Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие




НазваниеПопова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие
страница1/22
Дата публикации18.05.2014
Размер3.76 Mb.
ТипКнига
literature-edu.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
П58

ВОСПИТАНИЕ

и дополнительное ОБРАЗОВАНИЕ

детей

М.В. Попова

Психология

как учебный предмет в школе

Допущено Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебно-методического пособия
Калужская

обл. библиотека

им. В. Г.Белинского

МОСКВА ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

2000



ВЛАДОС
ББК 74.268.8 П58

Руководитель направления — Е.Б. Евладова,

кандидат педагогических наук,

зав. лабораторией Института общего образования

Минобразования России

Попова М.В.

П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод, посо­бие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 288 с. -(Воспитание и доп. образование детей).

18ВМ 5-691-00413-1.

Книга является первым аналитическим изданием по вопросу введения психологических знаний в структуру школьного образования. Особенность ее состоит в сочетании трех аспектов: обзорного, методического и диагнос­тического. Первая часть книги представляет известные подходы к проблеме преподавания психологии в школе на Западе и в дореволюционной России. Во второй главе излагаются цели, задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы обучения психологии в современной школе, разработан­ные автором с учетом возраста и специфики учебной ситуации. Третья глава содержит диагностику формирования психологической культуры, усвоения знаний и личностного развития школьников в процессе изучения психоло­гии как учебного предмета.

Пособие адресовано психологам, руководителям школ, студентам пси­хологических факультетов — будущим педагогам психологии, педагогам дополнительного образования.

ББК 74.268.8

18ВЫ 5-691-00413-1

© Попова М.В., 1999

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление.

Художник Уранова М.Л., 1999

Практики о новом курсе

Современное российское общество предъявляет к системе об­разования новые требования, связанные с необходимостью под­готовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такая подготовка не может за­ключаться только в формировании у ребенка некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должна включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности. Именно поэтому в по­следние годы все отчетливее прослеживается тенденция гума­низации и гуманитаризации общего и среднего образования. Введение элементов человекознания в содержание образования позволяет развивающейся личности познавать не только зако­ны материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. приобретать пси­хологические знания. Рамки уже существующих школьных предметов для этого очень ограниченны. Поэтому столь акту­альна потребность в разработке отдельного курса «Психология» для общей и средней школы, который, с нашей точки зрения, удачно реализован в книге М. В. Поповой «Психология как учеб­ный предмет в школе».

Обширный материал, изложенный в книге, хорошо структу­рирован и содержит все необходимое концептуально-методичес­кое обеспечение предлагаемого учебного курса.

Книга содержит подробный обзор по проблеме преподавания психологии в средней школе не только в России, но и за рубе­жом, а также большое количество ссылок на литературу по дан­ной проблеме. Это, на наш взгляд, является несомненным ее достоинством, так как позволяет расширять профессиональный репертуар педагога-психолога.

Во второй главе работы дан огромный конкретно-методичес­кий материал, включающий все компоненты учебно-воспита­тельного процесса: программу курса психологии, в которой чет­ко сформулированы принципы, цели, задачи и результаты обучения; подробное «Содержание предмета», представленное пя­тью базовыми психологическими категориями; описаны фор­мы обучения, способы оценки знаний.

Эта же глава знакомит с философскими идеями (философией русского космизма), а также идеями и принципами гуманис­тической психологии и педагогики, лежащими в основе кон­цепции курса психологии. По нашему мнению, это может спо-)бствовать формированию у читателя (возможно, будущего преподавателя психологии) гуманистически ориентированно­го мировоззрения.

Здесь же дается практически исчерпывающее описание ме­тодов преподавания, специфики педагогического процесса не-имых и достаточных условий его организации. Особого имания заслуживают тщательно проработанные рекоменда-о подготовке учителей психологии. Очевидно, что изло->нные автором требования к квалификации педагога-психо­лога очень обоснованны. В целом, методические материалы вто-лавы свидетельствуют о реальной педагогической практи-и возможностях внедрения данного курса, прошедшего ап­робацию в нескольких школах.

Изложенные в третьей главе результаты проведенных диаг-остических исследований позволяют убедиться в том, что дан­ный курс помогает подростку выстраивать целостную картину >а, познавать свой внутренний мир, гармонизировать свои кипения с окружающими людьми, стать более творческим нциативным, ответственным за себя и свои действия Это юдтверждается и приведенными в Приложениях творческими работами детей, прошедших обучение психологии. Хотелось бы отметить уникальность и несомненную ценность этих Прило­жений.

Проведенный автором работы анализ реальных проблем, свя­тых с разработкой и введением курса психологии в струк-ТРУ школьного образования, с подготовкой специалистов-одавателей, свидетельствует о том, что затягивание их ре-:ия может привести к дискредитации самой идеи введения ихологических знаний в школьную реальность.

Е. В, Сазонова Психолог гимназии №1514 ЮЗАО г. Москвы, преподаватель психологии
Моим учителям посвящается
кандидату психологических наук Зэрембе Г. Ф.,

доктору психологических наук Забродину Ю. М.,

доктору педагогических наук Коджаспировой Г. М.,

доктору психологических наук Мухиной В. С.,

доктору педагогических наук Сластенину В. А.,

доктору психологических наук Толстых А. В.

Предисловие

Самым важным в преподавании психологии, на наш взгляд, является вопрос о том, в какой парадигме обучения должно вес­тись преподавание психологии в средней школе: в традицион­ной или гуманистической, известной в мировой педагогике под названием «Учение через опыт».

Более чем десятилетние педагогические и психологические исследования в этой области убедили нас в целесообразности преподавания психологии в школе в гуманистической парадиг­ме обучения.

В традиционной концепции обучения преподаватель главной своей задачей считает передачу знаний ученикам, а также фор­мирование у них умений и навыков. Учитель передает ученику знания в устной форме либо предлагает учебный текст, из кото­рого можно получить информацию. После того как ученик по­лучает определенный объем знаний, учитель проверяет каче­ство его запоминания, в лучшем случае — усвоения. Главное при таком подходе — контроль того, что ученик усвоил, и оцен­ка. Учитель психологии в данной концептуальной схеме обуче­ния ничем не отличается от учителя любого другого предмета.

Какова же структура психологического знания в традици­онном курсе психологии? Организация этого знания осуществ­ляется в соответствии с натурфилософской логикой познания, когда целое членится на составные части и изучается по отдель­ности. Например, сегодня разбирается тема «Ощущение, его свойства, функции». Завтра изучению подлежит тема «Воспри­ятие», затем — «Мышление» и т. д. Предполагается, что вы­пускник школы должен сам сообразить, как это ощущение свя­зано с этим восприятием и другими процессами, какое между ними взаимодействие. Если изучается тема «Личность», то это личность без внимания, памяти, мышления, характера, темпе­рамента, в виде скелета, схемы. При таком подходе изучается «человек вообще», и у этого «человека вообще» есть «ощуще­ния вообще», есть «личность вообще», «деятельность вообще» и т.д. Все это не только по отдельности, но и совершенно дис-танцированно от самого ребенка, изучающего психологию.

Позиция автора заключается в том, что в школьном курсе психологию Человека следует изучать в его конкретно истори­ческих условиях, в его личной истории, со всеми привходящи­ми в эту историю факторами. Следует представить человека как психологическую реальность, которая взаимодействует с дру­гими объективными реальностями и развивается в сотрудни­честве с ними. То есть феномен человека на уроках психоло­гии — это человек с памятью, собственной системой отноше­ний с конкретными людьми, предметами и явлениями, с реаль­ными конфликтами, позициями, проявлениями личностной

уникальности.

При преподавании психологии в школе в первую очередь не­обходимо учитывать фактор возрастных психологических по­требностей. Как автору и экспериментатору, создававшему этот курс целенаправленно для подростков, мне вполне очевидно, что удержать внимание и интерес подростковой аудитории к неко­торому абстрактному теоретическому знанию в течение 3 часов еженедельно невозможно. Поэтому при отборе содержания (что давать?) мы руководствовались представлениями о том, на что более всего мотивирован человек в этом возрасте. Какое знание 13-летнему ребенку и как дать, чтобы это знание не перегружа­ло его, а работало на него, чтобы он мог сегодня же начать ре­ально его использовать, чтобы оно давало ему новые возможно­сти лучше учиться и жить, строить свое будущее.

Соответственно нам пришлось пересмотреть содержание учеб­ного предмета, отражающее структуру психологического знания. Так, Содержание нашей авторской Программы для учащихся 8— 11 классов составляют следующие пять категорий: «Отношение», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество».

Возрастной подход, с одной стороны, отражается в содержа­нии обучения, а с другой стороны — в методах, средствах и фор­мах обучения, поскольку важно не только какое психологичес­кое знание, но и как его в подростковом возрасте давать. Здесь возникает проблема разработки новых специальных методов обучения в преподавании психологии. Если учитель пользует­ся только обычными методами, принятыми в традиционной педагогике (метод объяснения, метод иллюстрации и т.д.), то есть посредством прямой передачи знаний, создается лишь ин­формационный каркас. Чтобы вывести освоение психологичес­ких категорий на уровень присвоения, недостаточно метода объяснения. Следовательно, необходимо было разработать та­кие методы обучения, которые позволили бы сделать феноме-ны психологической реальности «работающими» в актуальном и перспективном пространстве конкретного ученика; методы, которые позволили бы реальность объективного знания пере­вести в реальность субъективного знания. Т. е. фактически речь идет о двух вариантах преподавания психологии: проговарива-ние знаний или переживание их.

На наш взгляд, формирование психологической культуры возможно лишь с привлечением жизненного опыта ученика, его персональной заинтересованности, мотивации и актуаль­ных стремлений. Эта позиция предполагает и иную методоло­гию: сначала необходимо сформировать реальность, в которой учитель вместе с учениками создает некий психологический фе­номен, пережить его, «пощупать руками», почувствовать, по-взаимодействовать с ним, и лишь затем приходит время дефи­ниций и обобщенных высказываний. Поэтому нами были спе­циально разработаны и введены в практику преподавания пси­хологии в школе специальные методы обучения, соответствую­щие идеалам гуманистической педагогики.

Гуманистическая парадигма обучения, идеи которой мы при­няли для себя за основу разработки курса психологии, предпо­лагает и совершенно иную фигуру учителя как субъекта учеб­но-воспитательного процесса.

Преподаватель психологии в нашей концепции — это интег­рированная фигура, объединяющая в одном лице гуманисти­ческого психолога, учителя и исследователя. Это новая фигура для педагогики, иная генерация учителя, имеющая принципи­ально иные функции и, соответственно, другую роль.

Здесь учитель — специалист, который не только передает зна­ния, но и создает психолого-педагогические условия, в которых ученики могли бы успешно осуществлять процесс своего уче­ния, условия для самоактуализации опыта, для развития твор­ческого потенциала, для выбора собственного пути учения, иду­щего от конкретного опыта ребенка, от его возможностей, ин­тересов, личностных стремлений, то есть создает определенное учебное пространство.

Есть еще один принципиально важный момент в преподава­нии психологии в школе — это учет специфики учебной ситуа­ции. Методика преподавания должна быть адекватна канонам прежде всего обучающих технологий, а не только терапевтичес­ких или развивающих. Мы подчеркиваем именно учебность ситуации, т.е. наличие учебной задачи, педагогической зада­чи, результата, структуры учебной деятельности, всех компо-

8

нентов учебного процесса (принципов, содержания, методов, средств, форм) — того, что присуще каждому учебному предме­ту как таковому.

Одна из задач преподавателя психологии в школе — сформи­ровать отношение к психологии не только как к области теоре­тического знания, но и как к области психологической практи­ки: психологическая помощь, психологическое консультиро­вание, диагностика, психотерапия, личностный рост и решение самых различных жизненных задач при помощи психологичес­кого знания. Этот аспект не был затронут ранее в психологии как учебном предмете в истории российской школы. И именно он должен быть отражен в методике преподавания психологии. Поэтому при нашем подходе учебный курс психологии имеет выраженную практике ориентированную направленность.

Хотелось бы обратить особое внимание читателя на творчес­кие работы учеников, прошедших обучение в рамках предло­женной нами концепции (см. Приложение), которые являются оригинальным информативным источником сути происходив­шего в экспериментальном обучении, ценной частью нашей ра­боты и ее основанием. Мы считаем учащихся эксперименталь­ных классов своими соавторами, ибо учебный курс психологии создавался непосредственно вместе с ними и для них. Мы гово­рим «спасибо» каждому из учащихся — участников экспери­мента за сотрудничество с нами, терпение и бесценный личност­ный вклад в разработку концепции и методики преподавания курса психологии.

Сердечно благодарим психологов-экспериментаторов, высту­пивших в новой и сложной роли учителя психологии: Неаре Юлю, Сазонову Елену Васильевну, Чахмахчеву Нину Василь­евну, Минаева Алексея Викторовича, Саввину Ольгу Виталь­евну, Сорокова Дмитрия Георгиевича, Шаповал Наталью Львовну, Кацера Макса Менделевича за доверие к нашей про­грамме, огромный труд, вложенный ими в развитие наших идей, и профессиональную компетентность.

Искреннюю признательность выражаем коллегам, поддер­жавшим нашу работу на разных этапах ее создания: старшему научному сотруднику кафедры психологии МПГУ, кандидату педагогических наук Герасимовой Рите Наумовне, заведую­щей лабораторией дошкольного образования НИИ общего об­разования, кандидату педагогических наук Евладовой Елене Борисовне, заведующему кафедрой психологии Красноярско­го педагогического института, доктору психологических наук,

профессору Яблоновой Людмиле Викторовне, заведующему кафедрой возрастных психологии МГУ, кандидату психологи­ческих наук, доценту Лидерсу Александру Григорьевичу, кан­дидату психологических наук, доценту кафедры психологии МГ ГУ Ветровой Валентине Вениаминовне, доктору педаго­гических наук, профессору кафедры высшей школы МПГУ Ко лесовой Алле Константиновне, доктору психологических наук, профессору Дружинину Владимиру Николаевичу,

Глава 1

Психология в школе: культурно-исторический аспект



§1

Тенденции и перспективы преобразования педагогиче ской реальности средствами психологии
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconЯрошевский М. Г. Теоретическая психология: Учеб пособие для студ....
Чем предмет истории психологии отличается от предметных областей других отраслей психологии?

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconЮрий Викторович Щербатых Общая психология введение
Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconВ. А. Лабунская Васильева О. С., Филатов Ф. Р
Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр...

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconВысшее образование
Детская психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Б. Эльконин; ред сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.:...

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconАбрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconИзучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей
В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических...

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconУчебно-методическое и информационное обеспечение курса
Андреева Г. М. Социальная психология: учеб для студентов вузов, обуч-ся по напр и спец.«Психология»: Рек. М-вом образования рф/ Г....

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconУчебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...

Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие iconОбразовательный стандарт основного общего образования по литературе...
В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции