Международныйславянскийинститу т рабочая программа




Скачать 158.34 Kb.
Название Международныйславянскийинститу т рабочая программа
Дата публикации 18.05.2014
Размер 158.34 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Й С Л А В Я Н С К И Й И Н С Т И Т У Т


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: Диагностика и коррекция детско-родительских отношений и невротических расстройств у детей


Москва

Содержание курса

Раздел 1. Воспитание и социализация ребенка в семье.

Понятие о воспитании. Роль родителей как первых воспитателей в жизни ребенка. Влияние характера детско-родительских отношений на развитие личности ребенка. Базальное доверие и недоверие (по Э. Эриксону). Психогигиена беременной женщины. Типы материнского отношения к младенцу. Сензитивный период материнства. Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей. Госпитализм. Фазы психоэмоционального стресса при внезапном отрыве ребенка от семьи. Пути смягчения негативных последствий для ребенка в случае внезапного отрыва от семьи. Направления социализации ребенка в семье. Механизмы социализации: подкрепление, идентификация. Наказания и поощрения

Раздел 2. Нарушения семейного воспитания и направления психолого-педагогической коррекции.

Семья как психотерапевтический и психотравмирующий фактор. Демократический и авторитарный стиль семейного воспитания. Негармоничные стили семейного воспитания: доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, гипопротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение (по Э.Г. Эйдемиллеру). Рекомендации и направления педагогической коррекции в семье с негармоничными стилями воспитания.

Отношения ревности и соперничества. Особенности детей в семье в зависимости от очередности рождения. Влияние родительских установок на формирование индивидуально-психологических качеств ребенка. Жизненные сценарии родителей. Родительские "завещания". Стереотип родительского поведения. Принятие семейных установок в зависимости от возраста ребенка. Виды семейного воспитания, характерные ошибки в стилях семейного воспитания.

Раздел 3. Развитие и воспитание ребенка в неблагополучной семье.

Представления о благополучной и неблагополучной семье. Особенности воспитания в неполной семье, многодетной семье, в семье с больным ребенком, в семье с конфликтующими родителями, в семье после развода. Особенности развития ребенка, лишенного попечения родителей. Материнская депривация. Девиации и аддикции. Алкоголизация, наркотизация в семье. Профилактика девиантного поведения.

Раздел 4. Технологии эффективного общения педагога с родителями..

Взаимодействие специалиста с семьей учащегося.

Технологии эффективного общения специалиста с родителями. Цели и задачи работы с родителями учащихся. Причины отчуждения семьи от педагогов. Формирование у родителей комплекса неполноценности по отношению к педагогам. Конфликтность в педагогическом треугольнике. Подход Гиппократа. Основные принципы и направления работы с родителями учащихся. Установление эмоционально положительного контакта, уважительных, партнерских отношений как первый этап в организации работы с родителями. Типы родителей в зависимости от отношения к воспитательно-образовательным учреждениям. Приемы конструктивного выхода из скрытого или явного конфликта. Построение высказывания о ребенке его родителям. Вербальные и невербальные техники присоединения. Развитие коммуникативных навыков специалиста: формирование положительной коммуникативной установки, осознание цели взаимодействия, стиль общения, позиция общения , активное слушание, присоединение и ведение.

Раздел 5. Методы диагностики детско-родительских отношений.

Схема сбора информации о ситуации семейного воспитания. Психолого-педагогическая диагностика: . психологического климата в семье, детско-родительских отношений, особенностей видов семейного воспитания. Система изучения семьи. Факторные модели семьи. Диагностические проблемы получения информации о семье. Рисунок семьи. Семейная социограмма. Семейная генограмма. Шкала семейного окружения. Шкала семейной адаптации и сплоченности. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений».

Раздел 6. Традиционные и творческие формы работы специалиста с семьями учащихся.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся: беседы на родительских собраниях, родительский лекторий, тематические конференции. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: родительский патруль, организация кружков, секций, клубов силами родителей, совместные с детьми творческие вечера, походы, экскурсии состязания и т.д., родительский клуб, круглые столы по обмену положительным воспитательным опытом. Работа с родительской общественностью: родительским комитетом класса, школы, Советом класса, школы. Другие творческие формы работы с семьями учащихся. Программы практикумов, праздников, факультативных курсов, диалогов, игр, семейных вечеров.

Темы семинаров и практических занятий.

Семинар 1. Особенности затруднений в детско-родительских отношениях отдельных возрастных периодах детства

Вопросы для обсуждения

1.Особенности затруднений в детско-родительских отношениях с детьми раннего возраста.

2.Особенности затруднений в детско-родительских отношениях с детьми затруднений в дошкольного возраста.

3.Особенности затруднений в детско-родительских отношениях с детьми младшего школьного возраста.

4.Особенности затруднений в детско-родительских отношениях с детьми подросткового возраста.

Семинар 2. Методы диагностики и коррекции детско-родительских отношений.

1. Перечислите типы и детерминанты родительского отно¬шения.

2. Назовите известные вам методы диагностики детско-родительских отношений.

3. В чем состоит психологическая коррекция дезорганизации семейных от¬ношений

4. Методы диагностики супружеских и детско-родительских отношений;

5. Принципы оказания помощи семье и коррекционные стратегии.

Практическое занятие 1

Технологии эффективного общения педагога с родителями.

1. Отработка навыков, необходимых на стадии знакомства с родителями.

2. Технологии эффективного общения специалиста с родителями. 3.Проигрывание восьми-десяти ситуаций контакта, в том числе – ситуации с разной мотивацией с родителялей.

4. Отработка техники активного слушания, присоединения и ведения.

Практическое занятие 2

Использование консультативных техник

Выполнить задания на отработку практических навыков применения следующих техник:

― техники коррекции общения: техника списков, техника контрактов,

― техники развития навыков эффективного взаимодействия: техника развития навыков невербального общения, техника развития навыков парного взаимодействия, техника расспроса, "разговор в триаде".

Практическое занятие 3.

Отработка практических навыков техник коррекции взаимоотношений в семье.

Выполнить задания на отработку практических навыков следующих техник коррекции взаимоотношений в семье: «Живая скульптура», «Семейный фотоальбом», «Обмен ролями», «День непослушания».

Практическое занятие 4.

Методы исследования особенностей социальной ситуации развития ребёнка

1. Выполнить социограмму собственной семьи.

2. Оценить собстенные результаты рисуночной проективной методики «семейная социограмма» по установленным критериям.

3. Проанализировать по установленным критериям предложенные социограммы.

4. Дать качественную оценку рисунков семьи по предложенным критериям.

(Рисунки предъявляются из книги Э.Г. Эйдемиллера, И.В. Добрякова, И.М. Никольской «Семейный диагноз и семейная психоторапия».

Практическое занятие 5.

Совместная деятельность как диагностика и коррекция детско-родительских отношений

1.Выполнение и анализ совместной деятельности – техника «Рисунок вдвоём»

2. Изучение "Карты непосредственного наблюдения за ребёнком" Когана.

3. Задание на формирование навыков оценки эмоционального и когнитивного аспектов детско-родительских отношений по заданным критериям и умение на этой основе делать предварительное заключение и планировать дальнейшую беседу.

4. Анализ результатов пробы на совместную деятельность родителя и ребенка на основе предлагаемых протоколов проведения методики «Архитектор – строитель» и ее модификаций

Практическое занятие 6

Разбор психолого-педагогических ситуаций

1. Знакомство с консультативными случаями; тренировка умения формулировать консультативные гипотезы; развитие способности адекватного понимания сути психолого-педагогической проблемы и запроса родителя; обозначение основных направлений психолого-педагогической помощи родителю на ближайшую перспективу.

Разбор психолого-педагогических ситуаций по следующей схеме анализа:

• Планирование содержания беседы с родителями;

• Выдвижение гипотез о возможных причинах трудностей ребенка

• Планирование диагностического обследования;

• Составление схемы психолого-педагогического заключения

• Формулировка системы психолого-педагогических рекомендаций.

2. Защита студентами анализа представленного случая.

3. Проведение групповых дискуссий по результатам защиты психолого-педагогической ситуации.

Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению

Контрольные вопросы к экзамену.

1. Влияние разводов на развитие ребенка.

2. Влияние родителей на психосексуальное развитие ребенка. предмет заботы практического психолога.

3. Отношение родителя к неудачам ребенка. ,

4. Передача ребенку ответственности за его поступки и жизнь.

5. Повышенная моральная ответственность ребенка. ,

6. Последствия сексуального насилия над детьми.

7. Проблемы воспитания дочерей в ситуации предпочте¬ния мужских качеств со стороны родителей.

8. Проблемы воспитания сыновей в ситуации предпочте¬ния женских качеств со стороны родителей.

9. Проекция на ребенка собственных нежелательных ка¬честв у родителей как предмет заботы практического психолога.

10. Проблемы взаимоотношений с их детьми юношеского воз¬раста.

11. Расширение сферы родительских чувств. ,

12. Родительская гипопротекция как предмет заботы прак¬тического психолога.

13. Родительское отношение к ребенку: структура, типы, функции.

14. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.

15. Семья в ожидании ребенка.

16. Симбиотические взаимоотношения между родителем и ребенком .

17. Сотрудничество родителей с ребенком .,

18. Стили и типы семейного воспитания.

19. Стратегия разрешения конфликтов.

20. Структура и функции семьи.

21. Традиционные и творческие формы работы специалиста с семьями учащихся.

22. Методы диагностики детско-родительских отношений.

23. Взаимодействие специалиста с семьей учащегося.

24. Взаимодействие специалиста с семьей учащегося.

25. Развитие и воспитание ребенка в неблагополучной семье.

Задания для самостоятельной работы .

1.Разработать содержание выступления на родительском собрании. Тему, возраст детей, для родителей которых предназначено это выступление выбрать по своему усмотрению

2.Соотнести правила бесконфликтной дисциплины (по Ю.Б.Гиппенрейтер с признаками гармоничной семьи .

3.Прокомментируйте послание родителям от ребенка исходя из того какая потребность стоит за каждой просьбой в этом послании.



Послание родителям от ребёнка

Дорогие мои родители!

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

• Не полагайтесь на силу в общении со мной, это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определять свое место.

• Не давайте обещаний, которые вы не исполните; это ослабит мою веру в вас.

• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.


• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.

• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Буду запуган, я легко превращусь в лжеца.

• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствия от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне слишком много внимания.

• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

• Не беспокойтесь, что проводим вместе мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения.

• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

• И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

Чего мы хотим от своих родителей…

1. Чтобы они нам доверяли и не думали, что мы кидаемся в омут, очертя голову.

2. Принимали наших друзей.

3. Не ждали, чтобы обязательно наши оценки соответствовали «потенциалу».

4. Не считали нашу одежду отвратительной.

5. Не кидали быстрых подозрительных взглядов.

6. Не находили ошибки абсолютно во всем, что мы делаем.

7. Уважали наше «скромное, но собственное мнение».

8. Не смеялись над нашими идеями.

9. Не принимали нас за детей, которые не знают о чем говорят.

10. Не подозревали без оснований.

11. Не сравнивали с братьями или сестрами.

12. Не думали, что мы в них совсем не нуждаемся.

13. Не старались с нашей помощью осуществить свои мечты.

14. Не заставляли чувствовать нас неудачниками, когда мы не можем оправдать их ожидания

15. Не думали, что если мы не получим высшего образования, то ничего в жизни не добьемся.

16. Не думали, что мы их полная и безраздельная собственность.

17. Понимали, что нам тинэйджерам необходимы свобода и самовыражение.

4.Этические требования в работе с семьей. Познакомиться с формами «вызывающего» поведения и способами профилактики и их коррекции в логике Э.Ле Шан по рабочей книге по профилактике аддиктивного поведения «Формирование и развитие ответственного поведения у детей и подростков в семье как основа профилактики аддикций», Мальцева О.А. ТОГИРРО, 2003 г. сс. 3-13.

5.Добавьте свои собственные предложения к правилам бесконфликтной дисциплины, предложенным Ю.Б.Гиппенрейтер, используя материалы по рабочей книге по профилактике аддиктивного поведения «Формирование и развитие ответственного поведения у детей и подростков в семье как основа профилактики аддикций», Мальцева О.А. ТОГИРРО, 2003 г. сс. 18-24.

6. Выделите принципы формирования самостоятельности у детей в семье по рабочей книге по профилактике аддиктивного поведения «Формирование и развитие ответственного поведения у детей и подростков в семье как основа профилактики аддикций», Мальцева О.А. ТОГИРРО, 2003 г. сс. 44-61.

7. Проанализируйте составляющие родительской компетентности по рабочей книге по профилактике аддиктивного поведения «Формирование и развитие ответственного поведения у детей и подростков в семье как основа профилактики аддикций», Мальцева О.А. ТОГИРРО, 2003 г. сс. 62-64.

8. Охарактеризуйте специфику детско-родительских отношений в разные возрастные периоды развития ребенка.

9. Назовите наиболее распространенные ошибки родителей в процессе воспитания детей и пути их преодоления.

10. Раскройте специфику детской агрессивности и способы ее коррекции усилиями специалиста и родителей.

11.Контрольный тест для проверки знаний слушателей «Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте» с.491-492, «Детско-родительские отношения в школьном возрасте», с.492-493. по Л.Б.Шнейдер «Психология семейных отношений», ЭКСМО-Пресс, 2000

12.Провести анализ семейного воспитания по анкете АСВ (Эйдемиллер).

13.Диагностика детско-родительских отношений (по тестам ПАРИ, АДОР).

14.Анализ порядка рождения и ролевых позиций в родной семье.

Темы рефератов:

1. Воспитание в семье детской самостоятельности.

2. Воспитательная роль народной педагогики и особенности ее применения в современных условиях.

3. Детская ревность в семье.

4. Зрелые и проблемные семьи.

5. Основные способы взаимодействия родителей и детей разного возраста.

6. Особенности социально-психологической поддержки ребенка с отклонениями в психофизическом развитии.

7. Проблемы детско-родительских отношений.

8. Проблемы мачехи и отчима.

9. Психотерапия детей в ситуации развода родителей.

10. Роль отца в семейном воспитании.

11. Роль семьи в психическом развитии ребенка.

12. Семья как персональная микросреда развития ребенка.

13. Семья как эталонная система ценностных ориентиров ребенка.

14. Понятие структуры семьи.

15. Субсистемы семьи (холоны).

16. Границы между семейными субсистемами.

17. Цели психологической помощи семье в рамках структурной модели.

18. Особенности работы психолога с семьей в рамках структурной модели.

19. Типичные нарушения жизнедеятельности семьи, выделенные Сальвадором Минухиным.

20. Работа по преобразованию коммуникативной системы при работе с неблагополучными семьями в рамках структурной модели.

Литература

1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1992.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консуьтирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136 с. – с. 15 – 29.

3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

4. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1993. – 128 с.

5. Краткий психологический словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского и др. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

6. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. – Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1993. – 256 с.

7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.

8. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М.: Изд. Педагогическое общество России, 2000. – 304 с.

9. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576, 496, 512 с.

10. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.

11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

12. Оклендер В. Окна в мир ребенка, 1988. – 336 с.

13. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. – М.: Изд. РОУ, 1992. – 332 с.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1968.

15. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991.

16. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.

17. Семья в психологической консультации/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

18. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция Л.Ф.Ильичев и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

19. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.

20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989. – 192 с.

21. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб., 1996.

Дополнительная литература

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

2. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1985.

3. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с англ.-М.: Просвещение, 1991. -224с.

4. Баркан А. Как научиться понимать своего ребенка.

5. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 1994.

6. Выготский Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. / Под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. -432с.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1996.

8. Д.Нельсон, Л.Лот, С.Глен Воспитание без наказания, 1997.

9. Джайнотт X. Родители и дети. М., 1986.

10. Добсон Дж. Не бойтесь быть строгим. М.,1997.

11. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

12. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М., 1990.

13. Кэмпбелл Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992.

14. Ле Шан Э Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума.- М.: Педагогика, 1990.

15. Леви В. Нестандартный ребенок. - М.:3нание, 1989.

16. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С.Спиваковской

17. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

18. Хансхайнц Райнпрехт. Воспитание без огорчений. Пер. с немец. Н.Брусковой. – М.: «Семья и школа», 2000. – 255с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа Технология рабочая программа учебного предмета «Технология»
Программа рассмотрена Программа согласована на мо учителей социально- с зам директора по нмр
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс
В. С. Кузина, Ломова С. П игнатьева С. Е. и др. (Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений....
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа Предметная область «Филология»
Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа по литературе
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа по курсу «литературное чтение»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа по математике для 5 класса
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Международныйславянскийинститу т рабочая программа icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции