Рабочая программа дисциплины «Детская психология»




Скачать 494.61 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Детская психология»
страница1/3
Дата публикации14.06.2014
Размер494.61 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Психолого-педагогический факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

И.О.ректора НГПУ

. ______________________ Л.Е.Шапошников

Рабочая программа дисциплины «Детская психология»

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки «____________________________»

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


Нижний Новгород

2011 год
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Детская психология» являются следующие:

- обеспечить понимание сущности социальной ситуации развития на этапе младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста;

- показать роль деятельности и общения в процессе развитии ребенка;

- познакомить студентов с особенностями познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы и личностного становления в период дошкольного и младшего школьного детства.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина 3.2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин Б 3 (вариативная часть 3.2). Она является одним из разделов возрастной психологии и опирается на содержание таких дисциплин, как:

Общая психология

Возрастная психология

Детская практическая психология

Дисциплина «Детская психология» имеет тесные связи с курсом «Возрастная психология»

Освоение дисциплины «Детская психология» будет необходима студентам при прохождении педагогических практик, а также при прохождении практики в педагогическом колледже (4 семестр).
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОПК-1 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

ПК-4 Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

ПК-5 Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

ПК-6 Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-сущность понятия «Детская психология»

-содержание курса «Детская психология»

-Закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды, рассматриваемые в курсе.

-способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

-особенности социального партнерства в системе образования.

Уметь:

-системно анализировать и выбирать образовательные концепции.

-использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач.

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности детей.

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности детей.

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.

-использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

Владеть:

-Способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).

-способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

-способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

-способами проектной и инновационной деятельности в образовании.

-различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

-способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц,

_108 часов

■ № п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего

контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной

аттестации

(по семестрам)

Лек.кцкц

Пр.з.

Самост. Раб.

КСР

1

Введение в детскую психологию.

Детская психология как наука. Методы детской психологии. Общие законо-мерности и особенности психического развития в период детства.


5

1-5

4

6

14







2

Психологические особенности детей младенческого возраста.

5

6-7

2

4

6







3

Психологические особенности детей раннего возраста.

5

8

2

4

6







4

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

5

9-10

2

2

4







5

Развитие познавательных процессов у дошкольника.

5

11-12

2

4

6







6

Развитие личности дошкольника

5

13

2

4

6







7

Индивидуально-психологические особенности дошкольника

5

14-15

2

4

6







8

Готовность ребёнка к обучению в школе.

5

16

2

4

6







9

Защита творческих работ и тестирование.

5

17-18










2

ФПА с оценкой


5. Образовательные технологии

На практических занятиях организуется активная деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического и конструктивного характера. Для этого используются активные формы и методы обучения:

-работа с опорными конспектами;

-просмотр видеофильмов;

-выполнение аналитических заданий;

-работа в микрогруппах;

-анализ конкретных ситуаций;

-защита творческих работ.

Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время (см.приложение: Рейтинг-лист по дисциплине «Детская психология»)
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Виды самостоятельной работы по дисциплине:

1.Подготовка к практическим занятиям: изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий.

2.Подготовка к контрольным работам по каждой теме.

3.Выполнение домашних заданий.

4.Самостоятельное изучение отдельных тем.

5.Работа с литературой.

Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля см.рейтинг-план по дисциплине.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
1. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч. в 6 тт. Том 4. М. 1984.

2. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 тт. Том 2. М. 1982.

3. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 тт. Том 2. М. 1982.

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж. 1997.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. 1986.

6. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб. 2001.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. 1995.

8. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М. 1990.

9. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М. 1965.

10. Психология ребенка раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. Нижний Новгород. НГПУ. 2004.

11. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. М. 1989.

12. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М. 1965.

13. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М. 2010.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1999.
Дополнительная литература

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? \

2. Современный ребенок в игровой цивилизации. М. 2001.

3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития

отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. №1.

4. Авдеева Н.Н. Что знает о себе дошкольник // Дошкольное воспитание. 1988. №12.

5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №4.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1974. №12.

7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Условия развития личности дошкольника // Дошкольное воспитание. 1973. №7.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1991.

9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.

10. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. №1-2.

11. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее обучение: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. №1.

12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. №6.

13. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения // Вопросы психологии. 1987. №1.

14. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. №2.

15. Ермолаева Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. №2.

16. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. №1.

17. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком – дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. №9.

18. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. №6.

19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. 1993.

20. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев. 1971.

21. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М. 1988.

22. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. 1996. №6.

23. Кравцова Е.Е. Методологическое значение взглядов Д.Б.Эльконина на детскую игру // Мир психологии. 2004. №1.

24. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. №6.

25. Лисина Е.В. Психотравма в контексте субъективного опыта ребенка // Дефектология. 2002. №1.

26. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

27. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. 1988. №2.

28. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. №1.

29. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 1999.

30. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.

31. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

32. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб. 2005.

33. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2003. №5.

34. Разбаш М.А. Психологические особенности идентификации ребенка с игрушкой // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М. 1985.

35. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М. 1988.

36. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. 1988. №3.

37. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М. 1987.

38. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. №3.

39. Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института // Вопросы психологии. 2004. №2.

40. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1990. №3.

41. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. №6.

42. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №1.

43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М. 1995.

Ушакова Т.Н., Бартенева З.С. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. 2000. №2.

44. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М. 1993.

45. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 1976. №5.

46. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание. 1966. №3.

47. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. №1.

48. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. №4.

49. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. №6.

50. Якобсон С.Г., Фещенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. 1997. №3.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

-Раздаточный материал в форме наглядных опор, таблиц, опорных конспектов.

-Телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи.

-Мультимедийный проектор, ноутбук, мультемидийные презентации по отдельным темам.
Программа составлена в соответствии с требованиями ЦРГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100, специальности «Дошкольная педагогика и психология»
Автор: Жуковская И.А., старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии НГПУ
Рецензент: Лебедева О.В., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии НГПУ, к.п.н.
Заведующий кафедрой: Дмитриева Е.Е. профессор кафедры возрастной и педагогической психологии, доктор психологических наук.

Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от
года, протокол № ____.

Материалы для контроля

  1. Аттестационные педагогические измерительные материалы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика»
Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской, Р. И. Никольской, Г. И. Сорокиной «Детская риторика»

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа дисциплины Общая и экспериментальная психология...
Учебная дисциплина 1 «Общая и экспериментальная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (базовая часть 1)

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа дисциплины "Возрастная психология"
Вооружить системой знаний о закономерностях и детерминантах психического развития человека в онтогенезе

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа дисциплины "Психология развития"
Сформировать у студентов представлений об общих закономерностях психического развития человека в онтогенезе

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», одобренной...

Рабочая программа дисциплины «Детская психология» iconРабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции