Скачать 383.44 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Аленушка» ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Незабудка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Содержание:
Приложения. Авторы: Самохина Елена Владимировна – заведующий Пузина Ольга Николаевна – старший воспитатель Радченко Елена Вячеславовна – музыкальный руководитель Макарова Галина Сергеевна – музыкальный руководитель Санжарова Валентина Николаевна – инструктор по физической культуре. Контактная информация: тел. 8(86393) 2-17-10 E-mail: alenushka@konst.donpac.ru Адрес: 347250 ул. Комарова 64/49, г. Константиновск, Ростовская обл.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, образование новых молодежных групп и течений (скинхеды, неформалы, фолкеры, готы, эмо и др.). Средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. Приняты нормативные документы по данной проблеме: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является «воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666) Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое патриотическое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия. Принимая во внимание тот факт, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, перед педагогическим коллективом МБДОУ № 1 «Аленушка» остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Мы назвали свою воспитательную систему «Незабудка» (Приложение 1). Так как, именно незабудка, во многих странах - цветок постоянства и верности. В России цветок незабудки — символ памяти. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к родной земле, у ребенка появляется чувство гордости за свою Родину. А знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов. Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов: Схема 1 Взаимодействие компонентов воспитательной системы
Цель нашей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
В методологической основе Концепции воспитательной системы детского сада лежат ключевые позиции следующих концепций:
Воспитательная система МБДОУ № 1 «Аленушка» охватывает весь педагогический процесс, объединяя различные виды деятельности и общение за пределами детского сада. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе МБДОУ способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности дошкольников:
Таким образом, выстраивается воспитательная система МБДОУ, направленная на включение каждого ребенка в различные виды деятельности: учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую. Согласно целям и задачам воспитательной системы, а так же исходя из интересов и потребностей детей, воспитательная система детского сада представлена пятью составляющими: Предметно-развивающая среда. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Учебная деятельность. Учебная деятельность, согласно Концепции воспитательной системы, должна быть представлена циклом занятий познавательного, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками: «Наша Родина – Россия», «Родные русские мотивы», «Эх, Донские казаки», « Наши защитники», « Знамя победы», « Моя семья». Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок. Досуговая деятельность. Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности предлагается использование дидактических и народных игр, театрализованной деятельности, бесед, выставок, конкурсов. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия. Дополнительное образование. Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам и студиях. Работа в кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества. Взаимодействие с социумом. Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учредений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ, так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания. Управление воспитательным процессом осуществляется в следующем порядке: 1. Формирование социального заказа в виде целей и задач. 2. Осуществление воспитывающей деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. 3. Решение специальных воспитательных задач – взаимодействие со вспомогательными службами. Формирование социального заказа осуществляется при взаимодействии заведующего, Совета ДОУ, Совета педагогов: Заведующий МБДОУ осуществляет руководство МБДОУ на основе нормативных документов и собственной позиции, выражает заказ властных органов, как на государственном, так и на местном уровне. Совет ДОУ состоит из родителей, представителей педагогического коллектива МБДОУ. Совет ДОУ выражает заказ со стороны родителей и детей, определяет основные направления воспитательной работы и ключевые мероприятия. Совет педагогов ставит педагогические задачи в воспитательной работе, подводит итоги и анализирует результаты, вносит коррективы в план воспитательной работы. Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются: Старший воспитатель МБДОУ - осуществляет организационное, методическое и диагностическое руководство воспитательной работой. Воспитатели - осуществляют воспитательную работу с группами на коллективном и индивидуальном уровне, помогают в проведении общих мероприятий в МБДОУ, ведут работу с родителями. Специалисты МБДОУ - реализуют воспитательную систему через работу с микро-группами и отдельными воспитанниками, проводят тематические мероприятия в МБДОУ. Родительская общественность - помимо деятельности, традиционно присущей родительским комитетам, родители принимают активное участие в подготовке праздников и других совместных дел. К вспомогательным службам относятся те элементы воспитательной системы, которые осуществляют специализированное воздействие, работают по определенным программам, к ним относятся привлеченные специалисты, Попечительский совет МБДОУ. Схема 3 Схема управления воспитательной системой
Цель воспитательной системы «Незабудка» заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
К основным способам достижения данной цели и задач относятся: 2.1. Создание предметно-развивающей среды. Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система «Незабудка» предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом. (Приложение 2) В рекреациях ДОУ находятся:
Значимость использования музейной педагогики очень велика, так как здесь дети не только рассматривают выставленные экспонаты, знакомятся с подлинными вещами или их аналогами, слушают рассказы экскурсовода, но и сами пробуют свои силы в образе экскурсовода, задают вопросы, размышляют. Посещение таких экспозиций позволяет ребенку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России и Донского края. В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские и казачьи костюмы. Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь оформлены папки с теоретическими и практическими материалами в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Для воспитанников оборудована витрина: «Россия – Родина моя». Перечень книг меняется в соответствии с тематикой. Во всех возрастных группах имеются центры:
|
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... |
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
||
"Познакомьте с родным городом и воспитайте чувство патриотизма у своего ребенка" Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания программы "Детство" проходит задача необходимости воспитания... |
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории... Института дошкольного воспитания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований... |
||
План мероприятий Месячника патриотического воспитания № Открытие месячника патриотического воспитания. «Покуда сердца стучат, помните!» Вечер, посвящённый 70-летию снятия блокады Ленинграда... |
22. Методы обучения. Определение, классификация и характеристика.... Метод обучения система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение... |
||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста |
Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Введение: Актуальность воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста в научно- педагогической литературе |
||
В 2012 2013 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась... Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России |
Образовательная программа мбоу оош №19 г. Кирова Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей. Ведущие направления обучения,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |