Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру,




Скачать 105.54 Kb.
Название Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру,
Дата публикации 19.06.2014
Размер 105.54 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена Согласована Утверждаю:

на заседании МО «02» сентября 2013 г. Приказ № 95
учителей социально-экономического цикла зам. директора по НМР от «04» сентября 2013 г.

Протокол № 1 от «01» сентября 2013 г.
Руководитель МО________ Фомина Н. Е. __________ Капшук Р. М Директор школы __________А.Д. Попов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Игратерапия»
для 1-4 классов VIII вида.


Педагог-психолог

Т. Е. Петрова
Пояснительная записка

« Взрослые могут иметь только одно
влияние на игру, не разрушая в ней
характера игры, а именно – доставление
материала для построек, которыми уже

самостоятельно займется сам ребенок».
К.Д. Ушинский

В настоящее время метод игровой терапии получил широкое распространение ( А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.). Отличительной особенностью его применения является обогащение теории и практики игротерапии на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. 
Играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности ребенка. В игре ребенок преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротическое состояние и становится способен к личностному росту и развитию.
Игротерапия должна удовлетворить потребности ребенка в физической активности. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. В ходе игры ребенок и не подозревает, что чему-то учится, преодолевает трудности, проходя своеобразные упражнения, тренинги, прививающие полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества.
Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению. 

Психофизиологическое развитие детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений. Поэтому особое значение для организации любых занятий, в том числе и по игротерапии, имеют:

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;

- комплексный подход к восприятию;

- психодинамическая разгрузка (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);

-раскрытость границ между обучением и повседневной жизнедеятельности.

Цели игротерапии



  1. Способствовать психическому и личностному росту ребенка, помочь ему адаптироваться к школьным условиям.

  2. Развивать коммуникативные умения и навыки содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

  3. Регулировать эмоциональные, нравственно-поведенческие и другие свойства психики.


Высшие психические функции ребенка, такие, как память, внимание, мышление формируются сначала в общении со взрослыми и детьми и лишь затем становятся произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения – тонкий показатель отклонения психического развития.
Задачи игротерапии:

  1. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

  2. Развивать навыки социального поведения.

  3. Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.

  4. Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам.

  5. Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

  6. Воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач.

  7. Формировать чувство принадлежности к коллективу, помочь ребенку чувствовать себя более защищенным.

  8. Снижение агрессивного поведения ребенка.

  9. Улучшение эмоционального состояния детей.

  10. Снижение тревоги и ряда других проблем.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:

  1. слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;

  2. согласовывать свои действия с условиями игры;

  3. изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;

  4. находить для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разные заменители;

  5. при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

Учащиеся должны знать:

  1. правила поведения в общественных местах;

  2. правила общения со взрослыми;

  3. правила общения девочек с мальчиками.


Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой. Программа рассчитана на учебный год и включает в себя 34 занятия для 1-го класса и 35 занятий для 2-4 классов, которые проводятся один раз в неделю по 45 минут.
Календарно-тематическое планирование




п/п

Темы

Коррекционные цели

Дата

1.

«Танграм» (рисунки, составленные из геометрических фигур, полученных при делении квадрата на части)

Подвижные игры

Развивать воображения детей, их конструктивные способности, мышление и сенсорное восприятие.




2.

«Близнецы»

Подвижные игры

Развивать зрительно- двигательную координацию, действия двумя руками.




3.

«Подхвати палку»
«Попробуй жонглировать» Подвижные игры

Развитие акцентированных тактов. Развитие быстроты реакции и зрительного анализатора




4.

«Бегающая табуретка»

Подвижные игры

Развитие ловкости, быстроты, выносливости, меткости, координации движений




5.

Игровые упражнения по математике (из палочек сложить фигуру) Подвижные игры

Развитие зрительно –моторной координации, развитие мышления, сообразительности




6.

Игровые упражнения (фигуры)переложить палочки так, чтобы получилась новая фигура

Развитие мышления, сообразительности




7.

«Третий лишний»

Подвижные игры

Развитие процессов сравнения и обобщения через классификацию предметов, используя символическое изображение, метод исключения




8.

«Ощупай и слепи» Подвижные игры

Развивать память, мышление, сенсорное восприятие




9.

«Чудесный мешочек» Подвижные игры

Развивать память, мышление, сенсорное восприятие




10.

«Ищи и находи»

Подвижные игры

Развивать речь, память, мышление, сенсорное восприятие



11.

«Услышь звук, подними букву»

Подвижные игры

Развитие умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Уметь определять место звука в слове




12.

«У кого хороший слух»

Подвижные игры

Развитие речи, памяти, слухового восприятия




13.

«Найди и назови» «Раз, два, сосчитай» Подвижные игры

Развитие речи, внимания, мышления, восприятия 




14.

«Разгадай кроссворд»

Подвижные игры

Развитие память, мышление, сообразительность, обогащать словарный запас




15.

Отгадывание ребусов, загадок. Подвижные игры

Развитие речи, мышления, долговременной памяти




16.

«Угадай задуманное слово»


Развитие память, мышление, сообразительность, обогащать словарный запас




17.

«День рождение»

Подвижные игры

Развивать культуру поведения в общественных местах, словарный запас, мышление, воображение




18.

«У кого лучше?»
«Угадай задуманное слово» Подвижные игры

Развитие умения в составлении связного рассказа, памяти, мышления




19.

Урок – театр

Подвижные игры

Развитие связной речи, памяти, сценических данных, воображения




20.

«Чей букет лучше?»

Подвижные игры

Развивать речь, память, мышление, сенсорное восприятие




21.

«Цветочный магазин»

Подвижные игры

Развивать речь, память, мышление, сенсорное восприятие




22.

«Кто что делает?»

Подвижные игры

Развитие память, мышление , обогащать словарный запас 




23.

«Человек и животное»

Подвижные игры

Развивать речь, память, мышление, сенсорное восприятие




24.

«Кто быстрее?» «Наведи порядок»

Подвижные игры

Развитие словесно – логического мышления




25.

«День рождение»

Подвижные игры

Развивать культуру поведения в общественных местах, словарный запас, мышление, воображение




26.

«Что изменилось?»

Подвижные игры

Развивать и обогащать словарный запас, связную речь, воображение и наблюдательность




27.

Инсценировка сказки «Репка»

Подвижные игры

Развитие связной речи, памяти, сценических данных, воображения




28.

Инсценировка сказки «Колобок» 

Подвижные игры

Развитие связной речи, памяти, сценических данных, воображения




29.

Инсценировка сказки «Теремок»

Подвижные игры

Развитие связной речи, памяти, сценических данных, воображения




30.

«Найди и назови» «Раз, два, сосчитай»

Подвижные игры

Развитие речи, внимания, мышления, восприятия 




31.

«Снеговики» «Матрёшки» Подвижные игры

Развитие речи, внимания, мышления, восприятия 




32.

«Что изменилось?» «Чего не хватает?»

Подвижные игры

Развитие внимания, зрительного восприятия, быстроту запоминания, долговременную память 




33.

«Магазин»

Подвижные игры

Развитие внимания, зрительного восприятия, быстроту запоминания, долговременную память 




34.

«Матрёшки»
«Какая фигура лишняя?»

Подвижные игры

Развитие процессов сравнения и обобщения через классификацию предметов, используя символическое изображение, метод исключения




35.

«Логический квадрат»

Подвижные игры

Развитие процессов сравнения и обобщения через классификацию предметов, используя символическое изображение, метод исключения




Всего: 1 классы – 34 часа, 2-4 классы – 35 часов


Литература:



  1. Л.М. Костина «Игровая терапия с тревожными детьми».

  2. Н.В. Самоукина «Игры, в которые играют дети. Психологический практикум».

  3. И.В.Вачков «Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку».

  4. Г.А. Лендрет «Игровая терапия. Искусство отношений». М., 1997г.

  5. А.А. Катаева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников». М., 1991г.

  6. Д. Киппер «Клинические ролевые игры и психодрама». М., 1986г.

  7. Л. М. Шипицына «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой отсталостью». Издательство «Союз», 2004 г.

  8. Т. Н. Князева «Я учусь учиться». – М.: АРКТИ, 2004 г.

  9. Л. Е. Гринин, Л. Н. Ситникова «Вообрази себе. Поиграем-помечтаем», Москва, 2001 г.

  10. М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева «Развивающие игры для младших школьников», Ярославль, 1997 г.

  11. Д. Б. Эльконин «Психология игры», центр ВЛАДОС, 1999 г.

  12. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошина «Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных мероприятий», Волгоград, 2009 г.

  13. И. Г. Савельева «Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации», Волгоград, 2009 г.

  14. Ресурсы ИНТЕРНЕТ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов издательства «Владос» 2011г под ред....
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Рабочая программа «Основы выбора профессии» 8 класс. Педагог-психолог...
Работа по профинформированию строится так, чтобы информационный материал служил основой формирования у учащихся необходимых знаний...
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи» ( 9 класс VIII вида)
Сборник М., «Владос», 2001) и учебником «Русский язык» Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской для 9 класса VIII вида (М., «Просвещение»,...
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида
Сборник методических рекомендации по организации специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в мбоусош...
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Рабочая программа для 2-4 классов по английскому языку Пояснительная записка
«Английский язык» предназначена для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Инструкция по профилактической работе в оу, ведение документации,...
Опыт введения оу должностей: педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, психолог, классный
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной)...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Рабочая программа «Игратерапия» для 1-4 классов VIII вида. Педагог-психолог Т. Е. Петрова Пояснительная записка «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, icon Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции