Психотехнологии в социальной работе




НазваниеПсихотехнологии в социальной работе
страница1/21
Дата публикации22.06.2014
Размер2.84 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Отделение практической психологии

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Ярославль, 1999

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

НАУК

Отделение практической психологии


ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Под редакцией Владимира Козлова

Ярославль, 1999
ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.99

Психотехнологии в социальной работе./Сб. под ред.

Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, 1999 – 186 с.

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.


Козлов В.В., 1999

Содержание

Козлов В.В .Введение………….…………………………………………6

Албегова И.Ф. Технологизация современной социальной работы в

России: миф или реальность?.………………….……………………….8

Козлов В.В. Смерть и возрождение психотехники……………………14

Ковшиков М.Ф.Принцип целостности в исследовании человека и

Общества…………………………………………………………………23

Ковшиков И.М., Ковшиков М.Ф. Философская методология и

глобальные проблемы социальной безопасности……………………..33

Васильева Е.В. Мотивы противоправных действий

Несовершеннолетних…………………………………………………….38

Воронина Е.Н. Некоторые особенности суицидального кризиса………..41

Дроздова Т.В. Психотехнология развития творческого мышления в

компьютерной деятельности……………………………………..……….44

Зингерман И.С. Трансперсональная терапия - теория и практика….….46

Ермолин И.Е. Теория и практика тренинга, ориентированного на

релаксацию (ТОР)………………………………………………………….49

Капустин А. Деньги – попытка расширенного понимания феномена….56

Кашапов М.М. Видеотренинг как способ формирования педагогического

мышления……………………………………………………………………62

Киселева Т.Г. Взаимосвязь уровневых характеристик педагогического

мышления и особенностей мотивации педагогов…………………………66

Коваленко М.Ю. Арттехнология как один из способов формирования

творческих способностей школьников……....……………………………72

Коврова М.В. Современные психотехнологии в тренинге личностного

Роста………………………………………………………………………….74

Ланк И.Н. Социально-психологические факторы алкогольной

Зависимости…………………………………………………………………..76

Львова М.В. Групповые формы работы с подростками с целью

профилактики девиантного поведения……………………..……………..79

Лукин-Григорьев В.В., Козлов В.В.

Духовные кризисы и пограничная психопатология………………………83

Мазилов В.А. Психология: на пороге XXI века…………………………..91

Мазилов В.А., PSYCHOLOGIA QUINTA (О пятой психологии)………..94

Майкова К. Принципы холотропного дыхания..………………………..116

Маренков А.В.Некоторые аспекты организации работы и рекламной

кампании оптовых фирм……………...……………………………………121

Мелешенкова И. Здоровье общества - в твоих руках!………………...…123

Метелкина Н.Е. Технология преодоления стрессовых состояний у

больных сахарным диабетом…………………………………………….127

Миронова Т.И. Технология эффективного взаимодействия в детских

лечебно- образовательных коллективах…………..……………………..128

Мулина Е.А. Подростковый суицид как аспект деятельности

социального работника…………………………………………………….130

Неродинская О.С. Характеристика репродуктивной функции

современной российской семьи…………………………………………...133

Рехвиашвили Н.М. Исследование представлений современной

молодежи о способах достижения материального успеха……………..136

Пискарев Д.П. Правовые проблемы стереотипности противоправного

поведения молодежи…………………..………………………………….140

Поваренков Ю.П. Общая характеристика кризисов

профессионального пути личности………………………………………145

Саункин В.А. Роль самосознания в самопознании личности…………...154

Ступикова Н.Ю. Интегративные психотехнологии как метод работы

с кризисной личностью…………………………………………………..156

Козлов В.В. Внутреннее путешествие……………………………………158

Урываев В.А. «Иные» в социальном контексте…………………………162

Фетискин Н.П. Изменение мнемических процессов в монотонии….…165

Н.П. Фетискин, Т.В. Дроздова, Л.И. Селиванова, М.Ю. Коваленко,

Ж.А. Малова, Н.Б. Тарасова, А.Ф. Ушанов, Т.И. Миронова,

Славская В.М. Психокоррекционные технологии учебной деятельности.

Черничкина В .Социальная диагностика и экспертиза в работе с

инвалидами……………………………………………………………….169

Щербаков А.Б. Стереотипизация и персонификация как факторы

формирования политической установки в СМК………………………..176

Яковлева Ю.А. Особенности психологических кризисов у трудных

подростков…………………………………………………………………180

Введение.

"Верую, Господи, тому, что говорит твой великий пророк.

Но если можешь, сделай так, чтобы я знал".

Бернар Клервосский

Подходит к концу 20-ое столетие. Понятно, что история не кончается. Но уже можно делать некоторые итоги. Итоги, как известно, всегда являются обобщением нашего опыта. Если быть точнее - человек во многих смыслах является неким обобщением эволюционного, социального, мыслительного опыта. Наверно поэтому человек, не помнящий прошлого, не является носителем сознания и личности.

Этот сборник уже четвертый по счету с названием “Психотехнологии в социальной работе”.

Четыре года назад нам хотелось довести до сознания читателя, что существует возможность технологизировать благополучие других людей и изложить эти технологии.

Это была красивая идея. Редактор этих сборников уже лет тридцать мечтает о том, чтобы все люди стали счастливыми, в крайнем случае - довольными своей жизнью.

Сегодня 31 декабря 1998 года. Через два часа наступит Новый Год. Многие празднуют. Самые маленькие - в ожидании чуда. Кто повзрослее – в ожидании перспективы, реализации планов, мечтаний, грез. Многие ждут что-то от этого Нового года - 1999.

Значит они молодые.

Человек молод до тех пор, пока верит в будущее.

Часто мне кажется, что само человечество еще очень молодое.

Оно все еще верит в будущее.

Смысл социальной работы заключается, на мой взгляд, поддержании надежды и веры в будущее.

Сегодня, может быть, тяжело.

Но завтра – будет лучше.

По прогнозам некоторых культурологов грядущий XXI век будет не столько веком компьютеров, информатики и биотехнологии, сколько веком психотехники. И в это можно поверить, видя громадный интерес человечества к методам самосовершенствования, осознавая значимость психотехнического насыщения социальной работы для эффективного взаимодействия с клиентами. В ходе поисков адекватной рефлексии психотехнической культуры, значения психотехнологий в социальной работе мы начинаем понимать, что мало писать о психотехнологиях, мало даже активного формирования теоретических и научных знаний.

Важно – ежедневное делание.

Насколько я понимаю сейчас – социальная работа – это не столько система знаний, а сколько практика и система человеческих установок милосердного отношения к другим людям.

Нами абсолютно искренне постулируется принцип единства теории и практики. Именно практике социальной работы и должен быть посвящен этот сборник. Мы честно должны признать, что приоритет теории, ментальных пространств, сохраняется в нашей образовательной системе тотально. Это грустно, но факт.

Одновременно я предельно хорошо понимаю после пяти лет преподавания на специальности «социальная работа», что социальный работник – это уникальный тип личности. Именно формированию этой уникальной личности, готовой на жертву и милосердие, должна быть посвящена образовательная система в вузе.

Подобную личность невозможно сформировать тем педагогическим инструментарием, которым мы пользуемся сегодня. Поэтому основная задача не достигается.

Поэтому социальные работники – выпускники, занимаются чем угодно, но не своими прямыми обязанностями. В конце концов – сами обязанности, их выполнение, не сформированы на мотивационно-потребностном уровне. Что еще грустнее – само выполнение обязанностей часто ни торетически, ни психотехнически не обеспечено.

Этот сборник является еще одной попыткой сделать шаг к реализации социальной работы как профессии.

Владимир Козлов

Технологизация современной социальной работы в

России: миф или реальность ?

Албегова И.Ф., ЯрГУ
Распространение социальной работы в России потребовало изучения всех аспектов ее существования и дальнейшего развития.

Одним из условий эффективного функционирования и развития социальной работы является теоретико-практическое решение проблемы ее технологизации. В частности необходимо ответить на следующие вопросы: возможно ли вообще технологизировать социальную работу ? Если да, то в какой мере, на каком уровне и в какие временные сроки ?

Полиморфизм современной интерпретации термина “социальная работа” усложняет решение поставленной проблемы и требует своего уточнения.

Сегодня под социальной работой понимается и общественное явление, и вид деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), и специальность, и учебная дисциплина, и наука1. Более того, в современном обществе социальная работа является одной из его подсистем или сфер, функционирующей на основе саморегуляции и саморазвития2.

Предложенные интерпретации термина “социальная работа” без раскрытия их содержания уже дают положительный ответ на вопрос о возможностях технологизации современной социальной работы.

Несомненное признание социальной работы в России как одного из видов профессиональной деятельности априори задает направления и уровни ее технологизации.

Любая деятельность ( и социальная работа в том числе) имеет свои субъекты и объекты, связана с целью (к чему стремится субъект), с мотивами (почему он это делает), со способами (как он это делает), с формой и способом организации ( при помощи какого принципа действий и набора каких техник, приемов он обеспечивает достижение цели). Исходя из этого, можно предположить, что технологизировать можно и нужно любой вид деятельности. Тем не менее, степень технологизации в данном случае будет зависеть от многих факторов: характера, условий и содержания деятельности; особенностей ее субъектов и объектов; степени инновационности и распространения.

По сути, технологизация есть показатель степени развитости конкретного вида деятельности в конкретном обществе. Так, в развитых странах высокий уровень технологизации характерен, как правило, для традиционно “старых”, достаточно распространенных видов деятельности.

При этом разные виды деятельности требуют разных видов и уровней технологизаций. Не могут быть одинаково технологизированы умственный и физический труд. Однако, и тот и другой могут использовать одни и те же технологии, например, компьютерные.

Когда речь идет о деятельности в социальной сфере или сфере социальных отношений ( а социальная работа как раз и является одной из таких деятельностей), то предполагают, что для своей технологизации она использует социальные технологии.

“Социальная технология” - термин достаточно объемный и обозначает, во-первых, специально организованную область знаний о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.

Во-вторых, это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

В-третьих, это метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т.п.3

На наш взгляд, одним из условий существования и развития любого общества является высокая субъектность его членов и их достаточная адаптивная способность. Именно социальная адаптация обеспечивает готовность к активной жизнедеятельности, служит профилактикой разного рода заболеваний и девиантного поведения. В условиях современного общества большинство людей, независимо от своего социального положения, из потока информации выбирают конкретные советы, практические рекомендации относительно того, как выжить, и более: как добиться успеха в жизни. По сути они пытаются овладеть социальными технологиями, которые позволяют изменить их психо-эмоциональное и физическое состояние, улучшить отношения с окружающими, получить новый статус в обществе и, как следствие, повысить свой уровень социальной адаптации.

В связи с этим мы считаем, что социальные технологии - это определенные методы воздействия на социальные объекты и субъекты, их деятельность и взаимодействие с целью оптимизации процессов адаптации к условиям современного общества4.

В настоящее время существует достаточно большое количество социальных технологий, что объективно требует их типологии и классификации. Среди наиболее известных типологии К.Поппера (“частичные” и “холистские”, или “утопические”)5 и А.И.Пригожина (“кабинетные”, “лабораторные”, “полевые”)6.

Мы предлагаем в основу классификации социальных технологий положить определенные критерии, в соответствии с которыми и обозначить их типы и виды. Прежде всего в основу выделения можно положить объект их воздействия и соответственно определить три типа социальных технологий: субъектные, деятельностные, средовые 7.

В свою очередь субъектные технологии дифференцируются на индивидуальные ( саморазвития, самозащиты, самосохранения и т.п.), групповые (технологии трудоустройства, реадаптации, трудотерапии и т.п.) и технологии на уровне всего общества (реформы, революции и т.д.).

Деятельностные технологии соответствуют существующим видам деятельности и отражают их многообразие.

Средовые технологии включают методы оздоровления окружающей Среды обитания человека ( как природной, так и социальной).

Представленная, далеко не полная , классификация типов и видов социальных технологий позволяет выявить их соотношение с социальной работой и возможности ее типологизации.

Прежде всего необходимо отметить тот факт, что социальные технологии по своему понятию и содержанию шире явления и категории “социальная работа”. В данном случае социальная работа как общественное явление, как вид деятельности, как учебная дисциплина и, в конце концов, как одна из подсистем общества выступает в качестве объекта социальных технологий. Менеджмент социальной работы, в том числе кадровый, технологии организации управления, планирования и моделирования на разных уровнях - вот основные направления технологизации современной социальной работы как объекта социальных технологий.

Другой уровень соотношения предполагает признание социальной работы в качестве одного из вида социальных технологий, что вытекает из смысла данного вида профессиональной социальной деятельности, заключающегося в оказании помощи людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях, в регуляции социальных отношений, в приведении их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, в повышении их разумности, гуманности, субъектности, а также в укреплении связей отдельных личностей, групп, этносов, семьи с государством.

Третьим уровнем соотношения социальных технологий и социальной работы является факт несомненного применения в последней прикладных технологий: субъектных, деятельностных, средовых. Например, психотехнологий, техник реадаптации и реабилитации, техник трудоустройства и поведения в экстремальных ситуациях. При этом они касаются как субъекта социальной работы - специалиста, профессионала, так и ее объектов - конкретных людей и групп населения, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

Таким образом, особенности и новизна социальной работы как вида деятельности, разнообразие ее субъектов (от государства до конкретного профессионала) и объектов ( от человека, группы до всего общества), разные уровни ее осуществления (микро-, мезо-, макропрактика) заставляют нас подойти к проблеме ее технологизации достаточно дифференцированно.

Инновационность социальной работы для России как вида профессиональной деятельности не позволяет сегодня говорить о ее высоком уровне технологизации в целом.

Тем не менее, этот процесс достаточно активно проявляется на уровне микропрактики, где применяются самые разнообразные прикладные социальные технологии.

Характерным является процесс развития и распространения в социальной работе субъектных социальных технологий.

Более того, технологии социальной работы как технологии решения конкретных социальных проблем всегда проходят три основных этапа: теоретический, методический и процедурный 8.

На теоретическом этапе определяются целевая установка, предмет технологизации*, выявляются связи и отношения, в которые включен объект социальной работы.

На методическом этапе выбирается источник, путь и способ получения информации о состоянии объекта, определяются приемы и средства ее обработки.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации рекомендаций и установление алгоритма действий в виде конкретной технологии.

Любую технологию социальной работы на уровне микропрактики отличает динамичность, т.е. постоянная смена содержания и форм работы специалиста с клиентом, эвристический характер этой деятельности; непрерывность, которая связана с необходимостью постоянно поддерживать связь с клиентом и оказывать на него влияние; цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентом и дискретность, которая проявляется в неравномерности степени воздействия на клиентов с момента целеполагания до исполнения принятого решения. Исходя из этого, можно сказать, что технология социальной работы на данном уровне носит глубоко прикладной, практический характер.

Технологизация - это всегда процесс, предполагающий изменение состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов.

В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиентов, а внутренними являются нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека. Основу технологизации на уровне микропрактики социальной работы составляют, во-первых, алгоритм действий (операций). “Алгоритм - это точное предписание относительно последовательности операций, которые осуществляют преобразования объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние”9.

Во-вторых, существенным компонентом технологизации являются операции.

“Операция - это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса”10 .

В-третьих, это инструментарий, под которым понимается “арсенал средств, обеспечивающих достижения цели воздействия на личность или социальную общьность”11 .

Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание процесса технологизации, который предполагает формирование цели воздействия, выработку и выбор способов этого воздействия, а также оценку и анализ результатов воздействия.

Таким образом, технологизация современной социальной работы в России как вида профессиональной деятельности осуществляется в основном на уровне микропрактики. Этот процесс происходит в соответствии с общими закономерностями технического процесса. Особенностью технологизации социальной работы является использование инновационных прикладных социальных технологий. В связи с этим априори задаются три задачи:

- создание новых прикладных социальных и технологий;

- овладение данными технологиями социальными работниками и

- обучение данным технологиям клиентов социальной работы.

Можно утверждать, что этот процесс носит непрерывный и длительный характер, что связано с постоянным ростом клиентов социальной работы, возникновением принципиально новых проблем и способов их разрешения. Следовательно, технологизация современной социальной работы в России - это процесс, находящийся в стадии становления и достаточно распространенный лишь на уровне микропрактики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психотехнологии в социальной работе iconА. З. Свердлов Курс лекций по социальной работе и благотворительности Часть II
Курс лекций по социальной работе издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета...

Психотехнологии в социальной работе icon«Современные психотехнологии в сми»
«Современные психотехнологии в сми» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика

Психотехнологии в социальной работе iconВ социальной работе
...

Психотехнологии в социальной работе iconПрограмма курса по социальной работе отечественный и зарубежный опыт
А. З. Свердлов – доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности

Психотехнологии в социальной работе icon1. Законодательство в области социальной рекламы. 5
Пути повышения эффективности социальной рекламы в России. Направления развития социальной рекламы в России. 17

Психотехнологии в социальной работе iconНадежда Борисовна Челдышова Шпаргалка по социальной психологии
Шпаргалка предназначена для экспресс-подготовки к экзамену по предмету социальной психологии для студентов и аспирантов факультетов...

Психотехнологии в социальной работе iconВ психологическое консультирование москва
Особое внимание уделено процессу консульти­рования и практическим навыкам консультанта. Методическое по­собие предназначено для практических...

Психотехнологии в социальной работе iconИнформационный отчёт Муниципального бюджетного учреждения культуры
Выполнение социальной роли, содействие социальной и культурной деятельности в интересах общества

Психотехнологии в социальной работе iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 11 социальная философия
Предмет и задачи социальной философии. Место социальной философии в структуре философского знания

Психотехнологии в социальной работе iconГоу впо «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (г. Саранск)
«социальной» ролью их носителей, вплоть до откровенной социальной ангажированности, либо, напротив, «выстраивается» в качестве антитезы...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции