Специальная психология




Скачать 138.1 Kb.
НазваниеСпециальная психология
Дата публикации30.05.2014
Размер138.1 Kb.
ТипПрограмма курса
literature-edu.ru > Психология > Программа курса

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По дисциплине: Специальная психология

Москва

Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Специальная психология»


Специальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы развития психики детей с отклонениями в развитии.

Программа курса предназначена для студентов психологических специальностей. Изучение дисциплины позволит студентам взглянуть на развитие и обучение ребенка с позиций специальной психологии. Задача курса: познакомить студентов с основными понятиями и проблемами специальной психологии.

Содержание курса отвечает Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Дисциплина логически связана с учебными курсами общей, возрастной, педагогической психологии, педагогикой, дающими общее представление о нормальном психическом развитии ребенка, об основных линиях и показателях интеллектуального и личного развития, а также об особенностях педагогического воздействия на ребенка с учетом его индивидуальных характеристик. Усвоение основ специальной психологии необходимо для эффективной работы современного психолога с различными категориями детей.
Содержание дисциплины.
Темы и их краткое содержание

Тема1.Специальная психология как отрасль психологической науки. Основные задачи и категории специальной психологии. Основные принципы и методы специальной психологии.

Предмет специальной психологии. Основные педагогические и психологические категории: воспитание и обучение аномальных детей, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, семейное воспитание. Основные задачи специальной психологии. Основные принципы и методы специальной психологии.
Тема 2: Норма и отклонение в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека

Понятие нормы. Отклонения в развитии. Патология развития. Соотношение нормы и патологии в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека.
Тема 3: Понятие «аномальный ребенок». Причины детских аномалий и нарушений развития. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.

Понятие «аномальный ребенок». Основные категории аномальных детей. Структура аномального развитая: соотношение первичного дефекта и последующих нарушений. Степень и качество первичного дефекта. Время возникновения первичного дефекта. Причины детской аномалий и нарушений развития: врожденные и приобретенные. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.

Понятия "аномальные дети", "дети с ограниченными возможностями в развитии", "дети с проблемами в обучении". Причины аномалий. Возможности компенсаторного развития аномальных детей.

Тема 4: Дети с нарушениями интеллектуального развития

Термин «умственная отсталость». Определение "олигофрении". Причины олигофрении. Три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия. Общая характеристика развития. Ранняя диагностика олигофрении. Отграничение олигофрении от сходных состояний.

Содержание понятия "олигофрения". Виды и причины олигофрении. Особенности психической развития ребенка-олигофрена. Диагностические методики в работе с умственно отсталыми детьми
Тема 5: Дети с задержкой психического развития

Клиническая характеристика психического развития ребенка с ЗПР. Соотношение биологического и социального в возникновении и проявлениях ЗПР. Клинические варианты ЗПР. Дифференциальная диагностика ЗПР. Специфика развития психики ребенка с ЗПР.

Особенности психического развития ребенка с ЗПР. Возможности компенсации дефекта развития. Диагностические методики в работе с детьми с ЗПР. Ограничение ЗПР от сходных состояний.
Тема 6: Дети с нарушением слуха

Значение слуха в жизни человека. Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Категории детей с нарушениями слуха: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие). Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха.

Общие особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушением слуха.
Тема 7: Дети с нарушением зрения

Значение зрения в жизни человека. Характеристика зрительной системы человека. Врожденные и приобретенные аномалии зрительного анализатора Слепые и слабовидящие дети. Неравномерность развития слепого ребенка. Общая психологическая характеристика детей с нарушениями зрения.

Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Особенности развития двигательной сферы у слепых и слабовидящих детей. Пространственная ориентировка слепых.
Тема 8: Дети с речевыми нарушениями

Понятие речевого нарушения, классификация речевых нарушений. Причины нарушений. Общая характеристика детей данной категории.
Тема 9: Дети с нарушениями двигательной сферы

Структура двигательных расстройств при детском церебральном параличе. Причины ДЦП. Клиника нарушений при ДЦП. Формы ДЦП. Общая характеристика детей данной категории.

Характерные особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Причины нарушений.
Тема 10: Искаженное психическое развитие.

Понятие синдрома раннего детского аутизма. Признаки аутизма. Психологические особенности аутичного ребенка.
Тема 11:. Система социальных институтов консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи

Общественное положение аномальных детей Принципы организации системы специальных учреждений. Типы учреждений для аномальных детей. Принципы и организация комплектования учреждений для аномальных детей. Дошкольные и школьные учреждения Система реабилитационной помощи. Система консультативно-диагностической помощи. Система педагогической и психологической специализированной помощи

Основные направления работы социальных институтов в оказании разных видов помощи людям с отклонениями в развитии. Организация и содержание работы медико-психолого-педагогической комиссии. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии детей дошкольного и школьного возраста.

Анализ государственных положений по комплектованию и отбору детей с отклонениями в развитии.
Тема12. Современные педагогические теории и системы воспитания и обучения лиц с проблемами развития

Основные подходы к проблеме воспитания и обучения детей с проблемами развития. Педагогическое изучение детей с различными аномалиями. Коррекционно-направленное обучение и воспитание, его задачи, принципы.

Основные направления системы воспитания и обучения людей с отклонениями в развитии.

Самостоятельное знакомство студентов с различными подходами к обучению и воспитанию аномальных детей и взрослых в нашей стране и за рубежом.
Тема 13: Некоторые аспекты коррекционной, реабилитационной,

адаптивной и другой работы с различными категориями аномальных детей

Значение работ Л. С. Выготского по дефектологии для развития современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Основные подходы к работе с детьми с нарушением анализаторных систем. Реабилитация и социальная адаптация детей с двигательными нарушениями, коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми с ЗПР. Социальная адаптация, компенсаторная и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми, коррекция речевых нарушений у детей. Некоторые методы коррекционной работы с аутичными детьми, перспективы развития помощи людям с отклонениями в развитии

Принципы построения системы и коррекционной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Знакомство с некоторыми авторскими программами и разработками.

Изучение авторских программ и разработок.

Перечень вопросов для самоконтроля.





  1. Предмет, задачи, структура специальной психологии.

  2. Нормальное и аномальное развитие (условия, движущие силы). Общие закономерности отклоняющегося развития. Понятие психической нормы и психического здоровья.

  3. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Типы.

  4. Общая характеристика состояния здоровья современных детей. Понятие детей «группы риска». Динамика развития детей со специальными потребностями в обучении и воспитании в массовой школе.

  5. Методы психологической диагностики детей с нарушениями развития. Схема обследования ребенка с отклонениями в развитии. Структура психологического эксперимента.

  6. Понятие минимальной мозговой дисфункции (ММД). ММД как причина различных нарушений у детей массовой школы (СДВГ, речевые нарушения, неврозы, ЗПР).

  7. Динамика развития учащихся массовой школы с психическими отклонениями. Схема возникновения пограничных психических расстройств. Понятие структуры дефекта.

  8. Определение школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация и школьные неврозы.

  9. Недостаточность речевого развития детей. Нарушения письма и речи у детей массовой школы. Задачи психолого-педагогической коррекции.

  10. Органические нарушения психики. Дети с интеллектуальной недостаточностью в массовой школе. Причины умственной отсталости в детском возрасте.

  11. Критерии отграничения задержки психического развития от сходных состояний (умственной отсталости, педагогической запущенности).

  12. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержками психического развития (ЗПР). Профилактика и коррекция ЗПР.

  13. Дети с парциальными (частичными) дефектами. Индивидуальный подход к детям с сенсорными нарушениями в условиях общеобразовательной школы.

  14. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогическая помощь детям с ДЦП.

  15. Теория уровневых механизмов эмоциональной регуляции человека в норме и патологии (В.В.Лебединский, О.С.Никольская).

  16. Характеристика детей с эмоционально-волевыми нарушениями в общеобразовательной школе.

  17. Неврозы: определение, причины появления у детей разного возраста, коррекция. Формы проявления неврозов: невротические реакции, невротические состояния, невротическое формирование личности.

  18. Акцентуации характера у детей и подростков. Их роль в формировании школьной дезадаптации. Роль педагога и семьи в профилактике личностных нарушений ребенка.

  19. Дисгармоническое психическое развитие ребенка. Определение психопатии. Профилактика и коррекция аномалий характера.

  20. Патологическое формирование характера, причины. Виды психопатий. Педагогическая коррекция детей с дисгармоничным психическим развитием.

  21. Причины агрессивного поведения у детей массовой школы. Виды агрессии. Профилактика агрессивного поведения и злонамеренных действий у детей общеобразовательной школы.

  22. Дети с психическими заболеваниями в массовой школе. Роль педагога в ранней педагогической квалификации детей с текущими психическими заболеваниями. Задачи по реабилитации детей.

  23. Нарушения работоспособности у детей общеобразовательной школы. Причины и проявления. Задачи психолого-педагогической коррекции.

  24. Дети с педагогической запущенностью. Отграничение педагогической запущенности от умственной отсталости. Задачи педагогической помощи детям, воспитывающимся в условиях депривации (культурной, сенсорной, материнской, др.).

  25. Характеристика детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ). Роль семьи и школы в профилактике и коррекции СДВГ.

  26. Отграничение отрицательных черт характера от эмоционально-волевых нарушений у детей массовой школы. Роль педагога в профилактике эмоционально-волевых отклонений ребенка.

  27. Задачи работы психолога с учителями и другими специалистами, а также родителями, воспитывающими детей с особыми потребностями в обучении и воспитании (с отклонениями в развитии).

  28. Задачи работы психолога с трудными детьми массовой школы. Просветительская деятельность психолога массовой школы в профилактике отклонений в поведении ребенка и школьной дезадаптации.


Перечень вопросов для зачета.


  1. Предмет специальной психологии.

  2. Основные педагогические и психологические категории: воспитание и обучение аномальных детей, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, семейное воспитание.

  3. Основные задачи специальной психологии.

  4. Основные принципы и методы специальной психологии.

  5. Понятие нормы. Отклонения в развитии. Патология развития.

  6. Соотношение нормы и патологии в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека.

  7. Понятие «аномальный ребенок». Основные категории аномальных детей. Понятия "дети с ограниченными возможностями в развитии", "дети с проблемами в обучении".

  8. Структура аномального развитая: соотношение первичного дефекта и последующих нарушений. Время возникновения первичного дефекта.

  9. Причины детской аномалий и нарушений развития: врожденные и приобретенные.

  10. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.

  11. Причины аномалий. Возможности компенсаторного развития аномальных детей.

  12. Термин «умственная отсталость». Определение "олигофрении". Причины олигофрении. Три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

  13. Ранняя диагностика олигофрении. Отграничение олигофрении от сходных состояний.

  14. Диагностические методики в работе с умственно отсталыми детьми

  15. Клиническая характеристика психического развития ребенка с ЗПР, варианты ЗПР.

  16. Соотношение биологического и социального в возникновении и проявлениях ЗПР.

  17. Дифференциальная диагностика ЗПР. Диагностические методики в работе с детьми с ЗПР.

  18. Категории детей с нарушениями слуха: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие). Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха.

  19. Общие особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушением слуха.

  20. Врожденные и приобретенные аномалии зрительного анализатора Слепые и слабовидящие дети.

  21. Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Особенности развития двигательной сферы у слепых и слабовидящих детей Пространственная ориентировка слепых.

  22. Понятие речевого нарушения, классификация речевых нарушений. Причины нарушений.

  23. Общая характеристика детей с нарушениями речи.

  24. Структура двигательных расстройств при детском церебральном параличе. Причины ДЦП. Клиника нарушений при ДЦП. Формы ДЦП.

  25. Общая характеристика детей, страдающих ДЦП. Характерные особенности психического развития.

  26. Понятие синдрома раннего детского аутизма. Признаки аутизма.

  27. Психологические особенности аутичного ребенка.

  28. Общественное положение аномальных детей

  29. Принципы организации системы специальных учреждений. Типы учреждений для аномальных детей.

  30. Система реабилитационной, консультативно-диагностической, педагогической и психологической специализированной помощи

  31. Основные направления работы социальных институтов в оказании разных видов помощи людям с отклонениями в развитии.

  32. Организация и содержание работы медико-психолого-педагогической комиссии.

  33. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии детей дошкольного и школьного возраста.

  34. Государственные положения по комплектованию и отбору детей с отклонениями в развитии.

  35. Значение работ Л. С. Выготского по дефектологии для развития современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

  36. Основные подходы к работе с детьми с нарушением анализаторных систем.

  37. Реабилитация и социальная адаптация детей с двигательными нарушениями.

  38. Коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми с ЗПР.

  39. Социальная адаптация, компенсаторная и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.

  40. Коррекция речевых нарушений у детей.

41. Методы коррекционной работы с аутичными детьми.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Литература:

Основная

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Том 5. Собрание сочинений в 6 томах. / Под ред. Т.А.Власовой. – М., 1983.

  3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.,1985.

  4. Основы специальной психологии. П/ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002

  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

  6. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. – М., 1958.

  7. Хрестоматия: дети с нарушениями развития. Сост. В.М.Астапов. – М., 1995.

  8. Хрестоматия: обучение и воспитание детей «группы риска». Сост. В.М.Астапов. – М., 1996.



Дололнительная

  1. Отстающие в учении школьники /Проблемы психического развития. /Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. М., 1986.

  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1991.

  3. Бадашш Л.О. Невропатология. М.: Просвещение. 1987.

  4. Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982.

  5. Безруких М. М. Проблемные дети. М., 2000.

  6. Бурлакова М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. М., 2000.

  7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

  8. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М., 1983, Т. V.

  9. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей. М., 1983.

  10. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой. В.И. Лубовского и др. М., 1984.

  11. Дети с нарушениями развития. /Под ред. В.М. Астапова. Хрестоматия. М., 1995.

  12. Дети с отклонениями в развитии. /Под ред. Н.Д. Шматко. Метод. пособие. М., 1997.

  13. Дефектологический словарь. М., 1970.

  14. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

  15. Забрамная С.Д. Отбор умственно-отсталых детей в специальные учреждения. М., 1988.

  16. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 2001.

  17. Лангмейер А.Г., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

  18. Лашпин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.

  19. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М., 1990.

  20. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

  21. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978.

  22. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. М., 1974.

  23. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.

  24. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. /Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. М., 1987.

  25. Особенности формирования активности субъекта в познавательной деятельности и поведении. /Под ред. У.В. Ульенковой. Горький, 1986.

  26. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1968.

  27. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. /Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. М., 1973.

  28. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития. /Под ред. У. В. Ульенковой. Горький, 1988.

  29. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих школьников, М., 1978.

  30. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

  31. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

  32. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

  33. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Медицина, 2000.

  34. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.

  35. Ульенкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с ЗПР. Горький, 1980.

  36. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухих. Л., 1961.

  37. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специальная психология icon«современный русский язык»
Умкд по курсу «Современный русский язык» составлен на основе гос впо №687 пед/сп (новый) по специальности 050716. 62 Специальная...

Специальная психология iconРейтинг-план по дисциплине "Методы психологических исследований"
Психолого-педагогическое направление Профиль подготовки "Специальная психология". Курс 1, семестр 1 Количество зе по плану Форма...

Специальная психология iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Специальная психология iconТема: криминальная психология
Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии

Специальная психология iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Специальная психология iconОбщие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...

Специальная психология iconОглавление
Хрестоматия является учебным пособием по курсу «Зоо­психология и сравнительная психология» для студентов фа­культетов и отделений...

Специальная психология iconРабочая программа дисциплины «специальная физическая подготовка»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Специальная психология iconУрок по развитию речи на тему: «Здравствуй, гостья зима!»
Гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29 IV вида»

Специальная психология iconПояснительная записка Курс «Дифференциальная психология»
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции