Скачать 454.54 Kb.
|
www.koob.ru ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 Введение Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА Тема 2. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Тема 3. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ) Тема 4. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ Тема 5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ Тема 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дополнительная литература ко всему курсу Введение Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психотерапевтам и психологам-консультантам. Логика и структура пособия подчинены принятому в отечественной психологии подходу к пониманию общей психодиагностики. Первые две темы вводные. Они нацелены на создание общего представления о предмете психологической диагностики. Следующие разделы посвящены трем основным подходам к измерению индивидуально-психологических особенностей человека: тестам, самоотчетам, проективным методикам. Последняя тема освещает особенности практического применения психодиагностических методов. Каждый раздел сопровождается списком литературы. В конце пособия приводится общий список. © Белова Оксана Владимировна, составление 1994, 1996 © Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 Тема 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА 1. Исторические корни современной психодиагностики [1] Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Д.М. Кеттел (журнал "Mind", 1890) Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека , которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология" , целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского. В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии . Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов . Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название – "дифференциальная психология" ). Русский ученый А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни развития психических процессов. Перечисленные тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом явились прототипами современных направлений в психодиагностике. 2. Предмет психодиагностики как научного знания [2] Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики (см. Тема 2). Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений. Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных. 3. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический [3] и идеографический [4]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
Примечания: [1] См. 1. С. 23-34; 3. С. 261-273. [2] См. 1. С. 3-14. [3] Номотетический (от лат. Norma – образец) подход – измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой. [4] Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание. Литература:
Тема 2 КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре [5] Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову [6] Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину [7] Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований." В.К. Гайда Примечания: [5] См. 5; [6] См. 2; [7] См. 3. Литература:
Тема 3 СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ) 1. Определение понятия психологического теста [8] В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. "Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения" (2, с. 31). "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" (1, с.139). "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" (7, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты: во-первых,тест – один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы (см. Тема 5), стандартизованные самоотчеты (см. Тема 4), интервью, аппаратурные методы и др.; во-вторых,это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта; в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности. Объективность, валидность и надежность – требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы. 2. Психологический тест как объективное измерение [9] |
Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам,... |
Практикум по психологии здоровья питер' Пособие рекомендуется преподавателям, студентам, обучающимся по направлению и специальностям психологии, психологам-практикам и... |
||
Книга адресована практикующим психотерапевтам, психиатрам, психологам,... ... |
Рамиль гарифуллин кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости Книга может быть рекомендована психотерапевтам, психологам и всем тем, кто интересуется новейшими достижениями психологии и психотерапии.... |
||
Руководство по аналитической психологии Данный сборник представляет собой полезное учебное пособие по методам аналитической психологии, необходимое студентам, начинающим... |
Литература: Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте... Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: [учеб пособие ]/ А. П. Бизюк; Под ред. Л. М.... |
||
Электронное учебное пособие «Психология молодежного предпринимательства»... Ефремова Г. И., профессор, доктор психол н., профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда |
Кафедра психологии Т. П. Будякова Курсовая работа по психологии Учебно-методическое пособие Печатается по решению редакционно-издательского совета Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина от 2007 г., протокол... |
||
Юлия Михайловна Войтина Шпаргалка по общей психологии litres ru Все выучить жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Основ общей психологии и высшей нервной деятельности человека, методологии общей психологии, изучение физиологических основ организации... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |