Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение




Скачать 6.44 Mb.
Название Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение
страница 1/47
Дата публикации 31.05.2014
Размер 6.44 Mb.
Тип Учебник
literature-edu.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Учебник по психиатрии Р. Шейдера


Вступление…………………………………………………………………………………………………………………...1

Глава 1. Введение…………………………………………………………………………………………………………..6

Глава 2. Психиатрическое обследование………………………………………………………………………...........9

Глава 3. Диссосативниые, соматоформные и параноидные расстройства……………………………………..14

Глава 4. Делирий и деменция…………………………………………………………………………………………...20

Глава 5. Навязчивые состояния…………………………………………………………………………………...........26

Глава 6. Реакция утраты…………………………………………………………………………………………............30

Глава 7. Изоляция………………………………………………………………………………………………………….33

Глава 8. Фиксация………………………………………………………………………………………………………….38

Глава 9. Расстройства пищевого поведения…………………………………………………………………….........41

Глава 10. Изнасилование…………………………………………………………………………………………...........46

Глава 11. Гипноз……………………………………………………………………………………………………………53

Глава 12. Зависимость от транквилизаторов и снотворных………………………………………………………..57

Глава 13. Опиоидная зависимость………………………………………………………………………………..........64

Глава 14. Экстренные соматические состояния. Отравление психотропными препаратами………………..70

Глава 15. Электросудорожная терапия………………………………………………………………………………...88

Глава 16. Лекарственные взаимодейсвия психотропных средств………………………………………………...95

Глава 17. Предотвращение самоубийства…………………………………………………………………………...107

Глава 18. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью…………………………………………………...112

Глава 19. Алкоголизм…………………………………………………………………………………………………….121

Глава 20. Алкогольный абстинентный синдром……………………………………………………………….........127

Глава 21. Бессонница……………………………………………………………………………………………............140

Глава 22. Депрессия……………………………………………………………………………………………………...144

Глава 23. Маниакально-депрессивный психоз……………………………………………………………………….163

Глава 24. Медикаментозное лечение при психопатиях………………………………………………………........171

Глава 25. Тревожные расстройства……………………………………………………………………………………181

Глава 26. Тик……………………………………………………………………………………………………………….195

Глава 27. Шизофрения…………………………………………………………………………………………………...203

Вступление

Авторы


А.Грин
AlanI.Green,M.D.
Assistant Professor, Department of Psychiatry, Harvard Medical School; Administrative Director, Commonwealth Research Center, Massachusetts Mental Health Center, Boston

Д.Гринблат
DavidJ.Greenblatt,M.D.
Professor, Department of Pharmacology and Experimental Therapeutics, Tufts University School of Medicine; Co-Chief, Division of Clinical Pharmacology, New England Medical Center Hospitals, Boston

Т.Гутейл
ThomasG.Gutheil,M.D.
Professor, Department of Psychiatry, Harvard Medical School; Co-Director, Program in Psychiatry and the Law, Massachusetts Mental Health Center, Boston

Б.Коффи
BarbaraJ.Coffey,M.D.
Instructor, Department of Psychiatry, Harvard Medical School, Boston; Director, Tourette's Clinic, McLean Hospital, Belmont, Massachusetts

М.Мак-Кой
MarshallC.McCoy,M.D.
Assistant Professor, Department of Emergency Medicine, University of North Carolina at Chapel Hill School of Medicine, Greenville; Attending Emergency Physician, Department of Emergency Medicine, University of North Carolina Hospitals, Chapel Hill, North Carolina

Л.фонМольтке
LisaL.vonMoltke,M.D.
Fellow, Department of Pharmacology and Experimental Therapeutics, Tufts Medical School; Fellow, Department of Medicine and Psychiatry, New England Medical Center Hospitals, Boston

К.Нейдельсон
CarolC.Nadelson,M.D.
Professor, Department of Psychiatry, Tufts University School of Medicine, Boston; Department of Medicine and Psychiatry, The Cambridge Hospital, Cambridge, Massachusetts

М.Нотмен
MalkahT.Notman,M.D.
Clinical Professor, Department of Psychiatry, Harvard Medical School, Boston; Acting Chair, Department of Psychiatry, The Cambridge Hospital, Cambridge, Massachusetts

М.Пайлдис
MartinJ.Pildis,M.D.
Clinical Lecturer, Department of Psychiatry, Harvard Medical School; Director, Psychiatric Intensive Care Unit, Massachusetts Mental Health Center, Boston

Р.Пайс
RonaldW.Pies,M.D.
Associate Clinical Professor, Department of Psychiatry, Tufts University School of Medicine, Boston; Director of Psychopharmacology, Harry Solomon Mental Health Center, Lowell, Massachusetts

Дж.Перлмуттер
JohannaPerlmutter,M.D.,M.P.H.
Assistant Professor, Department of Obstetrics and Gynecology, Harvard Medical School; Senior Obstetrician Gynecologist, Beth Israel Hospital, Boston

Ч.Пирлмен
ChesterPearlman,M.D.
Clinical Professor, Department of Psychiatry, Tufts University School of Medicine; Assistant Chief, Department of Psychiatry, VA Medical Center, Boston

Э.Сироло
AnnMarieCiraulo,R.N.
Research Nurse, Tufts University School of Medicine, and Department of Psychiatry, New England Medical Center Hospitals, Boston

Д.Сироло
DomenicA.Ciraulo,M.D.
Professor of Psychiatry and Lecturer in Pharmacology and Experimental Therapeutics, Tufts University School of Medicine; Chief of Psychiatry Service, VA Medical Center Outpatient Clinic, Boston

Дж.Тинтинелли
JudithE.Tintinalli,M.D.
Professor and Chairman, Department of Emergency Medicine, University of North Carolina at Chapel Hill School of Medicine; Chief, Emergency Department, University of North Carolina Hospitals, Chapel Hill, North Carolina

П.Уэндер
PaulH.Wender,M.D.
Distinguished Professor, Department of Psychiatry, University of Utah School of Medicine; Attending Physician, University of Utah Hospital, Salt Lake City

Р.Шейдер
RichardI.Shader,M.D.
Professor, Department of Pharmacology and Experimental Therapeutics and Department of Psychiatry, Tufts University School of Medicine, Boston

У.Эграс
W.StewartAgras,M.D.
Professor, Department of Psychiatry, Stanford University School of Medicine, Stanford, California

Дж.Эллисон
JamesM.Ellison,M.D.
Associate Clinical Professor, Department of Psychiatry, Tufts University School of Medicine; Director, Mood and Anxiety Disorders Program, New England Medical Center Hospitals, Boston

Предисловие


Первое издание "Психиатрии" вышло в свет всего через 20 лет после появления современных методов психофармакологии. В те времена шли жаркие споры о классификации психических расстройств, одни диагностические системы сменяли другие. Частично это было обусловлено тем, что некоторые психотропные средства оказались эффективными только при определенных расстройствах и такая избирательность часто не укладывалась в рамки принятых этиологических представлений. Сегодня же разработаны классификации DSM-IV и МКБ-10, и нередко успех лечения зависит от того, насколько точно диагноз соответствует их критериям.

За последние 15 лет психофармакология получила широкое распространение. Более того, выяснилось, что многие непсихотропные препараты оказывают выраженное влияние на настроение, поведение и когнитивные функции (примеры - карбамазепин и верапамил) и, напротив, классические психотропные средства могут использоваться в совершенно других целях (например, имипрамин при нейропатии, обусловленной ВИЧ-инфекцией или сахарным диабетом, а также в качестве антиаритмического средства класса I).

Здесь нет некоторых глав, включенных в первое издание. Это совершенно не значит, что соответствующие темы не важны. Однако в некоторых случаях наши знания явно недостаточны (например, слишком мало данных о взаимодействии психотропных средств с пищевыми продуктами и о влиянии диеты на настроение, поведение и когнитивные функции, поэтому изъята глава "Рекомендации по питанию"). В других же случаях, напротив, обилие новых данных потребовало посвятить определенным заболеваниям отдельные главы. Так, главы по психическим заболеваниям у детей в данном издании нет, но вместо нее добавлены или расширены главы "Тик", "Расстройства пищевого поведения", "Синдром нарушения внимания с гиперактивностью", "Навязчивые состояния". К сожалению, не удалось написать отдельную главу о детских психозах, так как о природе и лечении этих расстройств известно слишком мало.

Особую тревогу вызывает медленное продвижение в лечении шизофрении. Этой теме посвящена самая большая глава в нашей книге. Ежегодные убытки, связанные с затратами на лечение и с нетрудоспособностью от этого заболевания, составляют в США около 50 миллиардов долларов. Тем не менее финансирование психиатрической помощи все больше урезается, и мы уже не можем позволить себе длительное лечение больных в стационарах - а между тем многим оно давало такое необходимое чувство безопасности и постоянства. Ухудшается и амбулаторное лечение. Лишь в редких случаях за больным наблюдает врач, сведущий одновременно в психофармакологии и психотерапии. Время, уделяемое больному, все уменьшается, и поэтому врачу редко удается охватить полную картину психического расстройства, назначить индивидуальное лечение и постоянно следить за больным. Врачи часто переезжают с места на место в поисках лучшей работы, и их больные переходят из рук в руки. Предполагалось, что нынешняя система финансирования здравоохранения будет способствовать большей самостоятельности и экономии, - вместо этого мы видим рост численности бездомных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных среди психически больных, с одной стороны, и снижение квалификации врачей - с другой. Нередко все знания врача о шизофрении сводятся лишь к диагностическим критериям (ну и, конечно, последним достижениям в области молекулярной биологии дофаминовых рецепторов). Все это тем более печально, что сегодня мы уже хорошо понимаем, как должны быть организованы системы социальной поддержки и реабилитации, какую роль играет отношение к больным в семье, какие факторы могут провоцировать приступы. Более того, созданы разветвленные организации больных и их родственников и разработаны пусть не радикальные, но хотя бы более эффективные, чем раньше, методы медикаментозного лечения.

У кого-то могут вызвать протест главы по изоляции и фиксации. Но каждый, кто знаком с работой в стационаре или приемном отделении, кто видел больного в состоянии тяжелого психоза или делирия, прекрасно знает, что методы эти применяются. К сожалению, слишком часто врачи даже не знают о том, что они требуют серьезной теоретической и практической подготовки.

Я надеюсь, что эта книга будет способствовать более активному лечению психически больных и человечному подходу к ним - слишком велики бывают страдания их самих, их близких и друзей от чувств неполноценности и безнадежности. Я был бы счастлив, если бы кого-то наша книга вдохновила на клинические и фундаментальные исследования в области психиатрии. Если она внесет свой вклад в лечение и понимание психических расстройств, то значит, вложенный в нее труд окажется не напрасным.

Р. Шейдер

От редактора


Многим кажется, что писать или издавать книгу совсем несложно. Но это - лишь на первый взгляд. На самом же деле авторов и редактора ждут тяжкие испытания. Постоянно возникают неожиданные препятствия, по нескольку раз переносятся сроки выпуска книги. Мне на этом пути помогали очень многие, но некоторых из них я хотел бы поблагодарить особо.

В течение всего времени работы над книгой со мной сотрудничала Кристина Одмарк - редактор издательства Литтл, Браун энд Компани. Я признателен ей за удивительное умение сочетать настойчивость, твердость и последовательность с гибкостью и способностью поддержать в трудную минуту. На завершающих стадиях, требующих особой выдержки, меня терпеливо опекала Келли Кардон.

Время, место и интеллектуальную творческую атмосферу, столь необходимые на первых этапах работы над книгой, мне обеспечил Стэнфордский Центр перспективных исследований поведения (руководители - Ф. Конверс и Р. Скотт). Я глубоко признателен фонду Генри Кайзера за предоставленную стипендию, а также за его постоянную поддержку Центра. Сотрудница Центра В. Хитон терпеливо помогала мне осваивать компьютер и на первых порах сама печатала некоторые главы рукописи. К. Мач - удивительно одаренный и отзывчивый человек - прочитала исходные варианты многих глав. Мне очень помогли ее настоятельные рекомендации писать ясно и без профессионального жаргона.

Деканы медицинской школы Университета им. Тафтса Г. Бэнкс, К. Райан и Л. Лазанья способствовали тому, что я получил возможность провести в Центре перспективных исследований поведения свой годичный творческий отпуск. Когда я затем вернулся на кафедру фармакологии и экспериментальной терапии и приступил к особенно утомительному этапу работы - печатанию текста, форматированию таблиц, составлению списков литературы, мне оказала неоценимую моральную поддержку М. Мелансон. В поиске литературных ссылок мне с неизменной добротой помогала Б. Керн.

Хочу также поблагодарить моих учеников, коллег и больных - у них я учился все эти годы, благодаря им стал размышлять о человеческих страданиях, о боли, причиняемой нами друг другу, о бремени предрассудков, невежества и субъективизма, об умении прощать, быть терпимым и одновременно независимым, об уважении к личности каждого, о сложности человеческой природы. И наконец, спасибо всем, кто поддерживал меня на протяжении нескольких трудных лет, когда нездоровье и другие трудности ставили под угрозу завершение этой книги. Я надеюсь, что она внесет свой вклад в оказание помощи больным и в подготовку врачей.

Р. Шейдер

От редактора перевода


Перевод современной психиатрической литературы сопряжен с особыми трудностями. Ни в какой другой области медицины нет таких различий в терминологии и классификации заболеваний между разными школами. Более того, здесь различия эти носят принципиальный характер. Понятия "невроз", "психоз", "психопатия", служащие краеугольным камнем классической нозологической школы, в американской классификации DSM-IV повсюду заменены на единый термин "расстройство", и этим специально подчеркивается антинозологический, описательный подход к психическим заболеваниям. Поэтому, казалось бы, при переводе психиатрических терминов нужна почти дословная точность - иначе возникает угроза прямого искажения точки зрения автора и самой сути того направления, к которому он принадлежит. Однако если только так и можно переводить теоретические труды по психиатрии, то в случае практических руководств, к которым относится настоящая книга, картина иная. Задача таких руководств - сообщить о том, как лечить психические заболевания, а не как их называть. Выбирая для перевода "Психиатрию" Р. Шейдера, мы стремились донести до нашего читателя именно достижения американской школы в области терапии психических расстройств, а не теоретические основы классификации DSM-IV. Свою задачу мы сочли бы выполненной, если бы отечественный врач, пользуясь данной книгой, мог бы применить на практике описанные в ней методы медикаментозного лечения или психотерапии. Обилие же непривычных терминов американской школы, без всякого объяснения их происхождения и назначения, затруднило бы такое практическое применение, с одной стороны, и почти ничего не дало бы с теоретической точки зрения - с другой. Поэтому мы старались везде, где это возможно, применять отечественные термины, приводя их американские эквиваленты (по DSM-IV) при основном вхождении.

В качестве общего языка, на котором могли бы говорить представители разных психиатрических школ, была разработана "Классификация психических и поведенческих расстройств" в рамках МКБ-10. В ней каждому психическому расстройству присвоен свой код, приведены его название, выбранное экспертами ВОЗ в качестве основного, и те названия, которые используются в разных школах. Термины МКБ-10, разумеется, не призваны повсеместно заменять национальные названия психических расстройств, но служат средством общения между психиатрами разных школ. Поэтому мы приводим здесь таблицу соответствия между теми названиями, которые мы использовали в данной книге, их эквивалентами в МКБ-10 и кодами в этой классификации.

Мы надеемся, что такой подход поможет врачу не только быстро ориентироваться в новейших достижениях психиатрии и применять их в своей практической деятельности, но и быть в курсе современных западных теоретических разработок, не утрачивая при этом лучших традиций отечественной школы.






Название, используемое в данной книге

Название поМКБ-10

Код вМКБ-10

Агорафобия

Агорафобия

F40.0

Альцгеймера болезнь

Деменция при болезни Альцгеймера

F00

Асоциальная психопатия

Диссоциальное расстройство личности

F60.2

Деперсонализационное расстройство

Синдром деперсонализации—дереализации

F48.1

Дисморфомания

Ипохондрическое расстройство

F45.2

Диссоциативные расстройства

Диссоциативные (конверсионные) расстройства

F44

Дистимия

Дистимия

F34.1

Ипохондрия

Ипохондрическое расстройство

F45.2

Истерическая амнезия

Диссоциативная амнезия

F44.0

Истерическая психопатия

Истерическое расстройство личности

F60.4

Истерическая фуга

Диссоциативная фуга

F44.1

Конверсионные расстройства

Диссоциативные (конверсионные) расстройства

F44

Кратковременный реактивный психоз

Острые и транзиторные психотические расстройства неуточненные

F23.9

МДП

Биполярное аффективное расстройство

F31

Монополярная депрессия

Рекуррентное депрессивное расстройство

F33

Мультиинфарктная деменция

Мультиинфарктная деменция

F01.1

Неврастения

Неврастения

F48.0

Невроз навязчивых состояний

Обсессивно-компульсивное расстройство

F42

Невроз тревоги

Генерализованное тревожное расстройство

F41.1

Нервная анорексия

Нервная анорексия

F50.0

Нервная булимия

Нервная булимия

F50.2

Овладения синдром

Трансы и состояния овладения

F44.3

Паническое расстройство

Паническое расстройство

F41.0

Параноидные состояния

Хронические бредовые расстройства

F22

Паранойя

Бредовое расстройство

F22.0

Паранойяльная психопатия

Параноидное расстройство личности

F60.0

Парциальные задержки развития

Специфические расстройства развития речи; Специфические расстройства развития школьных навыков; Специфическое расстройство развития двигательных функций; Смешанные специфические расстройства развития

F80; F81; F82; F83

Патологическое опьянение

Патологическое опьянение

F10.07

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство

F43.1

Преходящий тик

Транзиторное тикозное расстройство

F95.0

Простые фобии

Специфические (изолированные) фобии

F40.2

Психастеническая психопатия

Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности

F60.5

Психопатии

Специфические расстройства личности

F60

Раздвоение личности

Расстройство множественной личности

F44.81

Синдром Жиль де ла Туретта

Комбинированное голосовое и множественное двигательное тикозное расстройство (синдром де ла Туретта)

F95.2

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью

Нарушение активности и внимания

F90.0

Соматизированное расстройство

Соматизированное расстройство

F45.0

Соматоформные расстройства

Соматоформные расстройства

F45

Социофобия

Социальные фобии

F40.1

СПИД-дементный синдром

Деменция при заболеваниях, вызванныхВИЧ

F02.4

Тик

Тикозные расстройства

F95

Фобии

Тревожно-фобические расстройства

F40

Хронический тик

Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство

F95.1

Циклотимия

Циклотимия

F34.0

Шизоаффективный психоз

Шизоаффективные расстройства

F25

Шизотипическая психопатия

Шизотипическое расстройство

F21

Шизофрения

Шизофрения

F20

Шизофреноподобный психоз

Острое шизофреноподобное психотическое расстройство

F23.2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Предисловие Введение Глава Введение в субд microsoft sql server 2008 Общие сведения о субд

Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская...
Значение взглядов Г. Селье, И. П. Павлова, З. Фрейда на этиопатогенез и терапию неврозов. 21
Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Учебник … класса, глава, параграф, страницы
Информатика и икт: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 192 с ил
Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Учебное пособие Ростов-на-Дону 2008 содержание введение Глава Эволюция...
Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)
Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Прайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...
Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений....
Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon План Введение 2 Глава Общая характеристика предприятия, его миссия...
России. В настоящее время маркетинг изучают практически все специалисты в большинстве вузов страны. Это связано с тем, что маркетинг...
Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Творчество великих философов, тема на выбор
Введение, Содержание, каждая новая глава реферата, Заключение, Список литературы и Приложения
Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Светлана Троицкая Избавиться от очков-убийц навсегда! Оглавление...
Олега Панкова «Очки-убийцы». Олег Павлович — один из немногих российских офтальмологов, который не просто признает бессмысленность...
Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение icon Руководство содержит основные разделы психиатрии и наркологии, знание...
По-новому строится соотношение общей (клинической) психопатологии и частной психиатрии, причем акцент делается на большую логическую...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции