Скачать 6.41 Mb.
|
СЕРИЯ «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ» Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Г. С. НИКИФОРОВА ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ ПИТЕР' Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург• Самара •Новосибирск Киев • Харьков • Минск 2005 Это современное учебное пособие по одной из новых психологических дисциплин — психологии здоровья — может быть использовано как для практических, семинарских, так и для лекционных занятий. Тематика представленною материала отражает самые разные проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов, занимающихся вопросами здоровья: какова роль личности в поддержании своего здоровья: как влияют на здоровье человека социальные п психологически-*; факторы: какие методы разрабатываются и как используются в исследованиях в данном! области и т. д. Пособие рекомендуется преподавателям, студентам, обучающимся по направлению и специальностям психологии, психологам-практикам и всем, кто интересуется проблемами психологии здоровья. Оглавление От редактора 10 Часть I. Физическое, психическое и социальное здоровье Занятие 1. Определение аэробной работоспособности (прямое определение максимального потребления кислорода) (Д. Н. Давиденко) • 12 Контрольные вопросы 14 Занятие 2. Оценка анаэробной производительности (определение максимального кислородного долга) (Д. Н. Давиденко) 15 Контрольные вопросы 16 Занятие 3. Оценка физического состояния (Д. Н. Давиденко) .... 17 Контрольные вопросы 18 Занятие 4. Оценка физической работоспособности с помощью Гарвардского степ-теста (Д. Н. Давиденко) 19 Контрольный вопрос 21 Занятие 5. Оценка физической работоспособности по данным теста PWC и непрямого определения МПК (Д. Н. Давиденко).... 22 Контрольные вопросы 24 Занятие 6. Оценка физической работоспособности с помощью б-моментной функциональной пробы (Д. Н. Давиденко) ... 25 Контрольный вопрос 26 Задание 7. Определение адаптационного потенциала (Д. Н. Давиденко) 27 Контрольный вопрос 28 Занятие 8. Интегральная оценка уровня физического здоровья. (Д. Н. Давиденко) . . ' 29 Контрольный вопрос 31 Занятие 9. Самооценка состояния здоровья (Д. Н. Давиденко). . . 32 Контрольный вопрос .33 Рекомендуемая литература 34 Занятие 10. Самооценка физического, психического и социального здоровья (Г. С. Никифоров, Л. И. Августова) . . 35 Задание 1. Самооценка физического здоровья 36 Контрольные вопросы 141 Приложение 20.1. Опросник Кейрси 141 Приложение 20.2. Образец регистрационного листа к опроснику Кейрси 144 Рекомендуемая литература 146 Часть IV. Образ жизни Занятие 21. Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни (Н. Б. Водопьянова) 148 Контрольные вопросы 150 Приложение 21.1. Шкала оценки качества жизни 151 Ключ 155 Рекомендуемая литература 155 Занятие 22. Оценка качества жизни (3. Ф. Дудченко) 156 Контрольные вопросы 159 Приложение 22.1. Опросник оценки качества жизни . ,. . . 159 Приложение 22.2. Оценки параметров качества жизни ... 162 Приложение 22.3. Заключение по оценке качества жизни . . 162 Рекомендуемая литература 163 Занятие 23. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников (А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк) ... 164 Контрольные вопросы 166 Приложение 23.1. Опросник «Образ жизни школьников» . . 166 Приложение 23.2. Экспертное оценивание результатов тестирования по методике «Образ жизни школьников» . . . 178 Рекомендуемая литература 192 Занятие 24. Информированность о путях передачи ВИЧ-инфекции (О. П. Исакова) 193 Контрольные вопросы 194 Приложение 24.1. Вопросы для оценки практических знаний о поведении, создающем риск заражения ВИЧ 194 Ключ 199 Рекомендуемая литература 200 Занятие 25. Предрасположенность к наркотизации. (О. П. Исакова) \ 201 Контрольные вопросы 202 Приложение 25.1. Методика Цукермана. Склонность к поиску ощущений 203, Приложение 25.2. Вопросы '. 203 Приложение 25.3. Ключи к шкалам опросника SSS 205 Рекомендуемая литература 206 Занятие 26. Ранняя профилактика приобщения к наркотикам (О.П.Исакова) 207 Контрольные вопросы . . 208 Приложение 26.1. Хомякова Елена. Тайна цветка Папоротника 208 Рекомендуемая литература 212 Занятие 27. Оценка аддиктивных установок лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом (О. П. Исакова) 213 Контрольные вопросы 214 Приложение 27.1. Тест аддиктивных установок Макмаллаиа-Гайлхар 214 Рекомендуемая литература 216 Часть V. Психическая саморегуляция Занятие 28. Психическая саморегуляция как неотъемлемый компонент здоровой личности (С. М. Шингаев) 218 Содержание занятий 219 Занятие 1 219 Занятие 2 224 Занятия 3-8 226 План занятий 226 Занятие 9 229 Занятия 10-12 . . . 230 План занятий 230 Контрольные вопросы 231 Рекомендуемая литература 231 Занятие 29. Технология и эффективность мышечной релаксации (Ю. И. Филимоненко) 232 История создания методики мышечной релаксации .... 232 Структура методики мышечной релаксации 235 Психофизиологические механизмы методики мышечной релаксации 240 Производственный вариант методики мышечной релаксации 248 Рекомендации ведущему обучение навыкам релаксации . . 254 Оценка успешности релаксационных занятий 260 Контрольные вопросы 266 Приложение 29.1. Первое занятие курса мышечной релаксации. Основные положения информационной части 266 Приложение 29.2. Первое занятие курса мышечной релаксации. Ориентировочный текст учебной части . . . 271 Приложение 29.3. Учебная успешность сеанса мышечной релаксации: формы оценки 275 Приложение 29.4. Сеанс мышечной релаксации: динамические особенности учебной и прагматической успешности 276 Приложение 29.5. Статистические нормативы показателей цветового теста М. Люшера 277 Рекомендуемая литература 277 Часть VI. Профессиональное здоровье Занятие 30. Методика работы руководителя по обеспечению психического здоровья персонала (С. М. Шингаев) 280 Методика определения состояния психического здоровья персонала 281 Методика работы с сотрудниками, имеющими отклонения в психическом здоровье 285 Контрольные вопросы 289 Приложение 30.1. Основные направления работы руководителя организации по сохранению и укреплению здоровья персонала 289 Рекомендуемая литература 291 Занятие 31. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности (А Г. Маклаков) . . . 292 Общие проблемы организации психологической помощи в экстремальных условиях деятельности 292 Методика оценки психического состояния пострадавших и выявления лиц, нуждающихся в псикологической помощи 295 Общие принципы осуществления психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий при массовой психической травматизации 298 Контрольные вопросы 300 Приложение 31.1. Методика для оценки уровня развития адаптационных способностей личности 301 Текст опросника 303 Приложение 31.2. Методика оценки уровня ситуационной тревожности 317 Приложение 31.3. Анкета самооценки состояния (АСС) . . . 318 Бланк для анкеты самооценки состояния 319 Шкала самооценки (Ч. Д. Снилбергер, 10. Л. Ханин) .... 320 Приложение 31.4. Оценка резервных возможностей кардиоресиираторноп системы 321 Приложение 31.5. Инструкция по применению психологических методов коррекции функционального состояния 323 Рекомендуемая литература 331 Занятие 32. Арт-терапевтическое сопровождение профессиональной деятельности (Н. Е. Пурнис, Е. А. Соловьева) 332 Контрольные вопросы 341 Приложение 32.1. Упражнения на занятиях по арт-терапии ... 341 Рекомендуемая литература 344 Занятие 33. Ретроспективный анализ спортивной карьеры по средствам моделирования (Н. Л. Ильина) 345 Контрольные вопросы 349 Рекомендуемая литература 350 От редактора Как самостоятельная научная дисциплина психология здоровья оформляется на границе 70-80-х гг. XX в. за рубежом и в начале 1990-х гг. в России. Прошедший период был отмечен выходом специальных научных журналов в данной области знаний, статей, учебных пособии и монографий. В 2003 г. под редакцией профессора Г. С. Никифорова вышел первый в России учебник «Психология здоровья» и в том же году под его руководством была создана первая в России кафедра психологии здоровья при Институте психологии и социальной работы в Санкт-Петербурге. Настоящий труд — первый опыт издания практикума по психологии здоровья в нашей стране. Его вполне можно рассматривать как практическое дополнение к упомянутому выше учебнику. В содержание практикума вошли темы, относящиеся к числу особенно важных направлений исследования в современной психологии здоровья. К ним относятся: оценка здоровья на физическом, психическом и социальном уровнях; психические состояния и здоровье; личностные аспекты здоровья; образ жизни; поддержание здоровья с помощью методов психической саморегуляции; психологическое обеспечение здоровья в профессиональной деятельности. В практикуме представлены как уже хорошо известные и апробированные методики, так и оригинальные, разработанные авторами практических занятий. В подготовке данной работы приняли участие в основном преподаватели факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В подготовке данного пособия приняли участие следующие авторы: Л. И. Августова, канд. психол. наук, доцент; Е. Ю. Березняк, магистр психологии; Р. А. Березовская, канд. психол. наук, доцент; Я. Е, Водопьянова, канд. психол. наук, доцент; А. С. Галицкий, канд. пед. наук; Я. Я. Гурвич, д-р психол. наук, профессор; Д. Я Давидепко, д-р биол. наук, профессор; 3. Ф. Дудчепко, канд. психол. паук, доцент; Я. Л. Ильина, канд. психол. наук, доцент; О. П. Исакова, ассистент; А. И. Колчев, д-р мед. наук; Л. В. Куликов, д-р психол. наук, профессор; А. Г. Маклаков, д-р психол. наук, профессор; Г. С. Никифоров, заслуженный деятель науки РФ, д-р психол. наук, профессор; Б. В. Овчинников, д-р мед. наук, профессор; Я. Е. Пурнис, аспирантка кафедры психологии СПбГАСУ; Е. А. Соловьева, канд. психол. наук, доцент; Ю. И. Филимоненко, канд. психол. наук, с. н. с; С. М. Шишаев, канд. психол. наук, доцент; М. В. Штейн, ассистент. Часть I Физическое, психическое и социальное здоровье Занятие 1. Определение аэробной работоспособности (прямое определение максимального потребления кислорода) Д. Н. Давиденко Вводные замечания. В процессе эволюции сформировались два механизма энергетического обеспечения физиологической (особенно мышечной) деятельности. Более древним, соответствующим периоду, когда в атмосфере было очень мало кислорода, является анаэробный механизм (т. е. без участия кислорода), или анаэробная работоспособность. Более поздний и гораздо более эффективный — аэробный механизм (т. е. с использованием кислорода), или аэробная работоспособность. У человека представлены оба механизма, но в зависимости от мощности и продолжительности физической нагрузки их соотношение различно. При кратковременной (несколько секунд) очень напряженной деятельности включается преимущественно анаэробный механизм, при более длительной работе низкой и средней интенсивности основную роль играет аэробный механизм. Аэробную работоспособность принято оценивать по максимальному потреблению кислорода (МПК). Всемирная организация здравоохранения рекомендует этот показатель как один из наиболее надежных методов оценки работоспособности (а следовательно, и состояния здоровья) человека. Цель занятия. Освоить принцип определения МПК и интерпретации полученных данных. Оснащение. Аппаратура, позволяющая давать дозированную физическую нагрузку различной мощности (например, велоэргометр, тредбан), секундомер, приборы и оснащение для сбора и количественного определения (объема) выдыхаемого воздуха, приборы для газоанализа (содержание кислорода во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе), барометр, термометр, психрометр. Порядок работы. Разработано несколько вариантов определения МПК, выбор которых определяется техническими возможностями лаборатории и отводимым временем. В самом корректном случае испытуемым предлагается выполнить серию нагрузок, мощность которых последовательно возрастает, в процессе чего регистрируется потребление кислорода. Перед тестовой нагрузкой непременно проводится разминка. При проведении пробы обязательно учитываются пол, возраст, физическая подготовленность и состояние здоровья исследуемых лиц. Испытуемый выполняет физические нагрузки, мощность которых ступенчатым образом повышается — от субмаксималыюй из предложенных величин до отказа продолжать — так, чтобы интервал между ними составлял 20 Вт. Частота вращения педалей на велоэргометре — 60 об./мин, длительность нагрузки — 3 мин. Между каждым сеансом должен быть достаточно длительный перерыв, позволяющий человеку полностью восстановиться. В качестве конечной величины принимается значение, когда поглощение кислорода выходит на плато. При проведении пробы обязательно нужно контролировать самочувствие и состояние обследуемого лица. Таблица 1.1 МПК и его оценка у нетренированных здоровых людей
|
Практикум по спортивной психологии Санкт-Петербург ... |
Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования... Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – Спб : Питер, 2004. – 336 с: ил. – (Серия «Практикум... |
||
Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Л, Гительман, М. Потапова Г85 Управление стрессом. 7-е изд. — Спб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии» |
||
Справка о реализации авторской программы Моу сош №38)действительно реализует образовательную программу (название) Школа – территория здоровья. Воспитание культуры и психологии... |
Агрессия Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
||
Практикум по возрастной психологии Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета |
Когнитивная психология С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
||
Практикум по когнитивной терапии М15 Практикум по когнитивной терапии: Пер с англ. — Спб.: Речь, 2001. — 560 с. Isbn 5-9268-0036-6 |
Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб.... Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |