Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие)




НазваниеПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие)
страница1/40
Дата публикации26.05.2014
Размер5.75 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
literature-edu.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Пряжников Н.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
(Учебно-методическое пособие)

Москва - 2007

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – с.

В пособии дается понимание «профессионального самоопределения». Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности. Особое внимание уделяется активной позиции психолога и организации конструктивного взаимодействия с самоопределяющимся клиентом (подростком).

В пособии представлены также авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также – в индивидуальных профконсультациях. Рассматриваются возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.

Данное пособие может использоваться при подготовке психологов-профконсультантов как на теоретических занятиях, так и при проведении спецкурсов и практических занятий. Пособие рассчитано также на школьных психологов (педагогов-психологов), классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, консультантов различных психологических центров и всех, кто интересуется вопросами профессионального самоопределения подростков и молодежи.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

7







Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

9

1.1. Общие тенденции развития профориентации

9

1.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла

15

1.3. «Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития

15

1.4. Основные факторы профессионального самоопределения

17

1.5. Образ жизненного успеха как важнейший регулятор профессиональных выборов

18

1.6. Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения личности

21

1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

24

Контрольные вопросы к Главе 1

28







Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

28

2.1. Цели и задачи профессионального самоопределения

28

2.2. Организационные принципы профориентации

30

2.3. Профориентация как система

42

2.4. Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях

43

2.5. Проблемы и трудности при реализации целей и задач профориентационной работы

46

Контрольные вопросы к Главе 2

48







Глава 3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И

ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

49

3.1. Общее представление о практической профоринетационной методике

49

3.2. Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач. Типология методов по возможным целям


50

3.3. Типология традиционных научно-практических методов профориентации

54

3.4. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики

58

3.5. Общая схема конструирования активизирующих профоринетационных средств

60

3.6. Общие рекомендации по составлению профориентационных программ

63

3.7. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий

64

3.8. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций

66

3.9. Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами

68

3.10.Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.

70

Контрольные вопросы к Главе 3

75







Глава 4. ВАРИАНТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ

ПРОГРАММ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

76

4.1. Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий)

76

4.2. Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий

83

4.3. Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников

87

4.4. Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения

90

4.5. Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях

91

Контрольные вопросы к Главе 4

94







Глава 5. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

95

5.1. Профориентационные игры с классом

95

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

95

Игра «Ассоциация»

96

Игра «Угадай профессию»

99

Игра «Пришельцы»

105

Игра «Советчик»

107

Игра «Профконсультация»

109







5.2. Игровые профориентационные упражнения

114

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

114

«Кто есть кто?»

115

«Автопортрет»

116

«Человек-профессия» (вариант «Ассоциации» в работе с подгруппой)

118

«День из жизни…» («Сон из жизни…»)

119

«Цепочка профессий»

120

«Ловушки-капканчики»

122

«Эпитафия»

123







5.3. Карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы»)

127

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

127

«Кто? Что? Где?»

128

«Формула»

141







5.4. Игровые карточные методики

146

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

146

«Человек-Судьба-Черт»

148

«Психобизнес» (с использованием обычных игральных карт)

162







5.5. Настольные профориентационные игры

168

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

168

«Или-Или»

170

«Страна богатых и умных»

186







5.6. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения

211

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

211

«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е.А.Климову)

212

Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (ЛПП)

216

Схема альтернативного выбора

218







5.7. Игры-дискуссии

227

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

227

«Заработная плата работника» (ЗПР)

229

«Свобода, ответственность, справедливость» (СОС)

235







5.8. Карточно-бланковые игры

238

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

238

«Комплимент»

240

«Медоворот»

246

«Сударь-государь»

250

«Болван»

256







5.9. Бланковые игры с классом

264

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

264

«Бизнес-риск-мен»

264

«Я – компаньон»

268

«Торг»

273







5.10. Активизирующие опросники

280

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)

280

Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)

286

«Будь готов!»

290

«Как поживаешь?»

308

«За и против»

317







Контрольные вопросы к Главе 5

341







Заключение

343







Литература

345

ВВЕДЕНИЕ



В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает кс каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников (молодежи и всех, кто планирует свое профессиональной развитие) школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно.

В пособии представлены теоретические вопросы профессионального самоопределения, вопросы организации (Глава 1) и планирования профориентационной работы в школе (глава 2), даются рекомендации по проектированию профориентационных методов и программ работы со школьниками (Глава 3), даются примеры уже использующихся в разных условиях профориентационных программ (Глава 4), а также – описания различных групп авторских активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения (Глава 5).

Особенностью данного пособия является то, что многие теоретические вопросы подкрепляются соответствующими практическими методиками, что соответствует и названию работы – «Профессиональное самоопределение: теория и практика». Другой особенностью пособия является то, что оно во многом дополняет другие наши работы, посвященные профориентационной проблематике, в частности, учебно-методическое пособие «Профориентация», выпущенное в издательстве «Академия» в 2005 году (Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005). Но если в пособии «Профориентация» больший акцент делался на освещение теоретических проблем, то в данном пособии несколько больший акцент делается именно на практических методиках и рассмотрении различных условий их проведения со школьниками.

Как уже отмечалось, в пособии большое внимание уделяется проектированию конкретных профориентационных программ. Пособие построено таким образом, что эти программы, опираясь на наши общие рекомендации, можно составлять из наших же авторских методик, в зависимости от решаемых психологом профориентационных задач. Мы считаем, что единообразные программы менее эффективны, чем вариативные, которые можно было бы каждый раз менять и адаптировать к конкретным аудиториям учащихся. Большое разнообразие авторских методик позволит это сделать без труда.

Наши методики называются активизирующими, т.е. призванными не только формировать более высокую заинтересованность в профориентационной работе и профконсультациях, но и частично обучать школьников самостоятельно решать свои проблемы. Сами представленные в пособии методики больше рассчитаны именно на практическую работу, хотя часть из них можно использовать и для исследовательских целей. В этой связи в общей характеристике каждой из групп наших активизирующих методик мы специально выделяем «диагностические возможности методик», исходя из того. При этом важно отметить, что в отличие от традиционных диагностических средств (тестов, опросников и др.) наши методики предполагают достаточно развитый профессиональный и жизненный опыт использующего эти методы психолога, а также его умение «понимать» и даже «чувствовать» своих клиентов. Только тогда методики дадут психологу богатый материал для принятия профконсультационных решений (в научно-практических обследованиях) или для научных обобщений (уже в исследовательской деятельности).

После каждой главы в пособии даются контрольные вопросы для самопроверки обучающихся студентов и специалистов. В конце пятой главы представлены практические задания для формирования у обучающихся начальных навыков проведения методик. Заметим, что все наши активизирующие методики не являются стандартизированными, т.е. допускают их значительную модификацию в использовании. Но как показывает опыт общения с психологами-практиками, использующими наши методы в своей работе, лучше, когда на начальных этапах освоения методик пользоваться нашими рекомендациями. И лишь затем, приобретя некоторый опыт и почувствовав уверенность, можно самостоятельно вносить в наши методики изменения, а в перспективе создавать на их основе свой собственные методы. Для этого в Главе 3 даются общие рекомендации по проектированию активизирующих профконсультационных методов.

Мы надеемся, что данное пособие будет полезно для всех специалистов, работающих с самоопределяющимися подростками, а также с теми людьми, которые решают свои карьерные вопросы в наше нелегкое время.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconТеория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconТестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования
Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,...

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconПлан-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) icon2. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие
Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч ред. В. В. Садырина,...

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие для студентов Нижний Новгород 2009
Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н. Новгород: нгпу, 2009. 42с

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие) iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. — 60 с

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции