Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса




Скачать 54.09 Kb.
Название Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса
Дата публикации 21.05.2014
Размер 54.09 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса

Надежда Петровна Кудрявцева, директор,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизонт»
Психологическое влияние на человека созданной им среды является очень значительным. Оказывается, что на наше самочувствие влияет не только то, с чем мы находимся в непосредственном контакте, но и то, на что мы смотрим. Например, есть объекты, на которых «глаз отдыхает» – это всевозможные пейзажи или дореволюционная архитектура. А есть объекты, которые действуют отрицательно уже на уровне нашего подсознания. Поэтому возникает вопрос: а какое действие оказывает визуальная среда на психоэмоциональное состояние школьника?

В школе ученик в среднем проводит около 6-7 часов в день. Интерьер, цветовое оформление, всех видимых сред воздействуют на психическое и общее физическое здоровье детей и взрослых, а так же на степень эффективности обучения и успеваемости в целом. Необходимо заметить, что у детей и подростков еще не полностью сформированы личностные качества и характер. Неблагоприятная визуальная среда нередко является причиной глазных заболеваний, а также стрессов, депрессий и общего недомогания. Немаловажно знать, насколько благоприятна визуальная среда детского учреждения и есть ли необходимость в изменении этой среды. Ведь цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы, устраняет нарушение баланса в работе органов, удлиняет жизнь и наоборот: неправильно подобранная цветовая гамма может отрицательно сказываться на состоянии воспитанников. Цвет влияет на работоспособность и настроение учащихся, поэтому при подборе цвета окраски для оформления учебных кабинетов нужно учитывать положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека.

Изучив литературу по данной тематике можно сделать вывод, что психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим мировоззрением человека. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов могут восприниматься различно в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными.

Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна – внутреннее оформление зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины – создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека, так какого же цвета выбрать одежду учителю, собираясь на работу.

Красный – возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Этот цвет нее желателен в школе. При длительном воздействии вызывает агрессию у детей. Педагогам рекомендуют носить, когда ситуация требует мобилизации и закладки «непререкаемого авторитета» (первое родительское собрание, выступление на совещании), когда нужно произвести человека авторитетного и компетентного, обладающего властью.

Оранжевый – тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Оранжевый цвет создает ощущение праздника. Его рекомендуют использовать, когда учителю создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность: при сдаче экзамена, написании контрольных работ, проведении «открытых уроков». Рекомендуется использовать при оформлении интерьера класса. Этот цвет выбирают люди, обладающие мощным энергетическим потенциалом или «молодые духом», создает впечатление движения.

Желтый – тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Настраивает на коммуникабельность. Это цвет общительности, открытости и интеллекта. Помогает придавать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие. Повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Рекомендуют в школе использовать тетради с желтыми страницами, при этом запоминание идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Стены кабинетов так же рекомендуется оформлять в желтых, светло-желтых, кремовых, бежевых тонах.

Зеленый (самый привычный для органа зрения цвет) – физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность, снимает остроту переживаний. Оказывает целительное, расслабляющее действие. Психологически он выражает себя как волевой акт в работе, упорство и настойчивость. Зеленый цвет активно используется в медицине. Учителя часто неосознанно отдают предпочтенье этому цвету в своем гардеробе. Но при всех его положительных оценках он лишает его обладателя право на эмоции и чувства. Лучше использовать дозированно.

Голубой – успокаивающий цвет; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Также как и желтый цвет рекомендуют в школе использовать в интерьере класса оттенки голубого: небесно-голубой, светло-голубой.

Синий – оказывает успокаивающее действие переходящее в угнетение; способствует затормаживанию функций физиологических систем. Помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам. Учителя, которые отдают предпочтение синему цвету в одежде и в окружении, желают спокойной и тихой среды, без неприятностей и волнений, ровных и свободных отношений с окружающими.

Фиолетовый – соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.

Черный – цвет самопогружения: помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако он способен настроить на меланхолию и уныние. Именно поэтому его не рекомендуют использовать в оформлении классных кабинетов.

Белый – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак не защищает его обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.

Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность – периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания.

Ни в коем случае в помещении не должно быть «голых» однотонных стен. Многие считают это идеальным вариантом. И действительно: казалось бы, ничего лишнего, ничто не мешает, не отвлекает. Однако с этим утверждением могут поспорить офтальмологи. Гомогенное, то есть однообразное, пространство очень пагубно влияет на зрение. Проще говоря, если глазу не за что зацепиться, зрачок совершает гораздо большее количество колебаний в секунду. В результате наше зрение изнашивается. Если мы смотрим на гомогенную стену в целом более 40-50 минут в день, дело может закончиться катарактой. Так что не подходите с излишней строгостью к интерьеру и постарайтесь разбавить однотонные стены картинами или полками с цветами, как одеться тоже выбирать Вам, но не забывайте про тех кто на Вас смотрит – про детей.

И в завершении:

Закрой глаза, представь страну,

Где нет той злобы и страданья.

В цветную гамму окунись,

Чтоб ты нашел свои мечтанья.

Литература:

  1. Арт-терапия в эпоху постмодерна. / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2002.

  2. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005.

  3. Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. – М.: Генезис, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие...
Дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» включена в профессиональный цикл дисциплин...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Директор
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения для начальной школы (автор А. М. Кондаков) с учётом образовательных...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Цвет и психика
Обсуждаются актуальные вопросы цветовой психодиагностики. Особое внимание уделяется цветовому тесту Люшера, как одной из наиболее...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Советского района городского округа город уфа республики башкортостан...
Примерной образовательной программы начального общего образования с учетом типа (муниципальное) и вида (средняя общеобразовательная)...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Пояснительная записка Основная образовательная программа основного...
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011, особенностей образовательного...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Положение устанавливающее право участников образовательного процесса...
Настоящее Положение разработано на основании Законов РФ «Об образовании в Российской Федерации»» (№273-фз от 29. 12. 2012 ст. 47,...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Основная образовательная программа основного общего образования государственного...
Новокуйбышевск Самарской области разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Положение о школьной библиотеке. I
Библиотека является структурным подразделением мкоу каякентская сош №3 (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Рассматриваемые вопросы
Методическая тема школы : «Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного как основной...
Влияние визуальной цветовой среды на психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса icon Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Новейший справочник школьника. 1-4 кл. Электронное приложение. Осэ, изд группа «Весть – добрые вести»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции