Роль семьи в формировании личности ребенка




Скачать 49.79 Kb.
НазваниеРоль семьи в формировании личности ребенка
Дата публикации31.05.2014
Размер49.79 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
29.Преемственность в работе ДОУ и семьи: понятие, готовность ребенка к школе, содержание, формы и методы работы ДОУ и школы, формы сотрудничества ДОУ с родителями

Роль семьи в формировании личности ребенка

За историю человечества сложились 2 ветви воспитания: семейное и общественное, каждая пр/собой соц/институт воспитания, обладает специфическими возможностями.

1 точка зрения – важность сем/воспитания. Коменский Я.А. назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые ребенок получает из рук и уст матери. Песталоцци И.Г.: семья –подлинный орган воспитания.

2 точка зрения – семья – зло – Роберт Оуэн (выстпал за общ/воспитание).

Современная наука – нельзя отказаться от семейного воспитания, т.к. его сила и действенность ни с чем не сравнимы.

Леонтьев А.Н. выделил круг интимно-близких ребенку людей, к восп/воздействиям которых он особенно чувствителен. В первые гг жизни ребенок не воспринимает угрозы, замечания, советы чужих (до 7-8 лет: - «так мама сказала»).

Маркова Т.А.: систематизировала факторы, определяющие силу и стойкость сем/воспитания:

1.Глубокий эмоциональный. Интимный характер сем/воспитания. Родительская любовь и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Дети чувствуют себя защищенными (укрыться в маминых объятиях).

2.Постоянство и длительность восп/воздействий членов семьи, повторяемость изо дня в день. Постоянство благоприятно для н.с. ребенка, которая вырабатывает ответные реакции на внешние раздражители.

3.Объективные возможности для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности: бытовую, трудовую, хоз., воспитательную. В 1,5-2 г у ребенка м/б постоянные труд/обязанности.

Важный фактор становления личности – осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением – здесь особая роль семье, т.к. ребенок видит пример родителей, их взаимоотношения, стоит сове поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Семья соответствует требованиям приобщения ребенка к соц/жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

В семье представлены возрастные (ст., мл. члены), половые (мужские, женские), профессиональные подсистемы (учитель, инженер), что позволяет ребенку широко проявлять свои возможности, быстрее, полнее реализовать свои потребности.

Вывод: Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, выраженный в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности воздействия, в диапазоне ценностей.

Сотрудничество д/с и семьи:

К сожалению не все семьи реализуют комплекс возможностей воздействия на ребенка: одни не хотят, другие не умеют, третьи – не понимают, все это говорит о необходимости предоставления квалифицированной помощи со стороны д/у семьям.

В настоящее время необходимость общ/воспитания не вызывает сомнения.

В последние годы к д/у предъявляются повышенные требования. При оценке работы д/у фигурируют данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных дней (а значит вынужденной нетрудоспособности матери, т.к. соц/функция д/у – освобождение женщины-матери для общ/производства).

Возрастание роли образования приводит к повышению пед/функции д/у: как воспитывают, чему учат, как успешно готовят к школе, отсюда, д/у должно пересматривать содержание и качество обр/работы с детьми, искать пути повышения влияния на ребенка.

В воспитании аленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Это возможно при одинаковых требованиях к ребенку, методах воздействия, способах обучения как со стороны д/у, так и со стороны семьи.

Необходимо учитывать, приоритет каждой из сторон (д/с или семьи) в решении задач воспитания (Н., эмоц., половое воспитание – семья, в обучение, развитие ТВ/способностей – д/у).

Т.О. в основе взаимодействия д/у и семьи лежит сотрудничество, инициатива установления которого принадлежит воспитателю; согласованности, преемственности в воспитании ребенка. Успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и д/с, при осознанности обеими сторонами необходимости сотрудничества.

Современное сем/воспитание сегодня не столь эффективно, отсюда, нужно разрабатывать программы повышения пед/культуры семьи (психолого-пед.просвещение родителей: радио, ТВ, литература о воспитании).

В содержании психолого-пед./просвещения родителей: вопросы охраны жизни, укрепления здоровья, создание условий для ФР, адаптации ребенка к условиям общ/воспитания, гигиенический уход, рациональное питание, закаливание, режим дня, массаж.

В настоящее время встал вопрос о привлечении родителей к работе д/с (это важно и для детей и для родителей, бабушек…). А педагог может лучше знать ребенка.

Вывод: Решение задач сотрудничества требует участия педагога в психолого-пед.просвещении родителей; изучение семьи, восп/возможности семьи; вовлечение родителей в обр/работу д/с.

Формы сотрудничества с семьей

Организатор и координатор сотрудничества – зав.д/с. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане зав.д/с и старшим педагогом (методист).

В настоящее время актуальными остаются задачи:

-инд/работа с семьей;

-дифференцированный подход к семьям разного типа (трудные, не благополучные…).

Формы сотрудничества:

1.Посещение семьи ребенка: изучение ребенка, установление контакта с ребенком и с родителями, выяснение условий воспитания. Нужно заранее согласовывать с родителями время посещения, оговорить цель своего визита.

2.День открытых дверей: знакомство родителей с д/у, его традициями, правилами, особенностями восп.-обр.работы. проводится как экскурсия по д/у, подытоживается беседой.

3.Беседы (инд.,групповые). Четко д/б определена цель. Содержание лаконичное, значимое для родителей. Побуждать родителей к высказыванию; заинтересовать их.

4.Консультации (инд., подгрупповые). Цели – усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь родителям в разъяснении проблемных вопросов. Формы проведения: квалифицированное сообщение педагогом с последующим обсуждением; обсуждение статьи; практические занятия (Как учить стих…).

5.Семинары-практикуы. Цель – приобретение практических навыков воспитания детей.

6.Род/собрания (групп., общие для всех родителей д/у) – 2-3 раза в год.

Общие собрания: задачи на новый уч.год; результаты обр/работы, вопросы форм воспитания, проблемы летнего оздоровительного сезона… Выступает врач, юрист, психолог, родители.

Групповые собрания: в 2-3 мес. Обсуждение вопросов воспитателем и родителями.

7.Род/конференции. Цель – обмен опытом сем/воспитания. Родители заранее готовят сообщение. Конференции могут проходить в д/у, так и м/б городского, районного масштаба. Тематика конференций.

8.Вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей: спорт/развлечения, посиделки, подготовка спектаклей, собрания в форме «Порадуем друг друга», «Давайте знакомится», библиотеки-передвижки.

Также в д/у можно организовать «Телефон доверия», проводить «День добрых дел», вечера вопросов и ответов и многое другое.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль семьи в формировании личности ребенка iconЭтапы формирования личности в онтогенезе
Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные...

Роль семьи в формировании личности ребенка iconАктивный отдых в формировании психо-эмоциональной сферы личности дошкольника
Хромина Т. В., Полынцева Н. Н., Якимова М. И. Активный отдых в формировании психо-эмоциональной сферы личности дошкольника. Хабаровск:...

Роль семьи в формировании личности ребенка iconВ детском возрасте
Проблемам формирования личности ребенка, проводившиеся в лаборатории воспитания Института психологии апн СССР. На основе этих исследований...

Роль семьи в формировании личности ребенка icon«Систематизация видов игр по развитию интегративных качеств личности ребенка (фгт)»
Задание: Заполнить таблицу, подобрав различные виды игр, способствующих развитию интегративных качеств личности ребенка в соответствии...

Роль семьи в формировании личности ребенка iconДоклад учителя-словесника
Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуально^ субъективного...

Роль семьи в формировании личности ребенка iconДиректору Муниципального казённого учреждения
Роль физической культуры в формировании навыков здорового образа жизни у учащихся

Роль семьи в формировании личности ребенка iconПрограмма курса внеурочной деятельности Авторы: Сашина нв, учитель...
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка. Задача школы – поддержать ребенка и развить его...

Роль семьи в формировании личности ребенка icon«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»
Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки

Роль семьи в формировании личности ребенка iconПлан работы на апрель 2013года
Педагогический совет «Воспитание конкурентно-способной личности: интеграция ресурсов лицея, семьи, социума»

Роль семьи в формировании личности ребенка iconКодекс справедливого использования информации
Семьи евреев-ашкенази должны помочь ученым понять биологическую природу шизофрении и раздвоения личности

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции