Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу




Скачать 53.66 Kb.
Название Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу
Дата публикации 22.05.2014
Размер 53.66 Kb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Психология > Методические рекомендации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №139 г. Иркутск

Богданова Наталья Анатольевна

педагог – психолог

методические рекомендации по работе с педагогами
Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов ДОУ.

«Те, кто озаряет жизнь других,

не останутся сами без света»

Джеймс Мэтью Барри

Ни для кого не секрет, что для успешного проведения семинара, тренинга, беседы, собрания и т.д. очень важно установить доброжелательный контакт, ведь именно доверительная и доброжелательная атмосфера способствует эффективному и конструктивному взаимодействию сторон. Для этого можно использовать разные методы и приемы, но мой опыт показал, что кокология может оказаться незаменимым помощником в создании непринужденной атмосферы общения как с педагогами ДОУ, так и с родителями.

В нашем ДОУ я успешно использую приемы кокологии как при проведении различных семинаров для педагогов, так и для создания позитивной атмосферы на педагогических советах и планерках.

Что же такое кокология? Термин «кокология» происходит от японского слова «кокоро», что переводится как дух, ум, сознание, а если еще шире, то «внутренний мир». Кокология занимается разработкой и интерпретацией легких и позитивных тестов, которые стимулируют воображение и заставляют человека логически или визуально дополнить ситуацию или картину. В настоящее время успешно развивается проект «Кокология», которым руководит профессор психологии Исаму Сайто (Университет Риссё) и его коллега Тадахико Нагао. Основной концепцией проекта является придумывание игр-тестов, в которых человек представляя себя в обыденных или фантастических ситуациях, не задумываясь, отвечает на простые вопросы. Ответы трактуются с точки зрения научной психологии.

Чтобы не разочароваться и получить максимально достоверные ответы, следует соблюдать простые правила кокологии - игры:
1. Запомните первый образ, который придет вам в голову и сконцентрируйтесь на нем. После этого найдите из предложенных вариантов ответов тот, что наиболее приближен к Вашему образному ответу.
2. Расслабьтесь и отвечайте первое, что приходит на ум.
3. Не путайте кокология - тесты с тестами на логику. Здесь она совершенно не нужна.

Кокология тесты – идеальный микс науки и развлечений. Пусть данные тесты нельзя назвать ни слишком серьезными, ни научно обоснованными (впрочем, у основателей кокологии несколько иное мнение на этот счет), зато с задачей поднять настроение, создать теплую и душевную атмосферу, наладить коммуникацию между людьми, удивить, рассмешить – они вполне справляются. А некоторые из педагогов нашего ДОУ, игравших в эту психологическую игру утверждают даже, что кокология помогла им по-новому взглянуть на себя, переосмыслить отношения с окружающими, разобраться в причинах собственных проблем…

Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности. К педагогу дошкольного учреждения предъявляются особые и очень серьезные требования. Педагог должен уметь определять индивидуальные способности малышей, развивать их и обращать внимание родителей на успехи или проблемы их детей. А тут уже требуется знание приемов успешной коммуникации с взрослым человеком, ведь родители тоже все разные.

Так, что кокология направлена еще и на решение ряда важных задач:

  • развитие творческой инициативы педагогов;

  • развитие эмоциональной произвольности;

  • совершенствование коммуникативных навыков;

  • развитие навыков саморегуляции педагога;

  • снятие психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения (педагога с педагогом, педагога с ребенком, педагога с родителями);

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал сновидения королевской дорогой к бессознательному. Создатели забавной психологической игры – кокологии утверждают, что их изобретение также способно помочь нам проникнуть в тайны собственного подсознания и узнать о себе много нового и неожиданного. И, в отличие от психоанализа, свой кокологический «диагноз» вы узнаете за 2-3 минуты.

В ее арсенале – ряд ситуативных тестов, предлагающих человеку, подключив воображение, ответить на определенные вопросы, дорисовать картинку, выбрать из предлагаемых вариантов тот, который больше по душе, представить и описать ту или иную ситуацию… В итоге, дав ответ на невинный, казалось бы, не имеющий к нам никакого отношения вопрос и получив интерпретацию ответа, участники игры зачастую узнают о себе немало интересного.

К примеру, представив себе птичку определенного цвета мы узнаем, … как скоро в нашей жизни произойдут долгожданные перемены. Описываем культпоход в музей и выясняем, … какое впечатление производим на людей при первой встрече.

Хотите сыграть в кокологию? Тогда запомните правила:

  • По возможности, не играйте в одиночку. Конечно, не будет ничего страшного в том, что вы ответите на вопросы тестов в одиночестве, но поверьте: гораздо большее удовольствие вы получите, делая это в коллективе. Ведь кокология – не просто игра, а инструмент общения. И, кто знает, может, именно благодаря ей вам удастся понять причины тех или иных разногласий и конфликтов, которые порой возникают между вами и окружающими? Или найти множество точек соприкосновения с человеком, который недавно пришел работать к вам в коллектив.

  • Будьте спонтанны. Не стоит долго размышлять над каждым вопросом, - отвечайте первое, что приходит в голову. Помните: правильных или не правильных ответов в данном случае не существует.

  • Не старайтесь, во что бы то ни стало предугадать интерпретацию ответов, не забегайте вперед. Что с того, что вы приобретете в глазах окружающих славу Шерлока Холмса? Цель данной игры заключается не в демонстрации способностей к дедукции, а в познании себя и окружающих. Так не лишайте себя возможности узнать о себе много нового и неожиданного.

  • Будьте честными и искренними, отвечая на вопросы. Какой прок в игре на самопознание, если мы будем давать лживые ответы?

  • Прежде чем начать игру, приготовьте все необходимое. Речь идет о бумаге и ручке, - они могут понадобиться при выполнении некоторых заданий.

  • И, наконец, последнее напутствие - Смотрите на мир шире, не стоит воспринимать все слишком буквально и чересчур серьезно.



Тест «Наши любимые животные»

Какие животные вам нравятся больше всего? Подумайте об этом и назовите трех из них в порядке предпочтения. При этом не забудьте как можно подробнее описать те качества, которые вам особенно симпатичны в каждом из зверей.

Например: 1) Кошка (ласковая, уютная, независимая и т.д.); 2) Собака (верная, веселая, хороший компаньон и т.д.); 3)Хомяк (милый, неприхотливый, забавный и т.д.)

Интерпретация ответов:

Суть теста: Три, названных вами животных, отражают три стороны вашей личности.

1) Животное, которое вы назвали первым, – это тот идеал, к которому вы стремитесь. Качества, которым вы наделили животное, помещенное на первое место, говорят о том, каким вы хотите быть.

2) Второе животное символизирует вашу сущность, те его характеристики, которые вы перечислили – отражают и ваши собственные черты характера.

3) Давая характеристику третьему животному, вы, вероятно, и не предполагали, что описываете то, каким вас видят со стороны окружающие вас люди. А это именно так.

Вот так непринужденно и с улыбкой можно помогать нашим педагогам познавать себя и делиться своим внутренним миром с окружающими.

Я очень часто использую кокологию и в работе с детьми, и со взрослыми. Просто палочка - выручалочка. Всем очень нравиться!
Список использованной литературы:

  1. Батаршев А., Алексеева И., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств. - С-Пб.: «Питер», 2007г.

  2. Нагао Т., Сайто И. Кокология. Психологические игры. – Киев, Москва, С.-Петербург: «София», 2003г.

  3. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов...
Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление доу. – №7/2006
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования...
«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Проектно-исследовательская...
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Памятка для родителей по воспитанию детей Памятка для родителей «Причины...
Создание благоприятной семейной атмосферы помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на...
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Теоретическое обоснование проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами
Изучение проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами в психолого-педагогической литературе (здесь раскрываются...
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1...
Ознакомить студентов с понятием об общении, уровнями и видами общения, коммуникативными навыками
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Методические рекомендации. Задачи эксперимента
Пиктограммы как средство активизации учебной деятельности учащихся на уроках истории
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Методические рекомендации по выбору тем для выполнения обучающимися...
Данные рекомендации разработаны для педагогов, занимающихся со школьниками учебно-исследовательской деятельностью и ориентированны...
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция)
Приоритетные направления деятельности детского практического психолога в доу
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу icon Методические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение
Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции