Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска




Скачать 73.38 Kb.
Название Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска
Дата публикации 14.06.2014
Размер 73.38 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
Реализация Системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе на примере УМК "Английский в фокусе".

Е.В. Волкова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г.Томска
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" - это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. [1. С.19]

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. [4. С.2] Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы.

  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому выбору вариантов.

  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.

Технология деятельностного метода обучения:

  • мотивирование к учебной деятельности;

  • актуализация и фиксирование индивидуального обучения в пробном учебном действии;

  • выявление места и причины затруднения;

  • построение проекта выхода из затруднения;

  • реализация построения проекта;

  • первичное закрепление с проговариванием;

  • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

  • включение в систему знаний и повторение;

  • рефлексивность учебной деятельности на уроке (итог). [7.]

Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста. Развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходит наиболее эффективно в игре.

В многообразии определений игры в качестве опорного приведем следующее: игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла, в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъема и напряжения, отрешенности и восторга. [5. С.70]

Как отмечает Т.В. Цырлина, во всех известных гуманистических авторских школах прошлого и настоящего игра была и остается одним из краеугольных камней их существования. [6. С.132] Почему же так важна игра для педагогической деятельности?

Во-первых, игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией.

Игровая позиция педагога, по мнению С.Д. Полякова, вытекает из двух основных признаков игры – двуплановости и роли. [3. С.81] Двуплановость – развертывание игрового поведения сразу в двух пространствах: в реальных обстоятельствах и в условном пространстве, где хозяева – не задачи реальной деятельности, общения, а отвлеченные от реальности воображаемые условия.

Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения. При этом деловое поведение оказывается не совсем деловым, а личностное – не совсем личностным. В игре и ребенок, и педагог чувствуют себя свободнее, у них больше пространства для самореализации.

Во-вторых, игра создает возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребенка. [2. С.30]

Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.

На протяжении младшего школьного возраста достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности.

Деятельностная сущность обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

УМК «Английский в фокусе» создан с учетом психологических и возрастных особенностей ребенка, близости предлагаемых тем и ситуаций общения уровню восприятия и интересам учащихся начальной школы, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.

Обучение чтению и алфавиту на начальном этапе всегда представляет для учащихся большие трудности. Авторы учебника для 2 класса предлагают разнообразные упражнения на развитие навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами.

Деятельностный подход базируется на положениях психологии о том, что усвоение языкового материала происходит быстрее и отличается большой прочностью, если оно базируется на использовании всех видов ощущений: звуковых, зрительных, кинестетических.

Особенно важно для работы учащихся над развитием навыков чтения возможность работы дома под руководством родителей или самостоятельно с записью на диске, так как у каждого в учебный комплект входит диск. Самостоятельная работа с аудиозаписями в спокойной, привычной, комфортной домашней обстановке при поддержке родителей позволяет менее успешным учащимся реализовать свои возможности.

Обучение аудированию начинается с первых дней изучения английского языка и строится так, чтобы поддерживать уже сложившиеся умения, постепенно развивая их. С этой целью в учебнике используются тексты разного характера: песни, стихи, рифмовки, а также диалоги, записанные носителями языка. Обучение аудированию происходит в занимательной форме.

В учебник и рабочую тетрадь включены разнообразные лексико-грамматические игры: настольные, игры с мячом, лото, имитационные и двигательные игры.

Включение элементов ручного труда в процесс обучения иностранному языку младших школьников является одним из основных принципов деятельностного подхода. Процесс изготовления поделок и их последующее использование в играх, диалогах и историях создает на уроке подлинно коммуникативные ситуации, необходимые для обучения учащихся говорению. Так, разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, школьники приобретают жизненный и социальный опыт. Задания с использованием ручного труда помимо повышения мотивации детей способствуют развитию их речевых навыков, позволяют наиболее эффективно обучаться детям, у которых ведущий канал восприятия информации – кинестетический, то есть через действие и движение.

В уроки курса включены упражнения, которые позволяют организовать динамические паузы: чтение рифмовки совмещенное с выполнением двигательных упражнений. Построение каждого урока характеризуется сменой деятельности. Оценка результатов учебной деятельности предполагает формирование ученического «портфолио». В него включаются творческие и проектные работы учащихся в течение учебного года.

Благодаря интересным творческим заданиям повышается мотивация к изучению английского языка, реализуется индивидуальный подход, соблюдаются требования к организации урока с учетом здоровьесберегающих технологий.

Хочется отметить, что данный учебно-методический комплект предоставляет определенную долю свободы и творчества учителю, так как основные идеи, заложенные в учебнике, легко поддаются дополнению, расширению, интерпретации в зависимости от уровня восприятия и сформированности тех или иных навыков, психологического настроя и индивидуальных особенностей учащихся.

Реализуя системно-деятельностный подход в обучении, мы создаем условия личности ученика во всех ее проявлениях. Данный подход интересен и тем, что учитывается опыт учеников, их личностные особенности во взаимодействии с друг другом и с учителем. Учитель принимает личность каждого ребенка, его мотивы цели, интересы, ценностные ориентации. Личность ученика находится в центре обучения.
Литература


  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009.— №4. С.19.

  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010. С.30.

  3. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. – С.81.

  4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М., 2010. С.2.

  5. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс - Традиция, 1997. С.70.

  6. Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. – Курск, 1995. С.132.

  7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

Сведения об авторе:

Волкова Елена Валентиновна

МАОУ лицей №7

учитель английского языка

I категория

8 913 100 23 67

VolkovaElenaValentinovna@mail.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о Прекрасной Царевне Лебеди
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №22 г. Томска
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Пушкин вошел в мою плоть и кровь с самого детства. Его произведения...
Муниципальное автономное общеобразоавтельное учреждение «средняя общеобразовательная школа №16 г. Томска с углубленным изучением...
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю. В. Андропова г моздока
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Город армавир краснодарского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №7 имени г. К. Жукова муниципального...
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение коммунаровская...
Цель проверки: соответствие программ положению о разработке рабочих программ учебных предметов
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Сроки проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX,XI(XII) классов общеобразовательных учреждений определены в...
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Приказ №217-о от «08» мая 2013 года положение об учебной нагрузке...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №170 с углубленным изучением отдельных...
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Отчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Муниципальное автономное
Лицей №82 г. Челябинска 454031, г. Челябинск, ул. 50 лет влксм, 7-б тел.(351) 721-69-54, 721-69-64
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. Томска icon Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение «Кочубейская...
Инн: 0531004807 (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе 1020502387102)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции