Классификация интуиции




Скачать 122.14 Kb.
Название Классификация интуиции
Дата публикации 22.05.2014
Размер 122.14 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
А.Д. Барбитова,

кандидат педагогических наук, доцент
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТУИЦИИ
В данной статье рассматривается классификация видов интуиции, их взаимосвязь и проявление в педагогической деятельности.
Интуиция как один их феноменов психики человека на протяжении нескольких столетий привлекает внимание многих исследователей и является предметом изучения таких фундаментальных наук как философия, математика, биология, медицина, психология, педагогика, соционика и др. наук.

Интуиция в аспекте научного познания может рассматриваться:

- как вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения, так называемое, непосредственное знание (априорное), не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное (Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон и др.);

- как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода, но характеризующихся быстротой (иногда моментальностью) формулирования гипотез (В.В. Давыдов, Б.Г. Мещеряков, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев и др.);

- как способность к свернутым, логически непроработанным решениям, и верной ориентации в сложных ситуациях (Ф. Асмус, А. Пуанкаре и др.);

- как результат предшествующего опыта (В.И. Загвязинский, А. Суворов и др.).

- как процесс преобразования подсознательной и бессознательной психической информации в важные и яркие послания (В.Р. Ирина, А.А. Новиков, Д. Майерс и др.). Результатом такого процесса будут знания. При понимании и усвоении знания, полученная информация проникает во внутреннее, субъективное пространство человека, становится частью, тем самым приобретает структурную форму;

- как сжатие во времени, переход в подсознание некоторых процессов, которые в «нормальной жизни» осуществлялись сознательно (Ф Асмус, А. Пуанкаре);

- как результат работы полушарий головного мозга (Р.М.  Грановская);

Приступая к определению места, роли и проявления особенностей интуиции в педагогической деятельности выделим, что интуиция нами будет рассматриваться в аспектах:

- биологическом – как компонент психики человека;

- психологическом – как компонент деятельности человека;

- рефлексивном – как форма познания;

- педагогическом – как форма проявления творческого поведения педагога.

При этом важно учитывать при описании особенностей интуиции разнообразие подходов к ее пониманию, так как ее определение и содержание будет зависеть от особенностей того или иного подхода.

Например, с учетом физиологического подхода интуицию необходимо рассматривать с точки зрения нейро-физиологических особенностей психики человека.

В аспекте деятельностного подхода интуиция будет рассматриваться как творческая деятельность, создание нечто нового, ранее несуществующего.

В аспекте личностного подхода интуиция – качество, присущее личности человека, которое можно развивать и формировать.

В аспекте индивидуального подхода интуиция – индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в способности чувствовать.

В разрезе системного подхода интуиция – это часть системы психологического процесса восприятия.

В научной литературе выделяются следующие виды интуиции: чувственная, рациональная, научная, творческая, художественная, стратегическая, профессиональная, женская, мужская, принятия решения, геометрическая, физическая, философская, математическая, алгебраическая, предвидения, бытовая, нравственная, техническая, и др.

Такое многообразие видов интуиции влечет за собой необходимость разработки ее классификации, которая, на наш взгляд, позволит не только выделить связи различных ее видов между собой, но также определить значимость, выявить роль и обозначить функции интуиции в педагогической деятельности.

Опираясь на анализ научной литературы, попытаемся классифицировать данные виды интуиции, которые, в той или иной степени, могут проявляться у человека, как в профессиональной деятельности, так и в жизни.

Интуицию можно классифицировать:

- по области проявления – бытовая, чувственная, рациональная, научная, нравственная, предвидения;

- по способу мышления – алгебраическая, геометрическая, философская, физическая, эйдетическая, концептуальная;

- по идентификации с полом – женская и мужская;

- по доминанте полушарий головного мозга – левополушарная, правополушарная;

- по форме модальности восприятия – образы, звуки, запахи, движения, эмоции и чувства;

- по форме проявления – мысли, сны, внутренний голос, знаки, действия, чувство глубокого удовлетворения от осуществления процесса и полученного результата;

- по психическому состоянию – подъем физических и духовных сил, гармония, нирвана, божественность, самоудовлетворенность;

- как проявление результата работы и деятельности – инсайт, озарение, наитие;

- по доминированию психического процесса – воображение, мышление, ощущение, восприятие;

- по форме познания – интуитивное, непосредственное, дискурсивно-логическое, рефлексивное;

- по видам деятельности (профессиональной, в том числе) – художественная, стратегическая, принятия решения, математическая, техническая (изобретательство), творческая, педагогическая;

- по этапам развития – инстинкты, творчество, совесть.

- по типу – интрапсихическая и интерпсихическая. Первый тип проявляется как способность интуиции человека к выделению и восприятию разных компонентов собственной психики (предугадывание, предвидение относительно самого себя), второй тип интуиции относится к пониманию, сверхчувствованию других;

- по временному признаку проявления – ситуативная, ретроспективная и перспективная интуиция. Ситуативная интуиция проявляется в актуальной ситуационной деятельности, ретроспективная – в ранее уже выполненной деятельности, перспективная проявляется в предстоящей деятельности.

Поскольку, нас интересует такая сфера деятельности как педагогическая, попробуем рассмотреть интуицию, ее свойства и проявление именно в этой области и ответить на вопросы: «Так ли важны знания об интуиции, ее роли, месте и функциях для педагога?», «Как может расширить границы педагогической практики интуиция?».

Итак, для поиска ответа на поставленные вопросы нам становится важным исследовать, какова же роль, функции, характеристика особенностей проявления интуиции в профессиональной деятельности педагога.

Поиск логично начать с уточнения понятия «педагогическая деятельность».

Изучению педагогической деятельности уделяется внимание в трудах А.Н. Леонтьева, В.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой, А.В. Петровского, М.М. Фридман, В.П. Беспалько, В.П. Симонова, Л.Ф. Спирина и др.

По мнению И.А. Зимней, педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования [10].

В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов смыслом педагогической деятельности определяют «…собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [12].

Б.Т. Лихачев среди основных компонентов, составляющих структуру педагогической деятельности, выделяет собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, педагогическую интуицию.

Педагогическая деятельность включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, эмоциональный, операциональный, контрольно-оценочный, рефлексию.

Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. При этом надо согласиться с тем, что:

- деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней;

- в воспитательном процессе затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение отсрочено во времени;

- творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя;

- особое место в педагогическом процессе занимает потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, как эмоциональному, так и аналитическому, обеспечивает выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит от способностей использовать данную информацию в педагогической ситуации абсолютно по-новому, различными способами и в быстром темпе.

Обращаясь к описанию творческой личности педагога, необходимо выделить такие ее черты как: готовность к риску; независимость суждений; импульсивность; познавательная "дотошность"; критичность суждений; самобытность; смелость воображения и мысли; чувство юмора и склонность к шутке и др. А.Н. Лук считает, что эти черты способствуют раскрытию особенностей действительно свободной, самостоятельной и активной личности [11, с. 122].

Вместе с этим, на наш взгляд, важно добавить и то, что творческий педагог обладает способностью выходить за рамки границ сознания, благодаря не только собственному развитому сознанию, но и так называемому сверхсознанию, и оценить любую ситуацию в целости, опираясь на свой чувственный, субъективный и профессиональный опыт. Не секрет, что чаще всего педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях: когда алгоритмическая деятельность не дает желаемых результатов; когда усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного упреждения, внесения изменений, коррекций и регулирования, умения предвидеть, предугадать, предвосхитить, что побуждает учителя к проявлению инновационного стиля педагогического мышления.

К необходимым субъективным условиям развития педагогического творчества относятся: анализ типичных ситуаций и умение принимать решение в таких ситуациях; стремление к творчеству; развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение и владение педагогической технологией.

Поэтому, исходя из вышесказанного, необходимо дополнить и расширить содержание понятия «педагогическая деятельность».

На наш взгляд, важно внести следующее дополнение, касающееся того, что педагогическая деятельность – это такой процесс, при котором формирование знаний, умений, навыков личности человек (основы жизненного и профессионального опыта) будет идти не только с учетом уровней его сознания, но и возможностей его бессознательного, частью которого является интуиция, выступающая как ресурс субъектного и профессионального опыта, как основа педагогического творчества. При таких условиях результатом педагогической деятельности будет и творческое поведение, и творческое мышление, которые проявиться личностью в своей жизни и обществе. Так как творческое мышление заключается не в сведении новых задач к известным способам их решения, а требует умения увидеть задачу в целом, подвергая критике все известные методы. Человек, как отмечает Р.М. Грановская, должен увидеть ограниченность, схематичность старого метода рассмотрения проблемы и уметь выйти за рамки привычных, одобряемых логикой и здравым смыслом представлений [8].

То, что принято называть интуицией или чутьем, есть по сути дела, неосознанный опыт [11]. Поэтому зачастую, когда решение какой-либо задачи педагогом приходит интуитивно, неожиданно, спонтанно, то это представляется ему непонятным и непостижимым. Ощущение непостижимости результата в такой ситуации рождает у многих педагогов убежденность в невозможности осознанно научиться интуитивным способам решения. Между тем для каждого педагога полезно владеть этими способами познания. Они необходимы в педагогической деятельности, так как педагогическая профессия не может осуществляться без творчества. Неосознанный опыт - это субъективный опыт, который через рефлексию может преобразоваться в профессиональный опыт.

Для эффективного использования возможностей интуиции и понимания ее роли в процессе преобразования субъектного опыта в профессиональный, как считают Р.М. Грановская, А.Н. Лук, целесообразно обращаться к возможностям правого полушария головного мозга, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, его обобщенность, целостность, одномоментность и образность, синтез в реальном пространстве и времени, вовлечение непроизвольной памяти [1, 4].

Слабость неразвитость пространственного воображения все чаще становится препятствием и в творческом процессе, и в мастерстве. Это приводит к тому, что человек становится способным грамотно воспроизвести изложенный на занятиях материал, но оказывается беспомощным, приступив к практической работе, где каждая ситуация уникальна, не разрешается только стандартными приемами и требует кроме знаний творческого подхода и интуиции.

Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях выделяется связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, специфика которой проявляется в познавательных, творческих и оценочных функциях деятельности. Считается, что на интуитивном уровне задействованы все формы чувственности - ощущения, восприятие, память, воображение, эмоции, воля - «чувственная интуиция» и интеллекта, логического мышления - «интеллектуальная интуиция».

Итак, отвечая на вопросы: Что дает изучение феномена интуиции науке? Что же дает интуиция педагогической практике, в целом, и педагогу, - в частности? – можно выделить следующее:

1. Расширяет область научного познания о человеке, его возможностях.

2. Позволяет обозначить ее особенности проявления в психике человека.

3. Повышает эффективность педагогической деятельности учителя через проявление творческого поведения и творческих способностей.

4. Пробуждает творческую фантазию.

5. Позволяет учителю узнать свои ресурсы и возможности и их экономично использовать.

6. Помогает педагогу осознать, в каких областях педагогической деятельности он наиболее успешен.

7. Поведение педагога, способного к интуитивным решениям, трудно предсказать, и поэтому им сложнее манипулировать.

8. Позволит педагогу лучше понять себя, учеников и эффективнее взаимодействовать с коллегами.

9. Может выступать в качестве источника идей обновления школы или вуза.

Литература:

1. Барбитова, А.Д. Психологические основы проявления интуиции в педагогической деятельности [Текст] / А.Д. Барбитова // Ученые записки. - Серия Психология. Педагогика. 2009. Т.2. - № 2 (6): Педагогический институту Саратовского гос.университета им. И.Н. Чернышевского. - С. 52-56.

2. Барбитова, А.Д. Актуальность выявления психологических оснований интуитивного использования учителем эффективных методов и форм педагогической деятельности / А.Д. Барбитова // Современные проблемы науки и образования»: Материалы IV Общероссийской научной конференции «Современные проблемы науки и образования» 17-19 февраля 2009 г., г. Москва. - М., 2009. - № 2. - С. 16-18.

3. Барбитова, А.Д. Эмпатические способности учителей и проявление их в педагогической деятельности / А.Д. Барбитова // Результативность и эффективность воспитания: от администрирования к управлению: Сб. ст. Российской научн.-практ. конф. (Тула, 18-20 марта2009 года): в 2 ч. / Центр теории воспитания института теории и истории педагогики РАО; Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой, Д.В. Григорьева. - Ч.1. - М.: Центр теории воспитания Института воспитания и истории педагогики РАО; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та, 2009. - 229 с. - С. 206-210.

4. Барбитова, А.Д. Интуитивный подход в профессиональной деятельности педагога: психологический ресурс развития учебного занятия [Текст]: сб. материалов XIII научно-практической конференции «Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования» (г. Ульяновск, 13-15 октября 2009 г.) В 2 ч. Ч.1 / под ред. М.И. Лукьяновой. / А.Д. Барбитова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 464 с. - С.103-108.

5. Барбитова, А.Д. Интуитивный подход в профессиональной деятельности педагога: методы исследования интуиции [Текст]: Сборник материалов XIII научно-практической конференции «Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования» 13-15 октября 2009 г., г. Ульяновск, / Под ред. А.Д. Барбитовой. / А.Д. Барбитова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 252 с. - С.123-130.

6. Барбитова, А.Д. Интуитивный подход в педагогической деятельности [Текст] / А.Д. Барбитова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. №. 1 (11). - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2010. - 204. - С.165-169.

7. Барбитова, А.Д., Трифонова Г.С. Интуиция в профессиональной деятельности военнослужащего [Текст] / А.Д. Барбитова // Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: Материалы международ. научн.-практ. Конференции, 28-29 апреля 2010 г., Саратов. - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2010. - В 2-х частях: Ч.II-550 с. - С. 434 -439.

8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановскя. - 2-е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. - 560 с.

9. Гильманов, С.А. Интуиция педагога. [Текст] / С.А. Гильманов. - Тюмень, 1992. - 67 с.

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с.

11. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

12. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классификация интуиции icon Тематический план операционные системы, их назначение и классификация
Дается понятие операционной системы, ее назначение и классификация. Рассматриваются различные операционные системы, сравниваются...
Классификация интуиции icon 1. структурная классификация языков

Классификация интуиции icon 2 Умеем ли мы задавать вопросы? Классификация типов вопросов 121

Классификация интуиции icon Глава
Классификация неологизмов с точки зрения происхождения, по языкам-донорам
Классификация интуиции icon Методическая разработка урока по русскому языку
Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста
Классификация интуиции icon Thirads: ультразвуковая классификация узлов щитовидной железы
И только 5-10% уо в щж представлены различными видами карцином, 90% которых относится к высокодифференцированному раку из фолликулярного...
Классификация интуиции icon Криминалистическое прогнозирование как частная криминалистическая...
Сущность и значение криминалистического прогноза проявляется при сравнении его с гипотезой
Классификация интуиции icon Основы информатики и вычислительной техники компьютерные сети Минск
Рассматривается понятие компьютерной сети, структура и целесообразность ее создания. Приводится классификация сетей по территории...
Классификация интуиции icon План работы мо классных руководителей на 2013/2014 учебный год
«Современные педагогические технологии воспитания: основные идеи, классификация, характеристика и краткий анализ конкретных технологий...
Классификация интуиции icon 7. Решение спорных вопросов: Улаживание конфликтов. Улаживание конфликтов
Классификация игр, как теоретическая основа их выбора и практического применения в профессиональной подготовке
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции