Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии




Скачать 460.8 Kb.
Название Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии
страница 1/6
Дата публикации 25.05.2014
Размер 460.8 Kb.
Тип Статья
literature-edu.ru > Психология > Статья
  1   2   3   4   5   6

Ф.Т.Михайлов



Проблемы метода культурно-исторической психологии.

1.Исповедальное.


Статья получилась скорее об авторе, чем о содержании, заявленном заказным названием. Но проблемы метода теории, которой нет – тоже явный нонсенс.

Прежде всего, с мукой душевной констатирую: культурно-историческая психология превратилась в миф. Многие психологи используют терминологию Л.С.Выготского, что называется, для красного словца, формулируя личные научные проблемы в логике явного эмпиризма. В психологии господствует методики практической коррекции психических аномалий. Модные концепты психоанализа, тесты и упражнения вытеснили саму идею культурного историзма в формировании высших психических функций мудрого организма homo sapiens.

Но суть кризиса психологии развития не только в её эмпиристской ориентации. Личностные претензии ведущих за собой молодую поросль психологов играют не последнюю роль в этом кризисе. Назову только главных претендентов на звание учителя узко профессиональной психологической мудрости. Мне не легко назвать их имена, ибо все они, названные и неназванные здесь – мои когда-то молодые, теперь же – мои старые, любимые и ценимые мной друзья, с которыми я провёл не одно десятилетие и в спорах, и в согласии. Прежде других – это Б.Д.Эльконин, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.С.Лазарев. Те, кого я пока не назвал, пусть меня простят, но, думаю, что в данном случае они за «забывчивость» мою будут мне лишь благодарны.

Каждый из избранных претендует на верность своим учителям. Не раз приходилось слышать, например, от Бориса Эльконина: «они нас учили нашей уникальной профессии – мы психологи, но, не философы, не дай бог, и не теоретики без границ». Выходит так: к психологии отношения не имеют ни Спиноза, ни Локк, ни Кант, ни Гегель и, тем более, ни Карл Маркс, для многих психологов неодолимый, о котором поэтому и вспоминать-то им просто нечего. Хотя именно их учителя были открыты всей философской премудрости, в том числе и Маркса.

Встать на котурны учителя узко профессиональной психологии соблазнительно, но легко и сковырнуться с них. Однако, эта опасность отступает на второй план, когда очень хочется поиграть в свои собственные школы, теша себя надеждой, что и все внимающие им рисуют ту же желанную картину: верность учителям как завоёванное право на собственную роль учителя. Но где эта их верность сегодня? Только знамя, только символ – не более того. А если и есть прямые ссылки на труды А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина – учителя Васи Давыдова (и моего), А.В.Запорожца, А.А.Смирнова, Н.А.Менчинской и др., то и они – дань уважения, но не деловой критики, без которой нет продвижения теории. Вот какими сомнениями мне срочно потребовалось поделиться с вами.

Добавлю: намёк на не простые проблемы «новых учителей» не относится ни к В.П.Зинченко, дано выбравшего свой путь1, ни к моей любимой Л.Ф.Обуховой, трепетно и продуктивно развивающей идеи своего учителя – Петра Яковлевича Гальперина. Я бы выделил и Г.А.Цукерман, проложившую свой перспективный путь в теоретической психологии.

2. Инженеры человеческих душ.


Ориентация проблем теоретической психологии на практику коррекции психических аномалий я бы назвал профессиональной ограниченностью. Это – в отличие от резкого и бескомпромиссного Карла Маркса, мало того, что назвавшего замкнутость теории на технологию её «подразделов» профессиональным кретинизмом, но и проанализировавшего его историко-культурные, экономические и социальные причины, действующие с XV1 века при фабричной утилизации фундаментальных открытий в механике, затем – физики, химии, биологии и т.д. Глаза жертв не клинического, а профессионального кретинизма, давно уже вооружены особыми «очками», фурнитура которых позволяет настолько сузить предметное поле осмысления, что ведущей целью познания тайн матушки-природы становится разглядывание взаимопревращений отдельных наличных элементов только этого поля. Так и рождалась, укореняясь и в настоящем времени, логика «ползучего эмпиризма». Все изыски так называемой «философии науки» не выходят за рамки этой логики.

Но мне захотелось обратить ваше внимание не только на эмпиристскую логику науки, терпеливо служащей целям и средствам техногенной цивилизации. Есть ещё один аспект этой её службы – это общественное осознание роли даже не столько учёных, сколько инженеров, превращающих добытые учёными формулы объективных процессов бытия в репродуктивную работу машин и механизмов, меняющих и облик планеты и души, населяющих её людей.

Вспомним начало прошлого века. Героями фантастических романов и повестей, социальных утопий и около научных пророчеств не случайно стали инженеры! Да те самые, тогда ещё привилегированные «белоподкладочники», коим предстояло (по крайней мере, у нас) превратиться к середине ХХ века в незадачливых героев миниатюр Аркадия Райкина, живущих «…как какой-нибудь инженер!» – это о неудачниках, получающих зарплату инженера, чьё социальное положение на грани отрицания такового, а жизненное обустройство стремительно приближается к нищенскому.

Фигура инженера-одиночки, творящего и осуществляющего технологии будущих машин, космолётов, общественных устройств человечества (непременно – всего сразу и навсегда) окончательно поблекла уже к сороковым годам. Но в начале века желанное для проектируемого будущего величие профессионального инженера было не случайным. Вспомним, например, инженеров Жюль Верна, инженеров А.А.Богданова (Малиновского) в его романах «Инженер Мэнни» и «Красная звезда». А вместе с ними и инженеров А.Н.Толстого (Лось – в «Аэлите», Гарин – в «Гиперболоиде инженера Гарина»). Эти и многие другие герои романов и повестей того времени не оставляли у читателей сомнения: будущее принадлежит тем, кто разрабатывает и творит механические затем – химические, биохимические, физические, технические машины и «машины» общественного обустройства жизни людей. Их эксплуатация создаст всем нам истинный рай на Земле.

Всего лишь механика взаимодействия деталей этих машин – вот предмет осмысливания и результат изобретений, служащих людям, – таков подтекст самосознания нашей эпохи, ведущий за собой все тексты природоведческой и социальных наук, идеологов политики и… основ всех «подразделов» общего человековедения. В том числе и современной психологии. В предметное поле бесчисленных «подразделов» психологии входит именно механика «взаимодействий» наличных у индивида психических состояний, навязчивых мыслей и болезненных переживаний, требующая инженерной коррекции2.

А соответствующих им замкнутых на себя психологических специальностей сегодня так много, что только на перечисление их понадобятся две-три страницы этой статьи. Зато теперь не только писатели, но даже прежде таковых – именно психологи, претендуют на звание инженеров человеческих душ! Именно инженеров, занятых изучением и настройкой нормальных и лечением повреждённых механизмов работы нашей души.

Так и осуществился возврат психологии к картезианскому противопоставлению души с её собственной и особой духовной «механикой» неизбывной телесности мира и человека, с её чисто физической механикой. Что и потребовало привлечения Творца к объяснению начала и причин существования и функционирования в мире бытия чисто субъективной субстанции. Для картезианства это неизбежно! Тут добавилась к логике Декарта механическая логика укоренения в основании всего общественного обустройства политической власти государства чиновников. Их власть не имеет никаких оснований для этого, а потому и требует идеологического, в данном случае единственно возможного – религиозного благословения.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Н. Л. Мишатина Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды
В статье рассматриваются в рамках культурно-исторической психологии и психологической педагогики, лингвокультурной концептологии...
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Литература 1468
Смирнова Л. А., Михайлов, О. Н., Турков А. М. и др.; Чалмаев В. А., Михайлов О. Н., Павловский А. И. и др./Под ред. Журавлева В....
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Вильгельм Вундт Проблемы психологии народов
По изданию: В. Вундт. "Проблемы психологии народов", издательство "Космос", М., 1912 г
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Курсовая работа
...
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Михайлов В. В., Яблучанский Н. И (редакторы Н. И. Яблучанский и М....
Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным пред­варительным, при поступлении...
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической...
Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической...
И. В. Троицкая (Санкт-Петербург), 2009. (Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической психологии: Материалы XXVI...
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Егорычев В. Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно»
Предмет исследования: проявление псевдоготического стиля как культурно-исторической особенности архитектурных сооружений Москвы
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Методическая разработка открытого занятия по теме: «Греко-латинские...
Отработка умений анализировать, извлекать информацию, умение выражать свои мысли с применением объяснительно-иллюстративного метода,...
Ф. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии icon Тема эроса в прозе серебряного века
Целью данного исследования является попытка проследить зависимость художественного решения проблемы от мировоззрения и творческого...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции