Восточное окружное управление образования




Скачать 127.78 Kb.
Название Восточное окружное управление образования
Дата публикации 19.06.2014
Размер 127.78 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
Восточное окружное управление образования

Департамента образования г. Москвы
Государственное образовательное учреждение

Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»

Межличностные отношения.

Работа учащейся 8 класса

Чапуриной Анастасии.
Руководители: Стерлягова Е.В.,

Фурсова Г.С.


Москва, 2010


Почему я выбрала проблему межличностных отношений? Именно отношения между людьми являются одной из самых значимых частей в нашей жизни.

Однако, темой моего проекта являются межличностные отношения, в узком эмоциональном значении, т.е. именно личные отношения, в которых человек, прежде всего индивидуальность, а потом уже ученик, учитель, подчинённый, начальник.

В данном случае термин «межличностные» указывает не только на то, что субъектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений людей. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения и т.д.

Итак, в своей работе я попытаюсь раскрыть само понятие межличностных отношений и рассмотреть, как они складываются в малых социальных группах, на примере класса– одной из самых важных социальных групп в жизни подростков.

Целью работы является анализ межличностных отношений среди уч-ся моего класса.

Цель определила основные задачи работы:

  • рассмотреть понятие межличностных отношений;

  • выделить основные статусные позиции, возникающие в процессе межличностных отношений в рамках малых групп;

  • провести социометрическое исследование и выявить статусные позиции уч-ся моего класса.

Основными методами работы послужили анализ и синтез, обобщение, сбор эмпирической информации.

Цели и задачи обусловили структуру работы: введение, два основных раздела ( теоретический и экспериментальный), заключение.


  1. Понятие и виды межличностных отношений.

Межличностные отношения предполагают общение людей друг с другом, которое реализуется в процессе межличностного взаимодействия. Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько потребностью человека в общении и удовлетворением этой потребности [12].

В словаре русского языка «взаимо…» - первая часть сложных слов в значении взаимный. Слово «взаимный» означает «обоюдный, касающийся обеих сторон». А слово «взаимодействие» - «взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [11, с.73].

Таким образом, межличностное взаимодействие предполагает взаимность, затрагивает интересы, чувства, мысли субъектов отношений [5, с. 25].

По большому счёту, все отношения между людьми, какой бы характер они не носили, - межличностные, так как создавать их способны только личности, в смысле - конкретные люди. Но темой моего проекта являются «межличностные отношения» в узком, специфическом значении. Я имею в виду личные отношения, на которые социальные нормы и правила оказывает невыраженное, косвенное влияние [1, с. 59].

Для таких отношений, прежде всего, важен человек, как субъект, индивидуальная личность, со своей уникальностью и неповторимостью, в отличие от деловых, официальных, партнёрских отношений. Такие отношения носят эмоциональный характер, строятся на основе общих интересов партнёров и мало зависят от их социальных рангов и ролей [5, с. 8]; [1, с. 59].

Термин «межличностные» указывает не только на то, что субъектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений людей. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения, да и, пожалуй, от некоторых видов внутригрупповых отношений. Например, на предприятии, где существуют формальный (официальный) и неформальный (межличностный) уровни отношений.

В современной психологической литературе встречаются довольно разнообразные и порой в некотором смысле противоречивые и неоднозначные представления о межличностных отношениях. Общим в этих определениях является наличие совместной деятельности, которая является ведущей, как для их организации (начала), так и для их развития, определяя тем самым характер отношений между людьми, особенности их восприятия и понимания друг другом, межличностную коммуникацию.

На сегодняшний день в психологии нет общепринятой и разделяемой всеми учёными классификации межличностных отношений, поэтому я решила перечислить некоторые из них.

Н.Н. Обозов классифицирует отношения на приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, отношения знакомства и деструктивные отношения [5, с. 9 - 14].

Существует также классификация отношений на оценочные (восхищение, популярность) и действенные (связанные с взаимодействием),

Мне же наиболее близкой показалась классификация В.В. Столина, разделяющая межличностные отношения на три биполярные шкалы:

  • симпатия – антипатия;

  • уважение – неуважение;

  • близость – отдалённость.

Межличностные отношения проявляются непосредственно в общении. Под общением понимают обмен не только информацией, но и определёнными результатами психической деятельности – мыслями, суждениями, чувствами, оценками и т.п. [10, с. 94].

В социологии активно исследуется понятие «общение», его виды и функции. Например, М.Р. Битянова выделяет четыре основных функции общения:

  1. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности.

  2. Общение выполняет в коллективной деятельности связующую роль.

  3. Общение – важнейшая жизненная потребность человека.

  4. Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста [1, с. 52-56].

Малая социальная группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам, например по совместной деятельности, которая может быть производственной, спортивной, учебной, др. Обычно члены группы хорошо знают друг друга и естественно взаимодействуют между собой. Итак, при совместной учебной деятельности малая социальная группа может являться классом [2, с. 74].

У любой малой группы есть свои отличительные признаки:

  1. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

  2. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трёх человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырёх человек – одиннадцать, а в группе из семи – сто двадцать связей.

  3. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из пяти человек члены группы получают намного большее личное удовлетворение, чем в группе из двадцати. Группа из пяти – семи человек считается оптимальной.

  4. Размеры группы зависят от характера деятельности. Например, в классе обычное число человек – 20-25, а в каком-нибудь финансовом комитете банка, отвечающем за конкретные действия, численность работников не превышает 7 человек.

  5. Принадлежность к группе пробуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определённого уровня, индивид покидает ей.

  6. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующим в них людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестанет вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он изгоняется из группы.

  7. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

  8. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения [17, c. 231-232].

Место конкретного члена в этой структуре определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональным статусом), а сама внутренняя структура обладает ещё рядом важных характеристик.


  1. Конфигурация эмоциональных статусов членов группы.

Статус ученика в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее, интересней ученик для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимания с его стороны.

Прежде всего, в статусной иерархии выделяются три категории: «популярные», «средние», «непопулярные», которые отличаются числом одноклассников, относящихся к ним положительно и отрицательно.




«Популярные» члены группы имеют значительное число положительных оценок и мало отрицательных. Среди «популярных» в ряде случаев можно выделить «высокостатусных» и «звёзд». «Звезду» можно определить как «душу» класса, эмоциональный центр. «Звезда» выявляется в двух случаях:

  • В классе есть человек, набравший больше всех положительных оценок (и не менее половины от максимального возможного их числа);

  • В качестве «звезды» класса может рассматриваться ученик, который по преимуществу пользуется авторитетом у других «популярных» одноклассников.

Среди «непопулярных» в классе могут существовать ученики со статусами «пренебрегаемых», «отверженных» и «изолированных».

У «пренебрегаемых» есть положительные выборы, но их мало и значительно больше они получают отвержений от других одноклассников, являются эмоционально малопривлекательными для них.

«Отверженные», или «изгои», не имеют положительных выборов, их отличает лишь разное количество отвержений, что и определяет условную силу отверженности каждого. Роднит всех отверженных то, что класс воспринимает их экспрессивно, но отрицательно. В данном случае отверженность – определённое неприятие ученика, его качеств, привычек.

В группу «изолированных» попадают те ученики, которые как бы не существуют для класса, к ним отсутствует как положительное, так и отрицательное отношение одноклассников [1, c. 208-209].

Класс, как и любую малую группу, характеризует то, по каким качествам, за какие заслуги она выбирает самых «популярных» учеников, т.е. лидеров.
Реальное положение ученика в классе определяется не только статусом, но и взаимностью положительных и отрицательных отношений. Чем больше взаимных оценок, тем оно стабильнее и благоприятнее. Но если большинство учеников не определились в своих симпатиях и антипатиях, то класс пребывает в довольно непостоянном положении. [1, c. 209-210].

Характер распределения отрицательных оценок в классе существенно влияет на общение в классе, свидетельствует о некоторых принятых в классе способах решения конфликтов.

В одних классах нет безусловных лидеров, т.е. тех учеников, к которым проявлялось бы исключительно положительное отношение. В таких случаях у любого ученика есть «недоброжелатель». В других же классах есть свои «козлы отпущения». Поэтому в случае конфликта, в первом случае, скорее всего, обвинять будут того, кто действительно виноват, а во втором всю вину свалят на «козлов отпущения». Допустим, последние перешли в другой класс, или даже в другую школу, тогда этот класс «изберёт» новых «козлов отпущения».

Чтобы класс отказался от такой системы поиска виноватых потребуется проведение очень большой работы, ведь нужно будет полное переструктурирование системы отрицательных отношений. [1, c. 210].

Внутри класса, как внутри группы численностью около 25 человек, может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые каким-то образом взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки (диады и триады), а также «отверженные» и «изолированные».

Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в психологическом климате всего класса. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звёзд» и т.п.

Таковы основные характеристики эмоциональной структуры любого класса. [1, c. 210-211].

Я решила рассмотреть эмоциональную структуру малой группы, с помощью социометрического исследования, на примере своего класса. Социометрия, как метод, занимает одно из первых мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение. При социометрических исследованиях особое внимание обращается на эмоциональные моменты взаимоотношений людей (их самооценки и оценки других, симпатии и антипатии, место и роль человека в формальной и неформальной структуре группы и т.д.). Обобщенные данные позволяют установить реальные характеристики членов группы, их действительные формальные и неформальные взаимоотношения, основные параметры группы и т.д.

Современное значение этому понятию придал создатель С. Морено. В качестве теоретических и методологических оснований социометрии выступают концепции, модели, различные познавательные средства и законы, сформулированные Морено в связи с установленными им новыми социальными фактами. Сосредоточив внимание на исследовании малых групп и межличностных отношениях их членов, Морено установил, что положение (статус) личности в группе и состояние самой группы определяются неявными эмоциональными связями и отношениями людей, выражающимися в форме симпатии (притяжения), антипатии (отталкивания) и относительного безразличия. На основе этого он разработал специальные (социометрические) количественные методы изучения социоэмоциональных отношений, имеющие исследовательское, диагностическое и коррекционное значение. [16].

В основу социометрического исследования, которое я проводила в своем классе, вошло три вопроса:

- К кому бы ты обратился за помощью в учёбе? (выявление деловых отношений);

- Кого бы ты пригласил на день рожденья? (выявление неформального аспекта);

- Кого бы ты хотел видеть рядом с собой в следующем, девятом классе? (выявление прогностического аспекта).
В итоге опроса были получены следующие данные.
По первому, деловому, аспекту учащиеся класса заняли следующие статусные позиции:



Приведенная схема показывает, что в классе существуют «звезды», это № 18, №26, высокостатусные (№1, №20, № 12). Большинство класса составляют так называемые «средние», имеющие от 2 до 4 взаимных выборов. К «непопулярным» в этом аспекте относятся № 2, №23, №24, №6, №5 и №13. № 13 и №5 относятся к тем учащимся, к которым никто из класса не захотел обращаться за помощью в учебе. В этом аспекте исследования, они принадлежат к «пренебрегаемым». Действительно, эти учащиеся не демонстрируют больших успехов в учебе.
Во втором аспекте, касающемся неформальных отношений, в нашем классе складывается несколько другая картина.





По-прежнему в статусе звезды находится № 26, рядом с ним по числу взаимных выборов - № 15. Звезда № 18 из делового аспекта в данном случае перемещается в средние. Как мы писали ранее, в коллективе, более 25 человек, образуются микрогруппы, которые явственно видны на рисунке. Это группа из пяти человек ( № 6, №10, №11, №16, №17), триада ( №2, №23, №24) и другие. № 5, который в первом случае явно выходил за рамки успешных, в данном аспекте перемещается в средние, а № 13, к сожалению, так и остается в непопулярных, так называемых, «пренебрегаемых», не имея ни одного взаимного выбора. № 7, занимающий среднюю позицию в первом вопросе, перемещается на уровень «непопулярных», не выбрав никого из своего класса (притом, что несколько человек выбирают его!).
Как правило, люди более равнодушны и терпимы к тому, кто будет находиться рядом с ними в коллективе в будущем. Эту же тенденцию продемонстрировали нам результаты третьего вопроса.


По-прежнему, в высокостатусных пребывает № 26 , и к нему присоединяется № 20. А все остальные имеют не менее трех взаимных выборов, что позволяет отнести их к средним.
Заключение.

Таким образом, межличностные отношения показывают взаимную направленность отношений людей в малой группе. В классе, малой группе более 25 человек, существуют формальный (официальный) и неформальный (межличностный) уровни отношений, связанные с отношениями в учебе с одной стороны, личной дружбой, привязанностями и т.д. в другой.

Проведенное социометрическое исследование позволило определить статусное положение каждого учащегося в нашем коллективе. Выявление одноклассников, имеющих низкий статус по первому или второму аспекту исследования, заставило меня по-новому взглянуть на ситуацию в межличностных отношениях, складывающуюся в нашем классе.

Мне хотелось бы изменить эту ситуацию, не очень приятно осознавать, что рядом с тобой находятся люди, переживающие настоящее одиночество в нашем классе. Но, наверное, деловую репутацию, а значит положительный или хотя бы средний статус каждый из нас может заработать только сам, а вот для того, чтобы успешных в плане неформального общения (аспект 2) стало больше, нам всем нужно внимательные присмотреться друг к другу, особенно, к так называемым «отверженным», потому что людей без хороших качеств просто не бывает.

Список литературы.

  1. Битянова М.Р. Социальная психология//Питер. – СПб, 2008.

  2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание 8-9 класс//Просвещение. – М, 2008.

  3. Большая психологическая энциклопедия//Эксмо. – М, 2007.

  4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт!//Наука. – Новосибирск, 1989.

  5. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений//Речь. – СПб, 2010.

  6. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. – Пермь, 1992.

  7. Курбатов В.И. Конфликтология//Феникс. – Ростов-на-Дону, 2007.

  8. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителей//Российское педагогическое агентство. – М, 1998.

  9. Ожегов С..И. Словарь русского языка. Около 57000 слов//Советская Энциклопедия. – М, 1972.

  10. Пекелис В. Как найти себя//Детская литература. – М, 1989.

  11. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического исследования конфликта//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М, 1977.

  12. http://social.psypublica.ru/17/135.htm

  13. http://www.entuziast-center.ru/sovety-psixol/konflikti_otcy-dety.html

  14. http://nnspu.ru/materials/tef/pedagogics/course/lect07.html

  15. http://ru.wikipedia.org/

  16. http://philosophy.polbu.ru/sotsiometrija.htm

  17. Кравченко А.И. Введение в социологию//Астрель. – М, 2006.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восточное окружное управление образования icon Юго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Восточное окружное управление образования icon Бронникова Татьяна Анатольевна северное окружное управление образования...
Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009
Восточное окружное управление образования icon Бронникова Татьяна Анатольевна северное окружное управление образования...
Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009
Восточное окружное управление образования icon Северное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №1474
Восточное окружное управление образования icon Москвы Северное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Программа предназначена для педагогических работников Корпуса, проводящих занятия дополнительного образования с несовершеннолетними...
Восточное окружное управление образования icon Москвы Северное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Программа предназначена для педагогических работников Корпуса, проводящих занятия дополнительного образования с несовершеннолетними...
Восточное окружное управление образования icon Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение...
Восточное окружное управление образования icon Образовательная Программа гбоу сош №492 На 2012 2015 годы. Москва 2012 г
Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение...
Восточное окружное управление образования icon Северное окружное управление образования государственное бюджетное образовательноеучреждение
Создание условий для развития познавательной мотивации, познавательного интереса и творческих способностей учащихся, воспитание их...
Восточное окружное управление образования icon Практическое пособие по учебному курсу «Административное право» (тестовые задания)
Тема управление, государственное управление и исполнительная власть
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции