе. Учителя наравне с детьми начинают обсуждать вопросы школьной жизни, учебные программы по предметам. В середине 20-х гг. возникает потребность в координации воспитательного института классного руководства в школе появляется групповой руководитель – организатор учебно-воспитательной работы учителей.

История института классных руководителей, первоначально - «групповодов» - официально начинается в советской школе с 1931 г., когда Наркомпрос РСФСР утвердил «Инструкцию групповоду ФЗС и ШКМ», в которой определялись их основные функции и обязанности. После переименования учебных групп в классы (на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 «О структуре начальной и средней школы в СССР») групповоды стали называться классными руководителями. Первое Положение о классных руководителях было утверждено в 1934 году Наркомпросом РСФСР.[10, 414].

Классный руководитель в этот период не только осуществлял воспитательные функции, кроме того, часто брал на себя родительские обязанности, заботясь не только об успеваемости и поведении ребенка, но и о его здоровье, еде, одежде, самоорганизации и многом другом. Это проявилось особенно ярко во время Великой Отечественной войны.

В конце 50-х годов, в период усиления связи школы с жизнью, учителям и учащимся предоставляется большая свобода в проявлении творческой инициативы, в развитии самодеятельности в учении, труде, в организации дел по интересам, возрастают воспитательные функции школьных и классных коллективов, разновозрастных объединений по интересам, комсомольских и пионерских организаций. Такой подход позволил повысить роль классных руководителей в развитии ученического самоуправления, отказаться от опеки над ребятами в старших классах.

Положением «О классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением», принятым в 1960 году, перед классным руководителем поставлены задачи воспитания у учащихся глубоких коммунистических убеждений, трудолюбия, коллективизма, всестороннего развития учащихся и вовлечения их в активную общественно полезную работу.

Методическое письмо «О работе классного руководителя» Министерства просвещения СССР» 1974 года подробно определило функции, содержание, основы методики деятельности классного руководителя. Следует отметить, что в это время организации воспитательной работы в школе уделялось большое внимание.

В 80-х годах улучшилось методическое обеспечение работы классного руководителя: появилась серия книг «Библиотека классного руководителя», с 1981 по 1990 г. вышло 10 выпусков ежегодного пособия «Спутник классного руководителя». Однако в сфере деятельности классного руководителя наблюдались и негативные явления: слабая вузовская подготовка педагога к классному руководству, перегруженность учебной работой, отсутствие материальной заинтересованности, неохватность функций, жесткая унифицированность рекомендаций.

Позитивное влияние на организацию воспитательной работы в школе

80-х годов оказало движение, начатое педагогами-новаторами и получившее название «педагогика сотрудничества». Идеи «педагогики сотрудничества» ориентировали всех педагогов, в том числе и классных руководителей, на более демократическую позицию, максимальное развитие инициативы детей, их творческих способностей, умений самоорганизации в групповой деятельности.

В эти годы через Всероссийский лагерь комсомольского актива «Орленок» достаточно широкое распространение получает методика коллективных творческих дел (КТД), разработанная педагогом-ученым, доктором педагогических наук И.П. Ивановым. Это была детально разработанная, оригинальная технология организации воспитательной работы с детьми, стимулирующая их творческую инициативу и самоуправление в общественно-ценной деятельности. В тех школах, где педагоги восприняли демократическую и гуманистическую сущность этой технологии, развивалось ученическое самоуправление очень высокого уровня организации. В качестве примера можно назвать школу № 825 г.Москвы (директор – В.Н. Караковский), № 91 г. Нижнего Новгорода (директор – Ю.М. Богданов). Позиция классного руководителя в таких школах резко менялась. Из руководителя класса он превращался в помощника организации детского самоуправления. К сожалению, достоянием действительно массовой педагогической практики эта эффективная методика так и не стала, позиция значительного числа классных руководителей так и оставалась авторитарной.

Кардинальное реформирование сферы отечественного образования в период перестройки 90-х годов ушедшего века, смена идеологических ориентиров привели к явному приоритету ценностей образования и недооценке воспитания в школах. Закон «Об образовании» 1992 года, юридически закрепивший процессы демократизации, гуманитаризации и дифференциации сферы образования, предоставил учебным заведениям большую самостоятельность в организации педагогического процесса. В условиях идеологической неопределенности, жесточайшего экономического кризиса и незрелой посттоталитарной демократии это привело к пренебрежению целенаправленной организацией воспитательной работы в школах. Последовавший вслед за этим на фоне усиления социальной нестабильности всплеск детской безнадзорности, преступности, наркомании, массовый уход в религиозные секты и т.п. убедительно показал все пагубные последствия этого пренебрежения. Начало нового века проходит под лозунгом «Возрождение воспитания».

В 1999 году Министерство образования Российской Федерации утверждает специальную «Программу развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.», направленную на повышение социального статуса воспитания в системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений [11, 7].

Современный этап общественного развития страны требует разработки качественно новых подходов к организации воспитательной работы в школе и деятельности классного руководителя. Становится все более очевидным, что без классного руководителя, интегрирующего в себе все воспитательные воздействия социума, задач личностно-ориентированного воспитания подрастающего поколения в сложных современных условиях не решить.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon Учебно-методическое пособие для студентов Нижний Новгород 2009
Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н. Новгород: нгпу, 2009. 42с
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon Учебно-методическое пособие Нижний Новгород, 2012
Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon Учебно-методическое пособие Н. Новгород
...
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Печатается по решению редакционно-издательского...
История России: основные термины и понятия: Учебное пособие / Составитель к и н. Н. Н. Грехова. Н. Новгород, 2007. 33 с
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon По теории и методике обучения математике Учебно-методическое пособие Нижний
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon План-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород icon Литература для чтения по дисциплине «Гендерная психология»
Семенова Л. Э. Гендерная психология: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: нгпу, 2012. 49 с. (библиотека нгпу)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции