Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков»




Скачать 222.81 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков»
Дата публикации18.05.2014
Размер222.81 Kb.
ТипДоклад
literature-edu.ru > Психология > Доклад
Ургубамахинская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков»



Автор: Заместитель директора

по воспитательной работе

Гаджиева П.И.

Саморазрушающее (аддиктивное) поведение детей и подростков

Понятие «аддиктивного поведения». Факторы риска.

Алкоголизм.

Наркомания.

В ходе реформ в современной России материальные потребности у определенных людей резко возросли, а социальные и духовные сократились, вся структура общества разрушилась. Экономические отношения перестали контролироваться нормами культуры и нравственности. Собственность стала самоцелью. Самым доходным видом бизнеса стали деструктивные развлечения, которые ведут к вымиранию нации.

Среди многих проблем России одно из важнейших мест заняли проблемы аддиктивного поведения современной молодежи. Наркомания, алкоголизм, токсикомания и другие отрицательные явления стали угрожать здоровью населения всей страны. Данные явления начали распространяться на территории России угрожающими темпами. В решении данных проблем появилась необходимость системной работы, ориентированной на использование всего арсенала профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер.

1. Понятие «аддиктивное поведение». Факторы риска

Аддиктивное поведение детей и подростков – это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Аддиктивное поведение (от англ.addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ, приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

2. Алкоголизм

Под алкоголизмом понимают хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Пьянство – это чрезмерное употребление алкоголя не обязательно в рамках хронического алкоголизма.

Алкоголики – это «интенсивные пьяницы, зависимость которых от алкоголя достигает такой степени, что возникают явные психические нарушения или конфликты в физическом и психическом здоровье. Алкогольное опьянение проявляется психическими, неврологическими и соматическими нарушениями.

Психическая зависимость – патологическое стремление к опьянению, преследующее цель устранить чувство дискомфорта. Чаще психическая зависимость проявляется:

- у незрелой личности, склонной искать защиту, поддержку, неспособной принимать состоятельно обдуманные и рациональные решения.

- при специфическом характере выполняемой деятельности (нервные перегрузки, служебные и творческие неудачи, неудовлетворенность личной жизнью).

Алкоголизм у детей и подростков

В последнее десятилетие особую тревогу вызывает «омоложение» алкоголизма, которое обуславливается, в первую очередь, кризисными социально-экономическими изменениями в стране. Рассмотрим психологическую специфику подросткового и юношеского алкоголизма.

Большинство семей детей алкоголиков находится за чертой бедности. Государство, по существу, полностью отказалось от существовавшей системы профилактики алкоголизма и наркомании. Средства массовой информации до определенного времени соревновались в рекламе крепких спиртных напитков, в настоящее время продолжается реклама на пиво. Наблюдается увеличение криминальных, аморальных и неполных семей с искореженной системой воспитания. Растет беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, преступность несовершеннолетних…

В силу вышесказанного социально-экономический аспект следует рассматривать как ведущий, но не решающий фактор «омоложения» алкоголизма. Другим фактором в этом процессе являются органические поражения головного мозга, мозговые инфекции, тяжелые отравления, перенесенные первые годы жизни, неблагоприятные воздействия окружающей среды, криминальная, аморальная, неполная семьи, умственная отсталость. Как показали результаты опросов среди подростков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких молодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и неприятие их взглядов и принципов. Очень часто общение с родителями вызывает у подростков сильные стрессы, они не получают поддержки со стороны семьи. Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине злоупотребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными к совершению правонарушений.

Следующим немаловажным фактором приобщения детей и подростков к алкоголю являются специфические особенности поведения, характерные для данного возраста, в частности потребность к группированию со сверстниками из потребности идентификации с ними. Употребление спиртного становится характерным занятием для определенной группы, поэтому подросток, который хочет стать членом такой компании, также начинает пить. Употребление алкоголя – это важная часть роли взрослых, которую им так не терпится играть. Это своеобразный ритуальный обряд перехода во взрослый мир. Очень часто употребление алкоголя подростками является реакцией на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определенное время освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства, преодолеть общественные запреты. Как показали исследования, злоупотребляющие алкоголем, испытывали чувство неудовлетворенности собой, отличались безответственностью, незрелостью представлений о жизни, замкнутостью,

ненадежностью, эгоистичностью, недоверчивостью и неприятием норм и правил.

Не все молодые люди, иногда позволяющие себе крепко выпить, становятся потенциальными алкоголиками. Проблемная ситуация возникает тогда, когда молодой человек начинает выпивать в основном по психологическим причинам, а не просто за компанию или по поводу какого-либо события. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение говорит о существование серьезных личностных проблем. Такие подростки плохо контактируют с членами семьи и одноклассниками, хуже учатся, более склонны к совершению правонарушений, реже участвуют во внеклассных мероприятиях, чаще не ночуют дома. Очень не многие из них пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в их поведении видна психологическая неуравновешенность, которая заставляет выражать протест или искать убежища от проблем с помощью спиртного.

Эти и другие обстоятельства составляют важнейшие предпосылки подросткового и юношеского алкоголизма, способствующие более раннему усвоению алкогольных традиций, установок, на фоне которых формируются все психические процессы и личность в целом.

Б.С.Братусь, анализируя динамику психического развития детей, злоупотребляющих спиртным, обратил внимание, что дошкольный период не вызывает особых опасений у воспитателей: дети подвижны, охотно общаются со сверстниками, их ведущая деятельность соответствует возрасту. Однако иногда отмечается повышенная возбудимость или истощаемость, несколько изменен и характер их игр: в них больше присутствуют мотивы наказания, элементы жестокости, что, прежде всего, можно отнести за счет влияния микросреды. Вследствие семейного неблагополучия эти дети попадают в группу социально и педагогически запущенных, и их подготовка к школе оказывается не достаточной по сравнению с нормой: они менее приспособлены к учебе и школьным требованиям поведения. Их основные отличия от нормы обычно сводится к тому, что они более утомляемы, более нетерпеливы, возбудимы и раздражительны, не способны к длительному сосредоточению внимания, к длительным психическим нагрузкам. Оказывается, им трудно учится, уже к младшему подростковому возрасту у них появляются трудности в поведении, они становятся нарушителями спокойствия в классе, больше, чем другие, тянутся к уличным компаниям, имеют склонность рано приобщаться к алкоголю.

По мере усложнения школьной программы таким детям становится все труднее усваивать школьную программу. Их умственная работоспособность ограничивается 15-25 минутами, вторая половина урока проходит мимо их внимания. Они становятся невнимательными, отвлекаются, отвечают невпопад. Все это вызывает осуждение, раздражение учителей, насмешки со стороны сверстников и стойкое негативное отношение к ним. Такому ребенку не под силу бывает самостоятельно справиться с выполнением домашнего задания без дополнительной помощи взрослых. В неблагополучной семье подобная помощь, как правило, отсутствует. Отсюда раздражение, недовольство родителей и обвинения ребенка в лени, тупости, глупости, нередки различные наказания – от лишения каких-либо благ до физического наказания.

В результате важнейшие потребности ребенка этого возраста, тесно связанные с его учебной деятельностью (потребность в одобрении взрослых, окружающих, родителей, сверстников, потребность в самоуважении и пр.), начинают ущемляться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт.

Выходы из этого положения могут быть различными и, к сожалению, далеко не всегда благополучными: иногда такой ребенок становится на время забитым, подобострастным, тихим, иногда, напротив, стремится компенсировать недостатки учебы бравадой, дерзостью, выходками на уроке; иногда – ролью постоянного шута в классе; иногда, если позволяют физические силы, - драками.

Наблюдения показывают, что именно с подросткового возраста эти дети начинают злоупотреблять алкоголем. Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отягощенного психического развития выбирает в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь. Как правило, им выбирается не алкоголь, а компания, группа, в которой обязательным элементом общения, времяпровождения является выпивка. Это компания, группа, которую в литературе называют по-разному – уличной, дворовой, асоциальной и т.п. Эти группы могут быть однородными по возрасту или разнородными, с двумя-тремя старшими заводилами. Чем же привлекают эти группы, почему из широкого спектра предметов, отвечающих потребностному состоянию подростка, (часто неосознанным желаниям личностного общения, самоутверждения, взрослости и т.п.) выбирают именно алкоголь?

Главным здесь является то, что в уличной микросреде подростки, если ни в каком другом месте не находят реального поля для самоутверждения, могут обрести наконец, высокий социальный и личностный статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать в школе, ни в своей семье, ни в какой – либо социально приемлемой внешкольной деятельности. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он не просто проводит досуг, а находит средство для самовыражения. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживается ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т.п. Употребление же алкоголя имеет здесь особое значение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. Потребление спиртных напитков, в свою очередь, требует денег, которые у подростков, только начинающих самостоятельную жизнь, либо очень мало, что толкает группу на первые выраженные асоциальные, криминальные поступки. Алкоголизм среди детей и подростков изначально групповой по своему характеру. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители для разворачивания своеобразного подросткового алкогольного театра.

С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, в историях больных ранним алкоголизмом это противодействие микросреде ограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговора, порицания, административное воздействие), либо их «пуганием» последствиями алкоголизма, пагубными перспективами связи с «другой компанией». Подобные меры, будучи негативными, не могли оградить подростка от уличной компании. Эти меры не сочетались с психологически обоснованными запросами подростка социально приемлемого стиля жизни и таких форм деятельности, в которых они могли бы быть успешными и удовлетворяли их эмоциональные чувства и социальные ожидания. Уличная компания, пусть в извращенной форме, но давала им все необходимое. В подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии окружающих взрослых лишь увеличивали внутреннюю сплоченность компании, отрезая подростку или, во всяком случае, крайне затрудняя путь возвращения к благополучному детству.

Внешние черты личности подростка, для которого затруднен возврат в благополучную среду, достаточно подробно описаны клиницистами. Они отмечают, что больным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, депрессивные реакции, нарушение социальной адаптации, узость интересов, асоциальные тенденции, циничность, эмоциональная холодность, утрата привязанности к семье и т.п. Для целей криминологического исследования следует особо отметить такие черты подростков – алкоголиков, как подозрительность, недоверчивость, повышенная мнительность, необоснованная ревность, готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становиться ведущим мотивом поведения. Все перечисленные качества действительно приводят к усилению репрессивных мер по отношению к подростку или полному дистанцированию и изоляции его от общества, тем самым провоцируя бродяжничество или раннюю криминализацию.

Подростковый алкоголизм и правонарушения

Педагоги, психологи ошибочно считают, что есть только один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно – совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения по формуле: алкогольное опьянение – потеря социального контроля – преступление. У несовершеннолетних преступников чаще действует другой механизм, а именно: потребность в алкоголе – корыстное преступление – алкогольное опьянение. Свыше 35 % совершается несовершеннолетними в трезвом состоянии, но для добычи средств на приобретении алкоголя. Алкоголизация подростков, как правило, носит групповой характер, отсюда и связь с групповыми преступлениями. Потребность во взрослом самоутверждении разворачивает другой механизм: потребность в самоуважении – групповой алкогольный эксцесс – групповое преступление. По этой форме совершаются многие так называемые «свадебные преступления», преступления в период проводов в армию, а также в вечернее и ночное время, когда группа «расслабляется» после удачного дела. Здесь возможны акты поножовщины, использование огнестрельного оружия.

Существенны психологические различия между алкоголиками – преступниками и не преступниками. Не преступников отличает, то, что среди них преобладают лица, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе.

Среди алкоголиков - преступников преобладают те, которые характеризуются высокой активностью, выраженностью защитных механизмов в форме отрицания тревоги, что не позволяет им адекватно определить возможности неблагоприятных последствий собственных действий. У них отсутствует взвешивание и анализ различных вариантов своего поведения, а возникшие побуждения непосредственно реализуются в поступках. Для таких правонарушителей типичны выраженные влечения к аффективным переживаниям, стремление к риску, «острым ощущениям» и т.п. Среди несовершеннолетних преступников В.Ф. Пирожков (1998) выделяет следующие типы и мотивацию потребления алкогольных напитков:

- начинающие пить из любопытства;

- употребление алкоголя в целях самоутверждения;

- любители «кайфа»;

- алкогольные эстеты;

- бравирующие;

- страдающих алкогольной болезнью.

Развитие алкоголизма начинается с безобидного употребления алкоголя из любопытства. Часть подростков, удовлетворив свое любопытство, больше никогда алкоголь не употребляет. У других же состояние алкогольного опьянения приобретает личностный смысл – выпивка становиться средством самоутверждения. Такие алкогольные эксцессы носят групповой характер, должны иметь аудиторию, в глазах которой необходимо самоутвердиться. Группа алкоголизирующих подростков легко превращается в «скоп», избрав для самоутверждения пьяный кураж, хулиганство, демонстрацию силы, совершение актов вандализма, драки, поножовщину.

Любители кайфа, а также алкогольные эстеты. У данной группы употребление спиртного входит в традиционные ритуалы в качестве досуга, у которых социальная, групповая зависимость дополняется психологической зависимостью. Первые пьют, чтобы испытать алкогольную эйфорию, а вторые подкрепляют употребление алкоголя своими теориями: что и как предпочтительней пить, чтобы получить удовольствие и наслаждение. Алкогольным эстетам свойственно вовлечение в пьянство девушек, их спаивание, организация притонов, совершение актов изнасилований. У групп «любителей кайфа» и «алкогольных эстетов» криминальное поведение становится дополнением к алкогольным эксцессам, поскольку только употреблением алкоголя полностью заполнить досуг невозможно.

В отличие от мужского алкоголизма женский алкоголизм имеет свою специфику. Он развивается по преимуществу у лиц с узким кругом интересов, ограниченными семейно – бытовыми связями. Алкоголизм у девочек – подростков и у женщин протекает более злокачественно, с быстрой деградацией личности, с огрублением, угасанием родственных привязанностей, интеллектуальным снижением.

Завершая анализ подросткового и юношеского алкоголизма, Б.С. Братусь резюмирует, что болезнь не уничтожает личность как таковую, но глубоко извращает, деформирует её. В результате образуется собственно аномальная личность, т.е. не способная ни к творчеству, ни к позитивной свободе, ни к вере, ни к ответственности, ни к любви – словом, не способная ориентировать, направлять и организовывать жизненное развитие как процесс приобщения к родовой человеческой сущности.

3. Наркомания

Нарушения поведения у детей с риском наркотизации и формирования зависимости.

Саморазрушающее (аддиктивное) поведение

Основные тенденции динамики аддиктивного поведения заключаются в следующем: на протяжении всего последнего, десятилетнего периода отмечался непрерывный рост:

вовлеченности старших подростков в употребление наркотических и токсических веществ, злоупотребляющих алкоголем;

понизился возраст приобщения к алкоголю;

отмечается переход с употребления так называемых "легких" на "тяжелые" наркотики, что отражает общие тенденции их распространенности;

подростки с аддиктивным поведением отличаются большей дезадаптацией в различных сферах. Так, у них отмечаются более низкая учебная успеваемость, конфликтные отношения с окружающими, при психологическом тестировании у них выявляется высокий уровень невротизации и личностных расстройств.

Аддиктивное поведение детей и подростков - это "саморазрушающее" поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Условия и обстоятельства социальной ситуации развития ребенка, увеличивающие его шансы стать потребителем наркотических средств, называются факторами риска употребления наркотиков, а факторы, снижающие этот шанс, названы защитными факторами.

Факторы риска

Необходимо выделять биологические факторы и факторы "патологической почвы, психологические факторы.

Биологические факторы риска наркотизации:

наследственная отягощенность психическими и наркологическими расстройствами родителей и ближайших родственников;

хронические соматические заболевания;

Факторы "патологической почвы":

резидуально-органические поражения головного мозга (менингоэнцефалиты, черепно-мозговые травмы) с органическими психическими расстройствами не психотического характера без выраженного когнитивного дефицита;

различные проявления дизонтогенетического развития, включая задержки развития, задержанное развитие (инфантилизм);

различные проявления диссоциированного и дисгармоничного развития, включая формирующиеся аномально-личностные свойства, из которых наиболее значимыми как фактор "патологической почвы" являются эмоционально-неустойчивые, диссоциальные, истерические черты;

Макросоциальные факторы риска наркотизации:

состояние социально-экономической ситуации в стране с высоким риском дисстрессовых состояний у населения;

кризис базовой системы ценностей и культурных норм;

формирование устойчивой наркотической субкультуры с закреплением установок на употребление ПАВ как "престижное" поведение;

доступность психоактивных веществ.

Микросоциальные факторы риска наркотизации, связанные с опытом ребенка в ведущих сферах его жизнедеятельности: в семье, в учреждениях образования, в общении со сверстниками.

Семейный микросоциальный фактор:

злоупотребление ПАВ в семье, воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией;

дисфункциональные воспитательные стили с высоким уровнем семейного стресса, низким уровнем семейного дохода, семейной нестабильностью;

отсутствие чувства принадлежности к семье;

несоблюдение членами семьи социальных норм и правил.

Школьный микросоциальный фактор:

• асоциальные формы поведения в образовательном учреждении;

• школьная неуспешность, особенно начавшаяся в младшем школьном возрасте;

• частые переходы из одной школы в другую;

• конфликтные отношения с педагогами и соучениками;

• отстраненное или "скрывающее" отношение педагогического коллектива к употреблению ПАВ учениками.

Коммуникативный микросоциальный фактор:

наличие в ближайшем окружении ребенка сверстников с девиантным поведением или лиц, употребляющих ПАВ;

конфликтные взаимоотношения со сверстниками;

одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка.

Психологический (личностный) фактор риска наркотизации:

наличие акцентуированных свойств характера;

личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект.

неэффективные копинг-стратегии, включая стратегии избегания, ориентацию на снятие напряжения, обусловленного стрессором.

проявления;

· низкая эффективность личностных ресурсов;

· быстрая фиксация ригидной модели употребления ПАВ: успокаивающей, коммуникативной, конформной, гедонистической, манипулятивной, активирующей, компенсаторной;

· отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность;

· отсутствие жизненной перспективы.

Факты о наркотиках и наркомании

Большинство родителей утверждают: «У наших детей все хорошо, им это не грозит». Опасное заблуждение!

Зависимость развивается исподволь, предпосылки и склонности могут возникнуть еще в детстве. Поэтому мы, взрослые, должны создать такие условия, чтобы нашим детям, вначале маленьким, затем взрослым, была обеспечена независимость от различных наркотиков.

Есть в народе хорошая поговорка «информирован – значит вооружен». Врага надо знать в «лицо», а наркотик – это самый безжалостный, бескомпромиссный враг.

Как распознать опасность

Старое медицинское правило гласит: чем раньше выявлено заболевание, тем больше шансов на его излечение.

Родителям, педагогам, специалистам, ведущим работу с детьми и молодежью необходимо знать наиболее общие признаки, которые свидетельствуют о возможном «знакомстве» с наркотическим веществом. Эти признаки можно условно разделить на прямые и косвенные.

Прямые признаки с несомненностью подтверждают факт приема наркотика. К ним, можно отнести состояние наркотического опьянения, как при разовом, так и систематическом употреблении, а также состояние абстиненции, возникающее только при наличии уже сформировавшейся зависимости.

Для всех, кто находится в состоянии наркотического опьянения, независимо от степени его выраженности характерны:

кратковременные нарушения мышления (снижение способности к суждению последовательного выполнения обычных математических операций);

нарушения координации, четкости и последовательности движений, невозможность выполнения мелких двигательных операций, неустойчивость равновесия, пошатывание, неуверенная походка, меняется почерк;

изменение вегетативных реакций, которые могут проявляться

чрезмерным покраснением, то чрезмерной бледностью кожных покровов,

помутнением глаз, резко расширенными или суженными зрачками;

изменение характера речи, которая может быть чрезмерно быстрой, разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций (у одних беспричинная веселость, приподнятое настроение, переходящие в паясничанье и дурашливость, у других - благодушие, довольство,

у третьих - доминируют раздражительность, злобность, агрессивность

Что нужно делать педагогу при подозрении на употребление подростками наркотиков:

Основные правила:

1. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей, тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация школы будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.

2. Предложение помощи подростку должно быть корректным и, если

ситуация позволяет, ненавязчивым.

3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта.

4. Необходимым представляется информировать педагогов об учреждениях оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах организации их учебы. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.

5. При работе с подростком, употребляющим психоактивные вещества, надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.

Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, наиболее оправданны следующие действия:

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям подростка или опекунам подростка.

2.При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев, это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением специалиста, занимающегося вопросами подростковой наркологии.

3. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

Если у Вас возникли подозрения в том, что подросток находится в состоянии наркотического опьянения, то в таком случае необходимо:

1.Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

2. Срочно вызвать медицинского работника школы.

3. Немедленно поставить в известность руководителей школы.

4. В случае, если состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического или алкогольного опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.

5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков.

Если вы уверены, что Ваш ребенок употребляет наркотики

Скажите ему прямо о Вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что Вы против употребления наркотиков и намерены вмешаться в ситуацию. Если Вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста - нарколога.

Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потреблений наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.

Из кн. Родительский всеобуч «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами»

Психоэмоциональная сфера

внезапные общие перемены в поведении ребёнка

резкие перепады настроения в короткий промежуток времени

проявления эмоциональной и социальной незрелости

стремление к немедленному удовлетворению своих желаний

так называемое «тоннельное видение» — ограниченное узкими рамками отношение к проблемам и их разрешению

эмоциональная заторможенность

Родители. Отношения в семье конфронтация с родителями;

ломка семейных устоев

отказ обсуждать с родителями свои проблемы

полный отказ от общения с родителями

разрастание конфликтов

всё возрастающая изоляция от семьи

нежелание знакомить своих новых друзей с родителями

Отношения с друзьями

всё большее охлаждение к прежним друзьям

снижение интереса к друзьям и знакомым противоположного пола

новые знакомства с теми, кто намного старше, с людьми со странностями, которые явно избегают встреч со старшими членами семьи

Потеря желаний

падение интереса к учёбе и приобретению новых знаний

общая пассивность

равнодушие к школьным предметам, спорту и прежним увлечениям

Низкая самооценка

проявления чувства безнадёжности и беспомощности

ощущение себя виноватым

частое состояние печали, чувство ущербности, обиды и страха

ощущение собственной неполноценности

усиливающаяся неуверенность в себе

социальная изолированность и обособленность

Игнорирование, отказ

обвинение других в собственных безответственных действиях и поступках

выискивание чужой вины, чужих промахов и ошибок

разговоры о вредных привычках у взрослых

оправдание неблаговидных поступков сверстников,

систематические опоздания в школу и на занятия

всё более поздние возвращения домой

отговорки по поводу своих опозданий всегда под рукой

потеря чувства времени

Страх. Паранойя

ощущение своей избранности

Безрассудство. Равнодушие к опасности

всё возрастающая склонность к риску и поиск сильных нервных потрясений

усиливающаяся импульсивность

преувеличенная самоуверенность

участие в рискованных предприятиях

Враждебность. Ожесточённость к другим

возрастает вызывающее неповиновение правилам и распоряжениям

растёт враждебность и угрожающий вызов в поведении

дети действиями и словесно выражают себя грубо и оскорбительно

в гневе способны крушить и ломать домашнее имущество

могут сознательно нанести себе увечье

От детского сада до третьего класса

что существуют наркотики и какой вред они могут принести;

правила, существующие дома и в школе по отношениям к наркотикам;

почему так важна осторожность при виде незнакомых (и, возможно, опасных) лекарств и других препаратов.

4—6 классы

Большую роль в этом возрасте играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Самое важное в этот период — постараться воспитать в учениках независимость, способность отстаивать своё мнение, не идти на поводу у других.

К концу шестого класса дети должны:

• знать, что существуют наркотики короткого и длительного действия и понимать, к каким последствиям ведёт их употребление;

• уметь объяснить, почему они не хотят употреблять наркотики;

• уметь предлагать друзьям другую форму общения, избегать компаний, в которых «балуются» наркотиками.

Пришло время научить ребёнка отказывать кому-то, даже если это тяжело и неприятно. Вы можете смоделировать ситуацию, когда ему против желания предлагают покурить или выпить, и пусть он попробует сам решить, как лучше отказаться.

К концу девятого класса ребёнок должен знать:

• стадии наркотической зависимости;

• влияние наркотиков на двигательные реакции человека, его координацию, в связи с чем становятся невозможными занятия спортом, вождение машины .

Выпускные классы. К концу школы дети должны:

• знать о возможности трагического исхода от приёма комбинированных наркотиков;

• понимать, что многие тяжёлые заболевания напрямую связаны с наркоманией;

• знать о пагубном влиянии наркотиков на развитие плода и течение беременности;

• понимать, что наркотическое состояние ведёт к совершению преступлений, к дорожно-транспортным происшествиям и тому подобному;

• чётко осознавать ту опасность, которую наркомания несёт обществу.

Если Вы столкнулись с наркоманом

На улице, в транспорте, в любом другом общественном месте можно столкнуться с человеком, находящемся в состоянии наркотического опьянения. Если пьяного довольно легко определить по поведению, запаху, разговору, то человека, одурманенного наркотиком, можно принять просто за психически неуравновешенного. Действительно, человек, находящийся в определенной стадии наркотического опьянения, может выглядеть странно. Но сказать так - значит не сказать главного. Наркоман, независимо от того, находится ли он под воздействием наркотика или испытывает жгучую потребность в очередной порции яда, представляет реальную опасность для окружающих. Под воздействием наркотика он не отдает отчета в своих действиях, а при возникновении физиологической потребности в очередной порции он готов пойти на преступление. Наркоман из-за нескольких рублей может даже убить человека. Опасность столкновения с наркоманом во многом зависит от способности своевременно «опознать» такую личность.

Лучший способ избежать контакта с наркоманом заключается в использовании следующих рекомендаций.

Не посещать тех мест, где наркоманы обычно собираются. Немедленно уходить от людей, которые по перечисленным выше признакам напоминают наркоманов.

Если такой человек проявляет по отношению к вам внимание, пытается вступать с вами в разговор, демонстрирует бесцеремонность и агрессивность, немедленно уйдите. Причем идите туда, где как можно больше людей.

Если вы где-либо заметили шприцы, резиновые жгуты, пустые ампулы из-под жидких медицинских препаратов, большое количество таблеток снотворного психотропного свойства, следы от многочисленных уколов-инъекций на руках в области вен и т.п. и подозреваете, что столкнулись с людьми, употребляющими наркотики, немедленно покиньте это место.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconОдевиантном поведении и его причинах
К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение,...

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconУчебные пособия содержат в себе следующие учебные материалы
«Полезные привычки»— школьная профилактическая программа Проекта хоуп. Программа создавались с 1997 по 2003 год разными специалистами,...

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconПрогнозно-аналитический центр
Прогнозно-аналитического центра Академии Управления посвящена вопросам геноцида населения. Авторы преследовали цель показать правду...

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»
Цель программы: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья школьников

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» icon«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа
Использование элементов хромотерапии в работе учителя-логопеда с детьми «группы риска» и тяжелой речевой патологией

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconРейтинг-план по дисциплине "Социально-педагогическая поддрежка детей группы риска"
Психолого-педагогическое направление Профиль подготовки "Психология и социальная педагогика". Курс 3, семестр 6 Количество зе по...

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconРеферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение...
Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий чс. 9

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Численность учащихся на 1 сентября 2013г составляла 72 ученика и 23 воспитанника дошкольной группы. На 01. 12. 2013 года число учащихся...

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconКалендарный план работы наркопоста мбоу сош №24 на 2012-2013 учебный год «Утверждаю»
Планирование мероприятий по профилактической работе с учащимися «группы риска», пропаганде здорового образа жизни на текущий учебный...

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков» iconАддиктивное поведение и его профилактика
Й других авторов рассматриваются различные аспекты проблемы борьбы с наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией. Большое вни­мание...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции