НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ФОНДА
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА: НАУКА И ПРАКТИКА
Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина
ДЕТИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Советы начинающим родителям-воспитателям
МОСКВА «ДОМ» 1993
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Первые шаги в становлении новой семьи
3. Общение взрослых с детьми
4. Помогите детям стать здоровыми
5. Расширяйте социальный опыт детей
6. Сделайте родных детей своими союзниками
7. Отношения приемных детей с кровными родителями
8. Нормативные документы о приемных семьях
9. Заключение
Список литературы
Приложение
ББК 74 И 21
Серия «Проблемы детства: наука и практика»
Редколлегия:
Е. М. Рыбинский — канд. пед. наук
Л. В. Кузнецова — канд. пед. наук Ю. Е. Лапин — канд. мед. наук
М. Л. Любимова — науч. сотрудник
Редактор: Л. В. Кузнецова
Иванова Н. П., Заводилкина О. В.
И21 Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. — М.: Дом, — (Проблемы детства: наука и практика). 1993.
ISBN 5-85201-246-7
Брошюра сотрудников НИИ детства: кандидата педагогических наук Н. П. Ивановой и научного сотрудника, психолога О. В. Заводилкиной — посвящена проблемам воспитания в приемной семье детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей. Приемная семья — наилучший путь помощи детям, нуждающимся в родительской любви и заботе. Воспитание и развитие таких детей — дело трудное. Эти основные трудности и пути их преодоления освещаются в данной работе.
И 4312000000-105 ББК 74 062(02)-93
© НИИ детства Российского детского фонда, 1993 ISBN 5-85201-246-7
ВВЕДЕНИЕ
Большинство детей живут в семьях. Существует много моделей семьи: полная (где есть отец и мать), неполная (с одним родителем, чаще матерью), смешанные (при повторных браках) семьи, имеющие усыновленных или приемных детей. Особое место среди различных моделей семьи занимает так называемая приемная семья, в которой вместе с родными детьми живут пять и более приемных.
В России до настоящего времени проблема приемных детей не стояла так остро. Во все времена были сердобольные люди, которые воспитывали приемышей, ставили их на ноги. Сегодня ситуация стала сложнее: растет число детей, лишенных семьи, родительского попечения, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах. Появились дети-бомжи, не желающие возвращаться в семью, где они не находят тепла и заботы. Дети остро нуждаются в понимании, поддержке других людей. Такую поддержку они находят и в приемной семье.
На первый взгляд может показаться, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных, и приемных одинаковы, особенно если приемные дети — маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать приемным родителям. Родителям понадобится умение помочь приемным детям войти в семью. А это очень непросто — создавать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового сообщества.
Дети после трех лет уже имеют свой жизненный опыт, приобретенный в детском доме, в неблагополучной семье. Новые условия приемной семьи смягчают, но не устраняют чувство оторванности от прежней жизни, приобретенных привычек, привязанностей. У детей существуют индивидуальные проблемы, которые необходимо разрешить. Для этого родителям нужны хотя бы элементарные знания как по педагогике и психологии, так и по медицине, дефектологии. Это необходимо потому, что кроме создания условий для нормальной жизни ребенка приемные родители особое внимание уделяют стрессовым состояниям детей и обеспечивают их реабилитацию. И если вы решились принять ребенка в свою семью, то это значит, что вы беретесь удовлетворить его потребность в любви, в защищенности, поможете узнать цену самому себе, будете развивать его способности, то есть вырастите полноценного человека — творца своей жизни.
В данной брошюре предприняты попытки выделить наиболее важные проблемы в воспитании и развитии приемных детей, дать некоторые, самые общие, советы, которые сориентируют приемных родителей на собственные поиски решения трудных ситуаций, возникших в семье.
Авторы в данной работе обобщили собственные наблюдения, использовали специальную литературу. В брошюре также использованы материалы научных сотрудников Института детства кандидатов педагогических наук Виноградовой Е. В. и Дворянцевой Н. М.
|