Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология




НазваниеРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология
страница1/39
Дата публикации12.06.2014
Размер4.94 Mb.
ТипИсследование
literature-edu.ru > Психология > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ПСИХОЛОГИЯ

СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ГРУПП И ОРГАНИЗАЦИЙ

Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев Е.В. Шорохова

Издательство

«Социум»;

«Институт психологии РАН» Москва-2001

УДК 316 6

ББК 88.5

Ж 91


Психология совместной жизнедеятельности малых групп и орга­низаций. Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е В. Шорохова. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001, 288 с.

SBN 5-9270-0017-7

Аннотация

Основное содержание данной книги посвящено результа­там конкретных эмпирических исследований психологических фе­номенов совместной жизнедеятельности, таких как: ценностные ориентации, психологическая дистанция между людьми, феномен деловой активности, межличностные конфликты, предпочтения различных форм власти в организации и т.д. Феномены совмест­ной жизнедеятельности проанализированы на различных социаль­но-психологических объектах, в частности, на уровнях личности в группе, малой группы и организации в целом. Большое место от­водится изложено различных методических приемов и программ исследования психологических феноменов совместной жизнедея­тельности, представленных в приложениях к авторским работам.

Данная книга рекомендуется специалистам в области соци­альной, организационной и экономической психологии, а также психологии личности, труда и управления. Материалы, безуслов­но, могут быть полезными для преподавателей, аспирантов и сту­дентов психологических, социологических и экономических спе­циальностей.

SBN 5-9270-0017-7

Научно-техническая работа выполнена О.Н Нестеровой Оригинал-макет подготовлен П.В. Морозовым

© А.Л Журавлев, Е.В. Шорохова, 2001 © Институт психологии РАН, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................................................8

РАЗДЕЛ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ........................12

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-Х - 50-Х ГОДАХ XX ВЕКА....................12

ЕВ Шорохова

Введение............................................,...........................................12

Исследование отношений коллектива и личности в истории

социальной психологии.......................................................13

Исследования проявлений личностных особенностей

человека в группе........................................................................ 23

Психологические механизмы взаимовлияния личности и

группы.............................................................................................28

Литература.....................................................................................33

Психологическая дистанция между личностью и

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ.................. 36

А Л Журавлев, А Б Купрейченко

Введение.......................................................................................36

Исследования процесса категоризации социального

окружения..................................................................................37

Основные подходы к изучению психологической дистанции ...42 Некоторые факторы категоризации социального окружения. ..45 Результаты эмпирических исследований феномена

психологической дистанции........................................................48

Выводы......................................................................................... 52

Заключение......................................................................53

Литература.......................................................................55

Приложение 1. Бланк для изучения имплицитных представлений личности о психологической дистанции с представителями различных социальных категорий (для

менеджеров)........................................................................ 57

Приложение 2. Бланк для исследования структуры феномена психологической дистанции...........................................................58

Ценностные ориентации личности с разным семейным

статусом...................................................................................................60

НА Журавлева

Введение..................................................................................60

Структура ценностных ориентации личности с разным семейным статусом........................................................................63

Влияние факторов брака и наличия детей на структуру

ценностных ориентации личности................................................68

Интенсивность различий в структуре ценностных ориентации

личности под влиянием факторов брака и наличия детей..........70

Выводы............................................................................................74

Литература.......................................................................................76

Социально-психологический анализ феномена деловой

женщины..................................................................................................77

Г В Турецкая

Теоретическая реконструкция феномена деловой женщины,,.. 77 Эмпирический анализ феномена деловой женщины:

программа исследования................................................................82

Типология феномена деловой женщины......................................87

Модель развития феномена деловой женщины...........................91

Заключение......................................................................................93

Литература.......................................................................................94

Влияние экономического образования на ценностные

ориентации личности младших школьников..................................95

715. Дробышева, АЛ Журавлев

Введение.........................................................................................95

Некоторые факторы формирования

ценностных ориентации личности................................................97

Программа исследования ценностных ориентации личности

в условиях раннего экономического образования.....................100

Сравнительный анализ ценностных ориентации младших

школьников экспериментальной и контрольной групп...........104

Влияние независимых и побочных переменных на

ценностные ориентации младших школьников.........................108

Заключение....................................................................................110

Литература.....................................................................................111

Приложение 1. Методика исследования ценностных ориентации личности младших школьников

(модифицированный вариант).....................................................113

Приложение 2. Программа опроса родителей............................115

РАЗДЕЛ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ........................................................120

Развитие концепции совместной деятельности

в современной отечественной психологии.................................... 120

А Л. Журавяев

Введение........................................................................................120

Исследования совместной деятельности в отечественной

психологии в 60-70-е годы XX века.............................................121

Исследования совместной деятельности в отечественной

психологии в 80-90-е годы XX века.............................................125

Заключение.....................................................................................128

Литература.....................................................................................132

ДИНАМИКА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В

ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ...............................136

В.А. Хащенко

Введение.........................................................................................136

Сравнительный анализ способов разрешения личностью

конфликтов в «фоновых» и экстремальных условиях..............139

Психологическая детерминация способов разрешения

личностью конфликтов в экстремальных условиях..................141

Выводы...........................................................................................146

Литература.....................................................................................147

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СИТУАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ...............................................................149

В.Я. Красниковский

Введение.........................................................................................149

Состояние психологических исследований стиля руководства ..150 Теоретические основания ситуационной модели

деятельности руководителя..........................................................159

Описание ситуационной модели деятельности руководителя.. 167 Эмпирическая проверка ситуационной модели руководства.... 172

Выводы...........................................................................................174

Литература.....................................................................................175

Совместная жизнедеятельность трудового коллектива в

условиях частичного сокращения персонала...............................178

АЛ. Журавлев, Ю. Чередняк

Введение.........................................................................................178

Мотивация принадлежности работника к коллективу и

межличностные отношения в нем................................................181

Отношение работников к сокращению персонала и их

удовлетворенность своей работой...............................................184

Ценностные ориентации и мотивация достижений работников187 Сопряженный и корреляционный анализы некоторых

изучавшихся показателей.............................................................189

Заключение.....................................................................................194

Литература.....................................................................................196

Приложение 1. Программа опроса работников об особенностях жизнедеятельности трудового коллектива в условиях частичного сокращения персонала..............................197

РАЗДЕЛ

ПСИХОЛОГИЯ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.........................................................................................202

МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В

ПЕРИОДЫ РОСТА И СПАДА ОРГАНИЗАЦИИ................................................202

Г И. Марасанов

Введение........................................................................................202

Программа исследования мотивов профессиональной

деятельности персонала организации.........................................209

Сравнительный анализ мотивов деятельности персонала на этапах роста и спада организации

(результаты групповых дискуссий).............................................213

Сравнительный анализ «декларируемых» и «реально действующих» мотивов деятельности персонала организации.. 216

Выводы..........................................................................................220

Литература.....................................................................................222

Приложение 1. Описание объектов исследования.....................223

Приложение 2. «Палитры» мотивов профессиональной деятельности персонала (результаты групповых дискуссий).. 225 Приложение 3. Матрицы частот присвоения рангов мотивам профессиональной деятельности персонала

(по итогам анкетирования)...........................................................227

Приложение 4. Ранговая корреляция между мотивами, выделенными в групповых дискуссиях и

проранжированными в ходе опроса............................................230

Приложение 5. Сравнение средних квадратических отклонений рангов мотивов, присвоенных персоналом организаций, находящихся на этапах спада и подъема...............232

Совместная жизнцдеятельность организации и критерии

подбора персонала......................................................................,........233

А.Б. Купрейченко

Введение........................................................................................233

Профессиональные и организационные критерии подбора

персонала.......................................................................................235

Качества персонала, оцениваемые при подборе кадров............239

Матрица оценки персонала..........................................................243

Заключение....................................................................................246

Литература.....................................................................................248

Приложение 1. Професснограмма главного бухгалтера коммерческого банка....................................................................250

Процедура изучения субъективных представлений работников

о проблемах организации...............................................................252

А А, Вахин

Введение .............................................................................252

Концептуальные основы процедуры изучения субъективных

предпочтений....................................................................... 255

Описание процедуры и технологии ее применения................2 57

Этапыработы........................................................ 258

Опыт применения процедуры в конкретной организации........263

Заключение....................................................................... 268

Литература......................................................269

Факторы предпочтения руководителем различных форм

власти в организации.................................................. 270

Л.Ю. Леекович

Введение.................................................................................270

Психологический анализ основных форм власти в

организации........................................................................... 272

Личностные факторы и предпочтения руководителем

различных форм власти в организации................................276

Ситуационные факторы и предпочтения руководителем

различных форм власти ........................................................ 279

Выводы.............................................................................283

Литература............................................................................284

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 285

Предисловие

Предлагаемая специалистам книга подготовлена сотрудника­ми и аспирантами лаборатории социальной и экономической пси­хологии Института психологии РАН, преподавателями и выпуск­никами кафедры социальной и этнической психологии Москов­ской гуманитарно-социальной академии, а также некоторыми представителями других организаций, с которыми существует тес­ное профессиональное сотрудничество.

Содержание данного научного труда представляет собой ре­зультат интеграции нескольких научно-исследовательских направ­лений, ранее сложившихся в указанной лаборатории ИП РАН и на соответствующей кафедре МГСА Во-первых, это продолжение психологических исследований совместной деятельности групп, главным образом, трудовых, что было характерным для данного научного коллектива в 80-90-е годы XX столетия, во-вторых, это продолжение накопления данных о социально-психологической динамике личности и группы в изменяющихся экономических ус­ловиях, то есть, по теме, интенсивно разрабатывавшейся все 90-е годы; в-третьих, это развитие методического направления иссле­дований лаборатории и кафедры, причем представленного как ис­следовательскими, так и психодиагностическими методиками и различными приемами.

Содержательная новизна данной книги заключается, прежде всего, в представлении результатов исследований, выполненных в самые последние годы, а также некоторые уточнения, допол­ненные данные уже известных, ранее выполненных исследова­ний, сохраняющих свою актуальность и по-прежнему вызываю­щих интерес у специалистов

По нашему мнению, некоторые новые тенденции в развитии отмеченных выше научных направлений исследования необходи­мо выделить особо:

1. Данный труд включает результаты исследований новых для социальной психологии феноменов, либо слабо изученных, либо мало известных, к которым относятся, например: психоло­гическая оценка личностью других людей как метод воздействия

8

на личность и группу, феномен психологической дистанции и его роль в категоризации личностью своего социального окружения динамика ценностных ориентации личности младшего школьни­ка под влиянием раннего экономического образования, измене­ния социальной психологии трудового коллектива в условиях его частичного сокращения, феномен предпочтения руководителем форм власти в организации и многие другие.

2. Представленная специалистам книга включает материалы социально-психологических исследований, выполненных как на традиционных для социальной психологии объектах, так и на от­носительно новых, ставших популярными лишь в 90-« годы XX века К последним относятся, прежде всего, следующие совре­менные российские предприниматели сферы малого бизнеса, де­ловые женщины с разными психологическими типами активности, переживающие острые организационно-экономические кризисы трудовые коллективы, руководители как заказчики (клиенты) ор­ганизационно-управленческого консультирования, разного типа социальные организации в целом и др Используя классические обозначения социально-психологических объектов исследования можно утверждать, что приведенные в книге результаты исследо­ваний получены как на личности в группе и малой группе, что традиционно для социальной психологии, так и на больших соци­альных группах, что значительно реже изучалось К ним, в пер­вую очередь, относятся социальные организации, психологиче­ские проблемы которых также интенсивно стали разрабатываться в 90-е годы, что и получило здесь свое отражение, причем весьма объемное, в виде целого самостоятельного раздела. Фактически можно сказать, что данной работой утверждается новое для со­циальной психологии научное направление исследований, по­священное психологическим проблемам совместной жизнедея­тельности организаций. По сути, бесспорно, оно является погра­ничным для социальной, организационной и экономической пси­хологии, психологии труда и управления

3 В социальной психологии 90-х годов XX века происходило явное расширение (и по объектам, и по предмету) области иссле­дований с позиций концепции совместной деятельности Посте­пенно изучались все новые и новые объекты, например семьи предпринимателей, группы в экстремальных условиях, общности жителей радиоактивно зараженных зон, коллективы работников в

9

кризисных условиях {коллективы с новыми формами хозяйство­вания) и т д Эти исследования постепенно приводили к некото­рому «кризису» в использовании понятия «совместная деятель­ность», сложившееся содержание которого не полностью описы­вало изучавшиеся социально-психологические феномены При­чем границы понятия «совместная деятельность» становились «узкими» в нескольких смыслах. Во-первых, на перечисленных объектах не столько собственно совместная деятельность стано­вилась определяющей в общностях, сколько многие другие фор­мы совместной активности людей: взаимоотношения, общение, групповые формы поведения, многообразные формы взаимодей­ствия людей н т.п. Во-вторых, традиционные исследования со­вместной деятельности ранее концентрировались на изучении чалых групп и трудовых коллективов, а в последние годы явный интерес вызывали различные формы совместной активности лич­ности и группы, межгруппового взаимодействия, совместной ак­тивности больших социальных групп, а также взаимодействия малых и больших общностей и т д

В данном коллективном труде показано, что концептуальным выходом из сложившегося положения является необходимое ис­пользование относительно новых научных понятий, содержание которых явно расширяет границы понятия «совместная деятель­ность». К ним, прежде всего, относятся понятия «совместная жиз­недеятельность», поставленная в заголовок книги в целом, и в на­звания многих составляющих ее статей, а также «совместность», позволяющая более широко трактовать свое содержание, но при этом описывать реальные социально-психологические феномены. Безусловно, полезным в этом ряду нам представляется понятие «совместная активность». Теоретическая разработка используемых понятий фактически только начинается, но это невозможно сде­лать, не опираясь на фактические эмпирические данные исследо­ваний. Последнее и пытается сделать авторский коллектив пред­ставляемой книги.

Необходимо отметить, что в последние годы понятие «совме­стная жизнедеятельность» значительно чаще и в более широком контексте стало использоваться в социальной психологии. Ранее это понятие связывалось, в основном, с изучением малых групп в экстремальных условиях их функционирования. В настоящее же время под совместной жизнедеятельностью понимается любое

10

взаимосвязанное (взаимозависимое, взаимовлияющее) функцио­нирование людей в социальных группах разной чисденности, то есть, в группах, действующих, выполняющих свои функции, реа­лизующих свои роли и назначение, что-то осуществляющих, ис­полняющих и т.п. По содержанию понятие «совместная жизнедея­тельность» достаточно объемно, поэтому адекватно может быть использовано для описания социально-психологических явлений в очень разнородных группах- семье и кругу друзей, трудовых и учебных коллективах, занятых игрой и выполняющих управление, специально организованных и стихийно формирующихся, лабора­торных и естественных и т д., то есть, реализующих самые разные формы и виды своей активности (деятельность и общение, взаимо­отношения и созерцание, отдельные действия и поступки, более сложное поведение и т.д.). Нужно заметить, что понятия «совме­стная жизнедеятельность», «совместное функционирование» и «совместная активность» пока рассматриваются как достаточно близкие по содержанию, однако, сейчас более важно не столько то. что их дифференцирует (это, скорее всего, дело будущего), сколь­ко то, что все эти понятия шире по объему, чем «совместная дея­тельность» А именно в такого рода понятиях возникла потреб­ность в 90-е годы в результате развития исследовательской и прак­тической социальной психологии.

Сравнивая разные разделы данной книги, можно отметить, что первые два посвящены классическим социально-психологическим объектам исследования (личности в группе и малой группе), а тре­тий - организации как очень специфическому объекту, находяще­муся на пересечении интересов социальной, экономической и осо­бенно организационной психологии. Новизна этого раздела состо­ит в концептуальном подходе к анализу проблем организации с позиций совместной жизнедеятельности.

Представляемая книга, являясь по сути тематическим сборни­ком научных трудов, все же одновременно имеет и исследователь­скую, и практическую направленность. Его содержание может быть полезным для преподавателей социально-психологических Дисциплин и для студентов-психологов, специализирующихся в области социальной, организационной, экономической психологии и психологии управления персоналом

Ответственный редактор А Л. Журавлев

Н

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconРоссийская академия наук институт психологии социально-психологическая динамика
Социально-психологическая динамика в условиях экономичес­ких изменений. Ответственные редакторы: кандидат психологичес­ких наук А....

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconЛитература победитель обмана
Российская академия наук научный совет по истории мировой культуры Комиссия по истории культуры Древней и Средневековой Руси Евразийское...

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconАкадемия наук СССР институт философии изадтельство социально- экономической...
Академия наук СССР институт философии изадтельство социально- экономической литературы «мысль» москва — 1963

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconРодионов В. А., Ступницкая М. А
Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе/Художник А. А. Селиванов — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,...

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconПеречень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны...
Вестник Академии (Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы)

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconРоссийской Федерации Российская Академия художеств
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи,...

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconПермской области пермская государственная медицинская академия
Л. Я. Дорфман, д-р психол наук, проф., зав каф психологии Перм ин-та искусств и культуры

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconН. И. Семечкин социальная психология
Социальная психология: предшествующие и сопутствующие влияния (вместо введения)

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия психология iconВ комплексном лечении онкологических больных
Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова; Онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина рамн, Москва

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции