Гребенщикова Л. Г




Скачать 59.76 Kb.
НазваниеГребенщикова Л. Г
Дата публикации19.06.2014
Размер59.76 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Психология > Программа
Гребенщикова Л.Г.

Заведующая отделением психолого-педагогической помощи

МБУ «Центр психолого-педагогической помощи

населению «Берег», г. Ижевск, Россия

ПРОГРАММА «КУКОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ» КАК ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ КУКОЛ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Давно известен воспитательный и образовательный потенциал кукол. Не осталось без внимания и психологическое значение куклы в жизни человека, особенно после появления на российском рынке таких неоднозначных кукол как Барби, Братц, Мокси. Так, В.С. Мухина описывает куклу как средство психического развития ребенка [6], Е.О. Смирнова с коллегами акцентирует внимание на требованиях, предъявляемых к куклам с точки зрения обеспечения развития личности ребенка [8], Карпова Т.Е. видит в кукле телесную модель человека [4]. Появление в России феномена авторской куклы совпало с началом использования изготовления куклы для исследования и изменения психической реальности [1; 5].

В своей работе с детьми, подростками и взрослыми мы не первый год используем потенциал куклы. Для нас являются важными следующие принципы в выборе вида используемой куклы:

  • Учет целей и задач психоразвивающей и психокоррекционной работы. Например, если важнее манипуляции с куклой, лучше использовать театральных кукол или кукол, изготовленных промышленным способом. При выборе материала для создания куклы нужно учесть, предусматривается ли внесение изменений в созданный образ как символическое изменение своего Я. В этом случае необходимо для изготовления куклы выбирать материал, который позволит эти изменения внести (пластилин, запекаемый пластик). В целом, о направлениях психологической работы и видах используемых кукол уже упоминалось нами в книге «Основы куклотерапии. Галерея кукол» [3].

  • Учет возраста клиента при выборе формы работы – создавать куклу или работать с уже готовой (например, дошкольникам недоступно самостоятельное изготовление марионетки). Существуют и возрастные особенности восприятия кукол промышленного производства: значение имеет все - размер, фактура материала, пропорции, цвет, выражение лица куклы.

  • Учет условий жизни клиента. Например, выбор вида куклы, способа работы с ней с несовершеннолетними, пребывающими в учреждениях закрытого типа, ограничен требованиями безопасности.

  • При использовании кукол промышленного производства (не изготовленных клиентом) учитываются два критерия: куклы должны обеспечивать безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний на здоровье и эмоциональное благополучие и обеспечивать развитие ребенка [8]. Впрочем, и при изготовлении кукол клиентом необходимо использовать безопасный материал.

Эта статья посвящена программе «Кукольный календарь», основой которой является изготовление традиционной народной куклы. Именно такая кукла может использоваться как с детьми, начиная с дошкольного возраста, так и со взрослыми, в любом учреждении, поскольку кукла может изготавливаться без иглы и ножниц, для решения широкого круга задач.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров), тревожность и страхи являются наиболее распространёнными явлениями у детей. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, эмоциональным нарушениям личности, девиантному поведению. В снижении уровня тревоги большую роль играет создание чувства защищенности, уверенности в благополучном исходе мероприятия. Самые мощные и универсальные социально выработанные средства переработки переживаний, по мнению А.Л. Венгера [2], представлены в искусстве. Поэтому для культурального подхода, представителем которого он является, наиболее органичны методы арт-терапии. Кроме того, используемое в арт-терапии творчество – классический пример использования сублимации как адаптивной защиты. Групповая работа позволяет использовать такие механизмы защиты как присоединение (обращение к окружающим за помощью и поддержкой), самонаблюдение (человек справляется со стрессорами с помощью рефлексии собственных мыслей, чувств, мотивации и поведения) и самоутверждение (человека справляется со стрессорами прямым выражением собственных чувств и мыслей).

Психологическим средством создания чувства защищенности и уверенности, по мнению А.Л. Венгера, может быть оберег [2]. Наилучшим оберегом, формирующим и активизирующим адаптивные защитные механизмы, может служить обережная кукла. Кроме этого, обережные куклы просты в исполнении, что не вызывает чувства тревоги у того, кто их изготавливает.

Обережные куклы разделяются по функциям: продуцирующей, защитной, очистительной, заместительной. Ниже указаны только куклы, используемые в Программе [9].

Продуцирующая

Защитная

Очистительная

День и Ночь

Лихоманки

Кубышка - травница

Десятиручка

Рождественский Ангел

Мартинички

Желанница







Зерновушка







Колокольчик







Макошь








Таким образом, целью программы «Кукольный календарь» является формирование эффективной, адаптивной психологической защиты (присоединение, сублимация, самонаблюдение, самоутверждение).

Программа рассчитана на детей и взрослых, к прохождению программы специально не подготовленных. Общее количество участников в группе 6 – 15 человек. Программа состоит из 12 занятий. Продолжительность занятия составляет около 2 – 2,5 часов. Периодичность занятий – 1 раз в месяц, проводятся как открытая тематически-ориентированная группа. Результативность оценивается с помощью методики «Самочувствие. Активность. Настроение», рисунков «Человек» - «Человек под дождем», наблюдения, анкетирования участников программы.

Каждое занятие проходит по схеме:

  1. Приветствие, знакомство участников.

  2. Арттерапевтическое упражнение, поддерживающее цель изготовления куклы.

  3. Изготовление куклы.

  4. Завершение.

Например, в марте на Руси проводился обряд «закликания» весны, атрибутом которого были куклы «мартинички». Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Именно поэтому прежде изготовления «мартиничек» каждый участник рисует «древо ценностей»: сначала на листе необходимо нарисовать корни. Каждый участник пишет на «корнях» ответ на вопрос «Что «питает» меня в этой жизни? Что дает мне силы?». Затем рисуется ствол и ветви. На ветви «вешаются» листочки с ответами на вопрос «Что я хочу получить от жизни? Какие плоды я ожидаю?». На «корнях» указываются базовые ценности. Тогда плоды должны соответствовать этим ценностям. Например, внутренней свободе могут соответствовать творческие способности, друзья, семья, а плодами уважения могут стать – слава, деньги, честность [7]. После изготовления «древа» участники делают «мартиничек», которые могут быть размещены на этом дереве.

Опыт реализации программы показывает, что в результате проведенных занятий у участников

- снижается уровень тревожности,

- формируется позитивное самоотношение,

- совершенствуются коммуникативные навыки.
Литература

  1. Васина Е.Н. Отраженное «Я» в структуре самосознания. Автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ин-т психологии РАН, Москва, 2006.

  2. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология. 2006. №1. – C. 32-39

  3. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007.

  4. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты: диссертация ... кандидата культурол. наук: 24.00.02. - Санкт-Петербург, 1999.

  5. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

  6. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

  7. Пурнис Н.Е. От Уставшей Женщины к Лучезарной: преображение себя в зеркале арт-терапии. – СПб.: Речь, 2008.

  8. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. – 2006. - №2.

  9. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гребенщикова Л. Г iconМуниципальный орган управления культуры «Отдел культуры Администрации Куртамышского района»
Ответственное лицо по приему заявок: Гребенщикова Людмила Владимировна, тел. 8(35249)9-27-58

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции