Скачать 3.79 Mb.
|
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ Н.И. Олифирович Теория и практика Минск "Тесей" 2005 ББК 159.98(075.8) УДК 88.4я73 0-54 Серия основана в 2005 г. Рецензенты: д-р мед. наук, проф., Председатель Белорусской ассоциации психотерапевтов С.А. Игумнов; канд. психол. наук, доц., декан фак. психологии БГПУ им. М. Танка СИ. Коптева; исполнит, директор Москов. Гештальт Института, гештальт-терапевт Денис Н. Хломов Рисунки'Ольги Вежновец Олифирович Н.И. 0-54 Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с— (Современная психология и психотерапия). ISBN 985-463-149-4. В предлагаемой работе предпринята попытка максимально полно и функционально изложить основы психологического консультирования, которое становится профессиональной деятельностью не только психологов, но и социальных работников, педагогов, врачей. Главная идея, лежащая в основе данного издания,— эколо-гичность психологического консультирования и как практики психологической помощи, и как феномена культуры. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей психологических специальностей вузов, психологов-консультантов, практических работников. ББК 159.98(075.8) УДК 88.4я73 © Олифирович Н.И., 2005 © Долгун В.В., тренинг, 2005 ISBN 985-463-149-4 © Тесей, 2005 ВВЕДЕНИЕ Интенсивное внедрение практической психологии в нашу жизнь закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые направлены на оказание психологической помощи людям, и преж-де всего — к развитию консультативной психологии. Профессия «психолог-консультант» в нашей стране находится в ситуации ста-новления и требует теоретического и методического обеспечения. Возросла потребность в учебно-методической литературе в облас-ти консультативной психологии, что объясняется как бурным раз-витием психологической практики, так и увеличением интереса к психологическим знаниям у представителей других специальнос-тей (социальных педагогов, врачей, юристов, экономистов, менед-жеров и др.). Кроме того, все больше учебных заведений готовят сегодня специалистов в области практической психологии и пси-хотерапии. Практика оказания психологической помощи уже прошла этап неконтролируемого роста учебных заведений, готовящих психоло-гов по ускоренным программам. Осознана необходимость серьез-ной профессиональной и личностной подготовки к оказанию пси-хологической помощи. Сегодня не вызывает сомнения, что без знаний в области консультативной психологии не может обойтись ни один психолог-практик. Помимо студентов в расширении, уг-лублении и систематизации знаний в этой области нуждаются практические психологи, получившие второе образование по со-кращенной программе (на девятимесячных, двух- и трехгодичных курсах) и работающие в настоящее время в образовании, медици-не, бизнесе и др. Работа над настоящим изданием была вызвана потребностью в современном, информативном и, главное, компактном издании по консультативной психологии. За последние годы были переве-дены и опубликованы многие классические и современные труды зарубежных авторов по психологическому консультированию и психотерапии, ранее недоступные отечественным психологам. Однако подавляющее большинство этих книг адресовано квали-фицированным специалистам. Акценты во многих из них (напри-мер, в обзорах Р. Нельсона-Джоунса, Дж. Фэйдимена, Р. Фрейге- 3 pa и др.) расставлены на подробном изложении различных психо-терапевтических подходов. Такое структурирование материала становится своеобразной традицией. На постсоветском простран-стве появился ряд работ, основанных на аналитическом обзоре отдельных направлений существующих на сегодняшний день пси-хотерапевтических школ (А.Ф. Бондаренко, М.А. Гулина). Наиболее полной и подробной остается на сегодняшний день монография А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л.В. Саймэн-Даунинг, в кото-рой последовательно и методично отражено применение реше-ние-ориентированного подхода в рамках различных парадигмаль-ных координат. Авторский подход к консультированию предлага-ет Р. Кочюнас, тяготеющий к экзистенциально-гуманистическому подходу. Представляет интерес книга А. Блайзера, излагающая основы проблемно-ориентированной психотерапии. В то же время остается высокой потребность в изданиях, позволяющих освоить азы теории и практики консультативной психологии и предназна-ченных для начинающих консультантов. В данном издании процесс консультирования рассматривается как взаимодействие между психологом и клиентом в рамках схе-мы теория—личность—процесс (рис. 1). Рис. 1. Процесс взаимодействия между психологом (консультантом) и клиентом Во-первых, в данном процессе консультант и клиент проявля-ют себя как личности со своими ценностями, особенностями об-щения, жизненным опытом и др. Во-вторых, и у консультанта, и у клиента имеются теоретические построения для объяснения фе-номенов человеческой жизни: у первого — основанные в большей 4 мере на научных знаниях, у второго — на обыденном, житейском опыте. В-третьих, у них есть представления о процессе консульти-рования, определяемые целями и задачами последнего, критерия-ми достижения цели, ролевыми функциями консультанта, ожида-ниями от клиента, степенью успешности взаимодействия и др. В ходе консультирования, представляющего собой динамичный процесс, происходят изменения клиента и консультанта во всех трех обозначенных областях. В предлагаемой работе предпринята попытка максимально пол-но и функционально изложить основы психологического консуль-тирования, которое становится профессиональной деятельностью не только психологов, но и социальных работников, педагогов, врачей. Главная идея, лежащая в основе данного издания,— эколо-гичность психологического консультирования и как практики психологической помощи, и как феномена культуры. Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. История консультативной психологии В далекие времена своеобразными специалистами в области психического здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны. В древ-них Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми консультанта-ми были врачи, философы и священники. Среди тех, кто помогал современникам решать свои проблемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы и пророки выступали как консультанты, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и учеников. Именно от них унаследованы следующие важные принципы, на которые и сегодня опирается консультативная пси-хология:
Одним из предшественников консультативной психологии можно считать Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.), который го-ворил о необходимости построения доверительных отношений с пациентом, об анализе истории всей его жизни для понимания специфики болезни. Он же разработал первую классификацию психических расстройств, а его обозначениями темперамента мы пользуемся по сегодняшний день. 6 Особым этапом в развитии консультативной психологии стал XIX в. 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт (1832—1920) основал первую лабораторию экспериментальной психологии, принято считать годом рождения психологии как науки. Великие философы — С. Кьеркегор, Г. Гегель, Ф. Ницше — оказали огром-ное влияние на эту зарождающуюся науку. Конец XIX в. ознаменовался блестящими открытиями 3. Фрей-да и Й. Брейера в области лечения истерии. Были заложены осно-вы медицинского (психиатрического) консультирования. В XX в. с возрастанием темпа научно-технического прогресса и возникновением необходимости в подготовке и отборе высоко-квалифицированных рабочих и служащих на службу была при-звана консультативная психология. В это время происходило ин-тенсивное развитие профконсультирования. Специалисты в этой области работали в школах, организациях, студенческих городках. Около 80% программ подготовки психологов-консультантов ори-ентировались на школьное профконсультирование. Развивалось медицинское консультирование, основанное на диагностике психопатологии. Людей, нуждающихся в психологи-ческой помощи, рассматривали как психически больных и лечили в основном медицинскими средствами. Таким образом, вплоть до середины 40-х годов XX в. психологи-консультанты занима-лись чаще всего диагностикой индивидуальных особенностей клиентов. 7 В 1942 г. вышла книга К. Роджерса «Консультирование и пси-хотерапия», положившая начало отделению консультирования от смежных отраслей, таких, как психиатрия, психотерапия и др. К. Роджерс писал о том, что люди, испытывающие затруднения в общении, взаимодействии, эмоциональной сфере, не являются пси-хически больными. Большинству из них необходима поддержка, а не медикаментозное лечение. Он подчеркивал, что эта задача ус-пешно решается в рамках психотерапевтических отношений меж-ду психологом и человеком, обратившимся за помощью. К 50—60-м годам XX в. клиент-центрированная терапия К. Род-жерса превратилась в теоретическую базу для большинства про-грамм подготовки психологов-консультантов. В то же время бурно развивались такие направления, как бихевиоральное консульти-рование, рационально-эмотивный подход, гештальт-терапия, тран-зактный анализ. Представители этих направлений конкурирова-ли между собой, пытаясь доказать превосходство своего подхода относительно остальных. Сравнительное исследование различных подходов показали приблизительно одинаковый уровень их эффективности. Р. Кар-куфф и его коллеги предложили использовать системный подход, описали навыки, которыми должен обладать психолог-консуль-тант, разработали методы оценки эффективности, сделав упор на развитии умений и навыков, позволяющих психологу строить эффективные взаимоотношения с клиентом. В Беларуси практическая консультативная психология разви-валась гораздо быстрее теоретической. С 1974 г. при 7-й клини-ческой больнице г. Минска работает городская консультация, в которой проводятся консультации для семей. В 1980 г. открыт Республиканский Центр консультаций «Брак и семья», где вместе работают медики и психологи. Большой вклад в развитие консультативной психологии в Бе-ларуси внесла Г. С. Абрамова, явившаяся автором первого в нашей республике «Практикума по психологическому консультирова-нию» и учебного пособия «Введение в практическую психоло-гию». Сегодня специалистов в области психологического консульти-рования можно встретить повсюду: в школах и детских садах, учреждениях и фирмах, различных социально-психологических центрах и медицинских учреждениях. Психологи-консультанты в Беларуси представлены профессионалами в областях индивиду-ального, семейного, возрастно-психологического, организационно-го, медицинского консультирования. Они помогают находить ре- 8 шения личных проблем, консультируют организации и коллективы. Все чаще звучат голоса о необходимости создания профессио-нальной организации психологов-консультантов, принятии ее Устава, разработке этического кодекса. 1.2. Предмет и структура консультативной психологии Каждый из нас наверняка сталкивался в своей жизни со слож-ными ситуациями. Мы тяжело переживаем равнодушие и непони-мание, расставания с близкими людьми, ссоры и конфликты. Ког-да неприятные ситуации и события накапливаются, мы начинаем остро нуждаться в поддержке, добром совете или сочувствии. Ино-гда это может быть помощь близких и родных людей. Но случает-ся, что человеку необходима профессиональная психологическая помощь, оказать которую может только специалист в области кон-сультативной психологии. Консультативная психология — это прикладная отрасль сов ременной психологии, изучающая все аспекты оказания про-фессиональной психологической помощи людям с целью повы-шения их личностной эффективности. Консультативная психоло-гия имеет дело с психологической (субъективной) реальностью человека, представленной мыслями, чувствами, переживаниями, представлениями, сновидениями. В отличие от объективной ре-альности, субъективная реальность может характеризоваться неа-декватностью отражения, иллюзиями, галлюцинациями. Вследствие того, что анализ психологической реальности кли-ента — уникальный процесс, протекающий в определенных усло-виях между двумя конкретными людьми, задача обоснования консультативной психологии как науки не является окончательно разрешенной. Что происходит с жизнью психолога и с жизнью другого человека в ходе консультативного взаимодействия? Какие изменения протекают в психологической реальности клиента? Как их зафиксировать? На эти вопросы до сих пор нет однознач-ных ответов. Пример. К психологу приходит женщина, и первое, что бросает-ся в глаза, — это опущенная голова, скованность, неуверенность, по-тухший взгляд. Через час женщина уходит, бросив через плечо: «Спа-сибо, но вы мне не помогли». Но уходит с достоинством, распрямив плечи, подняв голову. По какому критерию судить, была ли помощь психолога эффективной? 9 Объект изучения консультативной психологии — человек, груп-па или система людей как субъект психологической помощи. Современные представления о предмете консультативной пси-хологии многообразны. Предмет исследования консультатив-ной психологии включает в себя следующие составляющие:
|
Теория и практика общения с новыми детьми Г27 Энциклопедия Индиго: Теория и практика общения с Новыми Детьми / Пер с нем. — М.: Ооо издательство «София», 2007. — 288 с |
Теория и практика профессионального самоопределения Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с |
||
Тестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,... |
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика... Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с |
||
Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с |
Б. И. Белый тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик «каскад» Б43 Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — Спб.: Ооо «Каскад», 2005. 240 с |
||
Педагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла... М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки... |
Фопель К. Ф 789 Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. 2-е изд ... |
||
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено» Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено» впервые предоставляет... |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Предназначение Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемой Кыргызско-Российским... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |