Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики




Скачать 319.62 Kb.
Название Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики
страница 1/3
Дата публикации 06.06.2014
Размер 319.62 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3



Х. Лейнер

Основы глубинно-психологической символики


Основы глубинно-психологической символики[1]

Впервые опубликовано в "Materialien zur Psychoanalyse und analytisch orientierten Psychoterapie" Band IV (1978), Heft 2 Verl. "Vandenhoeck&Ruprecht", Gцttingen und Zьrich, стр.166-187.

Ханскарл Лёйнер[2]

"Мы понимаем, что человек во все времена жил и живет в мире символов. И именно символы стали для него той действительностью, которая определяет его существование. Мы понимаем также, что эта жизнь в символах принадлежит к основополагающим структурам человека. И поэтому мы бы хотели понять особенности этих символов, собрать их во всем многообразии, обозреть и классифицировать... Раскрытые возможного содержания символов означает открытие того пространства, в котором человек может стать самим собой, своей сущностью, субстанцией. Без символов он как бы вмерзает своей убогой душой, превращаясь в ничто, тщетно возясь и мучаясь со своим голым рассудком в суете опустевшего мира".

Карл Ясперс[3]

I

Понятие "символ" включает в себя множество значений: это и "аллегория", и "знак", и "опознавательная примета". Документы свидетельствуют, что в немецком языке это слово появилось, начиная с XVI века, куда оно пришло из латинского языка ("symbolum"), который, в свою очередь, заимствовал его из древнегреческого языка ("symbolon").

Само же греческое слово происходит от "symballein", что означает "соединение, сведение". Изначально оно обозначало оговоренный между родственниками или друзьями условный опознавательный знак, состоящий из отдельных разломанных кусков какого-то предмета (например, кольца), которые при "соединении, сведении" вместе образуют целое и таким образом доказывают связь их владельцев.

Понятие символа, таким образом, изначально много шире, чем нам известно на основании глубинной психологии. В словаре это понятие определяется сегодня как "имеющий определенный смысл образ, (обладающий некоторой силой) имеющий определенной значение знак для обозначения определенного (сверхчувственного) понятия". Понятие "символ" издавна играло важную роль в христианском вероучении, в частности, в обряде крещения (например, в учении Св. Августина). Символ - это также сокращенное обозначение, знак для математических операций. Он может означать некоторые физические величины, а также быть средством изображения и выражения на языке образов, например, средством общения некоторой группы, сообщества. Здесь можно вспомнить символику национальных флагов. Понимание символа как символизации психических конфликтов в сновидении впервые встречается в психоанализе З. Фрейда.

Таким образом, глубинно-психологический символ занимает особое положение в теории символизма. Он всегда связан с символикой сновидения. Кататимное переживание образов (КПО)[4] можно в этом отношении уподобить сновидению, или, иными словами, что справедливо в связи с символами ночных сновидений, может быть таким же образом применено и к КПО [31]. Проблематика, заключенная в глубинно-психологическом символе и его понятийном осмыслении, станет, быть может, более яркой, если учесть, что З. Фрейд избегал разработки понятия символа в психоанализе и никогда не давал его определение. Как известно, он ни разу не публиковал подробное систематическое изложение своего понимания символа. Он хорошо понимал возможные сложности: "Нам пришлось бы... значительно превысить задачу толкования сновидений", - пишет он в 1914 г. [9], - "если бы мы хотели справиться со значением символа и обсудить бесчисленные, в большинстве своем еще нерешенные проблемы, которые связаны с понятием символа".

Интерес для глубинно-психологической концепции представляет определение символа О. Ранка и Х. Закса.

"Символ - это последнее, благодаря своей особой пригодности для прикрытия бессознательного и благодаря своему приспособлению (компромиссному образованию) к новым содержаниям сознания, предпочтительно используемое повсюду средство выражения вытесненного. Мы понимаем под этим особый способ непрямого изложения, который отличается благодаря определенным характерным моментам от близких к нему других способов непрямого изложения - притч, метафор, намеков и других форм образного изложения мысли по типу ребуса (=образной загадки). Символ представляет собой в определенной степени некоторое идеальное сочетание всех этих средств выражения. Это замещающее наглядное средство выражения чего то скрытого, с чем у него есть какие то общие очевидные признаки и с чем его объединяют какие то общие внутренние ассоциативные связи. Символ по сути своей имеет много значений, ведь, как известно, он возникает в результате некоторого рода сгущения, соединения (symballein) отдельных характерных элементов. Символ стремится перевести абстрактную понятийную категорию в наглядную. Это сближает его с примитивным мышлением. Благодаря такой близости символики к примитивному мышлению символообразование в значительной мере относится к области бессознательного, но как компромиссное образование ни в коей мере не лишено сознательных детерминант, которые в различном соотношении значительно определяют образование и понимание символа" [37].

Принципиальное отличие психоаналитического понимания символа по сравнению с общепсихологическим и общефилософским подходом выделяет E.F. Sharpe:

"В психоаналитической теории символ используется как член уравнения в бессознательном, в котором он пребывает. Подобие в общем смысле этого слова предполагает, что нечто похоже или равно другому. Метафора - это отождествление, сопоставление двух известных величин. И чтобы все-таки понять подлинную символику бессознательного, нужно найти вытесненные эквиваленты" [39]. Это согласуется с мнением Э. Джонса, давшего такое определение: "Только то, что вытеснено, представляется символически. Только то, что вытеснено, нуждается в символическом представлении. Этот принцип считается краеугольным камнем психоаналитической теории символики" [24]. Решающее значение, с точки зрения психоанализа, имеет, таким образом, то обстоятельство, что сам человек не знает, что он имеет дело с "символом". Символ, по З. Фрейду, "мотивирован динамически". Импульс исходит из бессознательного.

В этой статье я разбираю понятие символа именно в глубинно-психологическом аспекте. В другой своей работе я более широко подхожу к психологии символа [30]. Мне хотелось бы далее остановиться на двух теориях психоанализа относительно возникновения символики.

II

Первая теория была, видимо, наиболее близка З. Фрейду. Он придерживался ее до последнего времени. Он рассматривал символику сновидения как филогенетическое (архаическое) наследие. Если символика, таким образом, является "врожденной", то нельзя ничего узнать о ее "возникновении". В первом издании книги о толковании сновидений З. Фрейд пишет: "... и везде, где невроз использует такой покров, он идет по пути, которым когда-то на древних этапах развития культуры шло все человечество и от существования которого под небольшими завалами еще сегодня остались свидетельства в оборотах речи, суевериях и обычаях" [8].

Мы знаем, что К.Г. Юнг подхватил это впервые высказанное в 1900 г. мнение З. Фрейда [7], чтобы полностью обратиться к коллективной символике.

В одной из своих последних работ (1937 г.) З. Фрейд отмечает, что универсальность символики языка привычна как само собой разумеющееся уже детям [20]. "Мы не можем проследить, как они этому научились, и во многих случаях должны признать, что научиться этому невозможно. Речь идет об изначальном знании, которое взрослый позднее забыл. Он, правда, использует те же самые символы в своих сновидениях, но он их не понимает, если аналитик ему их не растолкует, но и тогда он неохотно верит в такой перевод... Исследования скорее всего покажут, что она (символика) распространена повсеместно, у всех народов одна и та же. Здесь мы, таким образом, имеем дело с явным случаем архаического наследия со времен развития языка". ... "Ведь, как мы узнали, ту же символику используют мифы и сказки. Песни, пословицы и поговорки также следуют общим правилам использования языка и поэтической фантазии. Область символики необычайно велика, символика сновидений - это лишь малая часть от этого. Даже не имеет смысла браться за всю проблему, исходя только из особенности сновидений".

Второй теоретический подход, разбирающий символику в онтогенетическом аспекте, ставит вопрос о роли символики в индивидуальном развитии. Психоанализ исходит из фундаментального предположения, что объекты внешнего мира (к которым устанавливается отношение любви) становятся реальными и приемлемыми для ребенка лишь посредством "либидизации". Ш. Ференци пытается объяснить это так: "Дети заботятся вначале, пока жизненная необходимость не заставит их приспосабливаться и тем самым постигать действительную реальность, только об удовлетворении своих инстинктов, т. е. о тех участках тела, где происходит такое удовлетворение (эрогенные зоны). ... Что же удивительного, если их внимание в первую очередь привлекают такие вещи и процессы, которые благодаря даже еще столь отдаленному сходству напоминают о наиболее любимых ими переживаниях? На этой стадии маленькие мальчики любят называть все длинные предметы детским названием их генитального органа, в каждой дыре они видят анус, в каждой жидкости мочу и в каждом полумягком веществе кал". Так, один полуторагодовалый мальчик сказал, когда ему показали полноводную реку Дунай: "Сколько слюны!" Один двухгодовалый мальчик называл все, что можно открывать так же, как разводить в стороны ноги, дверью [5]. Такую либидизацию внешнего мира можно точно таким же образом обнаружить при изучении так называемых "примитивных" народов [5].

Такое отождествление или идентификация объектов однако еще не является "символом" в глубинно-психологическом смысле. Как уже отмечалось, только начиная с того момента, когда вследствие культурного воспитания один член уравнения вытесняется, другой, ранее более важный член достигает аффективного "сверхзначения" и становится символом вытесненного. Например, если, таким образом, пенис и дерево или пенис и колокольня церкви вначале сознательно отождествлялись, однако представление о пенисе затем подверглось вытеснению, дерево и колокольня приобрели необъяснимый и, как может показаться, необоснованно подчеркнутый интерес. Они превратились в символы пениса [5].

В этом четко проявляется динамическое понимание символа в психоанализе, аффективная природа символа.

В последнее время больше склоняются к поддержанию онтогенетической теории объяснения символики. Биологическая ситуация ребенка привлекается как принцип понимания универсальности детского поведения. Х. Хартманн, Э. Крис и Р.М. Лёвенштейн сформулировали это так: "Повсеместную распространенность определенных символов, прежде всего, сексуальных символов, можно, по видимому, объяснить, если вспомнить, как, в принципе, похоже положение любого ребенка в мире взрослых. Оно ограничивает количество важных ситуаций, которые ребенок оживляет аффектом. Вспомните, как типичны и неизменны страхи ребенка, и, наконец, насколько универсальны некоторые из его основных восприятий и телесных ощущений" [22].

Общее отношение нашего восприятия к отдельным частям тела, отношение к жестам, используемым для того, чтобы приласкать или обидеть, чтобы что то выделить или что то принять, чтобы что то получить или что то охватить (если назвать только это), образует основу не только для формирования символики, но и для универсальности невербальных сообщений [36]. Так, определенные функции Я находят эквивалентные, общие способы (модусы) выражения, а тем самым и эквивалентные, общие ощущения, свое превербальное представительство (репрезентацию) в символическом образе и, очевидно, лишь принимаются в языке в качестве языковых символов.

Следующий аспект внесли исследования Х. Зильберера. В состоянии утомления и сонливости он мог при попытке умственного усилия или при наступлении физического, телесного недомогания зрительно представлять себе (визуализировать, вызывать видение) образ, в котором он узнавал замену, компенсацию данной мысли или физического недомогания. Он называл эту замену "аутосимволической" и говорил о "пороговой символике" [40, 41]. Здесь четко прослеживается параллель к Кататимному переживанию образов, к появлению имагинативных феноменов в измененном состоянии сознания. З. Фрейд считал термин Х. Зильберера "аутосимволический ... не совсем целесообразным". В своей работе "Введение нарциссизма" в 1914 г. он охарактеризовал "функциональный феномен" Х. Зильберера как "одно из немногих дополнений к теории сновидений, значение которого несомненно" [17]. В моей работе об "Экспериментальном психозе" [30] я показал, что подобный функциональный способ рассмотрения аутосимволизма явно связан с тем, что в содержании сновидения наяву раскрывается самовосприятие некоторой внутренней напряженной динамической системы. При этом содержанию образов совсем не нужно подвергаться вытеснению. Им не нужно, следовательно, быть бессознательными.

III

Таким образом, я подхожу к вопросу о функциональном значении символа вообще. З. Фрейд, как известно, понимал сновидение как агрессивное явление, в котором психика оперирует на генетически ранней стадии "инфантильного Я" [7]. Рассматривая развитие человека, он выделял две функциональные системы психики: первичный процесс и вторичный процесс. Функции сновидения, а тем самым и символообразования подчиняются исключительно первичному процессу, который занимает господствующее положение в мышлении ребенка вплоть до пяти или шести лет. Потом он сменяется вторичным процессом [11]. В то время как первичный процесс подчиняется принципу быстрого удовлетворения инстинктов и получения удовольствия, развивающийся позднее вторичный процесс связан с отсрочкой удовлетворения инстинктов и ориентацией на реальность. З. Фрейд так наглядно охарактеризовал смену одного принципа другим и ее значение для техники сновидения наяву, используемую в психотерапии по методу (КПО): "Со вступлением в действие принципа реальности отщепляется некоторый вид мыслительной деятельности, который остается свободен от проверки реальностью и подчиняется одному только принципу удовольствия. Это фантазирование, которое начинается с игры ребенка, а позднее, продолжаясь в сновидениях наяву, отказывается от опоры на реальные объекты. По этой причине первичный процесс вместе со своими способами функционирования на протяжении всей жизни остается действенной частью психического аппарата. Правда, мы замечаем существование первичного процесса только тогда, когда снимаются сдерживающие факторы вторичного процесса (как, например, в случае переутомления, интоксикации, во сне и при психических заболеваниях и т. п.). Однако эти находки - лишь только эмпирическая констатация фактов" [16]. Различные функции первичного процесса и вторичного процесса можно продемонстрировать при помощи следующей таблицы.

ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ПЕРВИЧНОГО ПРОЦЕССА (П.П.)

ВТОРИЧНОГО ПРОЦЕССА (В.П.)

существует генетически раньше

("инфантильное Я")

иррациональная

архаическая

возникает генетически позднее

("зрелое Я")

результат вытеснения

сдерживает и напластовывается на п. п.

подчиняется принципу удовольствия

господство принципа реальности

непрерывное возбуждение

покоящееся возбуждение

свободный отток возбуждения

сдерживание оттока возбуждения

подвижность либидонозного катексиса

преобразование в покоющийся катексис

сгущение

смещение

сверхдетерминация

принципы "работы сновидения"

драматизация=перевод в образы




"идентичность восприятия"

"идентичность мышления"

снятие противоречий

правило "часть вместо целого" (Pars-pro-toto)

логичная и последовательная

мыслительная работа как "пробное действие" (способствует сдерживанию и застою возбуждения)

замена внешней реальности психическим снятием временной решетки

проверка реальности

Ясно, что как ночные сновидения, так и сновидения наяву, используемые в психотерапии по методу КПО, в подавляющем большинстве подчиняются закономерностям первичного процесса. В них уже содержатся принципы "работы сновидения", которые полностью соответствуют известным в КПО процессам. Замена внешней реальности психической реальностью первостепенна для Кататимного переживания образов, точно также как и снятие временной решетки. Объяснение высокой терапевтической эффективности психотерапии по методу КПО заключается, по-видимому, в том, что, во-первых, при Кататимном переживании образов может быть относительно легко достигнуто приятное удовлетворение, во-вторых, с образами связывается непрерывное возбуждение, и, в-третьих, что особенно важно, возбуждение от одного переживаемого в образе события может свободно перейти к другому переживаемому в образе событию, что можно четко проконтролировать по феноменам преобразования. С этим связана или точнее с этим сопоставима упомянутая "подвижность" либидонозного катексиса[5], которую помимо феноменов преобразования можно особенно четко видеть в таких режиссерских принципах, как "кормление и насыщение" или "примирение", а также при конфронтации символов. Чтобы закончить этот обзор функционального значения символа в контексте Кататимного переживания образов, необходимо также отметить, что в КПО может конечно же проявляться и вторичный процесс, т. е. близкие к принципу реальности элементы. В ходе курса психотерапии по методу КПО мы видим постепенное уменьшение иррационально-архаических элементов, становящееся все более консистентным соблюдение правила противоречий и все большее отражение внешней реальности, свидетельствующее о более зрелом отображении, стоящем ближе к действительности. Фантастические решения проблем и феномены преобразования отступают на задний план. Либидонозный катексис становится устойчивее и непрерывнее. Образы становятся логичнее и последовательнее, сильнее приближаются к действительности. Упрощенно можно сказать, что психотерапевтический процесс Кататимного переживания образов идет по пути все большего приближения от изначально глубоко заложенного первичного процесса к вторичному процессу, переходя тем самым к способу функционирования более зрелого Я.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon Н. Л. Мишатина Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды
В статье рассматриваются в рамках культурно-исторической психологии и психологической педагогики, лингвокультурной концептологии...
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon О проведении республиканского конкурса исследовательских и творческих...
Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ «И гордо реет флаг державный», посвященного истории государственной...
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon История психологической
История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография...
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon К. Д. Рыдченко некоторые особенности обеспечения запрета пропаганды...
Некоторые особенности обеспечения запрета пропаганды и публичного демонстрирования нацистской атрибутики и символики
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon О. И. Мухрыгина психология управленческого консультирования курс лекций частично
Отдельно выделена тема психологической природы сопротивлений в управленческом консультировании. Особое место отведено психологической...
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
Американской психологической ассоциации, занимающиеся проблемами личности и социальной психологии, а также Международное сообщество...
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической...
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической...
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon Рабочая программа по орксэ модуль «Основы православной культуры»
Фгос ноо на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных...
Х. Лейнер Основы глубинно-психологической символики icon Работа с мотивом «змея» Я. Л. Обухов 1
Ханскарлом Лёйнером, предлагает обращаться в наиболее сложных жизненных ситуациях к воображаемому внутреннему проводнику или советчику...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции