Скачать 93.24 Kb.
|
УДК 159.98:7 Старовойтов Андрей Валерьевич, к.п.н., доцент кафедры психологии, директор Лаборатории системно-аналитической арт-терапии, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Арт-терапия как самостоятельный метод, начала развиваться в середине 50-х гг. XX в. Предпосылками к этому служил имевший место в первой половине XX в. интерес различных направлений психологии к традиционному и «клиническому» искусству, которое начали рассматривать с точки зрения динамики развития и преодоления скрытой и проявленной психопатологии. Речь идет в первую очередь о классическом психоанализе (З. Фрейд) и аналитической психологии (К.Г. Юнг) [16; 17], а также о некоторых представителях европейской клинической психологии и психиатрии, рассматривавших творчество душевнобольных как значимый феномен культуры и часть маргинального искусства (Г. Принцхорн, А. Хилл) [1; 5; 8; 15]. Однако как средство психологического воздействия и экстернализации внутреннего – чувственного и когнитивного – опыта в контекстах психотерапии, психокоррекции и реабилитации арт-терапия оформилась в 50-е – 60-е гг. прошлого столетия [3]. Методологические основания подхода связаны с идеями М. Наумбург и И. Чампернон. М. Наумбург отмечала, что в ходе арт-терапевтического процесса происходит символическое выражение, возникающих в бессознательном влечений, страхов, конфликтов, фантазий, образов сновидений и воспоминаний детства; происходит выражение символических аналогов Я через их репрезентацию в виде художественных образов. И. Чампернон считала, что внутренние образы, имеющие психосоциальную и телесную природу, выполняют важную психодинамическую функцию, поскольку обеспечивают связь субъекта как с внешним миром, так и контакт с собственным внутренним миром [3]. Примерно в одно и тоже время в арт-терапии наметились два вектора развития. Их тенденции условно можно связать с аналитической направленности метода и экспрессивной [2; 6; 7; 9; 10]. Различия между ними касаются ряда акцентов. В том, что можно обозначить как аналитическая арт-терапия на первое место выносятся терапевтические цели, связанные с исследованием и осознанием репрезентированных содержаний внутреннего мира. Основным терапевтическим механизмом в этом случае, как и в психоаналитической терапии, выступает исследование и проработка трансферентной динамики. Другая тенденция касается оценки творчества и художественной деятельности как целительных по своей собственной природе. Акцент делается на качествах экспрессии, степени выразительности процесса, в течение которого возникает возможность актуализировать и заново пережить внутренний конфликт. Терапевтическое искусство выступает средством обогащения субъективного опыта; арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала. В качестве основных терапевтических механизмов обозначаются процессы сублимации и трансформация. Заостряя характер этих двух тенденций отметим, что в первом случае происходит актуализаия рефлексивного процесса, а во втором – процесса спонтанного творчества и самовыражения. Собственно экспрессивная арт-терапия предполагает скорее соучастие, эмпатию в процессе творчества, нежели последующий его анализ. Закономерно, что последнее направление связано в большей мере с гуманистическими тенденциями в психотерапии. Наиболее ярким представителем экспрессивного направления в арт-терапии выступает Н. Роджерс и ее последователи. Данный метод обозначается как человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств, или интермодальная экспрессивная арт-терапия. Дальнейшее развитие методов арт-терапии следует рассматривать в контексте общих стратегий трансформации взглядов на природу и динамику психики, и, соответственно, подходов к терапевтическому взаимодействию с психосоциальной функциональностью человека [11]. Данные взгляды в частности касаются рассмотрения человека и его окружения в контексте системной динамики. Самого человека, его психическую, соматическую и социальную активность следует рассматривать как особый вид и способ системной организации элементов и их функций [4; 14]. В арт-терапии принципы системности задают некоторый новый тон в рассмотрении механизмов и результатов художественного творчества [12]. Исходной методологической предпосылкой следует признать идею множественности в структурной организации и психической динамике человека. Множественность предполагает с одной стороны потенциально более низкую степень упорядоченности элементов, но с точки зрения теории систем можно говорить о том, что любая множественность стремится к самоорганизации и к формированию новой степени и формы порядка. С 2010 года нами развивается направление арт-терапии, связанное с современными исследованиями в области динамики систем различной степени сложности и общности (Г. Бейтсон, Ф. Варела, С. Гроф, П. Девис, Э. Ласло, К. Людевиг,У. Матурана, А.П. Назаретян, И. Пригожин, А. Тоффлер, К. Уилбер, С. Хокинг и др.). Данное направление психотерапевтической практики получило название системно-аналитическая арт-терапия1 (СААТ). Оно является самостоятельным методом, базирующимся на аутентичной методологической базе, которая включает в себя следующие основания: а) феноменология; б) герменевтика; г) теория систем; д) теория символа. Некоторые сравнительные характеристики экспрессивной интермодальной арт-терапии и системно-аналитической приведены в таблице 1. Таб.1.
Художественная продукция, формирующаяся в ходе СААТ, имеет системный характер, поскольку способна проецировать на себя феномены, оказывающие комплексное (интегрированное) влияние на психику и тело человека, и на те социальные системы, в которые включен субъект. СААТ большое внимание уделяет работе с эмоциональной сферой, с совокупностью значимых переживаний и отношений, стремясь выразить их посредством символов и художественных образов. Творчество дает возможность экспериментировать с эмоциями, исследовать их и выражать через символические аналогии. Художественные техники могут быть полноценно применены на любой стадии терапии, но именно в фазовых точках: диагностика – рефлексия – интеграция. Особое значение они приобретают на этапе интеграции опыта и завершения процесса – арт-методы выступают средством наглядного выражения (материализации) достигнутого эффекта и ритуальным обобщением суммы достигнутых результатов. Символ выступает особым феноменом, формирующимися в ходе СААТ [13]. Поскольку арт-терапевтический процесс ориентирован на «внутренние», скрытые явления, часто слабо вербализуемые и смысл которых не всегда ясен, то логичнее всего попытаться обнаружить в них символическое содержание. Известно, что символ всегда выражает некий универсальный и обобщенный смысл. В арт-терапевтическом творчестве универсальное значение символа способно персонифицироваться в контексте судьбы человека. Указанное значение символического конструкта может быть использовано в арт-терапии, где анализ символов выраженных посредством художественных средств является важным звеном терапевтического процесса. Символ обладает терапевтическим значением. Трансформация символических конструктов, репрезентированных в виде психических образов во сне или в воображении, закономерно трансформирует отношения, поведение и эмоциональную реактивность. Манипуляции с символическими содержаниями могут быть использованы для коррекции как индивидуальной психической структуры и ее динамики, так и в отношении терапии системных связей, существующих внутри семьи. По направленности работа с символом может иметь два вектора:
Из сказанного следует, что системно-аналитическая арт-терапия является интегративной стратегий реализации психотерапевтической практики. Как интегративная стратегия она объединяет в себе методологии и взгляды ряда психотерапевтических направлений, синтез которых обеспечивает возможность всестороннего понимания внутренней динамики личности и форм ее проявления в поведенческой активности. Теоретическими источниками СААТ выступают: а) психоанализ; б) системная психотерапия; в) семейная психотерапия; г) телесно-ориентированная психотерапия; д) психодрама. Данные источники дают нам ряд методологических концептов:
В интегрированном виде данные концепты представлены на рисунке 1. Рис. 1. Данная модель, определяющая пространство и предпосылки арт-терапевтической практики, ориентирована на работу с субъектом и той системой, которая проявляет себя сквозь призму его индивидуальности. Это позволяет говорить о ряде перспектив применения СААТ как некой общедоступной практики санации индивида, его микросоциальной системы (семья), общества и культуры. Литература:
Резюме. Рассматриваются методологические основания системно-аналитической арт-терапии как интегративного метода психологической помощи. Методологическими источниками подхода выступают психоанализ, системная психотерапия, семейная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, психодрама. Ключевые слова: системность, символ, арт-терапия, спонтанное творчество. Резюме. Розглядаються методологічні підстави системно-аналітичної арт-терапії як інтегративного методу психологічної допомоги. Методологічними джерелами підходу виступають психоаналіз, системна психотерапія, сімейна психотерапія, тілесно-орієнтована психотерапія, психодрама. Ключові слова: системність, символ, арт-терапія, спонтанна творчість. Summary. The methodological basis of system-analytic art-therapy as a method of integrative counseling. Methodological approach are the sources of psychoanalysis, systemic therapy, family therapy, body-oriented psychotherapy, psychodrama. Keywords: system, symbol, art-therapy, spontaneous creativity. 1 Для разработки теории и практики данного метода весной 2011 года на базе Крымского гуманитарного университета (Ялта, АР Крым) нами была организована Лаборатория системно-аналитической арт-терапии, в рамках которой проводятся исследования эффективности и методологической целесообразности метода в применении к различным сферам практической психологии и психотерапии. |
Александр Копытин арт-терапия жертв насилия «Психотерапия» Москва 2009 ббк 88. 5 К 65 арт-терапия жертв насилия /Сост. А. И. Копытин. М: Психотерапия, 2009. 144 с: ил |
Москва Издательство «Русский гуманитарный интернет-университет» Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи. Статьи и очерки. (Часть вторая ) Из-во «Русский гуманитарный Интернет-университет», М., 2002.... |
||
Российский государственный гуманитарный университет От составителей |
Московский Гештальт Институт Гештальт-2012 Специальный выпуск «Арт-терапия в гештальте» Редакционная коллегия: Денис Н. Хломов,Н. Б. Кедрова, Подготовка к печати: Денис Н. Хломов, А. О. Чечина |
||
Конкурс ”арт-вакацыі“ включает республиканский смотр-конкурс художественных... Арт-вакацыі“ художественного творчества учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального... |
Московский гуманитарный университет Печатается по решению Института гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета |
||
Решение заседания Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... |
С учётом изменений и дополнений, принятых 12 марта 2002г., 24 апреля... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный гуманитарный университет... |
||
Системно деятельностный подход в обучении Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных... |
Оглавление серов Н. В. С 329 Светоцветовая терапия С 329 Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация цвет -интеллект. Спб.: Речь, 2001. 256 с., илл табл |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |