Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание




Скачать 383.44 Kb.
Название Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание
страница 1/3
Дата публикации 12.05.2014
Размер 383.44 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
  1   2   3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Аленушка»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«Незабудка»
(система патриотического воспитания детей дошкольного возраста)
Содержание:

  1. Концепция воспитательной системы.

  2. Описание основных способов достижения целей воспитательной системы.

  3. Управление образовательным учреждением, как воспитательной системой.

Приложения.
Авторы:

Самохина Елена Владимировна – заведующий

Пузина Ольга Николаевна – старший воспитатель

Радченко Елена Вячеславовна – музыкальный руководитель

Макарова Галина Сергеевна – музыкальный руководитель

Санжарова Валентина Николаевна – инструктор по физической культуре.
Контактная информация:

тел. 8(86393) 2-17-10

E-mail: alenushka@konst.donpac.ru

Адрес: 347250 ул. Комарова 64/49, г. Константиновск, Ростовская обл.


  1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, образование новых молодежных групп и течений (скинхеды, неформалы, фолкеры, готы, эмо и др.). Средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. Приняты нормативные документы по данной проблеме: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является «воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666)

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое патриотическое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия.

Принимая во внимание тот факт, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, перед педагогическим коллективом МБДОУ № 1 «Аленушка» остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Мы назвали свою воспитательную систему «Незабудка» (Приложение 1). Так как, именно незабудка, во многих странах - цветок постоянства и верности. В России цветок незабудки — символ памяти. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к родной земле, у ребенка появляется чувство гордости за свою Родину. А знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов.

Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

Схема 1

Взаимодействие компонентов воспитательной системы


  • педагогическое целеполагание - совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;

  • системообразующая деятельность: принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой;

  • субъекты деятельности: педагоги, дети и родители (законные представители);

  • отношения - механизмы взаимодействия воспитательной системы МБДОУ с социумом;

  • управление - обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.


Цель нашей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.

  2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

  3. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае.

  4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.

  5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского казачества.


В методологической основе Концепции воспитательной системы детского сада лежат ключевые позиции следующих концепций:

  • Концепция дошкольного воспитания (В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

  • Педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт) – Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) Воспитание человека, формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России, как великой державы.


Воспитательная система МБДОУ № 1 «Аленушка» охватывает весь педагогический процесс, объединяя различные виды деятельности и общение за пределами детского сада. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе МБДОУ способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности дошкольников:

  • принцип природосообразности - принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;

  • принцип культуросообразнсоти - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;

  • принцип сотрудничества - взаимодействие педагогов и детей в продвижении к определенным целям;

  • системно-структурный подход - означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;

  • комплексный подход - включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;

  • организационно-деятельностный подход - предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый ребенок проявляет активность, инициативу, творчество, стремиться к самовыражению;

  • личностно-ориентированный подход - признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка;

Таким образом, выстраивается воспитательная система МБДОУ, направленная на включение каждого ребенка в различные виды деятельности: учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую.

Согласно целям и задачам воспитательной системы, а так же исходя из интересов и потребностей детей, воспитательная система детского сада представлена пятью составляющими:
Предметно-развивающая среда.

Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
Учебная деятельность.

Учебная деятельность, согласно Концепции воспитательной системы, должна быть представлена циклом занятий познавательного, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками: «Наша Родина – Россия», «Родные русские мотивы», «Эх, Донские казаки», « Наши защитники», « Знамя победы», « Моя семья». Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок.
Досуговая деятельность.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности предлагается использование дидактических и народных игр, театрализованной деятельности, бесед, выставок, конкурсов. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия.
Дополнительное образование.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам и студиях. Работа в кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.

Взаимодействие с социумом.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учредений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ, так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания.
Управление воспитательным процессом осуществляется в следующем порядке:

1.    Формирование социального заказа в виде целей и задач.

2.    Осуществление воспитывающей деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

3.    Решение специальных воспитательных задач – взаимодействие со вспомогательными службами.  

Формирование социального заказа осуществляется при взаимодействии заведующего, Совета ДОУ, Совета педагогов:

Заведующий МБДОУ  осуществляет руководство МБДОУ на основе нормативных документов и собственной позиции, выражает заказ властных органов, как на государственном, так  и на местном уровне.

Совет ДОУ состоит из родителей, представителей педагогического коллектива МБДОУ. Совет ДОУ выражает заказ со стороны родителей и детей, определяет основные направления воспитательной работы и ключевые мероприятия.

Совет педагогов  ставит педагогические задачи в воспитательной работе, подводит итоги и анализирует результаты, вносит коррективы в план воспитательной работы.

  Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются:

Старший воспитатель МБДОУ - осуществляет организационное, методическое и диагностическое руководство воспитательной работой.

Воспитатели - осуществляют воспитательную работу с группами на  коллективном и индивидуальном уровне, помогают в проведении общих мероприятий в МБДОУ, ведут работу с родителями.

Специалисты МБДОУ - реализуют воспитательную систему через работу с микро-группами и отдельными воспитанниками, проводят тематические мероприятия в МБДОУ.

Родительская общественность - помимо деятельности, традиционно присущей родительским комитетам, родители принимают активное участие в подготовке праздников и других совместных дел.

 К вспомогательным службам относятся те элементы воспитательной системы, которые осуществляют специализированное воздействие, работают по определенным программам, к ним относятся привлеченные специалисты, Попечительский совет МБДОУ.

Схема 3
Схема управления воспитательной системой



  1. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Цель воспитательной системы «Незабудка» заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.

  2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

  3. Формирование представлений о России как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае.

  4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.

  5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского казачества.


К основным способам достижения данной цели и задач относятся:
2.1. Создание предметно-развивающей среды.
Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система «Незабудка» предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом. (Приложение 2)
В рекреациях ДОУ находятся:

  • Галерея «Моя Россия», в которой находится мини-музей «Российские промыслы», фотовыставка «Константиновск - вчера и сегодня», символика России, Ростовской области и Всевеликого войска Донского. Гордостью нашей галереи являются пейзажи Донской природы, написанные художником Константиновского района Есиповым Н.И. и выпускником нашего ДОУ Кирияк Николаем.

  • Комната казачьего быта, в которой представлены предметы старины и быта Донских казаков.

  • Мини-музеи: «Казачья горница», «Донской хуторок», «Донская кухня»

Значимость использования музейной педагогики очень велика, так как здесь дети не только рассматривают выставленные экспонаты, знакомятся с подлинными вещами или их аналогами, слушают рассказы экскурсовода, но и сами пробуют свои силы в образе экскурсовода, задают вопросы, размышляют. Посещение таких экспозиций позволяет ребенку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России и Донского края.

В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские и казачьи костюмы.

Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь оформлены папки с теоретическими и практическими материалами в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Для воспитанников оборудована витрина: «Россия – Родина моя». Перечень книг меняется в соответствии с тематикой.

Во всех возрастных группах имеются центры:

  • патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В центрах широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Ростовской области, России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;

  • драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности;

  • изо-деятельности оснащены необходимым материалом для изобразительного творчества. В данных центрах есть так называемые «полочки красоты», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства;

  • центр «Учимся строить» оснащенные тематическими строительными наборами: «Кремль», «Мой город», «Русская изба».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon «Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon "Познакомьте с родным городом и воспитайте чувство патриотизма у своего ребенка"
Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания программы "Детство" проходит задача необходимости воспитания...
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon Программа разработана на основе исследований, проведен­ных в лаборатории...
Института дошкольного вос­питания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований...
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon План мероприятий Месячника патриотического воспитания №
Открытие месячника патриотического воспитания. «Покуда сердца стучат, помните!» Вечер, посвящённый 70-летию снятия блокады Ленинграда...
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon 22. Методы обучения. Определение, классификация и характеристика....
Метод обучения система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение...
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Введение: Актуальность воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста в научно- педагогической литературе
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon В 2012 2013 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась...
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России
Воспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание icon Образовательная программа мбоу оош №19 г. Кирова
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей. Ведущие направления обучения,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции