Психология управления




Скачать 104.21 Kb.
НазваниеПсихология управления
Дата публикации20.06.2014
Размер104.21 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине: Психология управления

Москва

Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “Психология управления”
Теоретические основы психологии управления.

Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции: «экономического человека», «человеческих отношений», «человеческих ресурсов», «самоактуализирующейся личности», «развивающейся организации».

Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная.

Социально-психологические закономерности становления организационных культур. Корпоративная культура как инструмент управления организацией.

Управленческие роли: руководитель; администратор; организатор; управленец.
Социально-психологические процессы в организации.

Понятие социально-психологических процессов и их классификация.

Процессы групповой динамики в организации – группообразование, неформальные группы в организациях, межгрупповое взаимодействие.

Типология взаимодействий между людьми в организации. Власть и влияние, конкуренция и кооперация, конфликты и взаимопонимание. Понятие коммуникации и ее основные характеристики. Социально-психологический анализ нисходящих и восходящих коммуникаций.

Социально-психологическая характеристика феноменов лидерства и руководства в организации.

Функции и структура деятельности руководителя. Стили руководства.

Психология административной деятельности.


Социально-психологические исследования формальных организаций. Механическая и организмическая модели организации. Классические принципы административного управления (Тейлор, Файоль) и их социально-психологическая характеристика.

Социально-психологические особенности организационной деятельности.

Происхождение термина «организация». Типология организационных структур. Цели и содержание организационной деятельности. Социально-психологический аспект проектирования организационных структур. Типы организационных форм – авторитарная, функциональная, проектная, личностная – и соответствующая им типология социализации личности в организации.
Психология управленческой деятельности.

Содержание управленческой деятельности. Управление по целям. Социально-психологическая характеристика базовых управленческих форм. Понятие стратегического планирования в организации. Коллективный и коллегиальный подходы к принятию управленческих решений. Особенности командного управления.

Социально-психологические проблемы разработки управленческих программ.

Прикладные направления социальной психологии управления. Управление персоналом (кадровый менеджмент). Социально-психологическая подготовка руководителей и специалистов (СПТ и ОДИ). Развитие организаций и организационное консультирование. Социально-психологические особенности управления в условиях кризиса. Формирование общественных связей организации.

Личная эффективность руководителя.

Содержание дисциплины
Тема 1. Теоретические основы психологии управления.

Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции: «экономического человека», «человеческих отношений», «человеческих ресурсов», «самоактуализирующейся личности», «развивающейся организации».

Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная.

Социально-психологические закономерности становления организационных культур.

Организационная культура – как интегративная характеристика организации. Социально-психологическая детерминация становления и развития организационных культур. Характеристики основных подходов к типологии организационных культур (Константин, Шейн). Социально-психологическое содержание основных типов организационных культур – органической, предпринимательской, бюрократической, партиципативной и анализ особенностей проявления социально-психологических феноменов в каждой из них.

Корпоративная культура как инструмент управления организацией.

Управленческие роли: руководитель; администратор; организатор; управленец.
Тема 2. Социально-психологические процессы в организации.

Понятие социально-психологических процессов и их классификация.

Процессы групповой динамики в организации – группообразование, неформальные группы в организациях, межгрупповое взаимодействие.

Типология взаимодействий между людьми в организации. Власть и влияние, конкуренция и кооперация, конфликты и взаимопонимание. Понятие коммуникации и ее основные характеристики. Социально-психологический анализ нисходящих и восходящих коммуникаций.

Социально-психологическая характеристика феноменов лидерства и руководства в организации.

Основные подходы в исследовании межличностного влияния в организации: «теория черт» лидерства, функциональная, ситуационная, вероятностная модели руководства, мотивационный и перцептивный подходы, концепция «ценностного обмена».

Функции и структура деятельности руководителя. Стили руководства. Личностные качества и стиль. Управленческая решетка. Стиль в управленческой культуре.

Тема 3. Психология административной деятельности.


Социально-психологические исследования формальных организаций. Значение теории бюрократии М. Вебера для социальной психологии управления. Механическая и организмическая модели организации. Сущность и социально-психологические требования к административной деятельности. Социально-психологические аспекты планирования. Классические принципы административного управления (Тейлор, Файоль) и их социально-психологическая характеристика.

Социально-психологические особенности организационной деятельности.

Происхождение термина «организация». Типология организационных структур. Сущность субординационных и координационных связей в организации. Новые технологии и организационные структуры. Цели и содержание организационной деятельности. Социально-психологический аспект проектирования организационных структур. Типы организационных форм – авторитарная, функциональная, проектная, личностная – и соответствующая им типология социализации личности в организации.
Тема 4. Психология управленческой деятельности.

Содержание управленческой деятельности. Понимание управления как совместной деятельности. Управление по целям. Социально-психологическая характеристика базовых управленческих форм – коллективистской, рыночной, бюрократической, демократической и диалоговой. Понятие стратегического планирования в организации. Коллективный и коллегиальный подходы к принятию управленческих решений. Особенности командного управления. Типология управленческих команд. Принципы формирования эффективной управленческой команды.

Социально-психологические проблемы разработки управленческих программ.

Прикладные направления социальной психологии управления. Управление персоналом (кадровый менеджмент). Социально-психологическая подготовка руководителей и специалистов (СПТ и ОДИ). Развитие организаций и организационное консультирование. Социально-психологические особенности управления в условиях кризиса. Формирование общественных связей организации.

Личная эффективность руководителя. Основы мотивирующей речи. Конфликт-менеджмент и стресс-менеджмент в деятельности руководителя.

Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ

  1. Мировоззрение успешного руководителя и содержание управленческой деятельности.

  2. Структура управленческой деятельности (планирование, организация, мотивирование, контроль) и психологические технологии их реализации. Коммуникация и принятие решений как функций управления.

  3. Ключевые коммуникативные навыки и способности эффективного лидера.

  4. Типичные личностные и профессиональные ограничения в деятельности руководителя.

  5. Деструктивные личностные установки по отношению к управленческому труду, роли руководителя и роли подчиненного: способы проявления, обнаружения и устранения.

  6. Эффективные технологии управленческой деятельности.

  7. Постановка цели и определение задач: основные ошибки и способы их коррекции.

  8. Делегирование полномочий как способ развития персонала. Ключевые правила эффективного делегирования.

  9. Основные виды распорядительной информации и приемы ее подачи. Практические навыки мотивирования персонала.

  10. Развитие навыков организации и контроля деятельности.

  11. Коммуникативные и методические аспекты консультирования и обучения персонала в деятельности руководителя. Подготовка и проведение деловой беседы.

  12. Приемы оказания убеждающего воздействия на собеседника.

  13. Технология организации групповой дискуссии, управление ею и участие в ней.

  14. Методики подготовки и проведения совещаний.

  15. Способы оценивания результатов деятельности подчиненных. Конструктивная критика: основные приемы и правила.

  16. Предупреждение конфликтов с подчиненными через компетентное оценивание.

  17. Основы конфликт-менеджмента в деятельности руководителя.

  18. Основы персонального менеджмента руководителя.

  19. Современные методы рационализации личного труда руководителя.

  20. Самоорганизация здоровья руководителя, гигиена умственного труда.

  21. Время руководителя и принципы его эффективного использования.

  22. Имидж руководителя и методы его создания.

Перечень вопросов для самоконтроля

  1. Мотивация сотрудников

  2. Структура мотивации

  3. Специфика общения руководитель-подчиненный: приемы воздействия на подчиненных в личной беседе руководителя

  4. Мотиваторы и стабилизаторы в системе мотивации: оптимальность их использования

  5. Планирование времени и работ подчиненных 

  6. Расстановка приоритетов задач по методу Эйзенхауэра и принципу Паретто

  7. Постановка целей; связь целей с планами

  8. Методы планирования работ подчиненных

  9. Принципы написания личного плана действий (для руководителя и подчиненных)

  10. Законы передачи информации; принципы работы с информацией - защита от искажения

  11. Теория и практика ситуационного лидерства

  12. Специфика общения руководитель-подчиненный: приемы воздействия на подчиненных в личной беседе руководителя

  13. Методика ситуативного руководства

  14. Выбор средств воздействия на подчиненного при постановке задач

  15. Типы руководства сотрудниками при постановке задач

  16. Менеджмент и власть – инструменты управления

  17. Способы контроля и типы ошибок руководителей при контроле работы подчиненных

  18. Делегирование полномочий. Принципы делегирования

  19. Разница между делегированием полномочий и постановкой задач сотрудников

  20. Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления

  21. Делегирование полномочий и результативность работы подчиненных



Перечень экзаменационных вопросов

  1. Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке.

  2. Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная.

  3. Социально-психологические закономерности становления организационных культур.

  4. Организационная культура – как интегративная характеристика организации. Социально-психологическое содержание основных типов организационных культур – органической, предпринимательской, бюрократической, партиципативной и анализ особенностей проявления социально-психологических феноменов в каждой из них.

  5. Корпоративная культура как инструмент управления организацией.

  6. Управленческие роли: руководитель; администратор; организатор; управленец.

  7. Процессы групповой динамики в организации – группообразование, неформальные группы в организациях, межгрупповое взаимодействие.

  8. Типология взаимодействий между людьми в организации. Власть и влияние, конкуренция и кооперация, конфликты и взаимопонимание.

  9. Понятие коммуникации и ее основные характеристики. Социально-психологический анализ нисходящих и восходящих коммуникаций.

  10. Социально-психологическая характеристика феноменов лидерства и руководства в организации.

  11. Основные подходы в исследовании межличностного влияния в организации.

  12. Функции и структура деятельности руководителя.

  13. Стили руководства.

  14. Социально-психологические исследования формальных организаций.

  15. Сущность и социально-психологические требования к административной деятельности.

  16. Социально-психологические аспекты планирования.

  17. Классические принципы административного управления (Тейлор, Файоль) и их социально-психологическая характеристика.

  18. Социально-психологические особенности организационной деятельности.

  19. Типология организационных структур.

  20. Цели и содержание организационной деятельности.

  21. Типы организационных форм – авторитарная, функциональная, проектная, личностная – и соответствующая им типология социализации личности в организации.

  22. Содержание управленческой деятельности.

  23. Управление по целям.

  24. Социально-психологическая характеристика базовых управленческих форм – коллективистской, рыночной, бюрократической, демократической и диалоговой.

  25. Понятие стратегического планирования в организации.

  26. Коллективный и коллегиальный подходы к принятию управленческих решений.

  27. Особенности командного управления. Типология управленческих команд. Принципы формирования эффективной управленческой команды.

  28. Прикладные направления социальной психологии управления.

  29. Управление персоналом (кадровый менеджмент).

  30. Личная эффективность руководителя.

  31. Основы мотивирующей речи.

  32. Конфликт-менеджмент и стресс-менеджмент в деятельности руководителя.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература:

Основная

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М, 1995.

  2. Дафт Р. Менеджмент. М. 2001

  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 1992.

  4. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. — СПб., 2000.

  5. Ньюстром Дж.В., Девис К. Организационное поведение. — СПб., 2000.

  6. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. — М., 2001.

  7. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М, 2003.

  8. Пригожин А. И. Современная социология организаций. М, 1995.

  9. Психологические и социальные технологии в управлении персоналом. — СПб., 1999.

  10. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л, 1986.


Дополнительная

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М, 1990.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М, 1994.

  3. Бандурка A.M., Бочарова С.П. Психология управления. — Харьков,1998.

  4. Донцов А. И. Психология колектива. М, 1984.

  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

  6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М.,1999.

  7. Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л, 1969.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология управления iconИ управления имени К. Г. Разумовского кафедра «Педагогика и психология»
Обсужден и одобрен на заседании кафедры «педагогики и психологии» Московского государственного университета технологий и управления...

Психология управления iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Психология управления iconТема: криминальная психология
Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии

Психология управления iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Психология управления iconРешение теоретических и практических задач управления образовательным...
Саморегуляция психического состояния руководителя образовательного учреждения как фактор эффективного управления персоналом

Психология управления iconОбщие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...

Психология управления iconОглавление
Хрестоматия является учебным пособием по курсу «Зоо­психология и сравнительная психология» для студентов фа­культетов и отделений...

Психология управления iconДокументированная информация составляет основу управления, его эффективность...
Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять...

Психология управления iconПояснительная записка Курс «Дифференциальная психология»
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология»

Психология управления iconРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции