Толерантность старших подростков различной национальности




Скачать 398.07 Kb.
Название Толерантность старших подростков различной национальности
страница 1/3
Дата публикации 08.10.2014
Размер 398.07 Kb.
Тип Решение
literature-edu.ru > Психология > Решение
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет психологии

Кафедра «Практической психологии»
Допустить к защите:

Зав. кафедрой

_______ к.пс.н., доц. Ю.А. Токарева

_______________________________

Декан факультета

_______ д.м.н., доц. С.Е.Вогулкин

_______________________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Толерантность старших подростков различной национальности

Считаю здесь уместным дописать в условиях МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры
Выполнена студенткой:

Е.В.Заятникова, группа П-543 сфз

Специальность 030301 «Психология»

Специализация «Психология консультирования»

Научный руководитель

____________________ д.м.н., доц С.Е.Вогулкин

Рецензент __________________________________

ГОСТ контроль ______________ _ Ю.А.Токарева

Решение экспертной комиссии УрГИ

Протокол № ___ от «__»_________________ 2007 г.

____________________________________________
Екатеринбург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

1 ТЕОРЕТИЧЕCКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОCТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО CТАНОВЛЕНИЯ В CТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………….

1.1 Теоретико-методологические подходы к изучению толерантности: сущность и основные критерии ……………………...

1.2 Фоpмирование и особенности pазвития толеpантности в старшем подpостковом возрасте………………………………..

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ САМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ МБОУ СОШ П.АЛЯБЬЕВСКИЙ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ХМАО-ЮГРЫ…………..

2.1 Актуальность и характеристика базы исследования, обоснование выбора методик………………………………………………………..

2.2 Организация и проведение экспериментального исследования на констатирующем этапе эксперимента………………………

2.3 Описание и обсуждение результатов на этапе констатирующего

эксперимента

3 РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО УСПЕШНОМУ либо (ОПТИМАЛЬНОМУ) ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ……

3.1 Апробация тренинга толерантности для старших подростков на этапе формирующего эксперимента

3.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования на контрольном этапе эксперимента

3.3 Рекомендации по оптимизации психолого-педагогических условий формирования толерантности у старших подростков…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………

ВВЕДЕНИЕ
Старший подростковый возраст (14-18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «Третий мир», существующий между детством и взрослостью1. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет особенности его психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследoванные от подросткового этапа, собственная возрастная специфика, право на автономию старших и т.п. В то же время перед ними стоит задача социального и личного самooпределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентиpoвку и опpеделение своего места во взpoслом мире. Данный возpаст является наиболее оптимальным для осознанного принятия толерантных установок и определение своего места в совpеменном мире.

Толерантность – это социальная ноpма общества, пpоявляющаяся:

- в праве быть pазличными всех индивидов общества;

- в обеспечении устойчивой гаpмонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;

- в уважении к pазнообразию различных миpовых культуp, цивилизаций и наpодов;

- в готовности к пониманию и сотpудничеству с людьми, pазличающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и веpованиям.

Воспитание толерантности разной национальности приобретает особое значение в старшем школьном возрасте, когда укрепляется осознание своей этнической принадлежности и конструируется этническое мировоззрение. Стаpшие подростки стали нетеpпимы друг к другу, агрессивны, в связи с этим, участились межнациональные конфликты. Юноши подросткового возраста славянской пpинадлежности, открыто демонстрируют свою непpиязнь к лицам кавказской национальности, фоpмиpуют опpеделенные сообщества. В это время на формирование этнического сознания старших подростков наибольшее воздействие оказывает образовательное учреждение, целенаправленно влияющее на процесс развития самосознания личности. Поиск самоопределения, социальной и личностной идентичности в юношестве обусловливает появление более осознанного отношения старшеклассников к межэтническим отношениям и формирование собственной позиции. Стараясь решить проблему толерантности старшего школьника, создаются «Школы русского языка», где дети занимаются по особой системе и учебникам. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных психолого-педагогических механизмов воспитания старших подростков в духе толерантности.

Проблема формирования толерантности в последние годы затрагивается в многочисленных исследованиях педагогов и психологов. Как правило, речь идет о воспитании у подростков и юношей толерантности как уважения и принятия любых различий между людьми (религиозных, тендерных, в том числе этнических). В трудах А.В.Васильева, А.Т.Кинкулькина, И.Я.Кленицкой, A.И. Репиницкого1 анализируются возможности и методы формирования толерантной позиции молодежи в рамках изучения различных дисциплин образовательных программ. Разработаны и предлагаются "Уроки толерантности", ориентированные на молодежь различных возрастных категорий (Н.М.Березина, Н.А.Никитова, В.Б.Новичков, Н.Б.Щеголихина)1. Большое внимание уделяется формированию толерантности подростков в полиэтнических регионах, где уровень межэтнической напряженности выше (Б.З.Вульфов, В.Н.Галяпина, B.Н.Гуров, Г.Палаткина)2. В большинстве работ педагогов предлагаются такие формы работы как беседы с детьми, изучение культуры, истории, фольклора, встречи с представителями других этнических групп. Социальные, социально-психологические и личностные факторы формирования этнической толерантности исследуются в диссертационных исследованиях С.Д. Гуриевой, Е.П.Непочатых, Г.Р.Фархшатовой, Е.В.Федосовой3.

Вместе с тем, считаем, что формирование толерантности старших подростков не были предметом специального исследования. Остается нерешенным противоречие между потребностью образовательной практики в теоретико-методическом обеспечении процесса формирования толерантности старших подростков и отсутствием научно обоснованных рекомендаций для осуществления этого процесса. Стремление найти разрешение названного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема разработки процесса формирования толерантности в системе межличностных отношений старших подростков, в практическом плане - это проблема определения психолого-педагогических условий формирования позитивного (оптимального) уровня толерантности старших подростков в условиях образовательного учреждения.

Актуальность проблемы, её теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Толерантность старших подростков различной национальности».

Объект исследования – процесс формирования толерантности старших подростков разных национальностей.

Предмет исследования – особенности развития толерантности и самоотношения, их взаимосвязи среди старших подростков МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры.

Гипотеза исследования. Формирование позитивного (оптимального) уровня толерантности старших подростков разной национальности в условиях школы будет эффективным, если:

- четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании старших подростков;

- знания и понимания педагогическим составом школы педагогических традиций народов в процессе формирования культуры межнационального общения;

- представлена конкретная целевая установка образовательного учреждения на формирование национального самосознания старших подростков;

- методически соблюдены психолого-педагогические условия процесса воспитания у старших подростков культуры межнационального общения.

Цель работы: разработать модель по формированию позитивного уровня толерантности старших подростков разной национальности в условиях МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры.

Задачи работы:

1. Раскрыть основные подходы к изучению сущности толерантности, перечислить основные критерии;

2. Изучить процесс формирования и особенности развития толерантности в старшем подростковом возрасте;

3. Провести экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи уровня этнической толерантности с особенностями самосознания старших подростков в условиях МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры

4. Определить результативность исследования, согласно апробации этнокультурного тренинга (программы) по обучению толерантного поведения в конфликте среди старших школьников;

5. Разработать рекомендации по оптимизации психолого-педагогических условий формирования толерантности старших подростков.

Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили:

- теоретические подходы к пониманию толерантности у школьников (Т.Н. Бартенева, Р.Т. Гарданов, З.Т. Гасанов, В.В. Глебкин, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, М.О. Кураков, С.В. Мягченков, Т.В. Разумовская, З.Б. Цаллагова);

- концепции подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.В. Кривцова, Х. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);

- подходы к воспитанию учащихся в духе терпимости и уважения к другим культурам (В.Л. Ершов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова).

Опытно-экспериментальная база. Эксперимент проводился в МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры. В него были вовлечены 40 учащихся старшего подросткового возраста 9-11 классов.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап (декабрь 2013г.) - изучение и анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; подбор экспериментальных и контрольных групп; разработка и проведение констатирующего эксперимента; поиск системы критериев и показателей исходного уровня толерантности и исходного уровня самоотношения /самосознания на констатирующем этапе эксперимента.

Второй этап (январь 2014 г.) - разработка содержания и методики формирующего эксперимента, а именно апробация этнокультурного тренинга (программы) по обучению толерантного поведения в конфликте среди старших школьников согласно психологических и педагогических условий образовательного учреждения.

Третий этап (февраль 2014 г.) - анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования на контрольном этапе эксперимента; формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

При проведении исследования использовались следующие методы исследования:

- эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, беседа), экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент);

- методы обработки экспериментальных данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (вычисление среднего арифметического, t – критерий Стьюдента) и коэффициент корреляции Пирсона.

В исследовании использовались методики:

- методика «МИС» /«Самоотношение» С.Р. Пантелеева на выявление параметров самооценки у детей старшего подросткового возраста, как критерия толерантного общения учащихся, проводимого в форме индивидуального тестирования.

Особенность данной методики заключается в том, что она направлена на определение самооценки как выражения смысла «Я» для субъекта, которая позволяет отследить особенности внутренней динамики мотивации поведения старшего школьника, структуру и специфику отношения личности учащегося к собственному «Я».

- методика на выявление уровня толерантности старших подростков (я еще не определилась, какая именно).

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования обогащают психолого-педагогические представления об особенностях и специфике старших подростков в отношении терпимости к людям другой национальности, вере. Способствуют дальнейшей разработке вопросов развития толерантности в школах и других учебных учреждениях.

Предложенные рекомендации школьному психологу по развитию толерантности у детей старшего подросткового возраста с помощью игр, тренингов, конкурсов и многих других мероприятий помогут оптимально подобрать и адекватно спланировать объем и характер мероприятий по эффективному усвоению данной проблемы, получить благоприятный результат в повышении уровня толерантности в образовательных учреждениях.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Теоретико-методологические подходы к изучению толерантности: сущность и основные критерии
Толерантность является составной частью демократического развития общества.

В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие1:

  • воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

  • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

  • прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений2. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763). Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах"3.

Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек1.

Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia – терпение (снисходительность к чему-либо). Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению". В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению». В испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения2.

Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели сам.

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей"1.

В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо благоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию.2

С точки зрения философии, толерантность – это мировоззренческая жизненная позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности.

В этике «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я1.

В педагогике, например, толерантность означает необходимость растить, воспитывать, учить всех детей, не отбирая, не ранжируя, не тестируя их, учить всех детей без ущемления их человеческого достоинства. Из этого вырастает толерантный стиль поведения2.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой – то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими,  какие они есть, и взаимодействовать сними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму,  ущемлению собственных интересов.

По мнению В.Х. Абэляна, И.А. Дадова, И.В. Жуковского, З.Т. Гасанова, Т.Н. Бартеневой3, толерантность зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, эти ученые выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей.

Сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему посредством образования уделяли внимание многие российские и зарубежные исследователи, такие как А.Г. Асмолов, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, И.И. Халеева, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви,  и др. Эти ученые в своих исследованиях применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п. Они обращают внимание на значимость принципа толерантности  при взаимодействии представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных национальностей  должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности1.

По мнению Г.У. Солдатовой, толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды2.

Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире друг с другом.

Толерантность в обобщающем варианте3:

-сотрудничество, дух партнёрства;

-готовность мириться с чужим мнением;

-уважение человеческого достоинства;

-уважение прав других;

-принятие другого таким, какой он есть;

-способность поставить себя на место другого;

-уважение права быть другим;

-признание многообразия;

-признание равенства других;

-терпимость чужим мнениям, верованиям и поведению;

- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Черты толерантной личности:

-расположение к другим;

-снисходительность;

-терпение;

-чувство юмора;

-чуткость;

-доверие;

-альтруизм;

-терпимость к различиям;

-умение владеть собой;

-доброжелательность;

-умение не обсуждать других;

-гуманизм;

-умение слушать и слышать;

-способность к сопереживанию.

Толерантность – это не только терпимость к другому, это знание иного. Существует такая психологическая закономерность: чем меньше известен нам какой-либо предмет, и не только предмет - птица, животное – тем меньше отличий мы видим в предмете того же рода. Так же и с людьми. Учитель первый раз входит в класс – все дети кажутся ему если не одинаковыми, то очень похожими, но не пройдет и месяца, как все они будут очень разными. И чем больше он будет узнавать своих подопечных, тем больше различий будет замечать в их интересах, в умственном и физическом развитии, в их привычках.

Через знание лежит путь к пониманию, а от понимания особенностей характера других – к большей терпимости к их привычкам и мнению. В умении услышать другого тоже чувствуется толерантность1.

Несмотря на все разные источники изучения о толерантности, нетерпимость, экстремизм и этнофобия в обществе не только не сходят на нет, но и наоборот, имеют тенденцию к росту и осложнению. Причин возросшей нетерпимости и экстремизма множество. Среди них можно назвать2:

- социально–экономические факторы, особенно миграцию. Вынужденная миграция заставила тысячи людей покинуть привычные места.

- политические (распад СССР и осложнение межнациональных отношений);

- отсутствие в уголовном законодательстве соответствующих норм об ответственности за преступления экстремистского характера, совершаемые на национальной, расовой и религиозной почве;

- сложившиеся в обществе социальные стереотипы. Т.е. у каждого народа есть собственные представления о «правильной» форме тех или иных предметов, «правильном» поведении, нормах в искусстве и т.д. Так вырабатывается социальный стереотип.

- искусственное нагнетание истерии в СМИ о конфликтах на межнациональной почве, ничем не ограниченный культ насилия в кино, видео- и печатной продукции.

- бесконтрольность со стороны правоохранительных органов и учреждений юстиции за соблюдением уставных требований к движениям, пропагандирующим идеи национализма и стремящимся использовать неформальные молодежные организации в экстремистских целях.

- отсутствие бесплатных спортивных учреждений и объектов культуры для свободного, бесплатного посещения подростков.

- внутренняя бездуховность.

- разрыв возрастной, разрыв поколений, разрыв территориальный.

- отсутствие должного воспитания.

Следовательно, толерантность – категория нравственная, ей можно и нужно овладеть. Причем воспитание толерантного сознания, терпимости необходимо начинать с раннего детства, и начинается оно в семье. Игрушки, мультики, книги, компьютерные игры – все окружение ребенка - не должны провоцировать жестокость и насилие. Но главное - это личный пример родителей, где от них зависит, чему они научат ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Следующие уроки ребенок получит в детском саду, в школе, на улице, а начинается все с семьи1.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом.

Критерии толерантности2 (по Г.У. Солдатовой)

- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);

- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

- сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Проявления нетерпимости1: (по Г.У. Солдатовой)

- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

- игнорирование (отказ в беседе, в признании);

- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

- этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

- поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные  проблемы на ту или иную группу);

- преследования, запугивания, угрозы;

- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

- расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе  предпосылки, что одни расы превосходят другие);

- ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

- национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

- осквернение религиозных или культурных символов;

- религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

- изгнание (официальное или насильственное);

Таким образом, благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в лексикон школьного учителя.

Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпения», имеет более яркую активную направленность. В научной литературе, толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Отметим, что в нашем понимании толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.

В настоящее время существует единая государственная политика по формированию толерантности и профилактики экстремизма1, о чем свидетельствует принятая Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2010-2015 годы", ориентированная на дальнейшее развитие гуманистических традиций2. Эта программа позволяет обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Толерантность старших подростков различной национальности icon Тема: Толерантность старших подростков различной национальности
Теоретичеcкое изучение толерантноcти и особенности его cтановления в cтаршем подростковом возрасте
Толерантность старших подростков различной национальности icon М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность...
Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов
Толерантность старших подростков различной национальности icon Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность»
Программа по воспитанию и развитию нравственности школьников мбоу «Каменно-Бродская оош» «Толерантность»
Толерантность старших подростков различной национальности icon 1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков
Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Непоседы» филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Толерантность старших подростков различной национальности icon 1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков
Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Солнышко» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Толерантность старших подростков различной национальности icon Проект изучение выдающихся памятников монглоязычных народов из элективных...
Цель проекта: приобщение учащихся к богатейшему наследию дореволюционной литературы на элективных курсах в старших классах
Толерантность старших подростков различной национальности icon Классное руководство и воспитание школьников
Всероссийский конкурс экологических проектов «Твой след на планете» (далее Конкурс) направлен на активизацию участия подростков в...
Толерантность старших подростков различной национальности icon Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...
Толерантность старших подростков различной национальности icon Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков
...
Толерантность старших подростков различной национальности icon Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические...
Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Издательство Института Психотерапии,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции