Учебно-методическое пособие




НазваниеУчебно-методическое пособие
страница1/3
Дата публикации07.06.2014
Размер0.53 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
literature-edu.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА


НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

РАЗВИВАЮЩИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«МАФИЯ» и «УБИЙЦА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


КАЛИНИНГРАД

1998


Невербальная коммуникация.

Развивающие ролевые игры «Мафия» и «Убийца».

Учебно-методическое пособие - Калининград: КВШ МВД Рос­сии, 1997.-40 с.

авторы:

ПЕТРОВ С.В. преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин КВШ МВД России

ХОЛОПОВА Е.Н. кандидат психологических наук

Учебно-методическое пособие разработано на основе проведения развивающих ролевых игр на практических занятиях со слушателями очно­го и заочного обучения КВШ МВД России по теме "Визуальная психодиаг­ностика", а также непосредственного контакта с сотрудниками право­охранительных органов.

В пособии рассмотрены актуальные вопросы данной темы, имеющие практическое значение для сотрудников правоохранительных ор­ганов, раскрыты конкретные вопросы проведения развивающих ролевых игр "Мафия" и "Убийца".

Пособие предназначено для преподавателей, слушателей учебных заведений МВД России, сотрудников ОВД в системе профессиональной и служебной подготовки.

рецензенты:

гребенюк О.С. доктор педагогических наук, профессор, за­ведующий кафедрой педагогики и психологии КГУ

лифинцев д.в. кандидат педагогических наук, старший пси­холог-инспектор группы психологического обеспечения учеб­но-воспитательного процесса КВШ МВД России

© - Калининградская высшая школа МВД России, 1997.

© - Петров СВ., Холопова Е.Н., составление, 1997.

© - Перемитько Н.Б., компьютерный макет, 1997.

ВВЕДЕНИЕ

У одного торговца был говорящий попу­гай. В один прекрасный день птица опрокинула бутыль с маслом. Торговец разгневался и ударил попугая палкой по затылку. С этих пор умный попугай разучился говорить. Он потерял перья на голове и совсем облысел. Однажды, когда он сидел на полке в лавке своего господина, вошел лысый покупатель. Его вид привел попугая в страшное волнение. Он подпрыгивал, хлопал крыльями, хрипел, кряхтел и, наконец, ко всеоб­щему изумлению вдруг вновь обрел способность говорить: "Ты тоже получил подзатыльник? Вот почему у тебя теперь нет волос!"

Эта восточная притча может служить метафорой негибкого пове­дения людей как в профессиональной, так и повседневной жизни. Многие люди делят других на "хороших" и "плохих", "лысых" и "с волосами", не всегда задумываясь над тем, что эти шаблоны, как и многие другие, суще­ственно обедняют наше восприятие других людей, препятствуют раскры­тию возможностей взаимодействия. Человек не всегда задумывается над тем, как собственные негативные качества он с легкостью переносит на другого, и не замечает их у себя. Освободиться от подобного мировос­приятия довольно сложно. Надо заметить, что это не единственное ограни­чение, в «сетях» которого пребывает современный человек. Поэтому ос­новной целью данного пособия является рассмотрение как теоретических, так и практических средств для возможности расширения профессиональ­ного видения.

В настоящее время в оперативно-розыскной и следственной дея­тельности имеются широкие возможности и практическая необходимость применения современных достижений психологической науки и особенно таких ее отраслей, как социальная психология, юридическая психология, психология личности. Особый интерес для практических работников пра­воохранительных органов представляют те разделы отраслей психологиче­ского знания, которые посвящены рассмотрению природы человеческого общения, её невербальной стороны, ввиду того, что специальная работа во многом основывается на искусстве владения методами визуальной диагно­стики, т.е. чтении языка телодвижений и возможностью эффективного воз­действия на партнера по общению.

Каждый человек передает окружающим послания на языке тела. Передаваемая информация имеет специфический код, не всегда осознавае­мый как получателем, так и отправителем сообщения. Способность со­трудников правоохранительных органов расшифровать их значение облег­чает процесс понимания собеседника, ведения разговора с ним.

Для профессионального владения приемами и способами расшиф­ровки языка телодвижений необходимо также развитие личностных ка­честв сотрудника ОВД (слушателя вуза МВД России), таких как внима­тельность, наблюдательность, критичность, быстрота мышления, практич­ность и т.д.

В результате преподавания в Калининградской ВШ МВД России и проведения учебных занятий, тренингов авторы пришли к выводу, что раз­витие личностных качеств и усвоение различных приемов и методов чте­ния языка телодвижений эффективнее происходит в игровой форме.

Поэтому были разработаны игры, способствующие:

- более глубокому усвоению теоретического материала, по теме:

"Визуальная диагностика";

- приобретению навыков имитации сотрудником правоохрани­тельных органов различных социальных ролей, что необходимо при осу­ществлении оперативно-розыскной деятельности;

- закрепление приемов и способов чтения языка телодвижений на практике;

- умению правильно организовывать и вести дискуссию в опреде­ленных ситуациях;

- развитию интереса к данной теме;

- созданию психологического климата в коллективе. Главной целью игр является организация действий слушателей, позволяющая получить на выходе определенные результаты по использо­ванию специальных приемов и методов при чтении языка телодвижений.

Игры организуются в соответствии с рядом принципов:

1. принцип системности состоит в том, что игры программиру­ются и организуются как целостная система оперативно-розыскной дея­тельности и взаимодействия.

2. ПРИНЦИП единоначалия заключается в праве руководителя (преподавателя) игры принимать решения, касающиеся организации и хода игры, в течении всего игрового периода.

3. ПРИНЦИП самопрограммируемости состоит в том, что про­грамма конкретной игры намечает ее лишь в общих чертах. В ходе ее осу­ществления могут возникать новые ситуации, идеи, повороты. Как правило, в начале игры самопрограммирование осуществляется с помощью руково­дителя игры (преподавателя), в конце игры - силами участников.

4. принцип саморазвития продолжает и развивает принцип самопрограммируемости. Его суть состоит в том, что игра осуществляется не по жестко определенным заданным предписаниям, а в соответствии с воз­никшей здесь и теперь ситуацией и ориентацией на поиск различных средств ее разрешения.

5. принцип КОНТРОЛИРУЕМОЙ БОРЬБЫ заключается в конкурентно­сти, соревновании, взаимодействия групп и ее членов.

6. принцип развивающего обучения ориентирует слушателей (сотрудников ОВД) на расширение объема знаний по данной теме, на ос­воение диагностики и изучения языка телодвижений.

Игры включают в себя три этапа работы:

1. Подготовка игры (изучения слушателями, сотрудниками теоре­тического материала по данной теме).

2. Проведение игры (начало игры, игровые ситуации).

3. Завершение игры (анализ, подведение результатов игры, обмен мнениями).


НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Невербальное поведение человека, неразрывно связано с психи­ческим состоянием и служит средством его выражения. В процессе обще­ния невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, психо­логических и социально-психологических характеристик личности. Струк­тура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обу­словлены многовековой практикой общения. При этом, эффективное уча­стие невербальных средств коммуникации позволяет в разговоре значи­тельно увеличивать и углублять семантику передаваемой информации.

Аллан Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, 3D счет звуко­вых средств (включая тон голоса, интонацию и др.) - 38%, а невербальных средств на 55%.

Таким образом, к невербальным средствам коммуникации отно­сятся:

1. позы, жесты, мимика, пантомимика, что составляет кинестику;

2. различные прикосновения в ситуации общения: поцелуи, дотрагивания, рукопожатия, отталкивания и т.п. изучаются такесикой;

3. расположение людей в пространстве исследуется проксемикой.

Язык телодвижений представляет собой систему знаков, которая используется человеком при взаимодействии с окружающим миром. Зачас­тую, бессознательно мы перерабатываем эти сигналы с поразительной точ­ностью. Если эти сигналы не гармонируют с сопроводительными словами или с иными средствами выражения человека, мы испытываем недоверие и сомнение к передаваемой информации. А чем гармоничнее, выразительнее средства невербальной коммуникации, тем неподдельнее и без предрассуд­ков воспринимают нас другие.

Большинство форм неречевого поведения являются приобретен­ными, человек учится им на протяжении всей своей жизни. Почему же речь мы понимаем лучше, чем язык тела?

Во-первых, значение неречевых реакций определяется лишь в кон­тексте конкретной ситуации.

Во-вторых, мы в разной степени осознаем значение своих соб­ственных реакций и способностью владеть ими.

Дополнительная трудность связана с тем, что люди гораздо точнее оценивают свою способность передавать неречевые сигналы, чем воспри­нимать их.

Поскольку с детства человек учится не только выражать, но и скрывать свои мысли и эмоции, самыми верными информаторами о со­стоянии другого человека должны быть прежде всего непроизвольные и неосознаваемые реакции. Для того же, чтобы научиться точно передавать неречевые сообщения, нужно уметь владеть своими произвольными реак­циями, в том числе и неосознаваемыми.

Язык телодвижений, в принципе, более правдив, чем язык слов. Человек научился говорить на табуированные и незнакомые ему темы, со­блюдая определенный контроль за своей речью, а в запуганных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. Используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удается. Язык тела, не приученный к по­добному театрализованному поведению, не всегда охотно идет на сопро­вождение ложного содержания, что может служить весьма ценной инфор­мацией о подлинной правдоподобности сказанного.

Язык телодвижений очень разнообразен. С некоторыми из много­численных значений языка тела вы можете познакомиться в таблице 1.

В социально-психологических исследованиях разработаны различ­ные классификации как невербальных средств общения, так и невербально­го поведения. Мы предлагаем одну из схем, которая наиболее обобщенно включает системы отражения невербального поведения человека (таблица 2).

Рассмотрим кратко основные средства общения, знания которых необходимы для участия в развивающих ролевых играх.

Наиболее значимые кинестические средства - зрительно воспри­нимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К (синестике относятся выразитель­ные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движени­ям мышц лица. Исследования, к примеру, показывают, что при неподвиж­ном или невидимом лице человека теряется до 10-15% информации. Глав­ной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица - скоординированы, что хорошо видно на схеме ми­мических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской (таблица 3). Исследования показывают, что люди с достаточной точностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответст­вующих эмоций. Контролировать при выражении эмоций легче мышцы верхней части лица, чем нижней.

С мимикой человека очень тесно связан его взгляд. Известно, что при нормальном взаимоотношениях взгляды людей встречаются около 2/3 всего времени общения. Если человек неискренен или скрывает что-либо, то его глаза будут встречаться с глазами собеседника до 1/3 всего времени взаимодействия. Визуальный контакт свидетельствует также о готовности и приглашению к общению.

Американские исследователи эффективной коммуникации Р. Бендлер и Дж. Гриндер в ряде работ, посвященных проблеме нейролингвистического программирования (НЛП), установили, как можно получить необходимую информацию о партнерах с помощью определенных индика­торов, в том числе и глаз (см. рисунок 1 и таблицу 4). Они обратили внима­ние на то, что все люди могут быть классифицированы по признаку веду­щей репрезентативной системы, который представлен в "модальности" восприятия окружающей действительности, на три основные группы:

Визуалист - человек, у которого ведущей репрезентативной сис­темой является зрение, следовательно он ей больше доверяет. Для него важно представить какой-либо образ, "нарисовать" картинку, и только по­сле этого он сможет понять вашу или высказать свою мысль.

Аудиалнст - в этом случае, человек обязательно должен услышать какую-либо информацию, прежде чем логически ей обработает, и только после этого он сможет этой информацией пользоваться в качестве значи­мой для него. Указанная категория людей обладает большим объемом опы­та в аудиальной сфере.

Кинестетик - это человек, для которого более значимым является телесно-чувственное восприятие окружающего мира. Для того, чтобы та­кой человек мог эффективно работать с информацией, он должен прочув­ствовать ее содержание, как бы пропустить ее через себя, создать чувст­венный образ и наполнить его эмоциональным содержанием.

Уровень развития репрезентативных систем у людей разный. По этой причине и модель («карта») мира, выстраиваемая для себя человеком, будет отличаться от представлений о мире у других людей. Это объясняет также, почему люди один тот же факт воспринимают и переживают по-разному. Следовательно, занимаясь определением ведущей репрезентатив­ной системы для конкретного человека, мы косвенно устанавливаем работу его внутренних мыслительных процессов.

В зависимости от того, в какой модальности идет усвоение инфор­мации у человека, его глаза в момент передачи этом информации переме­шаются в определенную зону. Каждая зона имеет свое значение. На рис. 1 показаны эти зоны и их значение.

Перемещение глаз по зонам зависит не только от ведущей модаль­ности. но и от того, происходит ли в данный момент работа с информацией, извлекаемой из памяти, или с информацией вновь создаваемой (конструи­руемой). Для того, чтобы определить ведущую репрезентативную систему партнера, в зависимости от перемещения глаз в ту или иную зону, необхо­димо правильно сформулировать вопросы, стимулирующие перемещение глаз . Даже если партнер не отвечает словами, глаза его все равно будут пе­ремещаться в каком-либо направлении. Важно установить связь между содержанием ваших вопросов и глазодвигательными движениями.

Вопросы должны касаться реального прошлого и быть совершенно нейтрального типа: "Какого цвета Ваш костюм? Как выглядит Ваша дочь?" "Какая Ваша любимая песня?" и т.д. Задавая подобные вопросы, необходи­мо внимательно наблюдать за перемещением глаз партнера. В зависимости от того, куда двигаются глаза (см. таблицу 4 и рис. 1) человека можно отне­сти к визуалистам, аудиалистам или кинестетикам. Кроме этого, в зависи­мости от движения глаз можно определить конструирует ли человек образ или вспоминает.

Авторы нейролингвистического программирования, кроме мо­дальностей, выделяют так же еще один важный для эффективной коммуни­кации элемент - внутреннюю стратегию работы с информацией. Эта стра­тегия состоит из трех последовательных этапов: 1 - поиск, 2 - репрезента­ция, 3 - оценка. То есть, перед тем как сообщать какую-либо информацию вербально, партнер как бы находит ее в своей памяти, затем обрабатывает ее, готовя к вербализации, наконец, оценивает и уже потом вербализирует. Процедура протекания стратегии происходит, как правило, достаточно бы­стро и поэтому необходима предварительная тренировка на соответствую­щих тренингах и играх. Стратегии могут отличаться у разных людей, и да­же у одного и того же человека они могут меняться в зависимости от кон­кретной ситуации.

Глаза могут служить индикатором работы вашего партнера с ин­формацией, они начинают двигаться в соответствии со стратегией, харак­терно для данного человека. Первое движение соответствует этапу поиска, второе - этапу репрезентации, и наконец, третье - этапу оценки.

Комбинация модальностей, включаемых в стратегию, может быть самой различной. Так, поиск может быть в визуальной, репрезентация - в аудиальной, а оценка ~ в кинестетической модальностях. Но если не только внимательно наблюдать за движением глаз партнера, но и не менее внима­тельно слушать его, то можно получить дополнительную информацию о его модальностях и стратегиях, подкрепляя то, что было получено в ре­зультате наблюдения за глазами партнера. Для решения этой задачи в речи партнера выделяют глаголы, прилагательные, наречия (смотри таблицу 4). Именно они несут дополнительную информацию о ведущей модальности и стратегии партнера.

Очень важно говорить на языке партнера, используя слова его ве­дущей репрезентативной системы, это во многом облегчит процесс меж­личностных коммуникации и достижений Ваших целей.

Для подкрепления информации о том, какая модальность является у Вашего партнера ведущей. Вы можете пользоваться и внешними характе­ризующими признаками, которые позволяют с большей степенью уверен­ности отнести партнера к визуалисту, аудиалу или кинестетику.

визуалист. Плечи расправлены, слегка приподняты, как правило, держит достаточно большую дистанцию от партнера, говорит быстро и громко, часто делает в речи паузы, как будто срисовывая с картины ту ин­формацию, которую собирается вербализовать. В речи нередко можно слышать звуки "э", "а", "м"... Как правило, начинает фразу с местоимений "ты" или "Вы". Когда он в стрессе в диалекте преобладает обвинительный уклон. Оценивает критически все вокруг, завышенная самооценка.

аудиалист. Малоподвижен, жестикуляция практически отсутст­вует: для самоконтроля использует не ощущения, а логику, любит контакт глазами, речь монотонная, как бы на одной ноте: когда говорит, смотрит в Ваш лоб. Часто использует выражения типа: "Те кто", "тот кто", "который" и т. д. Никогда не берет ни за что ответственность, крайне редко употреб­ляет местоимение "Я".

кинестетик. Плечи и шея подаются вперед, дистанция до парт­нёра максимально близкая. Текучесть в движениях, любит прикасаться к партнеру руками, когда жмет руку. Подолгу ее не выпускает из своей. Всю информацию пропускает через себя, через свои чувства. В стрессе выбира­ет тактику извиняющегося. В речи очень часто звучит "Я".

Не следует упускать из виду тот факт, что людей, осуществляющих внутренние мыслительные процессы на основании одной репрезентативной системы, в природе не существует. Кроме того, необходимо помнить и об особенностях памяти человека. Например, глядя вниз и вправо, человек может видеть зрительные образы, но с весьма сильной эмоциональной ок­раской.

Наиболее существенным, в контексте данной темы, является исполь­зование специальных приемов НЛП для установления раппорта {rapport с франц. - связь, отношение). Раппорт - это качественный контакт, который характеризуется состоянием доверия, сотрудничеством между партнерами.

Методика установления раппорта включает несколько этапов.

Первый - диагностический. Необходимо наблюдать за движением глаз, рук, изменением тональности голоса, частотой дыхания, темпом речи и т.д.

Второй - присоединения к партнеру. Заключается в прямом отраже­нии, «отзеркаливании» как вербальных, так и невербальных каналов.

Мы далеко не исчерпали тему использования достижения нейролингвистического программирования для повышения эффективности ком­муникаций. Кого эта проблема действительно заинтересовала, можно ре­комендовать специальную литературу, а также посещение практических занятий и семинаров, практиков НЛП.

Хотя лицо человека является главным источником информации о его психологическом состоянии, оно во многих случаях гораздо менее ин­формативно, чем его тело. Связано это с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных состояниях, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится ма­ло информационным, а тело остается главным источником информации для партнера. Поэтому, в общении важно знать, какую информация можно по­лучить, если перенести фокус наблюдения с лица человека, на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения со­держит гораздо больше информации.

поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, это элементарная единица пространственного человека. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Доказано, что "закрытые позы" (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и за­нять как можно меньше места в пространстве; "наполеоновская" поза стоя:

руки скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. "Открытые" же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согла­сия, доброжелательности, психологического комфорта.

Практически все люди умеют "читать" позы человека, хотя, конеч­но, далеко не всегда понимают как они это делают.

Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов. Жесты занимают особое место в процессе общения, так как от них в значи­тельной мере зависит взаимопонимание. Психологи выделяют пять групп жестов:

1. жесты- регуляторы, выражающие отношения человека к кому-либо или чему-либо (кивок головой, целенаправленное движение рукой и т.д.)

2. жесты - аффекторы, отражающие эмоции человека (поднятый большой палец руки, сжатый кулак и т.д.)

3. жесты- иллюстраторы, усиливающие возможности понимания (движение рукой, представляющие круг, жест "отмашки", движение рукой, представляющее соединения воображаемых предметов и т.д.)

4. жесты - эмблемы, заменяющие слова или фразы (сжатые руки на манеру рукопожатия людей означают "здравствуйте" и т.д.)

5. жесты- адаптаторы, отражающие привычки людей (почесыва­ние отдельных частей тела или лица, касание партнера, пошлёпывание его, перебирание предметов или манипуляции с ними и т.д.)

Для сотрудников органов внутренних дел (слушателей вуза МВД России) важным является умение понимать притворные жесты, особенно­сти которых заключаются в следующем:

- они преувеличивают слабые эмоции (за счет усиления движений рук и корпуса);

- подавляют сильные волнения (за счет умышленного ограничения движения рук и корпуса);

- представляют собой ложные движения, не соответствующие со­держанию общения (как правило, такие движения начинаются с конечно­стей и заканчиваются на лице). Кроме того, необходимо правильно диагно­стировать некоторые традиционные виды жестов.

Среди жестов, указывающих на возможность неискренности чело­века обычно выделяют следующие:

- "защита рта рукой" (рука прикрывает рот и большой палец при­жат к щеке);

- "прикосновение к носу" (легкие прикосновения к ямочке под но­сом или одно быстрое, почти неуловимое прикосновение к носу);

- "потирание века";

- "оттягивание воротничка рубашки";

- "частое приглаживание волос".

Нередко лгущий человек обнаруживает нервозность, выражаю­щуюся в периодической прочистке голоса, покашливании, частом курении сигареты, ёрзании на стуле, постукивании по столу, потираний ладоней и т.д. Здесь большое значение приобретает умение сотрудников органов внутренних дел диагностировать различные параметры невербального по­ведения (см. таблицу 6).

В процессе обучения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жес­ты их сопровождающие, должны совпадать. Противоречия между жестом и смыслом высказываний является сигналом лжи.

Обобщая язык жестов, можно выделить такие манеры поведения, по которым определяется противоречивость или лживость поведения чело­века. К ним относятся следующие закономерности:

- ограниченная жестикуляция, так как мы не знаем, что будут "го­ворить" нам руки;

- малочисленные движения, так как необходимо сконцентрировать усилия для лжи;

- прятанье кистей рук, чтобы они не могли ничего выдать;

- активная жестикуляция: "кисть-лицо", например, касание носа, прикосновение к носу, потирание щек, мочки уха, почесывание бровей, приглаживание волос;

- прикрывание рта, чтобы сдержать ложь, или если человек не хо­чет "быть узнанным" по произнесенным словам. При этом, ко рту могут быть поднесены растопыренные в стороны пальцы, указательный палец может касаться верхней губы или же кисть руки кладется (прикрывая его) на рот, либо рядом со ртом.

Однако все эти манеры поведения еще вовсе не означают, что дан­ное лицо лжет. Лишь больше становится вероятность того, что у него име­ются внутренние противоречия или имеется скрытый подтекст передавае­мой информации.

К тактильным средствам общения относятся динамическое при­косновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказан Г, что динамические прикосновения, являются биологически необходимой фор­мой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческо­го общения. Использование человеком в общении динамических прикосно­вений определяются личными факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Общение всегда пространственно организовано. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Выделяют следующие зоны дистанции прибли­жения человека к человеку, определяемые четырьмя расстояниями:

- интимная (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей. Ис­следования показывают, что нарушение интимной зоны влеч5т определен­ные физиологические изменения в организме: учащение пульса, повыше­ние адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

- персональная (от 45см до 120см) - общение со знакомыми людьми предполагает только визуально-зрительный контакт между парт­нерами;

- социальная (от 120 до 400см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

- публичная (свыше 400 см) - при выступлении перед различными большими группами людей - на лекции, митинге и пр.(схема 1)

Нарушение оптимальной дистанции воспринимается партнером по общению негативно и служит дополнительным индикатором сложившихся статусноролевых отношений.

Для успешного осуществления невербальной коммуникации имеет значение ее связь со звуковым оформлением речи, которое создает образ человека, способствует распознаванию его состояния, выявления психиче­ской индивидуальности.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвис­тическим явлениям.

- просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, модуляция высоты голоса (плавная, резкая), как громкость го­лосового тона (высокий, низкий), темп речи (быстрый, средний, замедлен­ный), сила ударения, тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интона­ция, дикция речи.

- экстралингвистическля система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: пла­ча, кашля, смеха, вдоха и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулиру­ется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замешают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоцио­нальные состояния. Поэтому нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления, не только наряду со словами, но и помимо них, а иногда и вопреки ему.
Сделаем краткое резюме по данному разделу. Итак, невербальная коммуникация является:

1. средством передачи и усиления семантически значимой информации;

2. источником формирования представления о партнере по общению;

3. служит индикатором актуальных психических состояний человека;

4. выступает в роли показателя, определяющего скрытый подтекст ин­формации или ложность речевого сообщения;

5. служит дополнительным средством воздействия на партнера по об­щению;

6. усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

7. поддерживает оптимальный уровень психологической близости меж­ду общающимися;

8. выступает в качестве показателя статусноролевых отношений.


РОЛЕВАЯ ИГРА «МАФИЯ»

1. Игра может занимать как 2 академических часа (1 практическое за­нятие), так и 4 академических часа.

2. Игра может иметь некоторые усложняющие элементы (так, напри­мер, проведение в темной комнате, учебном классе) со свечами или в по­лумраке, сопровождаться определенной музыкой в зависимости от склады­вающейся ситуации и т.д.

3. Место проведения игры - учебная аудитория или любое удобное для размещения участников помещение.

4. Минимальное количество участников игры 15 человек, максималь­ное количество - неограниченно (проблема будет заключаться в качествен­ном и количественном распределении ролей между ее участниками).

5. Участники в игре располагаются по кругу (можно сидя на стульях).

6. Участники игры (весь коллектив участников должен распределить следующие роли):

Вариант 1.

- "добропорядочные граждане" (2-3 участника);

- "мафия" (1-3 участника);

- "главарь мафии" (1 участник);

-"комиссар полиции" (1 участник);

- руководитель игры (преподаватель) - 1 участник.

Вариант 2.

Те же, и добавляется еще один участник - «гад».

7. Атрибуты игры: игральные карты (в зависимости от количества участников - 2 колоды), можно спички или какие-то другие предметы, ко­торые помогут распределить роли между участниками, идентификаторы каждому участнику.

8. Задачи участникам игры: испытать свои возможности в различных социальных ролях, учиться диагностировать истинные и ложные роли сво­их коллег, приобрести определенные навыки воздействия, попытаться раз­вивать у себя наблюдательность при оценке поведения участников игры.

1. НАЧАЛО ИГРЫ

а). ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Во вступительном слове ведущий говорит о задачах каждого уча­стника игры, настраивает на серьезное отношение ко всем игровым ситуа­циям. Говорит о том, что основная цель сегодняшнего занятия направлена на возможность каждого из участников расширить границы своей наблю­дательности за окружающими.

Текст может быть произвольным, примерно следующего содержа­ния:

Столкнувшись с тем или иным поведением, попытайтесь устано­вить. какие причины обусловили его появление. Конечно, в начале не слиш­ком многое Вам будет бросаться в глаза. Вам будет казаться, будто бы Вы рассматриваете некую картину. Сначала у Вас будет складываться общее впечатление, подробности будут осознаваться позже. Учитесь за­мечать "картину" периферийным зрением, целиком, затем фиксируйте свое внимание на отдельных "деталях". Попытайтесь создать у себя ус­тановку на раскрытие всех каналов восприятия и полностью войти в си­туацию. Добейтесь у себя опущения, что Вы находитесь в "потоке" тех изменения, которые происходят вокруг Вас. Будьте очень внимательны к ощущениям в Вашем теле. После того как произошла настройка собственных органов чувств, попытайтесь переключиться на восприятие языка тела другого человека. Постарайтесь выявить различного рода несоот­ветствия между позой, мимикой, жестами, интонацией и речью другого человека.

Задавайте сами себе постоянно следующие вопросы:

- Почему я веду себя сейчас следующим образом (а не иначе)?

- Почему я подстраиваюсь к другим или почему другие подстраи­ваются ко мне?

- Как я веду себя в отдельно обусловленных ситуациях?

- Как я узнаю, что чувствует другой человек?

- Какое чувство вызвало сейчас движение или соответственно какое чувство было связано с ним или возникло позже него?

- Какое из моих высказываний или какая из моих манер поведения могли бы послужить причиной образа действий моего собеседника (реак­ция-раздражитель)?

- Какой образ действий моего собеседника, какое слово, произне­сенное им, "запустило" мою реакцию, выразившуюся с помощью того или иного моего языка тела?

Эти и другие вопросы, а также вытекающая из них активная по­зиция обостряет Вашу наблюдательную способность. Процесс перера­ботки информации даст нам возможность все быстрее делать правиль­ные выводы относительно тех или иных манер поведения, с которыми вы будете сталкиваться. Вы заметите, что этот процесс обучения будет протекать согласно методу проб и оценок. Не расстраивайтесь, если от­дельные ваши интерпретации будут ошибочными. Чем больше вы будете практиковаться, тем быстрее и надежнее вы будете выносить оценку определенной ситуации.

В начале игры выберите себе участника, за которым будете наблю­дать, чтобы заполнить карточки наблюдателя. Кроме этого, вы должны бу­дете наблюдать за другими участниками, но заполнение картотеки нужно лишь на одного из участников (см. приложение).

С помощью карточки для наблюдений вы научитесь аналитически обрабатывать отдельно взятые ситуации. В соответствии с ключом, вы за­носите в столбик предшествующее и последующее поведение, делаете вы­воды.

б). ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ

На данном этапе участники вырабатывают и принимают правила работы группы при проведении игры. Правила работы в группе:

1. Честность и четкость в выполнении указаний ведущего.

2. Общение по принципу "здесь и теперь", (говорить о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждение того, что происходит с ними в группе именно сейчас).

3. Обращение только по игровым именам.

4. Активность участников игры (подразумевается реальное вклю­чение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, в группу в целом).

5. Акцентирование языка чувств - участники игры должны акцен­тировать внимание на эмоциональных состояниях и формах их выражения (своих собственных и партнеров по группе).

6. Занятие исследовательской позиции по отношению к игровым ситуациям и участникам игры.

Окончательное согласование и принятие правил игры является ос­нованием для её начала.

в). РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРОВЫХ РОЛЕЙ

Ведущий оставляет у себя в руке столько игровых карт, сколько участников игры. Далее он говорит, что, следуя 1-му правилу игры, никто не должен никому показывать ту карту, которую он получит. Ведущий просит участников заполнить полученную карту и спрятать её.

Следующим шагом после раздачи карт является разъяснение ве­дущим значения полученной "масти" и соответствующее ей выполнение скрытой роли (ведущий, используя таблицу 5, характеризует каждого уча­стника игры и особенности их скрытых ролей).

Составление легенд.

После этого каждый участник придумывает себе игровое имя и оформляет карточку-визитку, где указывается название той роли, которую будет играть.

Роль (игровое имя) должно быть написано разборчиво и достаточ­но крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать игровую роль. В дальнейшем на всем протяжении иг­ры участники обращаются друг к другу, используя только данные имена.

Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки, придумали легенды и приготовились к взаимному представ­лению. Содержание легенд может быть приблизительно таким:

"Я - аптекарь, живу в нашем городе с самого рождения, знаю практи­чески всех жителей, очень добрый человек, семьи нет" (на визитке написа­но - аптекарь).

Комментарии: хотя данный человек выбрал себе положительную роль. на самом деле у него может быть и черная карта, а может и красная, но об этом знает только он.

"Я - судья города. В нашем городе совсем недавно, имею семью. Жена - продавец, дочь - студентка университета. Обо мне вы можете судить по моим судебным процессам" (на визитке - Судья).

Комментарии: Судья также может иметь любую по цвету карту, может быть как добропорядочным гражданином, так и членом мафиозной группировки.

"Я - преподаватель. Работаю в школе, учу детей музыке. В свободное время люблю отдыхать на нашем озере, имею семью" (на визитке - Препо­даватель).

Комментарии: может иметь любую карту.

По возможности легенды и роли не должны повторяться. Чем раз­нообразнее выбор ролей, оригинальней представление, тем интересней и захватывающей будет игра.

д). ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВОИХ ЛЕГЕНД

Основная задача представления - подчеркнуть свою индивидуаль­ность, сказать о себе так, чтобы все остальные участники не догадались, какая у тебя карта (черная или красная), запомнили выступающего.

Участники сидят в большом кругу и по очереди представляясь, го­ворят о себе (в соответствии с легендами), подчеркивают свои особенности.

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

а) игровая ситуация 1

После представления игру продолжает ведущий. Он как бы подво­дит итоги представления и продолжает дальше.

Ведущий: (произносит слова) Итак, наш городок живет по своим законам, у нас проживает очень много интересных людей (можно назвать некоторые роли), практически все в городе друг друга знают. Но в послед­нее время городок начинает трясти от убийств, которые совершаются каж­дую ночь. Жители боятся гулять по ночным улицам и т.д.

В городе наступает ночь (после этих слов ведущего все закрывают глаза).

Ведущий: Глаза открывает комиссар полиции. Он гуляет по ноч­ному городу и думает о том, кто может совершать преступления.

Комментарии: Участник игры, кому выпало быть комиссаром полиции, наблюдает за участниками, сидящими с закрытыми глазами и пы­тается диагностировать их принадлежность по языку тела к добропорядоч­ным гражданам или к мафии.

Ведущий: Комиссар возвращается в полицейский участок (т.е. участник закрывает глаза), глаза открывает мафия и знакомится. Мафия до­говаривается о жертве глазами и показывает эту жертву ведущему. Если ведущий не понимает желания мафии, то он может прогуляться по кругу и незаметными жестами уточнить.

Ведущий: Мафия совершила свое зловещее убийство, в городе наступает день.

б) ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ 2

День. (Все участники игры открывают глаза).

В городе совершено жестокое убийство. В 3 часа ночи в своей квартире был убит (называется тот участник, на которого показала мафия, например, аптекарь).

Аптекарь встает, выходит за круг, но карту участникам игры не показывает. Далее ведущий говорит о том, что нужно обсудить, кто у нас в городе принадлежит к мафиозной группировке.

Начинается дискуссия кандидатуры, данному участнику дается слово, он может настроить жителей или за себя или против, все это будет зависеть от самого игрока, от его владения методом убеждения. Затем по просьбе ведущего происходит голосование. Участник, против которого проголосовало большинство участников, считается убитым, он встает и уходит за круг, но карту свою не показывает.

Участники, которые оказались за кругом, могут вести наблюдения за теми, кто в кругу и заполнить карточки наблюдения.

в) игровая ситуация 3

Ведущий: В городе опять наступает ночь (все участники закры­вают глаза). На дежурство выходит комиссар полиции (он открывает гла­за). Комиссар полиции наблюдает за жителями городка и решает едино­лично, кто принадлежит к мафии и ведущему показывает, кого он уничто­жает. После этого он закрывает глаза.

Ведущий: Мафия открывает глаза и принимает решение, кого нужно убить в эту ночь и показывает его ведущему. После этого мафия за­крывает глаза.

г) игровая ситуация 4

Ведущий: В городе наступает день (все открывают глаза). В эту ночь в городе было убито два жителя, называет их по игровым именам.

Ведущий может подчеркнуть, если посчитает нужным, что, напри­мер, это в действительности два добропорядочных гражданина, или один добропорядочный, а один член мафиозной группировки. Эти участники иг­ры встают и покидают круг (если ведущий посчитает необходимым, то иг­роки могут раскрыть свои карты).

д) ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ 5, 6 И 7 И Т. Д.

В дальнейшем игровые ситуации начинают повторяться по алго­ритму: события, происходящие ночью - события, происходящие днем.

Игра считается законченной, если членов мафиозной группировки оказывается больше в кругу, чем добропорядочных граждан.

В игре всегда есть победители (это либо мафия, или добропоря­дочные граждане). Очень редко, но все-таки в практике проведения таких игр этот случай может возникнуть, когда на последнюю игровую ситуацию в "живых" остаются комиссар полиции и глава мафии. В этом случае при­нятие решения остается за ведущим игры, но он должен обязательно обос­новать свое решение всем участникам игры.

комментарий

Игра проводится несколько раз, с усложняющими элементами, с привлечением других действующих лиц (например "гад"). Технология про­ведения игры идентична описанной, только удлиняется продолжитель­ность.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ

а) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ведущим подводятся итоги игры, называются победители, отвеча­ет на вопросы участников.

б) А НАЛИЗ РЕЗУЛЬ ТА ТОВ

Участникам игры дается время для того, чтобы:

- поделиться впечатлениями по поводу происходящего;

- проанализировать свое поведение или поведение любого из участ­ников;

- назвать основные ошибки в ходе игры;

- указать на внешние признаки, по которым распознавалось действи­тельное поведение конкретного участника;

- ответить на вопросы, которые могут быть заданы друг другу участ­никами игры.

в) ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Участники игры заканчивают заполнение карт наблюдения, делят­ся информацией, полученной в результате наблюдения, делятся информа­цией, полученной в результате наблюдения друг за другом.

В заключение можно высказать следующее пожелание словами:

"Не доверяйте словам человека, если не хотите; в противном слу­чае вы можете прийти к очень неправильным заключениям; но спокойствие и самообладание человека, в котором нет ни лжи, ни необходимости в ней, должно вызывать у вас всякий раз полное доверие" (Джорж Борроу).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ПРОГРАММА
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с

Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических

Учебно-методическое пособие iconПлан-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»

Учебно-методическое пособие icon2. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие
Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч ред. В. В. Садырина,...

Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов Нижний Новгород 2009
Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н. Новгород: нгпу, 2009. 42с

Учебно-методическое пособие iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. — 60 с

Учебно-методическое пособие iconСоматопсихология учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология»
Соматопсихология: Учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология» – Ульяновск: УлГУ, 2005

Учебно-методическое пособие iconОчная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции