Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования




Скачать 357.52 Kb.
НазваниеПрограмма курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации14.05.2014
Размер357.52 Kb.
ТипПрограмма курса
literature-edu.ru > Психология > Программа курса
  1   2   3
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Филиал ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» в г. Азове
g:\эмблема.jpeg

Программа курса

КОРРЕКЦИОННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

для специальностей 05000 «Образование»

среднего профессионального образования:


Автор:
Андреева О.И.,

доцент, кандидат педагогических наук

Азов – 2012

d:\оля\иллюстрации\сканер\2012-06-24\2012-06-25\рец ксп 10001.jpg


d:\оля\иллюстрации\сканер\2012-06-24\2012-06-25\рец ксп 20001.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России.1

В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постоянное увеличение числа детей (детей риска) с различными отклонениями психофизического и социального развития, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. Система коррекционно-развивающего обучения представляет собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, сохранять и укреплять его здоровье.2

Эффективное осуществление педагогической деятельности предполагает, что будущий педагог

  • владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;

  • знает закономерности возрастного развития и индивидуальных особенностей ребенка;

  • осознает здоровье как ценность, владеет знаниями и умениями по охране здоровья и совершенствованию психофизических систем;

  • знает особенности детей с отклонениями в развитии;

  • владеет методами диагностики отклонений психического развития и различными формами и методами их коррекции.

Подготовка будущего педагога к успешному решению указанной задачи является целью курса «Коррекционная и специальная педагогика».

Известный отечественный ученый, педагог и общественный деятель В.П.Кащенко подчеркивал, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и программе обучения, но последние должны быть приноровлены к нему. Отсюда вытекает требование, чтобы школа везде, где только предоставляется возможным, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка.

В курсе «Коррекционная и специальная педагогика» рассматриваются различного рода эмоциональные, познавательные, поведенческие отклонения, с которыми сталкивается учитель, воспитатель при работе с различными категориями учащихся. Уделяется внимание вопросу, почему некоторые люди демонстрируют патологические и неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Тщательно анализируются причины, приведшие к этим отклонениям, рассматриваются общие направления коррекционной работы, а также конкретные методики, приемы и техники, направленные на коррекцию отклонений в развитии.

В связи с большой практической направленностью данного курса важно, чтобы студенты не ограничивались только изучением соответствующей литературы, а стремились реализовать полученные знания в конкретной педагогической деятельности во время прохождения педагогической практики, выступая на родительских собраниях, проводя беседы со школьниками, в ходе подготовки педагогических консилиумов. Проведение данной работы, конечно же, предполагает сотрудничество различных категорий специалистов, включая психологов, социальных работников, дефектологов, школьных врачей. Результаты проведенной работы могут быть отражены в курсовых и дипломных работах студентов.

Представленная рабочая программа предназначена для студентов педагогических колледжей. Она состоит из 6 модулей. Каждый модуль содержит методические указания к отдельным темам, планы семинарских занятий, глоссарий, список литературы.

Данная программа и рекомендации отражают содержание курса «Коррекционная и специальная педагогика» в педагогическом колледже, которая составлена на основе Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации в 2002 г. и предназначена для студентов специальностей «Образование». Содержит необходимый минимум дидактических единиц по ГОС СПО. Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено значительным учебным временем, которое выделяется на его освоение. Ряд вопросов выносится на государственный экзамен.

Целью данного курса является,

изучение аномалий развития в детском возрасте, обеспечение основной педагогической подготовки будущих педагогов, формирование понимания закономерностей функционирования и развития психики ребенка в норме и патологии.

Основные задачи курса:

• формирование у студентов теоретических представлений о коррекционной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете исследования и основных категориях;

• формирование целостного представления о факторах и закономерностях развития ребенка;

• раскрытие специфики коррекционно-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности; овладение основными методами и формами коррекционно-педагогической деятельности с различными категориями детей;

• формирование у студентов знаний и умений коррекционно-педагогических технологий.

К воспитательным задачам курса можно отнести формирование у студентов гуманного отношения к детям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности; воспитать специалистов, способных создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Принципы построения курса

  • Данный курс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом - цикл общепрофессиональные дисциплины, входящий в федеральный компонент.

  • Дисциплина «Коррекционная педагогика» является базовой в системе подготовки специалиста и носит практико-ориентированный характер.

  • На практических занятиях изучается материал, который не рассматривается на лекциях, для более рационального использования аудиторного времени.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основные дидактические единицы курса:

коррекционная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле; школьная дезадаптация как педагогическое явление; дети группы риска школьной дезадаптации; педагогическая диагностика нарушений школьной дезадаптации; формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике; принципы и психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования; типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей; трудности в обучении; взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе с детьми группы риска школьной дезадаптации; специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле; понятия нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка); систематика и статистика нарушений развития у детей и подростков; объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики; научные основы специальной педагогики; возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей и подростков средствами специального образования; современные педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; основы дидактики специальной педагогики; специальная педагогика в системе социальных институтов.

Изучив все темы курса, студент должен:

  • знать содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;

  • создавать условия для развития творческого потенциала личности воспитанников приемами общения, самонаблюдения;

  • уметь осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;

  • уметь использовать психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительно-педагогической работе с родителями.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний

Итоговая аттестация предполагает организацию зачетного занятия (в устной или письменной форме), на котором определяется готовность студента осуществлять профессиональную деятельность в контексте выбранной специальности среднего профессионального образования.

К итоговому занятия студент допускается при представлении:

  1. выполненных диагностических заданий (в виде портфолио);

  2. решений психолого-педагогических задач на практических занятиях;

  3. выполненных проверочных работ;

  4. устных докладов по заданным темам.


II. Содержание дисциплины
2.1. Модули дисциплины и виды учебных занятий




Модули дисциплины

Лекции

Сем

Прак

Сам раб.

Формы контроля

1 семестр

М.-1


Предметное содержание современной коррекционной работы с детьми

Введение. Понятие и разделы коррекционной и специальной педагогики

1













Становление и развитие коррекционной педагогики как науки. Классики коррекционной педагогики










1

Конспект «Классики коррекционной педагогики»

Сущность коррекционно-педагогической деятельности

1













М.-2

Нарушения в развитии детей




Понятие нормы и отклонения в развитии детей. Дефект. Причины нарушения развития детей

2













Виды нарушений развития детей

1




1

3

Заполнить табл. «Основные виды нарушений развития детей»

Конспект «Рисуночная диагностика разных видов нарушений развития детей»

О чем расскажет детский рисунок?

1




1







Система коррекционной помощи детям

1




1

2

Заполнить табл. «Основные категории корр. педагогики»

Опрос по содержанию М.1-2







2




Анализ результатов самостоятельной работы студентов. Заполнение технологических карт.

М.-3

Коррекционная работа с дошкольниками

Эмоциональная депривация

1




1

2

Игры на коррекцию эмоциональной депривации

Коррекция недостатков семейного воспитания

2




2

2

Конспект «10 ошибок, которые совершают родители».

Фишбоун «Ошибки семейного воспитания и их последствия».

«Вредные советы» /по Остеру/

Адаптация ребенка к ДОУ

2













Коррекция дефектов детской речи

2




2

2

Логопедические стихи

Коррекция детских страхов

2




2

2

Методики выявления детских страхов: «Страх в домиках», «Несуществующее животное»

Организация коррекционно-педагогической работы в ДОУ компенсирующего вида

1




1

2

Анализ коррекционного занятия

Опрос по содержанию М.-2







2

2

Анализ результатов самостоятельной работы студентов. Заполнение технологических карт.

2 семестр

М.-4

Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками

Проблема готовности ребенка к школе

1













Психолого-педагогическая коррекция при нарушении учебной деятельности

1













Дисграфия. Дислексия.







1

1

Фишбоун

Дискалькулия. Диспраксия







2

1

Составление методических рекомендаций родителям

Школьные проблемы леворуких детей







1







Опрос по содержанию М.-4







2

1

Анализ результатов самостоятельной работы студентов. Заполнение технологических карт.

М.-5

М.-6

Коррекционно-педагогическая работа с подростками

«Трудные» подростки

2

2










Формы проявления трудновоспитуемости. Типичные группы «трудных»

2

1










Теории девиантного поведения

2







2

Диагностика девиантности

Формы проявления девиантного поведения подростков

4




2







Проблемы перевоспитания «трудных»

2













Работа классного руководителя с «трудными» учащимися

4













Опрос по содержанию М.-4

2










Анализ результатов самостоятельной работы студентов. Заполнение технологических карт.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями

Дети-инвалиды. Проблема интеграции детей с ОВ в среду здоровых сверстников. Инклюзивное образование



2













Дети с нарушением слуха

1













Дети с нарушением зрения

1













Обучение детей с особенностями интеллектуального развития
















Образование при аутизме и аутических чертах личности
















Коллоквиум «Толерантность учителя и профессиональная готовность к работе с исключительными детьми»

1













Опрос по содержанию М.-5

1













Защита творческих работ. Портфолио-конференция

2







2

Задания для творческого саморазвития

Защита творческих работ. Портфолио-конференция

2







2

Анализ результатов самостоятельной работы студентов. Заполнение технологических карт.

Защита творческих работ. Портфолио-конференция

2
















Защита творческих работ. Портфолио-конференция

2













68 21


2.2. Содержание модулей дисциплины
М.-1 Предметное содержание современной коррекционной работы с детьми
Введение. Понятие и разделы коррекционной и специальной педагогики

Актуальность коррекционно-педагогической работы в современном социуме. Новая педагогическая ситуация. Характеристика мира детства. Исключительны дети. Децелерация социума.

Концептуальные основы коррекционной педагогики. Расширение сферы педагогической коррекции. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками. Отклонения в состоянии здоровья и коррекция поведения. Принципы коррекционно-педагогической деятельности. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. Виды, методы коррекционной работы с детьми и подростками.

Семинарское занятие

История развития и становления коррекционной педагогики

Вопросы для рассмотрения


  • Педагогический опыт Монтессори.

  • Педагогика Рудольфа Штейнера.

  • Исследования отечественного ученого педагога и общественного деятеля В.П.Кащенко.

  • Вольдофская школа.


Контрольные вопросы и задания для самопроверки

  1. Каковы основные принципы педагогической системы М.Монтессори?

  2. Какие возможности открываются для образования детей с отклонениями в развитии в детских садах и школах, работающих по системе Монтессори?

  3. Каковы основные принципы педагогической системы Р.Штейнера?

  4. Каковы основные положения содержания и организации работы Вальдорфского детского сада?

  5. Попробуйте найти общие и отличительные черты Вальдорфской школы и Монтессори-школы в содержании и организации обучения детей с отклонениями в развитии.

Список литературы


Основная

  1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие./ под ред. Б.П.Пузанова.– М.1998.

  2. Монтессори М. Разум ребенка.– М.1997.

  3. Специальная педагогика: под ред. Н.М. Назаровой.– М. Академия, 2002.

  4. Специальная психология. В.И. Лубовского.– М. Академия, 2003.

Дополнительная

  1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ под ред. В.В. Давыдова.– 1998. т 2.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.– М. 1992.

  3. Кащенко В П. Педагогическая коррекция.–– М. 1994.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.. 2000.



Нарушения в развитии детей


Понятие «норма» и «отклонение». Критерии патологии в развитии детей. Критерии нормальности. Дефект. Первичный, вторичный дефект. Причины нарушений в развитии. Врожденные аномалии, социальные причины. Факторы риска: объективные, субъективные. Характеристика детского контингента, нуждающегося в коррекционно-развивающем обучении.

Семинарское занятие

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconПрограмма курса для специальности: (перечень специальностей, для...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconСпециальная психология
Программа курса предназначена для студентов психологических специальностей. Изучение дисциплины позволит студентам взглянуть на развитие...

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура...
Автор: Емохонова Л. Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины история для профессий начального...
«История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную...

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconПримерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального...
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconПрограмма для специальности 071302 Социально-культурная деятельность...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconИсследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными,...
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная...

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconОбразовательная программа период реализации
Государственное специальное (коррекционное) казённое образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников...

Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования iconСпециальностей
Таблица соответствия Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и Классификатора профессий...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции