Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов




Скачать 80.97 Kb.
НазваниеСоциально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов
Дата публикации16.05.2014
Размер80.97 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Психология > Программа


Социально-педагогическая программа

творческой реабилитации и коррекции

детей младшего школьного возраста

средствами коллективного создания мультфильмов

(«Мульттерапия»)


Автор:

©Клочков Д.М.

Руководитель отдела,

социальный педагог

Москва

2013

Пояснительная записка


Основными новообразованиями дошкольного возраста, которые обеспечивают успешный переход к обучению, являются произвольность, как основная черта новых форм общения и познавательной деятельности детей, а также воображение, или такой уровень развития образного мышления, который позволяет во внутреннем плане организовать деятельность ребенка. [9]

При поступлении в школу социальный мир ребенка значительно расширяется. Он осваивает новую, и, на данном этапе развития, важнейшую роль – роль школьника. Если произвольность недостаточно развита, то при поступлении в школу зачастую появляются и специфические проблемы – понижение самооценки, нарушение привычных способов межличностного взаимодействия, изменение социального статуса не только в образовательном учреждении, но и дома. Как показывает педагогическая практика, очень часто трудности в обучении в начальной школе связаны с тем, что дети не могут организовать свою деятельность, следовать указаниям учителя.

Часто отмечается несамостоятельность, пассивность и импульсивность поведения. Особенно сильно эти проявления могут возникать у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Причины ЗПР могут быть как биологическими, так и социальными вследствие больших пропусков школьного обучения из-за инвалидности, болезни и травм с длительным периодом реабилитации, неблагоприятных условиях воспитания и др.

Эти и другие проблемы могут быть комплексно скорректированы в групповых занятиях по созданию анимационных фильмов, направленных, в первую очередь, на развитие произвольности – залога будущего умения строить свое поведение в соответствии с требованиями конкретных социальных задач, ситуаций и возможностей.

Возможности данной программы показаны в теоретическом обосновании.
Теоретическое обоснование

Произвольные процессы сочетают в себе два начала: личностное – наличие потребности, осознание необходимости, осмысление, активность и инициативность, и интеллектуальное – выбор средств, построение образа ситуации, план действий и др.

В отличие от волевых процессов, которые определяются наличием внутренних моментов детерминации поведения (мотивацией, уровнем притязаний и др.) произвольность определяет умение строить свое поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации.

Произвольное поведение предполагает построение образа результата до начала действия для избежания возможных ошибок, удержание правил по ходу его выполнения. Для построения предвосхищающей функции необходимым условием является определенный уровень развития воображения, которое дает ребенку возможность отнестись к себе и своим действиям «со стороны», скоординировать свои действия с действиями окружающих, предвосхитить свое состояние после достижения или недостижения результата и т.д. Для запуска действий ребенок должен принять требования ситуации, согласиться их выполнять и захотеть найти необходимые для этого средства.

Так как все эти действия необходимы для работы с покадровой анимацией, можно предположить, что уровень развития произвольности действий будет повышаться, и не только у детей с её недостаточностью.

Вовлечение ребенка в групповую деятельность предполагает общение между участниками - для достижения общего результата, а также со специалистом - при реализации индивидуального проекта ребенка. Такое общение в социально значимой группе (общий проект) прививает навык к конструктивному общению, умению договариваться, убеждать, а также терпимости к «другим», принятии людей такими, как они есть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ЗПР часто социально ограничены, и работа в данной группе не только «отдушина» для общения, но и средство преодоления своей социальной неадаптированности из-за какой-либо физической несостоятельности, повышения самооценки, проявления лидерских и других качеств через творческий процесс создания мультфильма.

Дети в этом возрасте часто не умеют устанавливать нужную связь между словесными указаниями и будущими ответными действиями. Но если каждое звено словесной инструкции ребёнок будет сопровождать ориентировочными действиями (жест, взгляд и др.), т.е. соотносить инструкцию с объектом действия, то последующее выполнение инструкции становится возможным. В результате такой организации ориентировочной деятельности у ребёнка складывается представление о том, что ему нужно будет делать и как, т.е. формируется образ действия, который затем начинает определять его практическое выполнение. Так формируется функция планирования — важнейшее условие не только произвольной регуляции учебных действий, но и социальной произвольной саморегуляции, как «многоуровневый процесс инициации, построения психической активности и управления ею для достижения осознанно выдвинутых и субъектно принятых целей деятельности». [6]

Таким образом, речь становится регулятором действий ребёнка не сама по себе, а только в её связанности с практическим действием, т.е. когда она фиксирует образ предстоящего действия. [10]

В процессе работы группы должны создаваться условия для общения детей с родителями. Очень желательно участие родителей в индивидуальном проекте ребенка - как на стадии обсуждения темы и сюжета, так и на стадии воплощения идеи в жизнь.

В программе используются:

познавательные, интеллектуальные игры при работе над мультфильмом,

подвижные игры в перерывах, т.к. они позволяют одновременно воздействовать и на моторную и на психическую сферы ребенка.

С помощью игр развиваются ловкость, быстрота, сила, выносливость, что также приводит и к повышению самооценки. Используемые игры помогут с пользой организовать досуг ребенка, привить ему необходимые навыки и умения, развить его физическую силу, интеллектуальные способности, коммуникативные навыки - дети научатся работать в коллективе.[7]

Игры подбираются с учетом возрастных особенностей младших школьников, их здоровья, физического развития и умственных способностей.

На всех этапах работы с ведущим работает психолог, который наблюдает работу группы и отмечает динамику состояния каждого ребенка. По окончании каждого занятия проводится консультация психолога с ведущим для уточнения направления работы с каждым ребенком, на что обратить внимание на следующей встрече с данной группой.

В программе используются различные анимационные техники («перелепка», «перекладка», сыпучая анимация, stop-motion–анимирование предметов и др.), которые (при самостоятельной работе детей) помогают развивать и корректировать мелкую моторику, речь, мышление, воображение ребенка. Дальнейшая покадровая съемка и монтаж мультфильма осуществляются при помощи взрослых с использованием цифровой фотокамеры и компьютера с монтажной программой.

Эффективность программы может быть проверена актуальным состоянием детей до начала работы в группе и после окончания. Последующие методики [Приложение 3] направлены именно на то, чтобы выявить уровень формирования мыслительной деятельности, саморегуляции в интеллектуальной деятельности и общей способности к учению, а также на выявление уровня развития образности и функции планирования в деятельности ребенка.
Цель программы

Реализация данной программы направлена на социализацию (ресоциализацию) детей младшего школьного возраста через коррекцию и реабилитацию эмоционально-волевой сферы, произвольности действий, коммуникативных функций, воображения при работе в группе, а также развитие мелкой моторики, т.к. сама деятельность создания анимации предполагает мелкие, точные и осторожные передвижения не только материалов, но и рук, ног и тела.
Задачи программы

Детская анимация особенно важна для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, дети, находящиеся долгое время на лечении, дети с ОВЗ и др.). Они получают возможность самовыражения, приобщения к работе в команде, как со своими сверстниками, так и с взрослыми. Когда ребенок видит конечный результат своей работы (готовый мультфильм), он чувствует собственную значимость, полезность, у него появляется вера в собственные силы и в собственный успех. Вместе с этим приходит надежда на лучшее.

Контингент

Программа предназначена для проведения в группе из 5-7 детей младшего школьного возраста (6-10 лет), рассчитана на 10-15 занятий (в зависимости от количества детей и темы работы) по 2 часа (2×45 минут, 20-30 мин. – перерыв) 2 раза в неделю согласно СанПиН 2.4.4.1251-03 (Приложение №3 пункт 8.2.6). Также предусмотрено 1 запланированное занятие-консультация для родителей, но консультация психолога возможна по запросу в течение времени работы группы.

В группе могут заниматься здоровые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с ЗПР.

Рекомендация специалистов для записи в группу обязательна.

Материалы и оборудование

Для работы используется оборудование: стол, цифровой фотоаппарат, настольный держатель фотоаппарата, компьютер (ноутбук), специализированное программное обеспечение.

Для анимации используются расходные материалы: пластилин, ножницы, цветная бумага, ватман, карандаши, фломастеры, мелки, краски, сыпучие материалы (песок, манка, гречка и т.д.), игрушки и вообще почти всё, вплоть до самих участников группы.
Дополнения

1. По мере выполнения программы, ход занятий и их наполнение может корректироваться, в зависимости от состава (от физического состояния участников) и количества группы.

2. Готовые анимационные фильмы, с согласия детей и их родителей, могут быть отправлены на специализированные конкурсы различного уровня, проходящие как на территории России, так и за рубежом, а также опубликованы в сети Internet.

Литература





  1. Буланова О.Е., Левитский А.Д., Киселев С.Ю и др. Методы социально-педагогической помощи подросткам «группы риска» в условиях образовательного учреждения: Методические рекомендации [Текст] - М.: Городской Центр «Дети улиц», 2001. – 144 с.

  2. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей [Текст] – 2-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 144 с. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып 7). ISBN 5-88527-304-9

  3. Игра со всех сторон (Книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее [Текст] / М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. 432 с. ISBN 5-98392001-4

  4. Интернет-ресурс: Г.Г. Кравцов, Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей - http://www.follow.ru/article/297 21.01.2013 13:43

  5. Интернет-ресурс: Таратынова Е.О. Произвольность — основной фактор психологической готовности к школе / http://festival.1september.ru/articles/559799/ 21.01.2013 13:51

  6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — С. 9

  7. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / [авт. – сост. Е. А. Бойко].: РИПОЛ классик; Москва; 2008 ISBN 978-5-386-00873-4

  8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [Текст] // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М.: Наука, 1997, с. 173

  9. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. / Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах: Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «педагогическая психология» [Текст] – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1999. – 56 с. ISBN 5-88919-032-6

  10. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с. — (Библиотека педагога-практика)

  11. Ульенкова У.В. / Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с. ISBN 5-7695-1944-4

  12. Хитрук Ф. Профессия — аниматор [Текст] — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1 ISBN: 978-5-9689-0137-8


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconОсновная образовательная программа муниципального образовательного...
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconРабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) «Что? Где? Когда?»
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного...
Степанова Е. Н., учитель музыки высшей квалификационной категории, Заслуженный работник образования хмао-югры

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconСценарный план литературно-творче­ской программы для детей младшего,...
Сегодняшняя наша встреча посвящена одной литературной дате, но об этом немного позже

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconПерспективный план воспитательно образовательной работы муниципального...
Визитная карточка муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconПояснительная записка Цель проведения трёх циклов семинаров: получение...
Учебно-методические материалы для курсов повышения квалификации «Народная художественная культура как фактор сохранения и развития...

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconАдаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского...
Туре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагоги предположили, что использование воспитателем изобразительной...

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции детей младшего школьного возраста средствами коллективного создания мультфильмов iconРейтинг-план по дисциплине "Социально-педагогическая поддрежка детей группы риска"
Психолого-педагогическое направление Профиль подготовки "Психология и социальная педагогика". Курс 3, семестр 6 Количество зе по...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции