Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам




НазваниеКнига написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам
страница1/20
Дата публикации15.05.2014
Размер4.23 Mb.
ТипКнига
literature-edu.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Ефимкина Р.П.

Пробуждение спящей красавицы

П
сихологическая инициация женщины в волшебных сказках


Новый метод, изложенный в этой книге, основывается на взаимосвязи между психологией женщины и текстами волшебных сказок. Автор приводит теоретические и методологические основы своего терапевтического подхода, реализующегося средствами арт-терапии и гештальт-терапии, описывает разнообразные случаи из практики индивидуального консультирования и группового тренинга.

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам – психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 8

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ 18

Глава 1 19

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 19

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧУДУ 19

ДРУГАЯ ПРОФЕССИЯ 23

«ТАЙНЫЙ» ЯЗЫК СКАЗКИ 26

СТРУКТУРА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ ПО В. Я. ПРОППУ 33

Подготовительная часть. 33

Основная часть. 33

Глава 2. 42

ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ 42

ПОНЯТИЕ ИНИЦИАЦИИ В ЭТНОГРАФИИ 44

Инициации в широком значении 44

Инициации в узком значении 47

Обряды перехода и пубертатные обряды 49

Инициация как переход 53

СТРУКТУРА ИНИЦИАЦИИ 64

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОСВЯЩЕНИЯ 68

ПАТРОНИРОВАНИЕ НЕОФИТА 76

СЦЕНАРИЙ ЖЕНСКОЙ ИНИЦИАЦИИ 80

Степень распространенности и изученности 80

Сценарий инициации девочек 81

Несколько стадий женской инициации 93

Специализированные инициации для женщин 95

Сходство и различие инициации юношей и девушек 103

АНТАГОНИЗМ И ВЗАИМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ МЕЖДУ ПОЛАМИ 111

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБРЯДАХ У СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 115

МОЙ ОПЫТ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРЯДА ИНИЦИАЦИИ 133

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАЦИЯ 142

Глава 3 144

ИНИЦИАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС 144

Психологические корни волшебной сказки 144

Точка зрения К.Г. Юнга 148

Точка зрения М.-Л. фон Франц 151

Точка зрения Д. Ю. Соколова 153

Точка зрения П.И. Яничева 154

Точка зрения 3. Фрейда 156

Точка зрения Э. Берна 159

Точка зрения М. Элиаде 161

Точка зрения Дж. Кэмпбелла 163

ОТНОШЕНИЕ К КРИЗИСАМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 170

Л.С. ВЫГОТСКИЙ О КРИЗИСАХ I 201

ТЕОРИЯ КРИЗИСОВ Э.Г. ЭРИКСОНА 216

Юность и кризис идентичности (5-я стадия) 228

Понятие идентичности 228

Ранняя зрелость (6-я стадия) 239

Нормальная зрелость (7-я стадия) 240

Поздняя зрелость (8-я стадия) 243

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЦИИ К.Г. ЮНГА 247

Пубертат и молодость 253

Зрелый возраст 256

Старость 261

КРИЗИС И ИНИЦИАЦИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ 276

Сходство критических периодов по Л.С. Выготскому с явлением инициации 277

Сходство понятия кризиса по Э. Эриксону и инициации 282

Кризис по К. Юнгу и инициация 287

Глава 4 292

ИНИЦИАТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК 292

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 292

«УМЕРЕТЬ МОЛОДЫМ И НА ВЗЛЕТЕ» 295

ТАИНА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 301

ОТБОР СКАЗОК ДЛЯ АНАЛИЗА 307

Первый критерий: сказка должна быть фольклорной 307

Второй критерий: сказка должна быть волшебной 312

Четвертый критерий: героиня сказки должна быть взрослой женщиной 325

МЕЖСЮЖЕТНЫЙ И ПОСЮЖЕТНЫЙ ПОДХОДЫ ПРИ ОТБОРЕ СКАЗОК 327

Посюжетное изучение сказки 328

Межсюжетное изучение сказки 331

ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ СКАЗКИ 333

ДВЕ ИНИЦИАЦИИ ГЕРОИНИ В ПОЛНЫХ СКАЗКАХ 336

ТРИ ГРУППЫ СКАЗОК ПО КОЛИЧЕСТВУ ИНИЦИАЦИЙ 342

Первая группа: неполные сказки с одним кругом действий 342

Первый круг действий: 345

Подготовительная часть. 345

Вторая группа: неполные скажи с двумя кругами действий 347

Глава 6 386

ИНИЦИАЦИИ ЖЕНЩИН НА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СЕССИЯХ 386

ЛИТЕРАТУРА 432

Вторая группа: неполные сказки с двумя кругами действий 94

СОДЕРЖАНИЕ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 8

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ 18

Глава 1 19

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 19

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧУДУ 19

ДРУГАЯ ПРОФЕССИЯ 23

«ТАЙНЫЙ» ЯЗЫК СКАЗКИ 26

СТРУКТУРА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ ПО В. Я. ПРОППУ 33

Подготовительная часть. 33

Основная часть. 33

Глава 2. 42

ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ 42

ПОНЯТИЕ ИНИЦИАЦИИ В ЭТНОГРАФИИ 44

Инициации в широком значении 44

Инициации в узком значении 47

Обряды перехода и пубертатные обряды 49

Инициация как переход 53

СТРУКТУРА ИНИЦИАЦИИ 64

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОСВЯЩЕНИЯ 68

ПАТРОНИРОВАНИЕ НЕОФИТА 76

СЦЕНАРИЙ ЖЕНСКОЙ ИНИЦИАЦИИ 80

Степень распространенности и изученности 80

Сценарий инициации девочек 81

Несколько стадий женской инициации 93

Специализированные инициации для женщин 95

Сходство и различие инициации юношей и девушек 103

АНТАГОНИЗМ И ВЗАИМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ МЕЖДУ ПОЛАМИ 111

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБРЯДАХ У СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 115

МОЙ ОПЫТ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРЯДА ИНИЦИАЦИИ 133

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАЦИЯ 142

Глава 3 144

ИНИЦИАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС 144

Психологические корни волшебной сказки 144

Точка зрения К.Г. Юнга 148

Точка зрения М.-Л. фон Франц 151

Точка зрения Д. Ю. Соколова 153

Точка зрения П.И. Яничева 154

Точка зрения 3. Фрейда 156

Точка зрения Э. Берна 159

Точка зрения М. Элиаде 161

Точка зрения Дж. Кэмпбелла 163

ОТНОШЕНИЕ К КРИЗИСАМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 170

Л.С. ВЫГОТСКИЙ О КРИЗИСАХ I 201

ТЕОРИЯ КРИЗИСОВ Э.Г. ЭРИКСОНА 216

Юность и кризис идентичности (5-я стадия) 228

Понятие идентичности 228

Ранняя зрелость (6-я стадия) 239

Нормальная зрелость (7-я стадия) 240

Поздняя зрелость (8-я стадия) 243

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЦИИ К.Г. ЮНГА 247

Пубертат и молодость 253

Зрелый возраст 256

Старость 261

КРИЗИС И ИНИЦИАЦИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ 276

Сходство критических периодов по Л.С. Выготскому с явлением инициации 277

Сходство понятия кризиса по Э. Эриксону и инициации 282

Кризис по К. Юнгу и инициация 287

Глава 4 292

ИНИЦИАТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК 292

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 292

«УМЕРЕТЬ МОЛОДЫМ И НА ВЗЛЕТЕ» 295

ТАИНА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 301

ОТБОР СКАЗОК ДЛЯ АНАЛИЗА 307

Первый критерий: сказка должна быть фольклорной 307

Второй критерий: сказка должна быть волшебной 312

Четвертый критерий: героиня сказки должна быть взрослой женщиной 325

МЕЖСЮЖЕТНЫЙ И ПОСЮЖЕТНЫЙ ПОДХОДЫ ПРИ ОТБОРЕ СКАЗОК 327

Посюжетное изучение сказки 328

Межсюжетное изучение сказки 331

ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ СКАЗКИ 333

ДВЕ ИНИЦИАЦИИ ГЕРОИНИ В ПОЛНЫХ СКАЗКАХ 336

ТРИ ГРУППЫ СКАЗОК ПО КОЛИЧЕСТВУ ИНИЦИАЦИЙ 342

Первая группа: неполные сказки с одним кругом действий 342

Первый круг действий: 345

Подготовительная часть. 345

Вторая группа: неполные скажи с двумя кругами действий 347

Глава 6 386

ИНИЦИАЦИИ ЖЕНЩИН НА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СЕССИЯХ 386

ЛИТЕРАТУРА 432

Моей дочери, Анне Ефимкиной, посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге я объединила все свои мысли по поводу работы с инициациями, которые я проводила в женских терапевтических группах за последние десять лет. Инициатический подход представляет собой дальнейшее развитие юнгианских, гештальтистских и процессуально-ориентированных методов работы, используемых мной в психотерапевтической практике или разработанных самостоятельно. Основная идея книги состоит в том, что психотерапевтическая сессия представляет собой инициацию, подобно тем, что имели место в племенных обществах в доиндустриальный период. Этот социальный институт в настоящее время утрачен, однако структура и символика инициатических практик нашла отражение в структуре и символике текстов волшебных сказок, которые по-прежнему актуальны для современного человека.

Новый метод, описанный в этой книге, основывается на моем исследовании взаимосвязи между психологией женщины и текстами волшебных сказок. Чтобы ответить на вопрос, как возникла эта взаимосвязь, нужно рассказать предысторию.

Как психолог, я провожу образовательные программы по психологическому консультированию и психотерапевтические группы. Подавляющее большинство участников этих программ – женщины. Работая с ними, я обнаружила, что причиной психологических проблем является то, что они в чем-то «не выросли», в каких-то аспектах своей личности оставшись маленькими девочками. Речь здесь ни в коем случае не идет о биологической составляющей взросления. Если традиционно признаком взрослой жизни выступает начало сексуальной жизни, замужество, рождение детей, то почти все мои клиентки в этом отношении состоялись, они вполне взрослые. Однако в психоконсультационной практике я обнаружила, что, обладая вышеперечисленными признаками, реально женщины не чувствуют себя таковыми.

Для того чтобы взросление состоялось, необходимо осуществить ряд переходов из одних состояний в другие: от девочки к девушке, от девушки – к женщине, от женщины – к старухе. Эти переходы происходят на нескольких уровнях. Приобретение социально-психологической зрелости – процесс сложный, он сопровождается дисбалансом в жизни и деятельности человека, неадекватностью в социальных проявлениях и резкими колебаниями нервно-психического и соматического состояния. Причина кроется в том, что человек – существо многоуровневое: не только естественное, природное, но и искусственное, культурное, «сделанное» обществом. Если биологическая зрелость в большинстве случаев наступает благодаря участию природы, то социально-психологическая зрелость не приходит сама, для этого общество заготавливает для человека определенные схемы. В традиционных обществах это были обряды инициаций. Наши современники остаются один на один с грандиозными разрушительными и созидательными процессами, которые неминуемо переживаются ими во время переходов. В психологии эти переходы получили название нормативных кризисов развития. Пройдет или не пройдет человек кризисный период – обществу неважно, оно все равно предъявит к нему требования как к человеку зрелому. Отсюда противоречие: внешне человек выглядит как взрослый, стараясь соответствовать социальным ожиданиям, а внутренне он испытывает неуверенность, зависимость от авторитетов, тревожность, страх, отсутствие поддержки и собственную ненужность – то есть, подобен маленькому ребенку, зависимому от взрослого.

Мой подход в психотерапии заключается в выявлении личностных аспектов женщины, которые остались не выросшими, и осуществлении их перехода на следующую стадию развития. Я называю такой переход инициацией, а терапевтические сессии такого рода – инициатическими. На мой взгляд, актуальность такого подхода очевидна в любое время, но сегодня в особенности.

Причина особой актуальности этого подхода заключается в следующем. Говоря о современном состоянии российского общества, нельзя не отметить его проблем, ведущих к проблемам отдельных его членов. Смена социалистического уклада на новый, которому пока еще даже нет окончательного названия, привела к тому, что сложившиеся за годы советской власти социальные ритуалы разрушены безвозвратно, а новые еще не сформированы. Возникновение в России в массовом порядке психологических служб и увеличение в геометрической прогрессии числа российских психологов свидетельствует об огромном спросе на них населения, пусть даже этот спрос не осознан. По сути, психотерапевты сейчас взяли на себя по отношению к ряду слоев общества такие социальные функции, которые традиционно осуществлялись в различные социально-исторические периоды представителями религиозных культов (шаманами, магами, колдунами, знахарями, священниками и т.п.), а также работниками идеологической сферы. При этом не факт, что все психотерапевты справляются с возложенными на них ожиданиями, потому что не все осознают социальный контекст проблем современных клиентов.

В связи с вышесказанным можно рассматривать современную психотерапию как набор социотехнических практик, которые позволяют организовать инициацию – обнаружение «невыросшего» аспекта личности клиента, создание условий для завершения его «роста» и перехода на следующую стадию развития, адекватную биологическому возрасту клиента.

Книга написана в соответствии с той последовательностью, в которой я шла сама в своем поиске ответа на вопрос о том, как и почему «работает» психотерапевтическая сессия.

Вот этот путь. Несколько лет назад я заметила, что, рассказывая о своем опыте или разыгрывая сцены своей жизни в психодраматическом подходе, женщины бессознательно, сами того не подозревая, проигрывают мифологические сюжеты. Например: «Когда моя мать была мною беременна, старая цыганка предсказала ей, что рожать она будет в муках...» – чем не сказочный зачин? Было очевидно, что опыт людей, будучи воплощен в слова, как-то связан со сказками. Я обратилась к книгам филолога В.Я. Проппа, который, исследуя морфологию сказки, обнаружил структурное единообразие всех волшебных сказок мира. Это единообразие отразило феномен, исторически уходящий корнями в родовой строй, – обряд инициации. Перечитав работы В.Я. Проппа «психологическими» глазами, я поняла, что в волшебной сказке не только отражена структура обряда инициации, но и развернута схема инициации, которую можно применять в современном психотерапевтическом контексте. С того, как «устроена» волшебная сказка, начинается книга.

Сказка потянула за собой целый культурный пласт – существовавшие в племенных обществах обряды инициации, которые являются историческими корнями волшебной сказки и лежат в основе сказочных сюжетов. Я окунулась в этнографическую литературу и все, что нашла по этой теме, изложила во второй главе.

Потом я поняла, что обнаружение исторических корней сказки, хотя и проливает свет на значение ее символов, но не отменяет первоначального вопроса – почему психотерапевтические сессии похожи на сказки своими сюжетами, тем более что обрядов давно уж нет, а сказки есть. Я стала искать помимо исторических корней психологические корни сказок. Оказалось, что за инициациями скрыты нормативные психологические кризисы. Я углубилась в изучение кризисов взрослых людей. Однако если кризисы детей изучены в психологической литературе более или менее хорошо, то кризисы взрослых практически не изучены. Кризисам взрослости посвящена третья глава.

«Вооружившись» всеми этими знаниями, я снова возвратилась к сказке, чтобы теперь уже постичь ее тайны. Я обнаружила в ней не одну, как было принято, а три инициации, и перевела сказку с языка метафор на психологический язык, чтобы получить доступ к сокровищнице народной мудрости и применить эти сокровища в психотерапевтической практике – в работе с женщинами. Четвертая и пятая главы посвящены расшифровке сказочных кодов.

И, наконец, шестая глава – это терапевтические сессии моих клиенток на тему инициаций с комментариями – то, ради чего я и предприняла это путешествие «за тридевять земель в тридевятое царство тридесятое государство».

Хотя основное содержание книги (за исключением последней главы) вошло в мою кандидатскую диссертацию по социальной психологии «Социально-психологические особенности возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок», предлагаемый читателю материал не предназначен для представителей какой-либо определенной науки. Он изложен языком, одинаково доступным как ученым, так и неспециалистам.

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

На протяжении всего времени написания книги я чувствовала поддержку людей, которым теперь пришло время воздать должное.

Я особенно хочу поблагодарить своего первого гештальт-тренера Нифонта Долгополова (Московский Институт Гештальта и Психодрамы) за то, что он привил мне вкус к этому одновременно глубокому и утонченному методу в психотерапии и продемонстрировал мастерское и виртуозное владение им. Его образ жизни, исполненный глубокого смысла и исканий, явился лучшей школой гештальта и побудил меня полностью пересмотреть и изменить свою жизнь.

Я признательна своему духовному учителю Владимиру Козлову (Ярославский университет) за возможность под его наставничеством самой пройти по тропам духовных странствий и постичь инициатические практики мировых традиций в священных местах нашей Родины через опыт собственного участия. Он же помог мне в методологическом осмыслении инициаций как научный руководитель моей диссертации.

Я хочу выразить свое уважение и благодарность моим коллегам и в особенности моему шефу, Петру Рыженкову (Центр психологии Новосибирского университета), за помощь в работе над многочисленными вариантами книги. Его всегдашнее стремление к высшей степени профессионализма во всем, за что бы он ни брался, требовательность к качеству и критические замечания побуждали меня снова и снова искать такую форму, которая бы позволила донести мой опыт более доходчиво и убедительно.

Большое спасибо моим друзьям, которые одновременно являются моими партнерами и единомышленниками, и с которыми я имела возможность на протяжении всего времени написания книги обсуждать ее содержание в неформальной обстановке, в атмосфере безусловного принятия и доброжелательного подтрунивания. Их участие позволило мне внести в работу над книгой элементы юмора.

Выражаю глубокую сердечную признательность участницам Женских инициатических групп, которые проводились в Новосибирске, Томске, Барнауле, Нижневартовске, Алматы, Астане, Кустанае и других городах, за их открытость, искренность и мужество показать свою жизнь такой, какая она есть. Идеи этой книги рождались в процессе того, как вы слушали, экспериментировали, задавали вопросы и делились своими чувствами и инсайтами.

Я благодарю своих студентов за поддержку и интерес к этой книге на всем протяжении ее создания. Она постепенно складывалась из лекций, семинаров, спецкурсов, тренингов, и вы вдохновляли меня довести начатое до конца и напоминали мне, что книга нужна не только мне одной, но и тем, кто, подобно мне, выбрал психотерапию своей профессией и отчасти образом жизни.

И, конечно же, низкий поклон моим родным, которые с пониманием и любовью относятся к тому, во что я верю, всей душой и что является для меня делом моей жизни.

Римма Ефимкина

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconКнига написана легко и доступно. Она будет интересна всем подросткам от 12 до 16 лет
Книга предназначена для тебя человека, вступающего на тропу юности. Это небольшой подарок тебе от того, кто эту тропу уже прошел

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconР. Хаэр Лишённые совести. Пугающий мир психопатов
Книга обильно иллюстрирована примерами из клинической практики и повседневной жизни. Книга Лишенные совести будет интересна как профессиональным...

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconРамиль гарифуллин кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости
Книга может быть рекомендована психотерапевтам, психологам и всем тем, кто интересуется новейшими достижениями психологии и психотерапии....

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconПсихология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу)
Книга предназначена школьным психологам и педагогам. Наверно она будет интересна и полезна не только им, но и всем, кто работает...

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconКнига будет полезна специалистам в области мануальной терапии, психологам...
Норман Шили, Доусон Черч Медицина души. Здоровье и энергия: как раскрыть внутренний потенциал организма

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconКнига предназначена для массажистов, медицинских сестер, иглорефлексотерапевтов....
Книга предназначена для массажистов, медицинских сестер, иглорефлексотерапевтов. Книга будет интересна так же для широкого круга...

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconАарон Бек, Артур Фримен. Когнитивная психотерапия расстройств личности
В качестве иллюстраций приводятся описания случаев из клинической практики. Книга адресована как специалистам, придерживающимся когнитивно-поведенческой...

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconПрактическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008
Книга написана известным нейропсихологом, профессором мгппу, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам,...

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconКнига издана ограниченным тиражом. Заказать книгу можно по адресу
Книга предназначена в первую очередь для представителей класса законотворчества, сотрудников правоохранительных органов, следователей,...

Книга написана так, что она будет интересна и специалистам психологам, психотерапевтам, и читателям-непрофессионалам iconЛитература «Не верь ни во что лишь потому, что об этом идут слухи...
Книга адресована практическим врачам, психологам, а также будет полезна для студентов медицинских и психологических факультетов,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции