Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь»




НазваниеКнига предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь»
страница1/27
Дата публикации14.06.2014
Размер2.67 Mb.
ТипКнига
literature-edu.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Лазарус Краткосрочная мультимодальная психотерапия


Автор: Лазарус

Arnold Lazarus

BRIEF BUT COMPREHENSIVE

PSYCHOTHERAPY: THE MULTIMODAL WAY

Springer Publishing Ccanpany, 1997

Арнольд Лазарус

КРАТКОСРОЧНАЯ

МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ

Санкт-Петербург

Издательство «Речь»

2001

ZLK 88.2 Л 17

Перевод с английского языка: Гузель

Л 17   Лазарус А.

Краткосрочная мультимодальная психотерапия. -СПб.: Речь, 2001. -

256 с.

В книге всемирно известного психотерапевта излагаются принципы и методические приемы разрабатываемой им терапевтической модели, приводятся примеры терапевтических сессий.

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях.

ISBN 5-9268-0072-2

ББК 88.2

© Издательство «Речь», 2001. О Springer Publishing Co., 1997. © Самигулина Г. М., перевод, 2001. © Борозенец П. В., оформление, 2001.

ISBN 5-9268-0072-2

 

 Члтать не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы, но чтобы мыслить и рассуждать. Фрэнсис Бэкон

Язык формирует наши мысли, он дает цвет и форму нашим желаниям; он строит или разрушает наши взаимоотношения; он дает непрерывность нашей личности в том или другом отношении. Это все есть, несмотря на то, осознаем мы это или нет.

Жак Бпрзун

Арнольд А. Лаза рус, доктор философии -член Академии клинической психологии, заслуженный профессор психологии Рутгерского университета, где он преподает в Высшей школе прикладной и профессиональной психологии. До этого работал в Стэнфордском университете, Темплской высшей медицинской школе и Йельском университете. Был президентом нескольких профессиональных ассоциаций и объединений и получил много наград за свой вклад в клиническую теорию и терапию, включая премию выдающемуся психологу отделения психотерапии Американской психологической ассоциации и почетную премию Американской коллегии профессиональной психологии. В 1996 году доктор Лазарус первым получил престижную ежегодную премию dimming Psyche за новаторство и обширный вклад в эффективную психотерапию. Почетный член Национальной академии практики. Помимо академической и научной деятельности с 1959 года ведет активную психотерапевтическую практику. Автор 16 книг и свыше 200 профессиональных и научных статей. Состоит в редакционной коллегии двенадцати научных журналов; ведет активную лекционную и преподавательскую деятельность в США и за рубежом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие (С. Франке)...............................................................11

Вступление ................................................................................17

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ....................................19

BASIC I. D.................................................................................19

Рассмотрение BASIC I. D. в перспективе...............................22

Формула.....................................................................................24

Что такое краткосрочная терапия............................................26

Критерии отбора.......................................................................29

Восемь препятствий.................................................................31

Первичное интервью в краткосрочной терапии....................33

Пять мифов о психотерапии....................................................34

Широта или глубина?.........................................................34

Взаимоотношения «терапевт-клиент».............................35

Обобщение..........................................................................36

Пересечение границ...........................................................37

Неподатливость и «сопротивление».................................38

Стиль взаимоотношений..........................................................39

ГЛАВА 2. ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРИИ.........42

Два примера...............................................................................43

От одной модальности к мультимодальным горизонтам......46

Подробнее о границах..............................................................48

ГЛАВА 3. ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД? .. 56

Рассмотрение BASIC I. D. в перспективе...............................59

Факторы времени......................................................................64

Модальный профиль.................................................................67

ГЛАВА 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ................................................70

Наблюдения и конструкты .......................................................72

Семь конструктов......................................................................74

Ассоциации и связи между событиями............................75

Моделирование и имитация..............................................76

Бессознательные процессы...............................................76

Защитные реакции.............................................................76

Личностные аспекты..........................................................77

Метакоммуникации............................................................78

Пороги.................................................................................80

Методологический эклектизм и экспериментально подтвержденные процедуры..........................................................81

ГЛАВА 5. МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ 1 ... 87

Построение моста.....................................................................91

Отслеживание............................................................................97

ГЛАВА 6. МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ 2... 105

Вторичная оценка BASIC I. D...............................................105

Структурный профиль............................................................108

ГЛАВА 7. ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ

КРАТКОСРОЧНОЙ РАБОТЫ...............................112

Факсы, электронная почта, телефонные звонки, письма .... 113

Минимизация временных затрат...........................................114

Обучение..................................................................................115

Элегантные решения..............................................................120

К состоянию существования без обобщенного Я................123

ГЛАВА 8. АКТИВНОСТЬ И ИНТУИЦИЯ.............................125

Случай 1. Кошка и одиночество............................................128

Случай 2. Внешность..............................................................130

ГЛАВА 9. ДВА ПРИМЕРА РАБОТЫ: НАРУШЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОГО ВЛЕЧЕНИЯ И ДИСТИМИЯ........134

Нарушения сексуального влечения.......................................135

Оценка нарушения сексуального влечения....................135

Описание клинического случая: нарушение сексуального влечения..............................................................138

Мультимодальное лечение дистимии....................................150

Дистимические нарушения.............................................150

Принципы лечения...........................................................152

Пример из практики.........................................................157

Дистимия: когнитивные факторы...................................159

Путешествие во времени........................................................165

ГЛАВА 10. СУПРУЖЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.................................169

Эффективные техники............................................................170

Оценка супружеской пары.....................................................173

Первый этап работы...............................................................174

Опросник супружеской удовлетворенности.........................176

Временные ограничения........................................................179

Другие терапевтические техники..........................................181

Существенные моменты терапии..........................................184

Магическое соотношение................................................184

Как сказать «нет!»............................................................184

Аналогии и метафоры......................................................186

ГЛАВА 11. ПРИМЕРЫ ПУСТОЙ ТРАТЫ ВРЕМЕНИ.........190

Эпилог......................................................................................201

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................206

Приложение 1. Мультимодальный опросник жизненной

истории................................................................206

Приложение 2. Опросник структурного профиля......................222

Приложение 3. Расширенный опросник структурного

профиля...............................................................224

Приложение 4. Опросник супружеской удовлетворенности.....229

Приложение 5. «Некоторые типы эклектизма и интеграции:

давайте осознавать опасность» (ст. 1995 г.).....231

Список источников........................................................................245

Список литературы........................................................................247

Именной указатель........................................................................254

Предметный указатель..................................................................255

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для лечения психической болезни, которую мы получили, пройдя сквозь несчастия и ошибки, понимание почти бесполезно, поиск причин дает мало, требуется много времени и всегда нужны решительные действия.

Гете

i

Арнольд Лазарус и я дружим уже три десятка лет. Мы пользуемся одним офисным холодильником; вместе гуляем и разговариваем; наблюдаем, как наши дети растут, женятся, разводятся; вступаем в бесчисленные жаркие интеллектуальные дебаты. Те, кто знает нас главным образом по нашим публикациям, уверены, что наши частые письменные пикировки должны означать, что мы злейшие враги. Вовсе нет. Лазарус - коллега, товарищескими отношениями с которым я очень дорожу. Но все это не является причиной, по которой я рад написать это вступление. Поводом послужило мое уважение к его достижениям.

По словам Марио Пезо, чья сага о сицилийской мафии снова в моде, «человек с животом» - это тот, с кем считаются: внушительный, важный и значительный; состоятельный человек, который добился известности в мире, которого все знают и все признают. Поведенческая терапия тоже отрастила живот и стала влиятельной и значительной. И теперь нам нужно ответить на вопрос, достигли ли Арнольд Лазарус и мультимодальная терапия такого же статуса, и уместно ли во вступлении обра-

11

Краткосрочная мультимодальная психотерапия

щаться к этому? Фактически все специалисты по психическому здоровью ответили бы громким «да» на первую часть вопроса, но многие настаивали бы, что вступление - не место для объективной и, возможно, критической оценки и мультимодаль-ной те.рапии, и профессиональных достижений Лазаруса. Вступление, как считают многие, должно выражать безоговорочное одобрение.

Моя позиция ясна и однозначна. Уважение к Лазарусу и его достижениям позволяет мне позитивно, но вместе с тем глубоко рассмотреть и его как профессионала, и его работы. Одобрительное, однако, неискреннее вступление должно состоять из неприкрытой лести. Если, как я твердо полагаю, мультимодальная терапия - не Лазарус - на самом деле отрастила живот, во вступлении следует рассмотреть этот вопрос в перспективе и оптимистично закончить его на позитивной ноте.

По крайней мере, в обозримом будущем, что бы ни случилось, останется служба социальной поддержки, и мультимодальная терапия должна быть оценена по этому критерию среди прочих. Естественно, службе социальной поддержки требуются доказуемо эффективные вмешательства, которые обоснованы, краткосрочны, требуют минимальных затрат и удобны для потребителей. Большинство процедур, относящихся к широкой области поведенческой терапии вроде бы соответствуют этим критериям. Можно ли сказать то же самое о мультимодальной терапии? И насколько, если это вообще так, мультимодальная терапия соответствует общей структуре поведенческой терапии?

Введение этой книги начинается с вопроса о том, есть ли необходимость и ниша для еще одной книги по краткосрочной психотерапии. Ответ Лазаруса положителен, при условии, что описанные процедуры краткосрочны, комплексны, наделены и нигде не публиковались раньше. Далее он предлагает детальное описание мультимодальной терапии и рассматривает ее соответствие этим критериям. Мультимодальная терапия Лазаруса убедительно доказывает эффективность копинг-реакций

12

Предисловие

в противовес неопределенному «лечению» предполагаемых глубинных эмоциональных проблем сомнительной достоверности. Что касается очевидного противоречия между понятиями «краткосрочная» и «комплексная», то надо подчеркнуть, что она может быть краткой и комплексной одновременно - при условии, что спектр BASIC I.D., который составляет основу мультимодальной терапии, полно и тщательно освещен клиницистом, имеющим широкий опыт его применения на практике. Знакомясь с этой книгой, читателю следует обратить внимание на четыре основных момента. Сформулированные в виде вопросов, они звучат так.

1. Является ли мультимодальная терапия логически последовательной теоретической моделью, которая представляет радикально новые понятия?

2. Есть ли в мультимодальной терапии существенное методологическое новаторство? Если да, то в чем оно заключается?

3.  Является ли мультимодальная терапия на самом деле мультимодальной поведенческой терапией и, как таковой, частью основного направления поведенческой терапии? Или это что-то «выходящее за рамки» поведенческой терапии, как заявляет Лазарус здесь и в более ранних трудах?

4.  В какой степени краткосрочная мультимодальная тера-' пия удовлетворяет требованиям социальных служб? Насколько она привлекательна для практики и для сотрудников социальных служб?

Теперь ответим на эти вопросы. Что касается первого вопроса, то по моему впечатлению, основанному на довольно глубоком и продолжительном знакомстве и с поведенческой терапией, и с мультимодальной терапией, мультимодальная терапия не предлагает никаких новых теорий или постулатов. Она существует и всегда существовала на основе теории социального научения и других понятий поведенческой терапии. Сама по себе она восприимчива к росту и расширению горизонтов поведенческой терапии, которая в таком случае начинает соеди-

13

Краткосрочная мультимодальная психотерапия

няться с ядром мультимодальной терапии, BASIC I.D. Интересно, что-Арнольд Лазарус сам заострял внимание на многих примерах и не предъявлял никаких требований к совершенно новой теории.

Второй вопрос, несомненно, имеет значение в основном для врачей. BASIC I.D. и его производные предлагают пересекающуюся систему оценки и вмешательства, которая, насколько мне известно, не имеет себе равных. Это необычный набор процедур и терапевтических стратегий. При добросовестном и систематическом применении BASIC I.D. охватывает семь ключевых модальностей, которые по отдельности и вместе определяют, как мы двигаемся, чувствуем, ощущаем, представляем, думаем и общаемся с другими людьми. Оставляя место для творчества и инициативы со стороны клинициста, методология наиболее эффективна, если применять ее систематически, в точной последовательности и в форме, соответствующей требованиям ситуации. Признавая, что в своей основе мы все биохимические и нейропсихологические существа, седьмая модальность Лазаруса «D» означает больше чем просто «лекарственную зависимость». Она охватывает всю матрицу медицинских и биологических детерминант самой жизни, включая питание, физические упражнения, прописанные лекарства, незаконные наркотики, табак и легальные стимулирующие препараты и депрессанты, такие как кофеин и алкоголь. Важнее всего, что Лазарус предложил рентабельную систему, которая доступна и свободна от мистики и излишнего профессионального жаргона.

Третий вопрос менее однозначен, и именно здесь мы с Ла-зарусом, по-видимому, расходимся во мнениях. Представленная как «поведенческая терапия и не только», система Лазаруса развертывается в мультимодальную поведенческую терапию. Потом она становится мультимодальной терапией. Но, по моему мнению - и я подозреваю, что многие поведенческие терапевты согласились бы со мной, - по уже указанным причинам

14

Предисловие

мультимодальную терапию лучше рассматривать как поведенческую терапию в одной ее методологически наиболее разработанной форме.

Арнольд Лазарус занимается хорошо известной поведенческой терапией, но называет ее по-другому. Ему следует обдумать возвращение мультимодальной терапии в лагерь поведенческой терапии, к которой она принадлежит, таким образом признавая и ее наследие, и свой значительный вклад в поведенческую терапию. Я указываю на это, прежде всего, чтобы подтвердить мое убеждение, что Лазарусу следует вернуть прилагательное «поведенческая» в название мультимодальной терапии.

Но в принципе все это несущественно. Реальное значение имеет вклад Лазаруса в практику психотерапии и бесподобное соответствие краткосрочной мультимодальной терапии целям и потребностям социальных служб. Краткосрочная мультимо-дальная терапия - это поведенческая терапия в ее наиболее продвинутой форме. Она эффективна, действенна, доступна, доказуемо надежна и комплексна, и при этом пластична. Невзирая на название, данное своей системе, Лазарус на самом деле сделал больший вклад в удовлетворение клинических потребностей индивидуальных практикующих врачей и сотрудников социальных служб, чем кто-либо еще. Арнольд Лазарус -это опытный специалист, заслуживший свое признанное положение лидера в саге о психотерапии. Было приятно писать это предисловие.

Сирил Франке,

почетный профессор в отставке. Рутгерский университет

 

ВСТУПЛЕНИЕ

ча

' Я

Существует ли потребность и место для еще одной книги по краткосрочной психотерапии? Да, но только если она предлагает стратегии и концепции, которые не появлялись в других томах, монографиях, сообщениях, текстах, изданных справочниках, учебниках, диссертациях и лекциях по этой теме. Повсеместная забота о здоровье породила огромное количество книг по краткосрочным, ограниченным по времени, рентабельным и кратким формам психотерапии. Выше упомянутые термины не являются синонимами, но они, по-видимому, имеют две общие особенности. Они делают акцент на эффективность и действенность и обычно подчеркивают достоинства эффективных копинг-реакций, а не «лечения» скрытых эмоций. Их основная составляющая - «не требует много времени».

Как можно быть одновременно и краткой, и комплексной? Нет ли противоречия в терминах? Нет, если терапия включает то, что названо «спектр BASIC I.D.» - понятие, которое разложено по буквам в главах I и 3 и подробно описано в других частях книги.

Главные факторы, которые делают возможным существование краткосрочной терапии, это, основанные на научении, проблемно-ориентированные подходы и развитие усовершенствованных и эффективных техник биологической оценки и

17

Вступление

вмешательства. Тогда как многие клиницисты высмеивают поведенческую терапию за ее акцент на поддержание активности клиента, домашних заданиях и сохранении особого фокуса, процедуры этого типа теперь становятся стандартными составляющими в обширной области краткосрочной терапии. В данной книге описаны и обычные методы диагноза и лечения, и разработанные на их основе новые, предложены несколько отличающиеся процедуры оценки, а также ряд особых терапевтических рекомендаций. По моему мнению, несколько неординарных идей, изложенных здесь, могут улучшить многие навыки и расширить клинический инструментарий читателей.

Я решил никого не утруждать из моих родственников, друзей или коллег просьбой о совете или просмотре первого экземпляра, но доктор Джеффри А. Рудольф, бывший мой студент, а теперь близкий друг и уважаемый коллега, настоял на прочтении законченной рукописи. Его проницательные комментарии дали мне возможность прояснить и расширить многие спорные моменты, которые иначе могли остаться неоцененными, и я искренне благодарен ему. Я могу также упомянуть, что это привилегия и радость - работать с доктором Урсулой Спрингер и ее квалифицированной и отзывчивой командой.

Арнольд Лаз ару с

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconКлиническая психотерапия
Книга предназначена для психотерапевтов, психиатров, врачей всех лечебных специальностей (включая врачей общей практики), медицинских...

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconРоссийской Федерации Министерство Российской Федерации по атомной...
Книга предназначена для студентов, специализирующихся в областях, связанных с информационной безопасностью, а также для преподавателей...

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconКнига рассчитана на буддологов, психологов, философов, историков,...
Редакционная коллегия кандидат философских наук Л. Е янгутов, С. П. Нестеркин, С. Ю. Лепехов

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconОтношения
С. В. Петрушин, 2005 © Издательство «Речь», 2006 isbn 5-9268-0334-9 © П. В. Борозенец, оформление, 2006

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconПрактикум по гештальт-терапии abbyy fineReader 11
Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, а также для всех интересующихся психологией

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconИпознани е
Психотерапия и познание: для научных работников, философов, психотерапевтов, психологов, аспирантов и студентов вузов / Светашев...

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconЮ. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии...
Книга предназначена для специалистов, занятых в сфере психотерапии и психокоррекции, врачей психотерапевтов, медицинских психологов,...

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconЛитература *
Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб.: Речь, 2006. 400 с. Isbn 5-9268-0166-4

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconВ. Д. Москаленко Книги посвящена психологии зависимости от психоактивных...
Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других...

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях. Isbn 5-9268-0072-2 ббк 88. 2 © Издательство «Речь» iconКнига предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся...
Издание «Избранных сочинений» — своего рода самоотчет. Из множества опубликованных работ нужно выбрать самое важное, самое интересное....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции