Методики изучения особенностей нервной системы




Скачать 3.27 Mb.
Название Методики изучения особенностей нервной системы
страница 1/24
Дата публикации 25.05.2014
Размер 3.27 Mb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Содержание





Введение…………………………………………………………….

6




Организация и проведение тестовых испытаний………………………………………………………..

8

1.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………………

9

1.1.

МЕТОДИКА «СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»……………………..

9

1.2.

МЕТОДИКА «УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»..

11

1.3.

МЕТОДИКА «ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»………

13

2.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………………………….

15

2.1.

МЕТОДИКА «КОМПАСЫ»…………………………………………..

15

2.2.

МЕТОДИКА «ШКАЛЫ ПРИБОРОВ»………………………………..

18

3.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ………………………………………………………………

21

3.1.

МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»…………………………

21

3.2.

МЕТОДИКА «СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ»………………………………

23

3.3.

МЕТОДИКА «КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ»………………….

24

3.4.

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»……………………………...

25

3.5.

Тест «Узнавание фигур»……………………………………….

26

4.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ………………………………………………………….

30

4.1.

МЕТОДИКА «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»………………………...

30

4.2.

МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (БУКВЕННЫЙ ВАРИАНТ)……………………………………………………………..

32

4.3.

МЕТОДИКА «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»…………………………...

36

4.4

МЕТОДИКА МЮНСТЕРБЕРГА……………………………………...

37

4.5.

Методика «Перепутанные инструкции»………………..

38

5.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ…………………………………………………………

40

5.1.

МЕТОДИКА «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ»…………………………………...

40

5.2.

МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»……………..

41

5.3.

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»………………………...

42

5.4.

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»………………..

43

5.5.

МЕТОДИКА «ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ»……………………….

45

5.6.

МЕТОДИКА «АНАЛОГИИ»………………………………………….

46

5.7.

МЕТОДИКА «Словесный лабиринт»…………………………

51

6.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ…………………………………………...

53

6.1.

МЕТОДИКА «ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ» ДЖ. ТЕЙЛОР…………

53

6.2.

Личностная шкала появления тревоги………………...

57

6.3.

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности…………………………………………………………….

59

6.4.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ……………………………………………………………….

61

6.5.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (АНКЕТА «ПРОГНОЗ»)……

63

6.6.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ………………..

67

7.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ…..

70

7.1.

Методика Айзенка (Опросник EPI)………………………....

70

7.2.

МЕТОДИКА «З-ФЛО»………………………………………………...

74

8.

МЕТОДИКИ Изучения характера личности…………

84

8.1.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (ТЕСТ К. ЛЕОНГАРДА)………….

84

8.2.

Тест Д. Голланда по определению типа личности…

88

8.3.

Опросник К. Юнга………………………………………………...

93

9.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………......

96

9.1.

Оценка коммуникативных и организаторских способностей……………………………………………………..

96

9.2.

Тест Айзенка……………………………………………………….

100

9.3.

Тест «Интеллектуальная лабильность»………………...

110

10.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ………………………………

113

10.1.

ТЕСТ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»…………………….

115

10.2.

Методика «Потребность в общении»……………………..

117

10.3.

Методика «Оценка потребности в одобрении»………

118

10.4.

Методика «Познавательная потребность»…………….

120

10.5.

Методика «Диагностика ригидности»…………………..

121

10.6.

Методика «Мотивация к успеху»…………………………

121

10.7.

Методика «Мотивация к избеганию неудач»………...

123

10.8.

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»…

125

10.9.

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова…………………………………………………………….

126

10.10.

Методика «Диагностика уровни эмпатии» З. В. Бойко………………………………………………………………….

128

10.11.

Методика «Ценностные ориентации»…………………...

131

10.12.

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)»…………………………………………………………..

132

10.13.

Методика «Конфликтная личность»……………………..

135

10.14

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»……………………………………………….....

137

10.15.

Методика «Мотивация обучения в вузе»……………….

141

10.16.

Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»……………………………………

143

10.17.

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)…………………………………………………………………...

146

10.18.

МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»………………………………..

148

10.19.

Определение направленности личности (ориентационная анкета)……………………………………

154

10.20.

Методика «Опросник профессиональной готовности»……………………………………………………......

158

10.21.

Исследование уровня притязаний……………………….

162

10.22.

Исследование самооценки………………………………….

164

11.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ межличностных взаимодействий………………………………………………..

167

11.1.

Диагностика межличностных отношений Т. Лири..

168

11.2.

Методика «Исследование восприятия индивидом группы»……………………………………………………………....

174

11.3.

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе……………………………………………

176




заключение……………………………………………………….

197




Литература………………………………………………………...

198




ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………...

185


Введение
В учебном пособии предложена система диагностических методик, направленных на исследование особенностей психологии человека по каждому разделу дисциплины «Общая психология». В пособии дано описание популярных психодиагностических методик, описано обобщенное значение каждого раздела для правильного подбора диагностической методики в исследовании.

Целью учебного пособия является повышение качества работы студентов с психодиагностическими методиками на практике в ходе занятий, самостоятельной работы, в различных видах учебных практик, развитие способностей правильного выбора, проведения диагностического исследования и интерпретации полученных результатов.

Психологически познать человека — это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие «человеческая психология» составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. К психологическим состояниям относятся эмоции и мотивация. Психологические свойства — это способности, темперамент, характер. Отношения охватывают отношение человека к себе, к другим людям, к событиям жизни, к различным объектам и предметам. Все это необходимо знать для того, чтобы лучше понимать человека. Это, в свою очередь, позволяет предвидеть, предсказывать его поведение.

Более или менее точное представление об особенностях памяти человека покажет: сможет ли он запомнить нужные сведения, вовремя, точно и полно воспроизвести их, а также сколько времени ему может понадобиться для запоминания материала и как долго этот материал будет храниться в памяти.

Знания о мышлении позволят представить особенности интеллекта данного человека, оценить его способности, при решении практических задач (практическое или наглядно-действенное мышление) или при внутренних манипуляциях с образами (образное мышление), а возможно, в решении абстрактно-логических, теоретических проблем (словесно-логическое мышление).

Психологические знания о состояниях человека включают представления о его положительном или отрицательном эмоциональном настрое, об общем тонусе (повышенном или пониженном), о внутренней напряженности, об особенностях внимания, а также о характере эмоций: аффектов, чувств, страстей и стрессов.

Изучив мотивацию человека, можно получить информацию об основных потребностях и интересах, мотивах поведения, целях и ценностях.

Также не менее важно иметь представление и о типе темперамента человека, знать об особенностях его проявления в различных видах деятельности. Еще важно точно знать черты характера, так как именно они определяют непосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в тех или иных социальных ситуациях.

Наконец, далеко не последнюю роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения к самому себе и к окружающим людям: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, любит или не любит себя и людей, удовлетворен или не удовлетворен своим местом в системе человеческих отношений, добр или жесток, честолюбив или без особых претензий, сговорчив или несговорчив, контактен или замкнут, общителен или малообщителен по своей натуре.

Знание всех этих особенностей человека позволит объективно проанализировать полученную информацию, чтобы иметь возможность установить контакт с человеком и при необходимости помочь ему.

Для проведения психологического исследования необходимо, чтобы диагност достаточно хорошо владел как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует правильности процедуры проведения тестирования и последующей интерпретации данных исследования.

Цель любого психолого-педагогического научного эксперимента предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте.

Психолого-педагогический эксперимент решает ряд задач:

  • установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения;

  • определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях;

  • описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо;

  • сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Эти задачи в исследовании решаются либо в комплексе, либо самостоятельно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа, в частности методами математической статистики.

Организация и проведение тестовых испытаний
Результаты тестирования во многом зависят от внешних условий – физических, психологических, технологических. Необходимо при проведении процедуры тестирования обеспечить всем участникам равные условия.

При проведении процедуры тестирования, конечно, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Перед началом тестирования необходимо проверить состояние помещения, его пригодность для работы определенного числа участников, устранить или уменьшить отвлекающие факторы (шум, запах, мигание ламп), проверить наличие необходимого количества тестовых материалов. Необходимо оценить состояние группы (возбуждение или депрессия учащихся не способствуют объективности оценки).

Наиболее благоприятное время для проведения тестирования – с 9 до 12 часов дня. Не рекомендуется проводить тестирование после занятий физической культурой и после значительной умственной нагрузки.

Для снижения факторов, влияющих на индивидуально – психологический барьер, возникающий при тестировании, определяется стандартная форма процедуры тестирования. При этом желательно, чтобы учащиеся уже имели опыт подобных испытаний. Опыт показывает, что ошибки, допущенные в процессе тестирования, могут добавить до 50% разброса в оценках результативности выполнения теста.

Перед тестированием необходимо проинструктировать испытуемых о цели тестирования, а также мотивировать успешную работу над тестом. Необходимо четко прочитать инструкцию к тесту, разобрать примеры. Необходимо сообщить время начала и конца работы, рассказать о правилах исправления ошибок, о том, как задавать вопросы.

Во время работы студентов над тестом необходимо:

  • проверить правильность заполнения исходных данных в бланке ответов;

  • проследить за тем, чтобы учащиеся не делали пометок на тест-билете;

  • исключить разговоры и общение учащихся;

  • вовремя отвечать на вопросы, при этом ответы не должны служить подсказкой (т. е. допускаются лишь вопросы по оформлению ответа).

За 5 минут до окончания работы предупредить тестируемых. Проводить тестирование должен подготовленный специалист, который удовлетворяет следующим требованиям:

  • владеет методологией тестирования;

  • коммуникабелен, эмоционально уравновешен, тактичен;

  • понимает цели и задачи тестирования.

1. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Значение
К свойствам нервной системы относятся физиологические свойства, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. В качестве основных свойств нервной системы В.Д. Небылициным выделены: сила, динамичность, лабильность и подвижность нервных процессов.

Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения.

Лабильность – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса.

Подвижность нервной системы – скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

Свойствами нервной системы влияют на индивидуальные различия в формировании способностей и характера.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методики изучения особенностей нервной системы icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
В результате изучения данного курса студенты должны знать основные принципы работы нервной ткани, функционирования различных структур...
Методики изучения особенностей нервной системы icon Определение локализации очага поражения в нервной системе в главе...
В главе 1 были описаны основы постановки диагноза, анатомии нервной системы и неврологического обследования. В данной главе будут...
Методики изучения особенностей нервной системы icon 2 Рассматривают вопросы научно-информационного, патентно-лицензионного...
«Хирургия травм, заболеваний позвоночника, спинного мозга и периферической нервной системы»
Методики изучения особенностей нервной системы icon Данное пособие к изучению заболеваний нервной системы охватывает...
Основными учебными пособиями ко всем темам являются учебники по нервным болезням
Методики изучения особенностей нервной системы icon Реферат в данном проекте произведена попытка автоматизировать процесс...
Полученное таким образом решение на данный момент не имеет аналогов в нашем университете по дисциплине «Системы искусственного интеллекта»....
Методики изучения особенностей нервной системы icon Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы
Методики изучения особенностей нервной системы icon Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы
Методики изучения особенностей нервной системы icon План. Введение Понятие о двигательных способностях Характеристика двигательных способностей
Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории...
Методики изучения особенностей нервной системы icon Физиологические основы психической деятельности
Физиологические основы психической деятельности: Учебное пособие в 2-х частях. – Н. Новгород: вгипу, 2008. – Часть 1: Физиология...
Методики изучения особенностей нервной системы icon 22. 09. 2014 В. В. Кабакчи
Сми, в ходе разнообразных межкультурных контактов. Возникает необходимость изучения особенностей языка, ориентированного в область...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции