Скачать 59.76 Kb.
|
Гребенщикова Л.Г. Заведующая отделением психолого-педагогической помощи МБУ «Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег», г. Ижевск, Россия ПРОГРАММА «КУКОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ» КАК ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ КУКОЛ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Давно известен воспитательный и образовательный потенциал кукол. Не осталось без внимания и психологическое значение куклы в жизни человека, особенно после появления на российском рынке таких неоднозначных кукол как Барби, Братц, Мокси. Так, В.С. Мухина описывает куклу как средство психического развития ребенка [6], Е.О. Смирнова с коллегами акцентирует внимание на требованиях, предъявляемых к куклам с точки зрения обеспечения развития личности ребенка [8], Карпова Т.Е. видит в кукле телесную модель человека [4]. Появление в России феномена авторской куклы совпало с началом использования изготовления куклы для исследования и изменения психической реальности [1; 5]. В своей работе с детьми, подростками и взрослыми мы не первый год используем потенциал куклы. Для нас являются важными следующие принципы в выборе вида используемой куклы:
Эта статья посвящена программе «Кукольный календарь», основой которой является изготовление традиционной народной куклы. Именно такая кукла может использоваться как с детьми, начиная с дошкольного возраста, так и со взрослыми, в любом учреждении, поскольку кукла может изготавливаться без иглы и ножниц, для решения широкого круга задач. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров), тревожность и страхи являются наиболее распространёнными явлениями у детей. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, эмоциональным нарушениям личности, девиантному поведению. В снижении уровня тревоги большую роль играет создание чувства защищенности, уверенности в благополучном исходе мероприятия. Самые мощные и универсальные социально выработанные средства переработки переживаний, по мнению А.Л. Венгера [2], представлены в искусстве. Поэтому для культурального подхода, представителем которого он является, наиболее органичны методы арт-терапии. Кроме того, используемое в арт-терапии творчество – классический пример использования сублимации как адаптивной защиты. Групповая работа позволяет использовать такие механизмы защиты как присоединение (обращение к окружающим за помощью и поддержкой), самонаблюдение (человек справляется со стрессорами с помощью рефлексии собственных мыслей, чувств, мотивации и поведения) и самоутверждение (человека справляется со стрессорами прямым выражением собственных чувств и мыслей). Психологическим средством создания чувства защищенности и уверенности, по мнению А.Л. Венгера, может быть оберег [2]. Наилучшим оберегом, формирующим и активизирующим адаптивные защитные механизмы, может служить обережная кукла. Кроме этого, обережные куклы просты в исполнении, что не вызывает чувства тревоги у того, кто их изготавливает. Обережные куклы разделяются по функциям: продуцирующей, защитной, очистительной, заместительной. Ниже указаны только куклы, используемые в Программе [9].
Таким образом, целью программы «Кукольный календарь» является формирование эффективной, адаптивной психологической защиты (присоединение, сублимация, самонаблюдение, самоутверждение). Программа рассчитана на детей и взрослых, к прохождению программы специально не подготовленных. Общее количество участников в группе 6 – 15 человек. Программа состоит из 12 занятий. Продолжительность занятия составляет около 2 – 2,5 часов. Периодичность занятий – 1 раз в месяц, проводятся как открытая тематически-ориентированная группа. Результативность оценивается с помощью методики «Самочувствие. Активность. Настроение», рисунков «Человек» - «Человек под дождем», наблюдения, анкетирования участников программы. Каждое занятие проходит по схеме:
Например, в марте на Руси проводился обряд «закликания» весны, атрибутом которого были куклы «мартинички». Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Именно поэтому прежде изготовления «мартиничек» каждый участник рисует «древо ценностей»: сначала на листе необходимо нарисовать корни. Каждый участник пишет на «корнях» ответ на вопрос «Что «питает» меня в этой жизни? Что дает мне силы?». Затем рисуется ствол и ветви. На ветви «вешаются» листочки с ответами на вопрос «Что я хочу получить от жизни? Какие плоды я ожидаю?». На «корнях» указываются базовые ценности. Тогда плоды должны соответствовать этим ценностям. Например, внутренней свободе могут соответствовать творческие способности, друзья, семья, а плодами уважения могут стать – слава, деньги, честность [7]. После изготовления «древа» участники делают «мартиничек», которые могут быть размещены на этом дереве. Опыт реализации программы показывает, что в результате проведенных занятий у участников - снижается уровень тревожности, - формируется позитивное самоотношение, - совершенствуются коммуникативные навыки. Литература
|
Муниципальный орган управления культуры «Отдел культуры Администрации Куртамышского района» Ответственное лицо по приему заявок: Гребенщикова Людмила Владимировна, тел. 8(35249)9-27-58 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |