1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени




Скачать 2.92 Mb.
Название 1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени
страница 1/20
Дата публикации 21.06.2014
Размер 2.92 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1981. — 183 с.

1

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА

И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА

Т. П. Зинченко

ОПОЗНАНИЕ

И КОДИРОВАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ЛЕНИНГРАДСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

ЛЕНИНГРАД•1981

2

Печатается по постановлению

Редакционно-издательского совета

Ленинградского университета

УДК 62—506:612.84

Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. 183 с. Ил. — 38, табл. — 26, библиогр. — 199 назв.

В монографии представлены результаты выполненных автором экспериментальных исследований деятельности оператора в режимах идентификации, опознания, декодирования и информационного поиска при работе с различными кодовыми алфавитами. Предпринята попытка системно-структурного анализа процесса опознания. Рассмотрено место опознания в системе других видов познавательной деятельности. Процесс опознания рассматривается как многоуровневый. Исследуются отдельные операции, составляющие процесс опознания, и реализующие их функциональные структуры. Сформулированы эргономические принципы построения и оценки систем кодирования зрительной и слуховой информации.

Книга рассчитана на специалистов в области эргономики, инженерной и экспериментальной психологии и инженеров. Она может быть полезна также студентам-психологам различной специализации.

Рецензенты:

акад. АПН СССР А. В. Запорожец,

докт. психолог, наук Г. М. Зараковский



З


10508—043


6—81


0304000000


© Издательство Ленинградского университета,


076(02)—81


1981 г.


3

Светлой памяти

Петра Ивановича Зинченко

ПРЕДИСЛОВИЕ

Монография Т. П. Зинченко представляет собой основательное теоретико-экспериментальное исследование процесса опознания, которое выполнялось автором и его сотрудниками на протяжении ряда лет. В ней всесторонне рассматривается опознание как особый процесс, анализируются его макро- и микроструктура, место опознания в системе других психических процессов. Этим данная монография выгодно отличается от других (крайне немногочисленных) изданий на эту тему, имеющихся в отечественной литературе.

Автор исследует опознание как процесс, имеющий сложное, уровневое строение. Поэтому к данному исследованию вполне обоснованно привлекается методология системного анализа. Это позволяет подойти к разработке психологической теории опознания. Достоинством книги является сочетание различных планов исследования: психофизического, психофизиологического, микроструктурного, инженерно-психологического. Автор привлекает также материал патологии периферического отдела зрительного анализатора.

В первой главе книги рассматривается место опознания в системе других познавательных процессов: перцептивных, мнемических, мыслительных и др. Особого внимания заслуживает вторая глава, в которой дается структурно-функциональная характеристика процесса опознания. Опознание впервые детально исследуется как полисистемный процесс, включающий в себя перцептивные, селективные, мнемические компоненты.

Использование различных методологических подходов и разнообразных методов исследования позволило получить новые данные, характеризующие не только психологические механизмы опознания, но и микроструктуру внимания в процессе опознания. Особый интерес представляют выявленные автором общие закономерности в процессах приема и обработки зрительных и слуховых многомерных сигналов.

4

Получение полной, целостной характеристики опознавательного процесса в монографии Т. П. Зинченко достигается благодаря тому, что опознание рассматривается не только как самостоятельный процесс, но и в составе процессов декодирования, информационного поиска и подготовки решения.

Третья глава имеет явно выраженную практическую направленность. Она посвящена разработке психологических принципов кодирования зрительной и слуховой информации. Результаты выполненных исследований позволили автору сформулировать основные требования к кодированию информации, которые необходимо учитывать инженерным психологам и конструкторам — разработчикам средств отображения информации.

Книга насыщена богатым экспериментальным материалом, полученным на основе целого ряда оригинальных методов исследования. Экспериментальные факты логично вытекают из теоретических построений автора. Во всех случаях отчетливо излагается гипотеза исследования, рассматриваются и анализируются другие возможные гипотезы и предположения. Это свидетельствует о единстве замысла обширного и оригинального цикла исследований опознания.

Я убежден, что книга Т. П. Зинченко, представляющая собой существенный вклад в разработку психологической теории опознания, будет с интересом встречена читателями.

Член-корреспондент АН СССР Б. Ф. Ломов

5

ВВЕДЕНИЕ

Проблема восприятия и опознания принадлежит к числу важнейших в психологии. Непосредственное, чувственное отражение действительности составляет основу для формирования мыслительных процессов. Развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем существенное значение для совершенствования практической деятельности субъекта, ибо, как указывал еще И. М. Сеченов, «всякое целесообразное действие регулируется чувствованиями». И на современном этапе развития техники сенсорные процессы играют в деятельности человека не менее важную роль, чем процессы мыслительные. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

В последние годы процесс опознания привлекает к себе все большее внимание исследователей. Поскольку опознавательный процесс является одним из основных психических процессов, его изучение имеет несомненный теоретический интерес. С другой стороны, изучение опознания имеет и практическую направленность. Научно-техническая революция привела к созданию новых видов трудовой деятельности. В настоящее время реально существует деятельность опознания как специфический вид трудовой деятельности (например, оператора-наблюдателя). Это заставляет ставить вопрос о выявлении структуры опознавательной деятельности. Закономерности и механизмы опознавательного процесса необходимо учитывать при решении проблемы кодирования и представления информации на средствах отображения.

Поскольку в современных системах управления информация об управляемом объекте передается в закодированной форме, одним из основных путей, обеспечивающих оперативность деятельности человека в системе, а значит, и эффективность работы всей системы, является оптимальное кодирование поступающей информации. Важность разработки проблемы оптимального

6

кодирования определяется тем, что выбранная символика оказывает непосредственное влияние на скорость и точность приема и переработки информации оператором. Кроме того, используемые способы кодирования влияют на надежность и стоимость средств представления информации, поскольку определяют тип технических средств индикации.

Под кодом (в соответствии с принятым в теории связи определением) мы понимаем систему соответствий между элементами сообщений и сочетаниями сигналов, через которые эти элементы выражаются. Оптимальность кода предполагает, что он обеспечивает максимальную скорость и надежность приема и переработки информации человеком. В самом общем виде оптимальным является код, разработанный в соответствии с закономерностями процессов приема и переработки информации, в организации которых он участвует. Поэтому решение проблемы оптимального кодирования находится в тесной связи с исследованием процессов приема и переработки информации человеком.

Изучение психологических механизмов и структуры операторской деятельности в последние годы занимает центральное место в разработке инженерно-психологической теории. При этом, как указывает Б. Ф. Ломов [1], специфика инженерно-психологического исследования требует изучения того, как техника опосредствует эту деятельность, включающую процессы формирования образа объектов управления и их состояний, сличения поступающих сигналов, извлечения информации из памяти, принятия решения, программирования действий, оценки результатов и т. п.

Деятельность человека-оператора по приему и обработке предъявленной информации включает в себя различные операции: обнаружение сигналов, их сличение с записанными в памяти эталонами и опознание, декодирование и т. п. Важным компонентом этой деятельности является опознавательный процесс.

Целью настоящей работы явилось исследование психологических закономерностей опознавательного процесса. Опознание можно определить как процесс соотнесения непосредственно воспринимаемой окружающей действительности с перцептивными и вербальными эталонами, записанными в памяти индивида. Процесс опознания имеет сложное, уровневое строение. Поэтому при исследовании опознания нам представляется полезным привлечение методологии системного анализа.

Системный подход предполагает необходимость рассмотрения изучаемого явления с различных точек зрения. Во-первых, это явление, взятое само по себе. Во-вторых, это явление, рассмотренное в определенной системе и подчиняющееся ее законам. В-третьих, синтетический аспект исследования явления предполагает, что оно должно быть рассмотрено как продукт

7

всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних [2].

Исходя из указанных принципов, мы полагаем, что реализация системного анализа процесса опознания должна идти в следующих основных направлениях.

1. Рассмотрение места опознания в системе других познавательных процессов.

2. Изучение функционального строения процесса опознания.

3. Исследование опознания как полисистемного процесса, включающего в себя перцептивные, селективные, мнемические компоненты.

4. Выявление существенных факторов, определяющих структуру, содержание и эффективность процесса опознания, изучение выделенных факторов с точки зрения характера их влияния на процесс опознания и выяснение количественных закономерностей этого влияния.

5. Наконец, опознание в системе познавательных процессов может выступать не только как самостоятельная деятельность, но и как частное действие, обеспечивающее достижение промежуточного результата. В связи с этим необходим анализ места опознания в процессах приема и обработки информации и исследование опознавательного процесса как компонента деятельности в режимах декодирования, информационного поиска, информационной подготовки решения.

Одно из общих требований системного анализа психических явлений — необходимость сочетания разных планов исследования. Процесс опознания в нашей работе исследуется в различных аспектах:

— психофизическом (определение пороговых характеристик для различных перцептивных категорий);

— психофизиологическом (с целью изучения координации функциональных систем, реализующих процесс опознания);

— микрогенетическом (позволяющем раскрыть особенности перцептивных категорий на различных стадиях опознавательного процесса);

— микроструктурном (анализ структурной организации операций по приему и обработке информации);

— с привлечением материала патологии, что, как указывает А. Р. Лурия, «дает возможность разложить перцептивный процесс на его звенья и посмотреть, что именно в перцептивном процессе зависит от того или иного звена»;

— инженерно-психологическом (изучение эффективности деятельности по приему и обработке информации в связи с проблемой кодирования и представления информации на средствах отображения).

В качестве стимульного материала в наших исследованиях использовались различные алфавиты, применяемые при создании информационных моделей: буквенный, цифровой, алфавиты

8

условных знаков, одномерные и многомерные алфавиты, составленные путем сочетания категорий формы, размера, ориентации, цвета и яркости объекта и т. п.

Поскольку в реальных системах управления кодирование поступающей информации осуществляется преимущественно с помощью зрительных сигналов, основное место в монографии занимает исследование процессов приема и обработки зрительной информации. Однако, учитывая такие преимущества акустического сигнала, как большой диапазон частот и интенсивностей, относительную независимость от пространственного положения, большую помехоустойчивость, обусловливающие его предпочтительное использование в ряде ситуаций, исследовались также закономерности опознания слуховых сигналов в связи с проблемой кодирования слуховой информации.

Глава I. МЕСТО ОПОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Говоря о месте опознания в системе других познавательных процессов, следует рассмотреть соотношение и взаимообусловленность таких процессов, как восприятие и опознание, память и опознание, мышление и опознание, внимание и опознание.

Восприятие и опознание. Процесс опознания относится к системе перцептивных действий. Подход к исследованию восприятия как сложной системы перцептивных действий, выполняющих ориентировочные или исследовательские функции и обеспечивающих формирование образа и его опознание, является весьма продуктивным и перспективным. Результаты многочисленных исследований в области зрительного восприятия и осязания (работы А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. Н. Соколова, В. П. Зинченко, Л. А. Венгера и др.) привели к формированию взгляда на восприятие как на систему перцептивных и опознавательных действий, имеющих сложную операциональную структуру.

Выделяют четыре операции перцептивного действия:

1) обнаружение объекта — исходная фаза развития любого сенсорного процесса; на этой фазе субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул;

2) различение, или собственно восприятие, т. е. выделение в объекте отдельных признаков в соответствии с задачей, стоящей перед наблюдателем, формирование перцептивного образа;

3) идентификация, т. е. отождествление объекта с эталоном, записанным в памяти;

4) опознание знакомых объектов.

9

Первые две операции относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям. Перцептивные и опознавательные действия нередко смешивают, что в значительной мере объясняется трудностью учета прошлого опыта испытуемых. Существенное различие между этими процессами состоит в том, что восприятие есть действие по созданию образа, эталона, в то время как опознание — это действие сличения наличного стимула с уже созданными и записанными в памяти эталонами, отнесение стимула к определенной категории.

Перцептивные и опознавательные действия различаются между собой тем, что они направлены на выполнение различных задач и различно мотивированы, а также способами решения этих задач. Для получения характеристики перцептивных и опознавательных действий с точки зрения способов их осуществления В. П. Зинченко с сотр. [3] выполнили экспериментальное исследование формирования этих процессов у детей дошкольного возраста на материале зрительного и осязательного восприятия формы. В ходе экспериментов применялась кинорегистрация движений глаза и ощупывающих движений руки.

Анализ траектории движений руки и глаза показал, что процесс формирования образа включает следующие перцептивные действия: обнаружение, выделение в объекте адекватного задаче информативного содержания, ознакомление с выделенным содержанием. В зависимости от возраста испытуемых перечисленные перцептивные действия характеризуются разной степенью развернутости:

Большую роль играют моторные компоненты в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма. Активное же осязание, т. е. ощупывание, свойственно только движущейся человеческой руке. Как показали исследования А. Л. Шифмана [4], Л. М. Веккера [5], Б. Г. Ананьева с соавт. [6] и др., активное осязание, характеризующееся высокой точностью, адекватностью отражения предмета, возникает при перемещении движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.

Исследования, в которых осуществлялась регистрация ощупывающих движений руки, показали, что процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Вначале наблюдаются мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета; эти движения неравномерно распределяются между признаками предмета, основное число их приходится на выделение информативных признаков. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию.

Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается и выделяются

10

лишь наиболее информативные признаки, на основе которых сокращенным путем может быть восстановлен тактильный образ предмета.

Задача формирования перцептивного образа возникает всякий раз, когда субъект сталкивается с новой для него действительностью, будь то геометрическая форма, картина и т. п. Исследование формирования образа при восприятии объектов, которые не встречались в прежнем опыте испытуемых, было выполнено Б. Ф. Ломовым [7]. В качестве стимульного материала использовался набор фигур, представляющих собой произвольное сочетание прямых и кривых линий. В эксперименте варьировались условия восприятия. В первой серии эксперимента изменялась дистанция наблюдения, во второй — длительность экспозиции, в третьей — освещенность фигуры. О степени полноты образа судили по рисункам и словесным отчетам испытуемых.

Во всех трех сериях эксперимента наблюдались некоторые общие черты динамики процесса формирования перцептивного образа. Был выявлен фазный характер этого процесса. На первой фазе в перцептивном образе отражаются положение фигуры в поле зрения, ее общие размеры и пропорции, а также основной цветовой тон. На второй фазе имеет место отражение наиболее резких перепадов контура фигуры, а также ее основных деталей; здесь же происходит уточнение цветовых характеристик. На третьей фазе происходит различение мелких деталей фигуры и уточнение выявленных ранее признаков. На четвертой фазе завершается формирование адекватного образа и осуществляется его проверка.

Анализ словесных отчетов испытуемых показал, что уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия испытуемые выдвигают и проверяют гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Восприятие не определяется только набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. По словам Р. Грегори, «перцептивная система может функционировать и при отсутствии достаточно полной информации, как хороший офицер в ситуации боя».

О неразрывной связи восприятия и опознания свидетельствуют результаты исследования трансформаций образов в условиях псевдоскопического искажения сетчаточных проекций объекта, когда бинокулярная система приводит к видению обратного рельефа, а монокулярные признаки указывают на прямой рельеф. Так, экспериментальные данные, полученные В. В. Столиным, показали, что при псевдоскопическом восприятии видимые образы трансформируются в сторону наибольшего их правдоподобия, вплоть до появления в них таких элементов, которые

11

не существуют в объекте. Автор указывает, что здесь действуют предметно-семантические нормы, «принципы правдоподобия», по выражению А. Н. Леонтьева, «заставляющие человека учитывать свойства, не воспринимаемые непосредственно, но тем не менее присущие данному предмету или явлению. Возможность дифференцирования феноменального поля и предметных, «значимых», образов составляет особенность только человеческого сознания, благодаря которой «человек освобождается от рабства чувственных впечатлений, когда они извращаются случайными условиями восприятия» [8].

Итак, характерной чертой перцептивного действия является его развернутость, сукцессивность. Развитие перцептивного действия идет по линии выделения в объекте специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. При этом в процессе ознакомления с объектом наблюдатель начинает выделять одно или небольшое число свойств в качестве наиболее информативных. Иными словами, он превращает некоторые свойства предметов (или комплексы свойств) в оперативные единицы восприятия.

Под оперативными единицами восприятия понимают содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи. Такими единицами могут стать, например, градации яркости, очертания, другие признаки предметов, или их комплексы, целые предметы, и, наконец, совокупности предметов и отношения между ними.

Смену оперативных единиц восприятия можно проследить, например, на процессе обучения чтению. Вначале обучающийся действует с элементами буквы, выделяя в ней ее очертания, затем, после усвоения алфавита, единицей и предметом его действия становится целая буква, затем — слоги, слова, отрывки фраз, целые фразы, и, наконец, опытные чтецы могут симультанно схватывать смысл целых абзацев.

Сложившийся образ может развиваться, совершенствоваться. Именно для того чтобы подчеркнуть действенную сторону образа, в современной психологической науке нередко используются такие термины, как «оперативный образ», «образ-манипулятор» и т. п. В то же время в образе содержатся и инвариантные, стабильные свойства. Их существование подчеркивается в таких терминах, как «сенсорный эталон», «перцептивный эталон», «перцептивная модель». Соотношение динамических и статических свойств образа может быть весьма различным. Очень важно положение, развиваемое А. В. Запорожцем, о том, что перцептивные эталоны могут соответствовать не только единичным свойствам окружающей действительности, но и системам общественно выработанных сенсорных качеств. К таковым относятся, например, общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка или же система

12

геометрических форм. Отдельный индивид в детстве усваивает подобного рода системы и научается ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего или для систематизации опыта восприятия окружающей действительности. Если понятие сенсорных эталонов отражает результат общественно-исторической деятельности человечества по выделению и созданию сенсорных качеств, необходимых для ориентировки в окружающем мире, то понятие оперативных единиц восприятия отражает результат индивидуальной деятельности человека по усвоению общественно выработанных систем сенсорных эталонов.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Данные, полученные в упоминавшемся выше исследовании В. П. Зинченко и А. Г. Рузской [3], показали, что у детей трех лет характер опознавательных движений существенно меняется по сравнению с движениями, наблюдавшимися в процессе перцептивного действия. Именно при выполнении опознавательного действия дети трех лет начинают более детально обследовать фигуру. У детей шести лет наблюдается уменьшение числа движений глаз в единицу времени и, соответственно, увеличение длительности зрительных фиксаций по сравнению с младшими детьми. Увеличение продолжительности фиксаций при опознавательном действии объясняется тем, что наличный объект сопоставляется с мнемическим образом ранее предъявленного объекта. Траектория движений глаз у детей шести лет свернута. Опознание объекта на основании отдельных признаков свидетельствует о том, что значительное количество информации, содержащейся в объекте, становится избыточным и не используется при опознании.

Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимся образом характеристики и направленность процесса уподобления существенно изменяются. С одной стороны, этот процесс заключается в воссоздании субъектом с помощью собственных движений и действий некоторого подобия, образа воспринимаемого объекта. С другой стороны, он предполагает перекодирование, перевод получаемой информации на «язык» оперативных единиц восприятия или перцептивных моделей, которые уже усвоены субъектом. Таким образом, одновременно с уподоблением субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности.

Практика психологического анализа многих видов трудовой деятельности дает убедительные доказательства справедливости теории перцептивных действий. Процессы приема информации

13

составляют существо многих видов трудовой деятельности. Примерами могут служить профессии дешифровщиков снимков элементарных частиц и аэрофотоснимков, операторов радиолокационных станций и т. п. При анализе подобных видов деятельности были выделены, систематизированы и изучены различные перцептивные действия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Мбоу «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 имени...
А. Е. Кулаковского, кавалера ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, народного учителя СССР м. А. Алексеева
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Методические рекомендации к выполнению работ по курсу “Биофизический практикум”
Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-физический институт (государственный университет) Министерства высшего и профессионального...
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Пояснительная записка к терминологическому словарю для национальных...
Центральный ордена трудового красного знамени научно исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н....
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Психология
Р по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Саратовский ордена Трудового Красного...
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon 1974 – 2010 Из истории школы
Вилюйском регионе, участник Великой отечественной войны, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Заслуженный учитель...
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Сценарий литературной игры «России первая любовь»
...
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Свет азии
Будду. Король сиамский сделал автора кавалером ордена «Белого Слона», а цейлонское буддийское духовенство при посещении им о-ва Цейлон,...
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Малколм Барбер Процесс тамплиеров ocr litPortal
Книга М. Барбера — одно из самых авторитетных исследований в мире и первая публикация па русском языке — восстанавливает реальную...
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Варакин А. С. – Розенкрейцеры рыцари Розы и Креста
В18 Розенкрейцеры рыцари Розы и Креста / A. C. Вараютн. М. Вече, 2007. 416 с ил. (Тайные общества, ордена и секты)
1 ленинградский ордена ленина и ордена трудового красного знамени icon Отчёт по прессе 11 мая
Так уже и раздают. Правда, не боевые ордена уже не существующей страны страны, нашими усилиями проигравшей ту войну спустя полвека....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции