Скачать 97.3 Kb.
|
К вопросу изучения деструктивного поведения и предрасположенности к нему у несовершеннолетних. Изменения, происходящие в современном обществе, затрагивают не только взрослых, но и детей. Малый жизненный опыт последних часто не позволяет им реагировать на изменения конструктивно, что приводит к их дезадаптации. Все чаще в связи с этим мы встречаемся с проявлениями негативизма, агрессии, нарушениями существующих норм, поэтому закономерно увеличение работ по психологии девиантного поведения несовершеннолетних. Необходимо отметить, что интерес исследователей лежит, прежде всего, в области выявления причин и факторов отклоняющегося поведения с целью его профилактики. Существующие определения трактуют девиантное поведение как отклонение от принятых в обществе норм, правил, традиций, что, по замечанию Н.Р. Сидорова, переводит нас «из предметного поля психологии» к «рассмотрению этических проблем» [14]. По этой причине Сидоров Н.Р. предлагает считать девиантным поведением «устойчивое деструктивное поведение индивида, последовательно нарушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в человеческой общности, к которой принадлежит он сам» [13]. При этом автор уточняет, что «…в предложенном определении существенной чертой девиантного поведения является его деструктивный характер, вместо «отклонения от моральных норм» [Там же]. Анализ понятий «деструктивное поведение», «девиантное поведение» и «агрессивное поведение» (поскольку агрессия является спутницей поведенческих девиаций [5], в свой анализ мы включили и агрессивное поведение) позволяет сделать вывод, что главной особенностью деструктивного поведения является его независимость от норм и отсутствие конструктивного аспекта, что, собственно, отражено в самом названии данного вида поведения: деструктивность противоположна конструктивности. Еще одна особенность состоит в том, что готовность к деструктивному поведению предполагается, но не является установленной и изученной. Результат анализа представлен в Таблице 1. Таблица 1. Сравнительный анализ агрессивной, деструктивной и девиантной форм поведения.
Готовность к определенному восприятию себя и других, к определенным формам поведения традиционно связывается с установкой. Мы будем понимать под установкой (социальной установкой) предрасположенность, готовность индивида воспринимать, оценивать, относиться и действовать определенным образом относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан. В литературе, как научной, так и публицистической [3; 4; 7; 8] встречаются упоминания разных видов установок: катастрофических, оценочных, категориальных, коммуникативных, ситуативных, личностных, динамических, статических и других. В контексте нашего исследования особый интерес вызывают деструктивные установки. Анализ литературы показывает отсутствие четкого определения понятия «деструктивные установки» и наличие понятий, близких к искомому. Так, на наличие у индивида негативных установок указывают С.П. Иванов и В.В. Бойко [1; 6]. Последний понимает под негативной установкой «готовность личности недоброжелательно относиться к большинству окружающих» [6, с. 135] и описывает ее признаки: 1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. 2. Открытая жестокость в отношениях к людям. 3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Оттого доля негативизма в установке к людям неизбежна – нельзя же воспринимать действительность сквозь розовые очки. 4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. 5. Негативный личный опыт общения с окружающими. Изучающий девиантное поведение Клейберг Ю.А., ссылаясь на А. Эллиса, дает понятие «иррациональных установок», как причин проблем социально-психологического функционирования личности. По мнению Клейберга Ю.А., иррациональные установки (нарушения в когнитивной сфере) приводят к возникновению синдрома дискоммуникации личности и, как следствие, к девиантному поведению [7]. Исследователями выделяются четыре типа таких установок: 1. Установка долженствования. Некоторые люди убеждены, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы. 2. Катастрофические установки. При этих установках отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета. 3. Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этой установки лежит иррациональное убеждение в том, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы реализоваться и стать счастливым. 4. Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки и т.д. …отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом [7, с. 243-244]. В рамках юридической психологии исследователи оперируют понятием «предубеждение» (или перцептивно-смысловая установка, характеризующая криминогенность личности). Таких предубеждений выделяется пять: 1) установки, ориентирующие индивида на выявление в социальной действительности вредоносных для себя людей, событий и объектов и предопределяющие первостепенную оценку социальных явлений и субъектов с точки зрения их вредоносности. Они выражаются в неадекватных отрицательных предубеждениях в отношении определенных людей, событий, в чрезмерной подозрительности и т.п.; 2) установки, определяющие приоритетность выявления в окружающей действительности благоприятных возможностей для удовлетворения противоправным способом потребностей корыстно-стяжательского, «потребительского» характера или для удовлетворения стремлений к использованию другого человека в качестве средства удовлетворения своих потребностей («найти того, кого можно использовать в своих интересах»); 3) предубеждения в толерантности окружающих людей к фактам совершения определенных противоправных деяний, в их боязни воспрепятствовать совершению преступлений либо в социальном одобрении некоторых из таких деяний; 4) предубеждения в неблагоприятности возможностей для удовлетворения определенных жизненно важных потребностей правомерным способом. Неблагоприятность возможностей может связываться с социальными условиями, собственным социально-правовым статусом, с недостатками способностей, знаний, умений и физических сил и т.д.; 5) предубеждения субъекта в благоприятности социальных условий и собственных возможностей для достижения личностно ценного результата определенным преступным способом [11, с. 86]. Романов В.В. отмечает наличие в криминологии понятия «антиобщественная (асоциальная) установка», под которой понимается «состояние внутренней готовности к агрессивным, жестоким по своему характеру насильственным действиям, которые приводят к различным преступлениям против личности» [12, с. 217]. В.Ф. Пирожков наряду с дефектами индивидуального правосознания, патологией потребностной сферы и дефектами психического развития одной из особенностей преступника называет дефекты в личностных установках. Здесь возможны варианты: - отсутствие твердых установок законопослушного поведения; - руководство ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации; - наличие твердой криминальной установки [10, с. 18]. Рассмотрение приведенных мнений приводит нас к следующим выводам: - исследователи разных школ и направлений признают наличие у человека готовности к определенному восприятию окружающей действительности, к поведению, отношению; - единая классификация такой готовности, в частности, установок, отсутствует; - психологи признают существование дихотомии готовностей, в частности, положительных и отрицательных установок; - исследователи отмечают, что наличие отрицательных установок вызывает проблемы в функционировании личности; - отсутствует единое понимание и единое обозначение отрицательного действия установок; - подчеркивается неадекватность убеждений, мнений, составляющих содержание отрицательных установок; - отмечается готовность относиться к окружающей действительности недоброжелательно, готовность к агрессивным действиям; - отсутствует четкое определение понятия «деструктивные установки» и их признаков. На наш взгляд, деструктивные установки – это предрасположенность, готовность индивида воспринимать, оценивать, относиться и действовать относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан, деструктивно, т.е. разрушительно. В отношении к миру, различным объектам и ситуациям у индивида должны проявляться, согласно результатам теоретического анализа, признаки деструктивности. Рассмотрев различные представления о деструктивности, мы можем выделить ее проявления:
Для решения задачи выявления деструктивных установок несовершеннолетних нами был подготовлен и в настоящее время проходит апробацию опросник на основе семантического дифференциала. Список литературы.
|
Заседание методического объединения классных руководителей по теме... Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних |
Программа по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних в мбоу «сош№40» Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное... |
||
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных... |
I. предмет, задачи и методы психофизиологии Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения... |
||
Тема История изучения поведения животных Вопросы к теме Изучая постройки муравьев, термитов, пчел и птиц он учился строить, а плотины бобров наводили его на мысль о возможности преобразования... |
Циклограмма работы заместителя директора по иоп на декабрь 2013-2014... Месячник профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних «Права детства» |
||
Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Введение: Актуальность воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста в научно- педагогической литературе |
Целевая программа «Профилактика наркомании, беспризорности, безнадзорности... Программа «Профилактика наркомании, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2011-2016 годы» |
||
Инструкция: Вам предлагается опросник для изучения типичных способов... Опросник Кейрси Текст опросника Материал Psylab info энциклопедии психодиагностики |
Урок по обществознанию на тему «Предпосылки правомерного поведения» Цель: рассмотреть предпосылки правомерного поведения: правовое сознание, правовую культуру |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |