Автореферат разослан декабря 2008 г




Скачать 418.4 Kb.
Название Автореферат разослан декабря 2008 г
страница 1/2
Дата публикации 14.05.2014
Размер 418.4 Kb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Психология > Автореферат
  1   2



Работа выполнена на кафедре психологии человека

государственного образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена»



Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор

КОРАБЛИНА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА


Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

КОРОЛЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
кандидат психологических наук, доцент

РОНЗИН ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ


Ведущая организация:


Петербургский Государственный Университет Путей сообщения


Защита диссертации состоится «22 » января 2009 года в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д.212.199.18. по присуждению ученой степени кандидата психологических наук Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, набережная р. Мойки, д.48, корп. 11, ауд. 37, психолого-педагогический факультет РГПУ.


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Автореферат разослан « » декабря 2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент З.Ф. Семенова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современное общество очень динамично, темпы социальных изменений, как никогда, высоки. Одной из основных детерминант общественного развития является технический прогресс. Появление новых технических средств, технологий существенно трансформирует устоявшиеся социальные практики, порождает новые формы поведения. По мнению И. Ю. Алексеевой, О. В. Новожениной, В.В. Тарасенко, Н.В. Громыко и др., символом современного технического прогресса является глобальная компьютерная сеть Интернет. Принято считать, что в Интернете активность субъекта может разворачиваться в одном из трех направлений: познание, общение, игра. Познание в Интернете не ограничивается лишь информационным поиском. Интернет – это не только хранилище информации, но и новый слой реальности современного человека. Если социальная реальность конструируется самими действующими в ней субъектами, то и виртуальная реальность Интернета во многом – продукт социального познания, осмысления ее пользователями. Социальное познание имеет интеркативную природу, осуществляется в ходе коммуникации между людьми. Именно поэтому важным является изучение социального познания, осуществляемого в ходе общения между людьми в виртуальной коммуникационной среде Интернета. Исследования в этой области позволят глубже понять как природу самого социального познания, так и виртуального пространства Интернета. Актуальность исследования социального познания в ситуации Интернет-общения определяется возрастающей ролью Интернета как средства социального взаимодействия при отсутствии сложившейся системы норм поведения и общения, познавательной деятельности в этой среде.

Цель исследования: выявление особенностей социального познания в ситуации Интернет-общения.

Задачи исследования:

  1. Дать системное описание феномену общения между людьми и социальному познанию как одному из компонентов общения.

  2. Теоретически определить свойства виртуальной коммуникационной среды Интернета и особенности общения в нем.

  3. Выявить субъективно значимые формальные характеристики процесса социального познания в ситуации общения в Интернете.

  4. Определить особенности представлений человеке и общении с ним в Интернете в сравнении с ситуацией непосредственного общения.

  5. Выявить различия в представлениях о человеке в Интернете и общении с ним, связанные с ценностными ориентациями, направленностью и опытом общения в Интернете участников исследования.

Объект исследования: человек как субъект Интернет-общения.

Предмет исследования: социальное познание в ситуации общения в виртуальной коммуникационной среде Интернета.

Гипотезы исследования:

1. Социальное познание в ситуации Интернет-общения имеет отличия от социального познания в ситуации непосредственного общения, связанные c особенностями виртуальной коммуникационной среды Интернета.

2. Представления субъектов социального познания о человеке в Интернете и общении с ним отличаются от их представлений о человеке в ситуации непосредственного общения и являются внутренне противоречивыми.

3. Представления о человеке и общении с ним в Интернете определяются ценностными ориентациями, направленностью и опытом общения в Интернете.

Теоретико-методологической основой исследования являются: системный подход в философии и психологии (А.М. Коршунов, В.В. Мантатов, Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен, А.Г. Асмолов, Б.А. Еремеев и др.); исследования проблем виртуальной реальности в работах Н.А. Носова, Д.В. Иванова, О.Н. Астафьевой, В.А. Кутырева и др.; ситуационный подход в психологии (Н. В. Гришина Е.Ю. Коржова, Ю.Н. Емельянов, К. Левин, Р. Нисбетт, Л. Росс, Д.Магнуссон); диалогический подход к анализу общения (М.М. Бахтин, Г.А. Ковалев, М. Бубер, М.С. Каган и др.); интегративный подход к пониманию человека как индивида, личности и индивидуальности в психологии (В.Н. Панферов, А.Г. Асмолов), тела, души и духа в философии (И. А. Ильин); теория социального конструирования реальности (У. Томас, Ф. Знанецкий, П. Бергер, Т. Лукман); интерсубъектный подход в исследованиях познания людьми друг друга (А.У. Хараш).

Выбор методов исследования диктовался предметом исследования и характером основных изучаемых переменных. В работе использовалось 2 группы методов сбора данных: методы, направленные на изучение процесса и результатов социального познания в виртуальной коммуникационной среде Интернета: полуструктурированное интервью, анкета, семантические дифференциалы; методы, направленные на выявление психологических особенностей и различий в опыте общения в Интернете у участников исследования: анкеты, тест.

Полученные эмпирические данные были обработаны с помощью качественных и количественных методов: метода конденсации смысла и интерпретации; феноменологического анализа; анализа первичных статистик; анализа межгрупповых различий (t-критерий Стьюдента, критерий Н-Краскала-Уоллеса, критерий U- Манна-Уитни); факторного анализа (Метод максимального правдоподобия);кластерного анализа (Методы Варда и средней связи).

Данные обрабатывались с помощью компьютерных программ SPSS и Excel

Положения, выносимые на защиту:

1.Отличительными чертами социального познания в ситуации Интернет-общения являются: высокая степень познавательной неопределенности; преобладание содержательных источников познания над формальными, затрудненность актуализации познавательных механизмов, основанных на восприятии внешнего облика и невербального поведения объекта познания; наличие этапов, связанных с переходом от виртуального к непосредственному общению.

2. Представления о человеке в Интернете и общении с ним отличаются от представлений о человеке в ситуации непосредственного общения и являются внутренне противоречивыми: в них сочетаются как положительные (общение в Интернете - диалогическое, комфортное, человек свободен и раскрепощен), так и отрицательные (общение поверхностное, человек абстрактный, лживый) оценки.

3. Представления о социальной среде Интернета и человеке в ней отличаются у субъектов с различным опытом общения в этой среде, ценностными ориентациями и направленностью в общении. Богатый опыт и ориентация на интимно-личностное общение в Интернете, высокий уровень развития ценностей индивидуальности и направленность на индивидуальные свойства собеседника в общении определяют положительные оценки. Небогатый опыт и ориентация на предметно-деловое общение, высокое развитие ценностей доминирования определяют отрицательные оценки.

Научная новизна исследования. В работе дано комплексное феноменологическое описание процесса социального познания в условиях виртуальной коммуникационной среды Интернета. Установлено соотношение между деятельностью субъекта и объекта социального познания. В исследовании впервые выявлены представления о виртуальной коммуникационной среде Интернета и человеке как субъекте общения в ней. Установлены и проанализированы структура и содержание этих представлений, их сходство и различия с аналогичными элементами ситуации непосредственного общения. Эмпирически установлены различные типы пользователей и особенности их представлений о человеке в Интернете, общении в Интернете и ситуации общения в Интернете.

Теоретическая значимость исследования. На теоретическом уровне разработана системная модель общения и показаны возможности ее применения в качестве основы для эмпирического исследования; обосновано понятие «виртуальная коммуникационная среда Интернета» (ВКСИ). Исследование позволяет расширить и углубить научные представления о процессе и результатах социального познания, с одной стороны, и о возможностях, особенностях коммуникативной деятельности человека в условиях виртуальной среды Интернета – с другой.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке различных курсов социально-психологического содержания, таких как «Социальная психология», «Психология социального познания», спецкурса «Психология общения в Интернете». Данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться практическими психологами, осуществляющими профилактику и коррекцию коммуникационной Интернет-зависимости. Выявленные психологические особенности коммуникационной среды Интернета позволяют говорить о возможности систематического использования Интернет-коммуникации для социальной реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

Научная достоверность и обоснованность результатов обеспечивается теоретико-методическим обоснованием эмпирического исследования, использованием комплекса качественных и количественных методик, адекватных цели исследования, репрезентативностью выборки, использованием разнообразных методов математической статистики для анализа полученных данных, содержательным анализом фактов, выявленных в ходе исследования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были представлены в докладах на международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания» (Пенза, 2004 г.), всероссийской научно-практической конференции «Социальная сфера общества: региональные особенности, тенденции развития, подготовка кадров» (Санкт-Петербург, 2004), VIII–ой региональной научной конференции (Апатиты, 2005). Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры психологической помощи психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена в 2007 году. Материалы исследования использовались при разработке программ учебных дисциплин «Социальная психология», «Психология профессионального общения» для студентов специальности «социальная работа». По теме работы опубликовано 8 печатных работ.

Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 15 приложений. Текст проиллюстрирован 19 таблицами и 24 рисунками. Список литературы включает 183 источника, из них 8 на иностранном языке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность и новизна исследования, раскрывается его теоретическая и практическая значимость, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвигаются гипотезы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Социальное познание и его место в человеческом общении» осуществляется теоретический анализ феноменов социального познания и общения, определяется понятие «виртуальная коммуникационная среда Интернета» (ВКСИ); дается описание социального познания в ситуации общения, в том числе общения в Интернете.

Параграф 1.1. «Социальное познание в науках о человеке и обществе. Структура, формы и механизмы социального познания» посвящен истории исследований социального познания, также в нем устанавливается соотношение между социальным познанием и смежными с ним понятиями, определяются виды и механизмы социального познания, его структура.

Выделяется три основные группы источников современной психологии социального познания: философские, социологические, психологические. К первой группе относятся различные социально-философские концепции: диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса, франкфуртская философская школа и др., а также логика и общефилософская теория познания (гносеология), логический позитивизм, аналитическая философия и т.д. Вторая группа включает представителей социологии знания: К. Мангейма, М. Шелера, Р. Мертона, У. Томаса и Ф. Знанецкого, П. Бергера и Т. Лукмана и др., а также ряд неклассических социологических школ: понимающую социологию М. Вебера, формальную социологию Г. Зиммеля, символический интеракционизм Дж.Мида, феноменологическую социологию А. Шюца, этнометодологию Г. Гарфинкеля, драматургический подход И. Гоффмана. К психологическим источникам относятся общепсихологические исследования познавательных процессов человека (Ж. Пиаже, К. Бюлер, В.Келер, К.Коффка и другие представители гештальтпсихологии, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.М. Веккер и др.) и социальной обусловленности его активности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л. Леви-Брюлль, М. Коул, С.Скринбер и др.), когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Б.М. Величковский, Д.Л. Зинченко и др.), а также различные социально-психологические теории и концепции. Последние наиболее близки к собственно психологии социального познания.

В социальной психологии выделяется несколько областей исследований, ориентированных на проблематику социального познания: теории межличностного восприятия, представленные в работах Дж. Брунера, Дж Холмса, А.А. Бодалева, В.Н. Панферова, Б.А. Еремеева, В.С. Агеева и др., теории когнитивного соответствия (Г. Келли, Э. Джонс и К. Дэвис, Л. Росс, Р. Нисбет, Б. Вайнер и др.), теории каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.), теория социальных представлений (С. Московичи). Большое теоретико-методологическое значение для психологии социального познания имеют также исследования социальных ситуаций Д. Магнуссона, М. Аргайла, М. Шерифа, Н. Кантор, А. Филиппова, С.В. Ковалева, Ю.Н. Емельянова, Е.Ю. Коржовой и др..

Понятие «социальное познание» рассматривается в работе в контексте понятий «социальная перцепция», «межличностное восприятие и познание», «познание человека человеком» и т.д. как наиболее широкое и емкое из них. Социальное познание – процесс, в ходе которого индивиды или группы формируют знание о социальной реальности или ее элементах, используя культурные механизмы производства этого знания.

Для анализа социального познания в работе используется системный подход, представленный в работах Б.Ф. Ломова, В.А. Ганзена, Б.А. Еремеева и др.. Структура социального познания включает субъекта, объект и ситуацию познания, его источники, процесс и результаты. Процесс социального познания предполагает использование ряда специфических механизмов: категоризацию, прототипизацию, схематизацию, эвристистизацию, стереотипизацию, социальное репрезентирование (В.А. Янчук, Г.М. Андреева); эмпатию, стереотипизацию, физиогномическую редукцию, внутригрупповой фаворитизм (В.С. Агеев), каузальную атрибуцию (Ф. Хайдер), идентификацию, интерпретацию, рефлексию.

В работе предлагается структурная схема социального познания в ситуации общения между людьми, в основе которой лежат положения системного и интегративного подходов (В.Н. Панферов), а также представления о социальном познании как интерсубъектном процессе (А.У. Хараш). Схема отражена на Рисунке 1.

Субъект познания


Процесс

социального познания

Субъект

самопрезентации

Внутр. условия социального познания

Уровень

индивидуальности

Построение образа

объекта

познания

Управление

процессом

построения образа

Уровень

индивидуальности

Внутр. условия социального познания

Социально-ролевой

уровень

Социально-ролевой уровень

Индивидный уровень

Индивидный уровень



Внешние условия социального познания

Рисунок 1.

Социальное познание и управление им в ходе межличностного взаимодействия

В соответствии с данной схемой социальное познание представляет собой интерактивный процесс, в котором взаимодействуют субъект познания и объект познания (субъект самопрезентации). Характер этого процесса определяется внешними условиями его протекания (социальная ситуация и физическая среда, в которой происходит общение) и внутренними условиями, которые образованы 3 группами свойств субъекта общения и познания (индивид, личность, индивидуальность). Такое понимание социального познания явилось одним из теоретических оснований эмпирического исследования, осуществленного в рамках данной работы.

В параграфе 1.2. «Проблема общения в психологии. Социальное познание в структуре общения» определяется понятие общения, анализируется его структура с позиций системного и интегративного подходов, определяется место социального познания в структуре общения, выделяются виды и формы общения.

Выделяется два подхода к пониманию феномена человеческого общения: субъект-объектный, при котором общение рассматривается как один из видов деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев) и субъект-субъектный, при котором общение противопоставляется деятельности, поскольку его предметом является человек, а не неодушевленные объекты (М.С. Каган, Б.Ф. Ломов).

С позиций системного подхода, наиболее обобщенная структура общения может быть представлена в виде 4 основных элементов: партнер А, партнер Б, процесс общения и ситуация (условия) общения. Привлечение к данной структуре положений интегративного подхода (В.Н. Панферов), а также представлений Б.Д. Парыгина о человеке как субъекте и объекте общения и отношения, взглядов Б.Ф. Ломова, Н.Н. Обозова, Г.М. Андреевой и др. на структуру общения и положений К.А. Абульхановой-Славской о стратегиях социального мышления позволяет предложить следующую системную модель общения:



Рисунок 2.

Системная модель общения

В соответствии с данной моделью, процесс общения включает в себя 4 основных компонента: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (взаимное воздействие, влияние и противостояние ему), познание (формирование представления о партнере по общению и управление познанием другого), формирование и развитие отношений между партнерами по общению. Каждый из этих компонентов реализуется на трех уровнях, которые определяются тремя группами свойств человека как субъекта общения: индивидными, личностными (социальными), индивидуальными.

Человек, включенный в общение выступает в роли как субъекта, так и объекта всех указанных процессов, что отражено с помощью символов St, Ot в правой части схемы. Различным уровням протекания процессов соответствуют различные позиции, занимаемые общающимся человеком. Для индивидного уровня характерна объект-объектная позиция, для социального уровня субъект-объектная или объект-субъектная, а для индивидуального уровня – субъект-субъектная (вертикальная ось в левой части схемы).

В работе описана взаимосвязь коммуникации, интеракции и межличностных отношений как компонентов общения с его познавательным компонентом, показана их взаимообусловленность. Познавательный компонент выступает как важнейший элемент структуры общения, определяет характер протекания и развития коммуникации, интеракции и отношений и в то же время результаты социального познания в общении подвержены большому влиянию содержания коммуникации, стратеги и тактики взаимодействия, модальности социальных и эмоциональных отношений субъекта и объекта познания.

Предложенная системная модель была использована в качестве теоретической основы исследования социального познания в ситуации Интернет-общения.

В исследовании проанализированы и обобщены теоретические классификации общения, разработанные Б.Д. Парыгиным, М.С. Каганом, А.А. Леонтьевым, В.А. Горяниной и другими авторами, проводится различие между межиндивидным, межличностным и личностным общением с опорой на работы В.А. Кунициной, М.И. Бобневой, В.И. Степановского и др.

В качестве основы эмпирического исследования в работе используется модификация классификации общения Б.Д. Парыгина, включающая 3 основных типа общения: личностное (интимно-личностное), деловое (предметно-деловое) и игровое (развлекательно-игровое) общение.

В параграфе 1.3. «Общение и социальное познание в виртуальной коммуникационной среде Интернета» вводится понятие «виртуальная коммуникационная среда Интернета» (ВКСИ), описываются ее основные характеристики, общие особенности и виды общения в ней, дается краткий обзор исследований по проблеме социального познания в ВКСИ.

В.И. Аршинов, Ю.А. Данилов, В.В. Тарасенко определяют Интернет как сложную, самоорганизующаяся самореферентную коммуникативную систему, обладающую эмержентными (внезапно появляющимися, неожиданными) свойствами. Сложность этой системы порождает ряд трудностей при попытках ее описания на научном языке. А.Е. Войскунский отмечает, в связи с этим, что определение социальной реальности Интернета дается обычно на метафорическом уровне («молл», «фронтир», «глобальная деревня» и т.д.)

Для социальной психологии Интернет представляет собой социальное пространство, фрагмент социальной реальности современного человека, в котором может разворачиваться как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие социальных субъектов разного уровня. Сложность социальной структуры Интернета такова, что взаимодействие, коммуникация между людьми в нем является мирообразующим фактором, порождает жизненные миры (В.Х. Манеров и др.).

В работах О.Н. Астафьевой, Д.В. Иванова, В.Х. Манерова и др. Интернет рассматривается как одна из форм виртуальной реальности. Интернет-пространство обладает 4 основными характеристиками виртуальной реальности, выделенными Н.А. Носовым: порожденностью, актуальностью, автономностью, интерактивностью. Виртуальная коммуникационная среда Интернета (ВКСИ) определяется в работе как форма социально-психологической реальности, функционирующая на основе компьютерных сетей, позволяющая человеку осуществлять познавательную, игровую деятельность и общение и не требующая при этом его материального присутствия.

В работах Е.П. Белинской, В.А. Буровой, В.А. Войскунского, М.А. Селисской, В.Х. Манерова, Н.Н. Королевой, Н.М. Богдановской, В.В. Никитаева, О.В. Новожениной, В.В. Тарасенко описываются различные свойства ВКСИ и Интернет-коммуникации. Анализ общего и особенного в этих классификациях позволяет выделить 3 базовых свойства виртуальной коммуникационной среды Интернета: анонимность, телесную непредставленность (специфичность выразительных средств), специфику пространственно-временных координат.

Наиболее известная классификация Интернет-общения предложена Ю.Д. Бабаевой, А.Е Войскунским, О.В. Смысловой. В основу этой классификации положены два основания: характер протекания времени (он-лайн и офф-лайн) и количество участников (диалогическое и групповое общение). Исследования, проведенные В.Х. Манеровым, Н.Н. Королевой, И.М. Богдановской, Ю.Л. Проект, позволяют выделить основные виды общения по его мотивам и функциям, которые являются достаточно специфичными в сравнении с непосредственным общением.

Исследования социального познания в ВКСИ посвящены в основном проблеме самопрезентации и идентичности личности в этой среде. Выявляются возможности самопрезентации и факторы, на нее влияющие (В. Фриндте, Т. Келер), мотивы, возможности и способы конструирования идентичности (Е.П. Белинская, А. Хитров, J. Donath, J. Suler и др), взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете (А.Е. Жичкина), различия в способах самопрезентации, связанные с полом и другими особенностями субъекта самопрезентации (В.Х. Манеровым, Н.Н. Королевой, И.М. Богдановской, Ю.Л. Проект и др).

Анализ научных источников показывает, что при детально разработанных и представленных в литературе теориях социального познания и общения между людьми, фактически отсутствуют эмпирические исследования и теоретическое осмысление социального познания в виртуальной коммуникационной среде Интернета. Однако, Интернет – это новая форма социальной реальности, которая изменяет традиционные практики взаимодействия между людьми, предъявляет к действующему в ней субъекту специфические требования. Социальное познание в ситуации Интернет-общения следует рассматривать как особый социально-психологический феномен, требующий теоретического осмысления на основе эмпирических исследований.

В главе 2 «Организация и методы исследования» изложены методологические основы и методика эмпирического исследования. Глава состоит из трех параграфов.

В параграфе 2.1. «Теоретико-методологические основы и программа исследования» указываются основные подходы (системно-структурный, интегративный, деятельностный), составившие методологическую базу исследования, определяется теоретическая модель лежащая в ее основе, формулируются цель, задачи, объект, предмет, гипотезы и этапы эмпирического исследования.

В параграфе 2.2. «Характеристика выборки» описаны выборочные совокупности участников различных этапов исследования и параметры их формирования (пол и уровень образования). На первом – пилотажном – этапе сбора данных в исследовании принял участие 491 человек. Из них 24 человека приняли участие в интервьюировании, 467 – в анкетировании. На основном этапе сбора данных в исследовании приняли участие 100 человек. Таким образом, общий объем выборки составил 591 человека.

В параграфе 2.3. «Методы и методики исследования» описаны методы и методики, применявшие для сбора данных, процедура их разработки.

Исследование проводилось в два этапа: пилотажный и основной.

На пилотажном этапе применялось полуструктурированное интервью «Общение и познание в Интернете» и анкета «Представления об Интернете и общении в нем». Обе методики разработаны автором исследования. Полуструктурированное интервью отвечает основным принципам качественного подхода в социально-психологических исследованиях. Данные интервью подвергались качественному феноменологическому анализу (Е.П. Кораблина) с использованием метода конденсации смысла (С. Квале). При разработке анкеты использовались принципы как количественного (в закрытых вопросах), так и качественного (в открытых вопросах) подходов. Для анализа ответов на открытые вопросы использовалась процедуры категоризации и контент-анализа. Анализ ответов на закрытые вопросы осуществлялся с помощью выведения первичных статистик и построения таблиц сопряженности.

Все методики основного этапа исследования можно разделить на 2 группы:

  • направленные на изучение процесса и результатов социального познания в виртуальной коммуникационной среде Интернета: семантические дифференциалы «Представления о человеке в Интернет-общении и в реальном общении», «Представления об общении в Интернете и в реальной жизни», «Представления о коммуникационном пространстве Интернета».

  • направленные на выявление психологических особенностей и различий в опыте общения в Интернете у участников исследования: методика Ш. Шварца для изучения ценностных ориентаций «Опросник ценностей: Профиль личности»; опросники «Опыт общения в Интернете», «Опыт знакомств в Интернете», «Направленность в общении».

Все исследовательские методики основного этапа, за исключением методики Ш.Шварца разработаны автором исследования. Основой для разработки послужили теоретические представления о структуре и видах общения, отраженных в его системной модели, теоретические представления о структуре ситуации, изложенные в работах Д. Магнуссона, М.Аргайла, положения К.С. Абульхановой-Славской о стратегиях социального мышления и положения интегративного подхода о структурной организации свойств человека, эмпирические данные, полученные в ходе пилотажного исследования.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автореферат разослан декабря 2008 г icon Автореферат разослан
Работа выполнена на кафедре "Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования" Волгоградского государственного...
Автореферат разослан декабря 2008 г icon Список литературы авдеева, Т. К. Оптимизация процесса повторения...
Авдеева, Т. К. Оптимизация процесса повторения учебного материала на уроках алгебры в восьмилетней школе: автореферат дис. … канд...
Автореферат разослан декабря 2008 г icon До 20 декабря 2012 г
Для участия в Международной научно-практической конференции и информирования в сборнике научных трудов необходимо до 20 декабря 2012...
Автореферат разослан декабря 2008 г icon Автореферат диссертации на соискание ученой степени
Специализация – Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
Автореферат разослан декабря 2008 г icon Автореферат Дипломная работа
Структура работы: введение, основная часть (3 раздела), заключение, список использованных источников
Автореферат разослан декабря 2008 г icon Автореферат опубликован на сайтах
Работа выполнена в гну институте содержания и методов обучения Российской Академии образования
Автореферат разослан декабря 2008 г icon 3–7 декабря 2012 года
Приглашаем Вас 3–7 декабря 2012 года принять участие в VII международных днях Мифтахетдина Акмуллы
Автореферат разослан декабря 2008 г icon Положение об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием...
«Образование» на 2009-2012 годы по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», одобренного на заседании Совета...
Автореферат разослан декабря 2008 г icon Российской федерации (минобрнауки россии) прика з «26» декабря 2013 г. Москва №1400
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...
Автореферат разослан декабря 2008 г icon Номинативная парадигма англоязычного телевизионного дискурса (на...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Самара 2011 Работа выполнена на кафедре английской...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции