Скачать 4.82 Mb.
|
Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход О г л а в л е н и е Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Телесная психология и личностный рост . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.Телесная психология: механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации . . . 2.2. Соматический (клинический) подход к психологическим проблемам . . . . . . . 2.3. Когнитивные механизмы формирования психологических проблем . . . . . . . . . 3. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 3.1. Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия 3.2. Детские причины взрослых проблем: психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3. Когнитивный подход к специфичности психосоматических расстройств – «схема тела» (П.Шильдер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.4. Теория личностных профилей (Ф.Данбар) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.5. Теория психосоматической специфичности (Ф.М.Александер) . . . . . . . . . . . . . . 3.6. Современные психодинамические представления о психосоматике . . . . . . . . . 3.7. Алекситимия (П.Сифнеос) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 3.8. Ресоматизация (М.Шур) и двухфазное вытеснение (А.Митшерлих) . . . . . . . . . 3.9. Cоматизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 3.10. Базовая тревожность (К.Хорни) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.11. Модель внутреннего конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.12. Модель психосоматических нарушений по У.Глассеру . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 4.1. Реакция борьбы или бегства (У.Кэннон), гиперсимпатикотония и мышечная броня (В. Райх) 4.2. Теория стресса (Г.Селье) и реакция релаксации (Г.Бенсон) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.3. Модель «болезней готовности» (В.Икскюль) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.4. Условно-рефлекторные (кондиционирование) и когнитивные модели . . . . . . . Классическое обусловливание (И.П.Павлов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Выученная беспомощность (М.Зелигман) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Импринтинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.5. Синдром дефицита удовлетворенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.6. Модель фрустрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.7. Психоэкологическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.8. Интеграция психосоматических концепций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.9. Симптоматика психосоматических расстройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Телесная психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.1. Основные представления физиологического подхода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.2. Физиологическая возрастная регрессия как основной рабочий инструмент психокоррекции 5.3. Символический язык тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.4. Методы релаксации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Метод Джейкобсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Метод Шульца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Психофизиология релаксации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.5. Анализ характера и вегетотерапия по В.Райху. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мышечный панцирь и телесный контакт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вегетативные потоки и вегетативная терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вегетативный резонанс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Энергетическая разрядка и оргастический рефлекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Психофизиологическием механизмы терапии Райха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.6. Биоэнергетический анализ А.Лоуэна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Утрата грации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заземление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Душевная и энергетическая гармония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смена стереотипа дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Изометрическое напряжение и мышечные вибрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Телесное энергетическое расщепление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Психофизиологические механизмы терапии Лоуэна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.7. Метод М.Фельденкрайза (АТМ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Состояние сознавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Полный образ себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Невербальное осознавание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Четыре компонента «образа себя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Психофизиология метода АТМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.8. Метод Ф.М.Александера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первичный контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Самоконтроль по Александеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Психофизиологические аспекты метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.9. Первичная терапия А.Янова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первичные механизмы невроза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Первичный крик» как эмоциональная разрядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Организация терапевтического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.10. Чувственное осознавание (Ш.Селвер, Ч.Брукс, Э.Якоби) . . . . . . . . . . . . . . . Взаимосвязь чувственного осознавания и других методов психотерапии . . Психофизиологические аспекты метода чувственного осознавания . . . . . . . 5.11. Метод фокусировки по Е.Гендлину. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.12. Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов» (И.Шалиф) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.13. Психодинамическая телесная психотерапия (Х.Кренц) . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.14. Метод психокоррекции и психологической саморегуляции Ретри . . . . . . . . . . Физиологические основы метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . I этап – неспецифический. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Условно-рефлекторные механизмы и интеграция на неспецифическом этапе психокоррекции Телесный локус контроля Словесное самопрограммирование с «опорой на тело» Объединение телесно-психологических ресурсов II этап – специфический Работа с дисфункциональными паттернами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Специфический этап психокоррекции и измененные состояния сознания . . . . . . Техники психокоррекционной работы с образами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . а) Кинестетические образы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . б) Аудиальные и визуальные образы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . в) Приоритетность кинестетических образов для психокоррекции . . . . . . . . . . . . г) Речевые компоненты психокоррекционных образов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Образность как механизм психологических проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упрощение проблем и типовые аффирмации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Полярность и выявление внутреннего конфликта: техника ВВК . . . . . . . . . . . . . . Кристаллизация полярности и центральные темы внутренних конфликтов . . . . . . Принципы телесно-ориентированной «внутренней дипломатии» . . . . . . . . . . . . . Личностно-типологическая основа телесной психокоррекции . . . . . . . . . . . . . . . . Особенности применения метода в детской практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Практические упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.1. Управление вниманием и чувственное осознавание . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Распределенное внимание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Знакомство с собой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Выпустите свою фантазию наружу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Говорить правду легко и приятно» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Марионетка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.2. Мышечная релаксация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Уставшая рука (Наши пальчики устали...)» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Левитация руки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Мысленное движение – пальцы рук» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Мысленное движение – от макушки до пяток» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Методы экстренной релаксации Образный метод релаксации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Дифференцированная релаксация: техника циклического «напряжения-расслабления» Специальные приложения релаксации Постизометрическая релаксция (упражнение «Борьба с собой») . . . . . . . . . . . . . . . . . Дыхательная экспресс-релаксация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РДТ: релаксационно-дыхательная терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.3. Дыхательная саморегуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Дышим животом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Расслабляющее дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Дыхание на счет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Дышим в ритме пульса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Спонтанное дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Дирижируем дыханием, или Найдите свой ритм» . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Направленное дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Рука руку чувствует» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Дыхание через ладони» («Взять себя в руки») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Дыхание по кругу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Исцеляющее дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Противоболевое дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Прекращение внутреннего диалога», или «Медитация на дыхании» . . . . . . . . . . . . 6.4. Осознавание схемы тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Осознавание границ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Перегрузка и невесомость» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Центр тяжести» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Поиск центра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Первичный контроль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Вторичный контроль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Опоры внешние и внутренние» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Ванька-встанька» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Заземление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.5. Самоанализ и реконструкция личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Телесно-ориентированные аффирмации» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Принять неразрешимое»: телесный подход к решению экзистенциальных проблем Упражнение «Телесный диалог с подсознанием» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Модификация «Телесный интуитивный самоанализ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Модификация «Договор с подсознанием» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Модификация «Незавершенное дело» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Чаша весов, или безмолвный голос интуиции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Прогулка в детство», или элементы телесного психоанализа . . . Упражнение «Телесное триединство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Телесно-ориентированная репетиция поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.6. Телесно-ориентированная работа со зрительными образами . . . . . . . . . . . . Упражнение «Мысленный экран» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Фотоальбом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Я сам», или «Семейное фото» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Круг времени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Осознавание своего «Я» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Мое предназначение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Упражнение «Фоторобот» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.7. Модификация упражнений для применения в работе с детьми (совместно с Л.А.Сандомирской) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение А. Перечень основных методов телесно-ориентированной психологии и психотерапии (в хронологическом порядке) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Б. Тестовый материал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
План методической работы на 2009-2010 учебный год п. Пушкинский Цель оу: модернизация образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и профессиональную компетентность педагогов,... |
Личностный рост и его критерии Поэтому важно понять, что идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием... |
||
План работы школьного методического объединения учите лей начальных... Тема работы мо: «Мотивирование всех субъектов образовательного процесса на личностный рост в рамках внедрения фгос ноо» (на 2011-2015... |
Общая психокоррекция. Учебное пособие |
||
Синергетический подход к исследованию социально-экономических систем Дана сравнительная характеристика традиционного и синергетического подходов. Описан синергетический подход к управлению экономикой,... |
Системно деятельностный подход в обучении Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных... |
||
А. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник» В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный... |
Роберт Столороу, Бернард Брандшафт, Джордж Атвуд Клинический психоанализ.... ... |
||
А. П. Давыдов Трудный путь к себе другому Размышления о литературном герое и сущности социальной литературы по прочтении рассказа О. Марк «Зажигалка»1 |
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) Приоритетные направления деятельности детского практического психолога в доу |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |