На правах рукописи
Степанов Игорь Сергеевич
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ
(на примере лиц, занимающихся управленческой деятельностью)
Специальность 19.00.01 – общая психология,
психология личности, история психологии
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Новосибирск - 2010
Работа выполнена на кафедре психологии личности и специальной психологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор
Дмитриева Наталья Витальевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Нургалеев Владимир Султанович;
кандидат психологических наук
Ревякина Ирина Викторовна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Алтайский государственный
университет»
Защита состоится «29» июня 2010 г. в 17-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.172.01 при ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: 630126, г.Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, аудитория 401 главного корпуса.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: 630126, г.Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.
Автореферат разослан « » __________ 2010 г.
И.о. ученого секретаря Е.В. Андриенко
диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Кризисное состояние российской экономики привело к глубоким психосоциальным изменениям в нашем обществе. Повышение конкурентоспособности экономики и государства в целом в значительной степени зависит от качества управленческих кадров и эффективности их управленческой деятельности. Современный руководитель, помимо управленческих знаний должен обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта, обеспечивающего успешность его психологической и профессиональной адаптации.
Исследованием эмоционального интеллекта занимались такие зарубежные ученые, как Д. Гоулман (1995) (теория эмоциональной компетентности), Р. Бар-Он (1997) (некогнитивная теория эмоционального интеллекта), Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо (1993) (теория эмоционально-интеллектуальных способностей) и др. В отечественной психологии идею единства аффективных и интеллектуальных процессов, принадлежащую Л.С.Выготскому (1982), развивали С.Л.Рубинштейн (1973) и А.Н.Леонтьев (1975). Одним из первых отечественных исследователей эмоционального интеллекта был Д.В. Люсин (2000), представивший двухкомпонентную теорию данного феномена. А.С. Петровской (2004) выявлена корреляция между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. И.А. Егоров (2006) установил взаимосвязь между высокими показателями коэффициента эмоционального интеллекта руководителей организаций и эффективностью управления. Т.П.Березовская (2006) доказала возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения. Несмотря на то, что С.П. Деревянко (2008) установила эффективность использования психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта, строгих замеров его эффективности не проводилось. Следовательно, необходима разработка научной основы для проведения дальнейших исследований условий и методов развития эмоционального интеллекта до и после использования специальных психологических средств с целью оценки их эффективности.
Несмотря на существующие исследования, проблема развития и формирования эмоционального интеллекта требует дальнейшего изучения, в связи с наличием спорных и нерешенных вопросов, требующих более глубокого и разностороннего рассмотрения; в современной науке не существует единого определения и единой концепции эмоционального интеллекта, нет однозначного ответа на вопросы о его природе, психологической сущности, закономерностях и условиях формирования. Следовательно, необходим системный анализ научного знания об эмоциональном интеллекте, включающий обобщение теоретико-методологических подходов к его исследованию, разработку структурно-функциональной модели, выявление уровней и критериев его сформированности и определение наиболее существенных условий, влияющих на его становление, необходимое для успешной интеграции личности в социальное окружение.
Проблема исследования обусловлена также необходимостью учета происходящих в современной России изменений социальных стереотипов о личностных и гендерных особенностях образа управленца. Результаты исследований 6900 фирм, проведенных британской консалтинговой фирмой 'Grant Thornton' (2004) в 26 странах мира показали, что на 89% российских предприятий руководящие посты занимают женщины; 42% всех менеджеров в России – женщины. По данным Е.В.Гришуниной, М.С.Ртищева и др. (2009), несмотря на то, что интеллект считается достаточно престижным качеством в обществе, современная российская женщина не воспринимается носителем когнитивных качеств. Проведенные нами исследования показали, что уровень развития эмоционального интеллекта, обусловливающий эффективность управленческой деятельности, взаимосвязан не с полом, а с гендером испытуемых. Неизученность до настоящего времени вышеуказанной проблематики актуализирует настоятельную необходимость выявления психологических условий и средств формирования эмоционального интеллекта управленцев с учетом их гендерной принадлежности.
На основании вышесказанного выявляются противоречия между:
- необходимостью всестороннего изучения роли психологических условий в формировании эмоционального интеллекта руководителей и недостаточной исследованностью данного феномена;
- потребностью лиц, занимающихся управленческой деятельностью, в обогащении знаний в области развития эмоционального интеллекта и отсутствием однозначного целостного описания психологических условий, способствующих его формированию;
- широкими возможностями учебных центров повышения квалификации управленцев и отсутствием специальных психологических программ, ориентированных на формирование эмоционального интеллекта профессионалов с учетом их личностных и гендерных особенностей. Таким образом, проблема исследования обусловлена потребностью социума в личности руководителя, способной понимать собственные эмоции, эмоции других людей, управлять эмоциональной сферой и отсутствием целостных, научно-обоснованных данных о психологических условиях формирования эмоционального интеллекта личности с учетом гендерных особенностей его проявления у руководителей в возрасте средней взрослости.
Объект исследования: эмоциональный интеллект личности.
Предмет исследования: психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности.
Цель исследования: выявление психологических условий формирования эмоционального интеллекта у лиц периода средней взрослости, занимающихся управленческой деятельностью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование эмоционального интеллекта личности обеспечивается совокупностью условий, к числу которых относятся индивидуально-психологические особенности личности (честность, доверие, позитивное мышление, маскулинность и лидерство) и использование специально разработанного социально-психологического тренинга, учитывающего гендерную принадлежность обучаемых.
Задачи исследования:
Проанализировать основные подходы к исследованию проблемы эмоционального интеллекта личности в отечественной и зарубежной психологии. Уточнить содержание понятия «эмоциональный интеллект». Изучить виды, модели, структуру эмоционального интеллекта. Установить взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями личности и уровнем развития эмоционального интеллекта.
Экспериментально выявить индивидуально-психологические особенности личности, способствующие формированию эмоционального интеллекта.
Установить отличительные признаки эмоционального интеллекта и его отдельных параметров у лиц, занимающихся управленческой деятельностью, с учетом гендерной принадлежности.
Разработать структурно-функциональную модель эмоционального интеллекта личности руководителя.
В ходе опытно-экспериментального исследования проверить эффективность влияния авторского тренинга на формирование эмоционального интеллекта личности с учетом гендерной принадлежности.
Научная новизна исследования:
Проведен системный анализ представлений об эмоциональном интеллекте в зарубежной и отечественной литературе, позволивший получить разностороннее представление о структуре эмоционального интеллекта и возможностях его формирования.
Представлены новые эмпирические факты, позволившие уточнить содержание понятия «эмоциональный интеллект», под которым понимается сложное динамичное интегральное психологическое образование, состоящее из эмотивного, когнитивного, поведенческого, феминного и маскулинного компонентов, интегрирующее отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своих эмоций, проявляющееся в субъект-субъектных отношениях и обеспечивающее эффективность межличностного взаимодействия, адекватность самооценки, позитивное мышление и эффективность выполнения управленческих функций, лежащих в сфере межличностных отношений.
Исследовано формирование эмоционального интеллекта личности руководителя у представителей мужского и женского пола на отрезке онтогенеза от 30 до 39 лет.
Раскрыта специфика структурной организации эмоционального интеллекта лиц, занимающихся управленческой деятельностью, в зависимости от особенностей его содержания, степени сформированности и проявления компонентов (эмотивного, когнитивного, поведенческого, феминного, маскулинного).
Уточнена понятийная основа компонентов модели эмоционального интеллекта.
Получены новые эмпирически данные, определяющие роль гендерных и половых особенностей в становлении эмоционального интеллекта личности руководителя.
Установлено, что уровень развития эмоционального интеллекта личности руководителя взаимосвязан с индивидуально-психологическими и гендерными особенностями. Выявлено, что изменение характера этой взаимосвязи проявляется в росте маскулинности и таких личностных качеств, как честность, доверие, позитивное мышление, самооценка и лидерство.
Выявлены, описаны и эмпирически обоснованы психологические условия формирования эмоционального интеллекта лиц, занимающихся управленческой деятельностью (индивидуально-психологические особенности личности и авторский тренинг, учитывающий гендерную принадлежность обучаемых).
Составлены усредненные психологические портреты маскулинных феминных, и анрогинных руководителей с разным уровнем сформированности эмоционального интеллекта.
Проведен многомерный анализ эмпирических данных с применением разнообразных способов математической обработки, включая сравнительный, корреляционный и факторный методы.
Разработана, реализована и показана психологическая эффективность авторского тренинга, формирующего эмоциональный интеллект руководителей с акцентом на индивидуально-психологические и гендерные особенности.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении научных представлений о видах, причинах, механизмах возникновения и условиях формирования эмоционального интеллекта личности, что является вкладом в общую психологию и психологию личности. Результаты теоретического и эмпирического исследования существенно конкретизируют, дополняют и углубляют знания об эмоциональном интеллекте личности как интегративном образовании, обогащая пространство его понимания в общей, социальной и дифференциальной психологии; психологически обосновывают компонентный состав и особенности его проявления у руководителей с учетом биологического и психологического пола; раскрывают структурную организацию этого феномена; устанавливают детерминированность формирования эмоционального интеллекта индивидуально-психологическими особенностями личности и использованием специально разработанного тренинга. Доказана эвристичность авторской модели эмоционального интеллекта как научной основы дальнейших исследований.
Практическая значимость:
Полученные данные об особенностях становления эмоционального интеллекта личности могут использоваться при разработке программ повышения квалификации руководителей в целях совершенствования подготовки профессионалов в области управления.
Использование полученных результатов, уточняющих структуру и условия становления эмоционального интеллекта, имеет практическое значение в плане личностного роста, самоопределения, самопознания и в процессе профессиональной подготовки будущих руководителей.
Полученный в исследовании теоретический и эмпирический материал может использоваться в содержании учебных курсов и разделов по когнитивной психологии, психологии развития, гендерной и дифференциальной психологии для студентов психологических, педагогических, социологических и других факультетов ВУЗов, при разработке конкретных рекомендаций практическим психологам и преподавателям, проводящим социально-психологические тренинги, направленные на становление эмоционального интеллекта в период взрослости.
Выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться в практике психологического консультирования по проблемам трудностей в проявлении и управлении своими эмоциями на этапах личностного и профессионального развития.
Разработанный алгоритм социально-психологического тренинга может использоваться сотрудниками психологических служб в рамках обучающих программ развития эмоциональной компетентности руководителей и повышения их продуктивности в выполнении управленческих функций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
положения субъектно-деятельностного (Л.С.Выготский (1982), А.Н.Леонтьев (1975), С.Л.Рубинштейн (1973), К.А.Абульханова-Славская (1980), Л.И.Анциферова (1972), А.В.Брушлинский (1994), В.В.Знаков (2005), В.Е.Сергиенко (1995)) и системного (Б.Г.Ананьев (1980), Б.Ф.Ломов (1968), В.С.Мерлин (1970)) подходов в психологии об единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности;
принцип детерминизма, разработанный С.Л.Рубинштейном, согласно которому особенности феноменов человеческой психики закономерно зависят от порождающих их внешних и внутренних условий и факторов, позволивший выявить условия формирования эмоционального интеллекта личности;
деятельностный подход, разработанный Л.С. Выготским (1982), С.Л. Рубинштейном (1973), А.Н. Леонтьевым (1979), предопределяющий влияние эмоционального интеллекта на успешность решения управленческих задач, находящихся в области межличностных коммуникаций, и его формирование и развивитие в процессе реализации данных задач;
научные положения отечественных и зарубежных специалистов о проблеме человеческих способностей, их диагностики и развития (А. Анастази, 2009; Б.М. Теплов, 1965; С.Л. Рубинштейн, 1973; Б.Г. Ананьев, 1980), позволившие рассматривать эмоциональный интеллект как способность распознавать и управлять своими эмоциями;
принцип детерминированности развития личности, согласно которому личность развивается под влиянием социальных условий и содержания ее жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, 1973; Т. Парсонс, 1961; А.В. Петровский, 1986);
психологическая концепция развития личности Б.Г.Ананьева (1980), с учетом которой рассматривалась возможность и эффективность формирования эмоционального интеллекта в процессе личностного и профессионального развития управленцев;
основополагающие позиции психологии отношений В.Н.Мясищева (1957), В.Н.Панферова (2000) и др.;
исследования в области гендерной идентичности и стереотипов феминности-маскулинности в рамках той или иной культуры (И.С.Кон, 2009; С.Бем, 1993; И.С.Клецина, 1989; В.Е Каган, 1989; Л.Н. Ожигова, 2006; Ц.П.Короленко, 2009; Н.В. Дмитриева, 2010; С.И Кудинов, 1998; A.E.Wood, 2009 и др.);
отечественные и зарубежные психологические теории и концепции, освещающие различные подходы к вопросу о сущности эмоционального интеллекта, его структуре и возможностях его измерения и развития (Д. Майер, 1999; Д. Карузо, 1999; П. Сэловей, 1999; Р. Боятцис, 2009; Д. Гоулман, 2009; Д.В. Люсин, 2000; И.А. Егоров, 2006; А.С. Петровская, 2004; С.П. Деревянко, 2008 и др.);
положения, раскрывающие сущность и особенности психологии управления деятельности в организации (М. Альберт,1990; Л. Дафт, 2000; Л.Н. Карамушка, 2005; Н.Л. Коломинский, 1978; М. Х. Мескон, 1995; А.В. Тышковский, 2004 и др.).
Экспериментальной базой исследования стали следующие предприятия г.Новосибирска: ОАО «Альфа-Банк», ОАО «Урса-Банк», ОАО «ВымпелКом», ООО «ДубльГис», ИП «Борисова», НП «СибАК», ООО «Веона», ООО «Наяда». Выборка исследования: 205 респондентов (98 мужчин и 107 женщин) в возрасте от 30 до 39 лет со стажем работы не менее 3-х лет, из них: 104 - занимающиеся управленческой деятельностью и 101 человек, не занимающиеся управленческой деятельностью.
|