Скачать 140.48 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДЕНА Советом факультета ИФМИП Председатель Е.Ю. Булыгина __________________(подпись) «29» июня 2011 г. Обсуждена на заседании кафедры теории обучения русскому языку и педагогической риторики Протокол № 11 от «27» июня 2011 г. ________________ / И.Н.Зайдман / (подпись) ПРОГРАММА по дисциплине ГСЭ.Р.1.9 «Социальная психология» (код по УП) (наименование дисциплины) Специальность: 080505.65 Управление персоналом Квалификация: Менеджер Составитель: Т.В. Слепокурова, канд. филос. наук Новосибирск 2011 1. Цель и задачи дисциплины Цель – сформировать у студентов систему знаний о социальной психологии как науке, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Задачи – ознакомить студентов с:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныВ результате изучения курса студент должен: знать:
уметь:
владеть:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Тематический план учебной дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины Предмет, задачи и методы социальной психологии. Понятие социальной психологии. Социальные проявления психики (лидерство, заражение, подражание и т.д.). Понятие социальной психики в философских взглядах Платона. Эффект влияния. Современные представления о предмете социальной психологии. Определение социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе наук. Методы социальной психологии. История развития методов. Классификация по логическому основанию: универсальные, универсально-специфические, специфические. Функциональное различие: методы воздействия, методы исследования, методы контроля. История социальной психологии. Основные исторические вехи развития социальной психологии. Зарождение психологического направления в социологии. Начало экспериментальных исследований. Платон. Вундт. Лебон. Мак-Дауголл. Эдвард Росс. Необихевиоризм в современной социальной психологии. Основные понятия теории научения в контексте социально-психологических исследований. Анализ механизмов социального научения Н. Миллером, Дж. Доллардом, А. Бандурой и др. Теория «взаимодействия исходов» Д. Тибо и Г. Келли. Концепция «поведенческой технологии». Психоаналитическая интерпретация социально-психологических феноменов. Позиция З. Фрейда и современные психоаналитические концепции в социальной психологии. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Возможности и ограничения психоаналитического подхода в социальной психологии. Интеракционизм в социальной психологии. Концепция Дж. Мида как теоретическая основа интеракционистской ориентации. Ролевые теории. Теории референтной группы (Г. Хайманн, Т.Ньюком, М. Шериф и др.). Когнитивизм как доминирующая ориентация в современной социальной психологии. Исходные принципы и проблематика исследований. Общая характеристика теорий когнитивного соответствия. Общение как социально-психологический феномен. Общественные отношения. Индивидуальность. Социальная роль. Межличностные отношения. Место межличностных отношений (экономические, социальные, политические, идеологические). Межличностные отношения – эмоциональные проявления (аффекты, эмоции, чувства). Чувства – конъюктивные, дизъюктивные. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Их реализация в общении. Общение и деятельность. Общение как сторона (организация, предметное содержание). Общение как вид деятельности. Общение как воздействие. Структура общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Функции общения (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная). Общение как обмен информацией. Общение – интерсубъективный процесс: понимание, влияние, единая система кодификации и декодификации, коммуникативные барьеры. Побудительная информация. Констатирующая информация. Средства коммуникации. Речь как средство коммуникации. Процесс передачи информации: интенция – смысл – кодирование – текст – декодирование. Невербальная коммуникация. Функции невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации: оптико-кинетическая система, пара- и экстралингвистическая система, пространство и время, визуальное общение. Общение как взаимодействие. Организация совместных действий. Теории действия. Я. Щепаньский (ступени развития взаимодействия): 1)пространственный контакт, 2)психический контакт, 3) социальный контакт (совместная деятельность), 4)взаимодействие (вызвать реакцию), 5) социальные отношения (сопряженная система действий). Транзактный анализ Э.Берна (родитель, взрослый, ребенок). Типы взаимодействий по Томасу. Формы деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместное взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Основа общения: понимание и принятие. Понятие социальной перцепции в концепции Дж. Брунера. Определение социального восприятия. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Теория Дж.Холмса. Социальное восприятие – интерпретация, приписывание. Каузальная атрибуция Г.Келли. Установка и социальная установка (аттитюд). Эффект ореола. Эффекты первичности и новизны. Стереотипизация. Стереотип. Межличностная аттракция. Межличностный конфликт. Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов. Структура и динамика конфликтов. Характеристика исходов конфликта. Функции конфликта. Специфика педагогических конфликтов. Профилактика конфликтов в педагогической деятельности. Социальная психология больших и малых групп. Понятие группы в социологии и социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Параметры группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций, индивид в группе (статус, роль, система групповых ожиданий). Классификация групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, стихийные и устойчивые, становящиеся и развитые. Стихийные группы и массовые движения. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных больших групп (толпа, масса, публика). Феномен толпы. Крупные неформальные объединения. Механизмы воздействия людей друг на друга: заражение, внушение, подражание. Психология панических состояний. Самоопределение группы. Осознанность и неосознанность принадлежности к группе. Проблема психологического воздействия и руководства большими общностями. Суггестия, внушение, «заражение», убеждение. Чувство «анонимности» в больших группах. Динамические процессы в малой группе. Психология малой группы. История развития данной проблемы. Границы малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы. Функции референтной группы: сравнительная и нормативная. Образование малой группы. Механизмы формирования малой группы: феномен группового давления (конформность) и процесс групповой сплоченности. Три уровня групповой сплоченности. Определение групповой сплоченности. Лидерство в малой группе. Теории лидерства. Стили лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Эксперименты К.Левина в США в 1941-45г.г. Групповая дискуссия. Мозговой штурм. Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы. Эффективность групповой деятельности от уровня развития группы. Модели развития группы. Внешние и внутренние противоречия жизнедеятельности группы как источник ее развития. Психологическая теория коллектива. Стадии и условия развития коллектива в теории А.В.Петровского. Понятие «социально-психологическая атмосфера» и «социально-психологический климат». Взаимосвязь стиля руководства и психологического климата. Психология межгруппового взаимодействия. Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Историко-культурные и общественно-политические детерминанты межличностных отношений. Эксперименты М.Шерифа в 1954 г. Групповое взаимодействие. Эксперименты Тэшфела: когнитивный и эмоциональный аспекты. Структура межгрупповой перцепции: целостность и унифицированность. Динамические характеристики межгрупповой перцепции. Зависимость точности межгрупповой перцепции от характера взаимодействия. Эксперименты Агеева. Феномен межгруппового взаимодействия. Специфика межличностных отношений в группе (семья, группа дошкольников, школьников). Межличностные отношения и взаимодействие в системе «педагог – воспитанник». Социальная психология личности. Сравнительные характеристики личности в социологии, общей психологии, социальной психологи. Личность в социальной психологии. Понятие социализации. Стадии процесса социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации. Подходы к определению основных этапов социализации. Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Традиции и этапы изучения социальных установок. Структура социальной установки. Аттитюд. Функции аттитюдов. Структура аттитюда. Эксперименты Лапьера в 1934г. Социально-психологические качества личности. Механизм перцептивной защиты. «Имплицитные теории личности». Феномен когнитивной сложности. Теория личностных конструктов. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Периодические издания
Промежуточный и итоговый и контроль Промежуточный контроль. Подготовка студентами конспектов и докладов к каждому семинарскому занятию. Итоговый контроль: зачет - собеседование по вопросам. Вопросы к зачету
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 1) мультимедийный проектор, 3) библиотека НГПУ, 4) компьютерный класс. 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Для студентов Основными формами изучения студентами социальной психологии являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа. Важным аспектом работы студента на лекции является ведение конспекта, от качества составления которого, в значительной степени зависит успешное усвоение знаний студентами. В конспекте студент записывает основные сведения, изложенные ему на лекции преподавателем, отмечает возникшие у него вопросы. Конспект должен иметь ясную структуру, быть достаточно полным, иметь поля и отступы для последующей работы. Семинарские занятия. Семинар - это одна из наиболее распространенных форм обучения, включающая в себя обсуждение сообщений, докладов, презентаций и других материалов, связанных с тематикой семинара. В зависимости от темы, могут использоваться разные формы семинаров и организации деятельности студентов. Но в любом случае на семинарах используется классическая схема: доклад - ответы на вопросы, обсуждение. Самостоятельная работа выступает в формах анализа и обобщения студентом прочитанного на лекциях учебного материала, подготовки к семинарским занятиям в форме докладов, устных сообщений, презентаций и др. Существуют определённые этапы, которых следует придерживаться в процессе выполнения самостоятельной работы.
В процессе работы с литературой студент составляет конспект, в котором: - кратко излагает суть изучаемых проблем - выписывает определения основных психологических категорий и понятий - отражает сущность психологических теорий, подходов, направлений и систем - делает собственные замечания и т. п. Для преподавателей Для более глубокого усвоения теоретических знаний, формирования умений и навыков, осуществления связи теории с практикой на семинарских занятиях на основе теоретических знаний важно систематически анализировать психологические явления и факты (действия и поступки людей, особенности темперамента, характера, способностей, мотивации и других свойств личности), встречающиеся в обыденной жизни и в педагогической практике. Данный вид работы проводится с использованием психологических задач, подобранных к каждой теме, изученной на лекции или на семинаре. Альтернативные подходы к объяснению многих психологических явлений дают возможность организовать дискуссию, что способствует развитию творческого мышления студентов. Такой вид работы может применяться на семинарах в течение 25-40 минут. Для этого студентов удобно объединить в микрогруппы по 4-5 человек. |
Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/ Опд. В. 1/ гсэ. В. 4 /... «Экономика и управление»/ 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте»/ 180400 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного... |
Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 1/Гсэ. В. 1/Гсэ. Ф. 4 Культурология ... |
||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 8/Гсэ. Ф. 8/Гсэ. Ф. 5 Философия Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» |
Рабочая программа по дисциплине гсэ. В5/ фтд. 7/ фтд. 8/Гсэ. В. 4... Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» |
||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 2/Гсэ. Р. 3 Экономика водного транспорта Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования"/180000 "Морская техника" |
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 5 Политология «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» |
||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 6 «Правоведение» «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» |
Программа по дисциплине гсэ. В 11 Составитель: Н. Н. Вольский, доцент кафедры специальной психологии ифмип, к мед н |
||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 7«Психология и педагогика» «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» |
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 2 Физическая культура «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» эп |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |