Скачать 3.41 Mb.
|
А. Н. ФОМИНОВА, Т. Л. ШАБАНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 2-е издание, переработанное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн.– 2013. В пособии рассматриваются история возникновения, развития, современное состояние педагогической психологии, наиболее известные современные зарубежные и отечественные теории обучения и научения, а также актуальные проблемы психологии воспитания и психологические аспекты педагогической деятельности. Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология». Рецензенты: Вачков И.В., д-р психол. наук, профессор (Московский городской психолого-педагогический университет) Тарабакина Л.В., д-р психол. наук, профессор (Московский педагогический государственный университет) © Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. СодержаниеВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 6 1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии 6 1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии 18 1.3. Методы исследования в педагогической психологии 20 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 25 ЛИТЕРАТУРА 26 Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ 27 2.1.Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения 27 2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития 31 2.3. Развитие идей Л.С. Выготского в современных теориях развивающего обучения 40 2.3.1. Развивающее обучение Л.В. Занкова 40 2.3.2. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 43 2.3.3.Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина 53 2.4. Современные направления обучения 61 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 85 ЛИТЕРАТУРА 89 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 91 3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности 91 3.2. Вводно-мотивационный компонент учебной деятельности 95 3.3. Операционально – познавательный компонент учебной деятельности (учебные задачи и учебные действия) 105 3.4.Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности (учебные действия контроля и оценки) 113 3.5. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности 123 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 131 ЛИТЕРАТУРА 131 Глава 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ 134 4.1. Сущность научения и его виды 134 4.2. Современные зарубежные теории научения 136 4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении 152 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 163 ЛИТЕРАТУРА 164 Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 165 5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания 165 5.2. Психологические аспекты воспитания 169 5.2.1. Процесс воспитания и социализация личности ребенка 169 5.2.2. Процесс воспитания и формирование личности ребенка 173 5.2.3. Взаимосвязь воспитания и обучения 176 5.3. Структура воспитательного процесса 177 5.3.1.Цели и содержание воспитания 177 5.3.2. Методы и средства воспитания 180 5.3.3. Особенности организации семейного воспитания 184 5.3.4. Достигнутые результаты в процессе воспитания 189 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 193 ЛИТЕРАТУРА 194 Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ 196 6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя 196 6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения 200 6.2.1. Педагогическая направленность. Типы педагогических центраций личности учителя по А.Б. Орлову 200 6.2.2. Профессиональное педагогическое самосознание. Я-концепция учителя 206 6.2.3. Педагогические способности 219 6.2.4. Педагогическая компетентность 226 6.3. Педагогическая деятельность 234 6.3.1. Общая характеристика и структура педагогической деятельности 234 6.3.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности 239 6.4. Педагогическое общение 242 6.4.1. Понятие и функции педагогического общения 242 6.4.2 Педагогическая коммуникация 245 6.4.3. Социальная педагогическая перцепция 251 6.4.4. Взаимодействие и влияние в педагогической общении 256 6.4.5. Условия эффективного педагогического общения 261 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 265 ЛИТЕРАТУРА 268 ПРИЛОЖЕНИЯ 270 Приложение I. Принципы формирования научных понятий (А.В. Усова,1984) 270 Приложение II. Основы психологического анализа урока 272 Приложение III. Выявление дезадаптации ребенка в школе с помощью карты наблюдения Д. Стотта 275 Приложение IV. Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, 1990) 285 Приложение V. Коррекционная программа к методике ШТУР 308 Приложение VI. Способы и приемы самовоспитания 316 Приложение VII. Методика оценки работы учителя (МОРУ) (Дж. Хэссард и др., 1987; адаптация Л.М. Митиной и А.М. Раевского, 1990) 321 Приложение VIII. Анализ речевого взаимодействия на уроке, по Н.Фландерсу (1961) 330 Приложение IX. Опросник «Стиль общения педагога» (СТОП), разработанный на кафедре общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета Соколовым И.М., 1987 337 Сведения об авторах 347 |
Психология человека ... |
Учебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации... Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1 |
||
Практикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека... Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями... |
Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено... Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003.... |
||
Учебное пособие для вузов Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В... |
Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов... Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений |
||
Учебное пособие для вузов Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся... |
Учебное пособие для высших учебных заведений Составитель и ответственный... Предназначено в качестве учебного пособил для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ |
||
Учебное пособие для студентов вузов Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений |
Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической... Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |