Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области.




Скачать 100 Kb.
Название Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области.
Дата публикации 20.06.2014
Размер 100 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы


Белых С. Г.

Педагог психолог ГБОУ СПО МО ДГПК

Конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области». ГБОУ СПО МО АСОУ 12.09.12

Противоречия инновационной педагогической деятельности как следствие модернизации системы профессионального образования в Московской области. Пути их решения в рамках деятельности психологической службы колледжа

Ключевые понятия: модернизация, инновации, противоречия инновационной педагогической деятельности, психологическое сопровождение инновационной педагогической деятельности, личность педагога, конфликт, акме.

В данной работе основное внимание уделено проблеме разрешения противоречий инновационной педагогической деятельности неизбежно возникающих при изменениях продиктованных модернизацией системы профессионального образования московской области с точки зрения возможностей психологической службы ССУЗа.

Модернизация системы профессионального образования в московской области в первую очередь продиктована социально-политическими процессами как внутригосударственного, так и международного уровня, а также необходимостью соответствия новым экономическим стандартам пост кризисной экономики и возрастающим влиянием человеческого капитала.

Образовательная политика, отражая ключевые интересы в сфере образования и предъявляя их профессиональному сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора.

К профессиональному образованию предъявляются высокие требования, так как современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности. Это является неотъемлемым компонентом развития государства его экономики промышленности, социальной сферы и в целом безопасности.

Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это задача, которая не должна и не может осуществляться, как проект она требует комплексного подхода.

Цель любой модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы, в нашем случае системы профессионального образования московской области.

Перед профессиональным образованием стоит острая задача - обеспечить опережающее развитие профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность пост кризисной развивающийся экономики в высококвалифицированных работниках производства соответствующих международным стандартам.

Иными словами, основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

В связи с выше изложенным, особое значение приобретает разработка механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели могут разрабатываться и внедряться с учетом региональной специфики. Вместе с тем здесь более важную роль в развитии образования должны играть педагоги, в связи, с чем особое значение приобретает проблема инновационной педагогической деятельности.

Поскольку профессиональное образование как ресурс и пространство развития человека в течение всей жизни традиционно привлекает внимание исследователей, что во многом объясняется сложностью идентификации образования характеристик с принципами, стандартами мирового уровня, то при модернизации системы профессионального образования не может не интересовать вопрос о том, кто такой преподаватель профессионального учебного заведения, какие личностные качества обеспечивают эффективность его труда. Кто он преподаватель? Это становится особенно актуальным в периоды преобразований, носящих характер фундаментальных. Проблема личности преподавателя и его профессиональной деятельности выступает ключевой в контексте стратегических вопросов развития, что особенно заметно на фоне недостаточного количества исследований как самой личности преподавателя системы профессионального образования, так и его профессиональной деятельности, его личностных составляющих, компонентах мотивации к труду.

Знания о личности педагога специфики отдельных форм деятельности (в том числе инновационной) нужны, чтобы сделать работу преподавателя более успешной, пробудить желание заниматься саморазвитием.

Очевидно, что особенности личности педагога, именно характеристики его мотивационной сферы, в принципе обеспечивают успешность каких либо инноваций. Переход на новую систему профессионального образования в московской области ставит перед личностью вопрос «о соответствии» что требует не только объяснения смысла перемен, но и квалифицированной психологической поддержки и сопровождении профессионально-личностного развития.

Проблема противоречий инновационной педагогической деятельности на наш взгляд абсолютно новой можно назвать с трудом, но никогда ранее она не стояла так остро как в наше время, время активного развития образования, его модернизации находящейся в активной фазе реализации.

По мнению Ворошиловой Л. Л. [2] система противоречий инновационной педагогической деятельности имеет следующие уровни противоречий:

  1. Главное противоречие;

  2. Основные противоречия;

  3. Производные противоречия.

Основой главного противоречия можно назвать конфликт «Традиции и Инновации».

Исходя из главного противоречия, можно выделить ряд основных противоречий инновационной педагогической деятельности:



Социально - личностные противоречия образуются исходя из конфликта субъекта инновационной деятельности, то есть личности, и окружающего эту личность социума то есть общества, возникающие в процессе филогенеза и отражающие его амбивалентность.

Личностно - профессиональные противоречия вытекают из конфликта субъекта инновационной деятельности, то есть личности и требований профессии, которые непременно возникают в процессе развития инновационной деятельности.

Психолого-акмеологические противоречия вытекают из конфликта субъекта инновационной деятельности, то есть личности и его акме, которые возникают в процессе профессионально - личностного развития и становления преподавателя.

В связи с этими данными для способствования конструктивному разрешению конфликтов инновационной педагогической деятельности, психологическая служба колледжа должна осуществлять свою деятельность, и проводить психологические работы так же по трем направлениям, то есть в комплексе, поэтому система психологического сопровождения профессионального образования и инновационной деятельности в колледже строится следующим образом.

Ключевые направления деятельности психологической службы в работе с противоречиями инновационной деятельности педагога[1]:

  1. Диагностическое направление.

  2. Тренинговое направление.

  3. Развивающее направление.

  4. Консультативное направление.

Этапы психологического сопровождения процесса инновационной деятельности.

1. Этап: Психологическая диагностика, где определяются: соответствие интересов; направленность личности; психические состояния личности и т. д.

Для использования на данном этапе можно предложить[5]:

  1. Для исследования восприятия; методику, направленную на исследование индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости – поленезависимости) (Т. П. Зинченко).

  2. Для исследования представления и воображения; методику оценки яркости – четкости представлений (по методу саморанжирования) (В. А. Ганзен, И. А. Мироненко).

  3. Для исследования мнемических особенностей; батарею специализированных тестов Т. П. Зинченко.

  4. Для исследования внимания; методики измерения устойчивости и концентрации внимания (корректурная проба Бурдона – Анифимова); «исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы».

  5. Для исследования мышления; методики «словесный лабиринт» для определения лабильности и ригидности мыслительных процессов; определения активности вербального и наглядно – образного мышления.

  6. Для и следования эмоций; методику «самооценка эмоционального состояния».

  7. Для исследования профиля личности и отдельных свойств и состояний – методики; оценка уровня притязаний (В. К. Гербачевский); оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н. А. Курганский, Т. А. Немчин); модифицированная форма B опросника FPI (А. А. Крылов, Т. И. Ронгинская); исследование личности биографическим методом (Н. А. Грищенко).

Кроме всего выше перечисленного можно с успехом использовать методики; исследования взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности (Л. А. Верещагина); оценка нервно психического напряжения, астении, сниженного настроения (Т. А. Немчин); методика привлекательности работы как одного из показателей социально психологического климата( В. М. Снетков); исследование отношения к себе (Q – сортировка) (С. В Цыцарев), и т. д.

2. Этап: Адаптационный: формирование положительного психологического климата в коллективе (как правило, с использованием групповых форм работы).

3. Этап: Сопровождающий, где происходит раскрытие инициативных особенностей каждого субъекта инновационной деятельности для достижения личной компетенции: здесь можно использовать методические объединения (для повышения личностных компетенций); индивидуальные консультирования; тренинговую работу в группах; психокоррекционную и развивающую работу как индивидуально, так и в группах.

Система психологического сопровождения процесса инновационной деятельности в системе СПО является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Она способствует реализации и развитию возрастных возможностей и индивидуальных особенностей всех участников инновационной деятельности, повышает качество учебного процесса (соответственно и инновационной деятельности), сопровождая его на всех этапах.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что работа с противоречиями в инновационной деятельности должна осуществляться комплексно, задействуя все компоненты данной проблемы.

Основной упор в работе с данной проблемой необходимо делать на групповые формы работы (тренинги), в не зависимости от генеза этих самых проблем.

Цикл тренинговых программ необходимо выстраивать следующим образом [4]:

  1. Тренинги неправленые на самореализацию в профессиональной сфере.

  2. Тренинги неправленые на сферы взаимодействия и общения.

  3. Тренинги неправленые на сферу самоактуализации личности и её всестороннее развитие.

В качестве направлений групповой работы можно использовать следующие тренинговые программы; тренинг личностного роста; тренинг целепологания; тренинг профессиональной эффективности; тренинг профессионального самоопределения; тренинг эффективной коммуникации; тренинг межличностного взаимодействия и т. д.

Особо хотелось бы отметить необходимость использования в данных видах групповой работы, таких форм как [6,7]: упражнения; тесты; ролевые, моделирующие, деловые игры; дискуссии и мозговой штурм; креативные и арт - терапевтические формы работы; импровизации; решение конкретных задач ориентированных на актуальную проблематику; «Балинтовские группы» (модификации для педагогов).

Рабочие программы, построенные с использованием вышеперечисленные условий, с большой долей вероятности приведут к позитивным качественным изменениям личности педагога, его всестороннему развитию, что в свою очередь поможет ему справиться с, так или иначе возникающими противоречиями.

Итак, в процессе реального функционирования инновационной педагогической деятельности в той или иной степени проявляются все три группы противоречий.

В основе социально-педагогических противоречий лежит конфликт личности и общества, профессионально-личностных - конфликт личности и профессии, психолого-акмеологических, конфликт структуры личности и его акме, - все эти противоречия взаимопереплетены и являются источником развития педагога как субъекта инновационной деятельности и собственно инновационной деятельности.

Из этого следует вывод, что правильным образом организованная работа психологической службы среднего специального учебного заведения, во многом может помочь в сглаживании или даже устранении противоречий инновационной педагогической деятельности неизбежно возникающих в процессе модернизации образования, но при условии комплексного подхода к проблеме, и во взаимодействии с другими структурными подразделениями, и службами колледжа и вышестоящих организаций.

Комплексный, всесторонний подход к работе по разрешению противоречий инновационной педагогической деятельности, с высокой долей вероятности приведет к позитивному эффекту, и соответственно, в значительной мере облегчит реализацию целей и задач модернизации системы профессионального образования в московской области.
Литература.

  1. Белых С. Г., Крещенко М. А. Система психологического сопровождения профессионального образования и формирование нравственных ценностных ориентаций студентов. / Инновационные подходы к перспективному развитию учебного заведения СПО в современных условиях. Сборник материалов Межрегионального Круглого стола (22 октября 2007г.), / Под ред. В. Ш. Масленниковой. - Димитровград ДТК. Казань: Отечество, 2007.

  2. Ворошилова Л. Л. Национальный проект «образование» и противоречия инновационной педагогической деятельности. Материалы семинаров повышения квалификации. Дмитров 2010.

  3. Головин С. Ю. Словарь психолога практика. 2-е изд. – М.: Смысл, 2001.

  4. Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – 2 – е изд., доп. и перераб. – СПБ.: Питер, 2003.

  6. Практическая психология образования: Учеб. пособие 4-е изд./ под редакцией И. В Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.

  7. Психотерапевтическая энциклопедия. // Под общей ред. Б. Д Карвасарского. СПб: Питер Ком, 1998.

  8. Рогов Е. И. настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: кн. 2: - М: Владос 1999.

  9. Современный психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008.

  10. Таланов В. Л., Малкина – Пых И. Г. Справочник Практического психолога. – СПб.: Сова, М.: Эксмо, 2004.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon П л а н
Управления фскн россии по Московской области, гувд по Московской области, Министерства образования Московской области и Министерства...
Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Инструкция по профилактической работе в оу, ведение документации,...
Опыт введения оу должностей: педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, психолог, классный
Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Московской области постановление
Бюджетного кодекса рф, Положением о муниципальных программах города Лыткарино, утвержденным постановлением Главы города Лыткарино...
Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Пояснительная записка к учебному плану муниципального автономного...
Минюсте Российской Федерации 03. 03. 2011 №19993. Учебный план составлен на основе регионального базисного учебного плана для общеобразовательных...
Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Утверждено
Основные мероприятия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности...
Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Московской области постановление
Обеспечение безопасности дорожного движения на территории города Лыткарино Московской области
Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Здоровьесберегающие технологии в группах раннего развития детей в...
Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования мбоу дод «дюц «Горизонт», г. Протвино
Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Даудова Хадижат Абдуллаевна Место работы и должность мбоу сош№29, педагог-психолог Образование

Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Ярахмедова Мадина Меджидовна Место работы и должность мбоу «Гимназия...

Педагог психолог гбоу спо мо дгпк конференция Инновационные подходы к разработке и внедрению моделей муниципальных и отраслевых программ кадрового обеспечения производственно-территориальных кластерных комплексов Московской области. icon Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение коммунаровская...
Цель проверки: соответствие программ положению о разработке рабочих программ учебных предметов
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции