Скачать 495.31 Kb.
|
Введение В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения. Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). 1. Психологическое сопровождение детей - инвалидов Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом. Образование -- неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи... Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел. Дети с инвалидностью -- тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно. Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития. Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала. Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки. Таким образом, вторая задача при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, это обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками, введение в штат узкопрофильных специалистов - специального педагога, дефектолога, медицинского работника. Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности. Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком. Создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям; уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни; чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями; владеть различными технологиями реабилитации; формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий. 2. Методы и методики работы с детьми - инвалидами Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка. Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности. Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой - это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Основными видами арттерапии являются: Музыкотерапия. Куклотерапия. Сказкотерапия Фольклор. психологический сопровождение инвалидность дети Иппотерапия - это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется. Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации: Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации (Приложение) “Дни открытых дверей” - присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами. Родительские сообщения и доклады - они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома. Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью. Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все. Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду. Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог - психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы. Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями: * психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка; * консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации Содержание Введение Глава I. Теоретические основы социально- педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1.1 Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» и особенности форм их устройства 1.2 Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1.3 Проблемы, направления и гарантии социально - педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1.4 Игра, как средство социально - педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Выводы по I главе Глава II. Экспериментальное исследование методики социально - педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в игровой деятельности Выводы по II главе Заключение Список литературы Введение Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). «В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет»[4,с.34]. В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падение условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети “вытесняются на улицу”, и как следствие этого большой рост беспризорности. «За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И даже если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их трудно принять как естественные. Социальное сиротство - это опасное социальное явление. В России до 95% детей-сирот относятся к категории социальные сироты. Так как к моменту получения статуса они имели живых родителей. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускних учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжом, каждый десятый кончает жизнь самоубийством» [3,с.8]. Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме. На основании всего изложенного была сформулирована проблема исследования: каковы же методические условия эффективности социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Цель: выявить условия социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и разработать экспериментальное исследование методики социально-педагогического сопровождения в игровой деятельности. Объект: педагогический процесс реабилитации детей. Предмет: методика использования игровой деятельности в процессе социально - педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Гипотеза нашего исследования состоит в том, что работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей будет эффективна при следующих условиях: - развивать у детей интерес к игровой деятельности; - включение детей-сирот в игровую деятельность, что способствует их социальной адаптации в условиях школы-интерната. Цель и гипотеза исследования определили постановку и решение следующих задач: 1. Раскрытие понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»; 2. Изучение особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3. Изучение проблем, направлений и гарантий социально- педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4. Разработка экспериментального исследования, отвечающего гипотезе. Методологической основой нашей работы является деятельностный подход. сопровождение сирота попечение родитель Теоретической основой нашего исследования являются работы авторов С.А.Беличевой, В.И.Брутман, Л.Я. Олиференко, Е.М.Рыбинского и др. Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; 2. тестирование; 3. проектирование. Практическая часть нашего исследования состоит в том, что разработанный проект может быть использован в работе воспитателей и социальных педагогов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. |
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных... Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии... |
Особенности психологического сопровождения дополнительного образования детей и подростков Психологическое сопровождение дополнительного образования имеет целью создание условий для психологического комфорта и полноценного... |
||
Пояснительная записка в системе школьного образования русский язык... Фундаментальное ядро содержания общего образования. Система основных элементов научного знания в средней школе |
Программа исследования 36 Отсутствие или недостаточная сформированность профессиональной направленности негативно сказывается на качестве подготовки специалистов... |
||
Индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения метапредметных,... Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности считаю внедрение индивидуального образовательного маршрута как неотъемлемой... |
Положение об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием... «Образование» на 2009-2012 годы по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», одобренного на заседании Совета... |
||
Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» Цель программы: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья школьников |
Р. В. Овчарова психологическая фасилитация работы школьного учителя Учебное пособие предназначено для студентов специальности 030301 психология и ориентировано на практические аспекты их будущей профессиональной... |
||
Кусочек Родины и детства Его очень любят в Японии, аксессуары с Его изображением раскупаются мгновенно. Он такой приятный, к Нему все время хочется прижаться.... |
Исследования Р59 Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |