Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62




Скачать 175.81 Kb.
Название Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62
Дата публикации 20.09.2014
Размер 175.81 Kb.
Тип Закон
literature-edu.ru > Психология > Закон
Кравченко М.С.

"Институт понятых в российско-советском уголовном процессе"

"Тем, кто любит колбасу

и уважает закон,

не стоит видеть, как

делается то и другое ".

(Законы Мэрфи. //М.: АСТ, 2007., с. 62)

Институт понятых - один из давно возникших и сформировавшихся в российском законодательстве. Его история насчитывает около четырех веков, при этом он является одним из самых стабильных и консервативных институтов отечественного судопроизводства. Институт понятых существует в России с середины 17 века и практически не подвергался принципиальным изменениям. Устав уголовного судопроизводства 1864 год впервые установил минимальное количество понятых, участвующих в следственных действиях: не менее двух человек. Несмотря на то, что институт понятых является традиционным для российского судопроизводства, среди ученых и практиков по этому поводу существуют различные точки зрения.

Большинство практических работников считает, что институт понятых должен быть отменен. Другие считают, что его надо сохранить, но, наряду с тем, необходимо сократить количество следственных действий, производимых при обязательном участии понятых.

Еще в ст.135 УПК РСФСР было заложено обязательное участие понятых при производстве большинства следственных действий, таких как выемка, обыск, осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, предъявление для опознания и т.д. Также с их участием удостоверялся факт невозможности подписания протокола следственного действия в силу физических недостатков обвиняемым, подозреваемым, свидетелем или другим лицом.

Если вспомнить, что на протяжении всего периода действия УПК РСФСР в него был внесен ряд изменений (особенно это касается периода 1992 - 2002 гг., когда в Кодекс было внесено около 500 дополнений и изменений), то небезынтересно отметить, что они никоим образом не коснулись этого самого института понятых.

В соответствии с вновь принятым УПК РФ институт понятых сохраняется и развивается. Более того, их участие расширено: они участвуют в осмотре и прослушивании фонограммы, полученной в результате контроля и записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК), а также при проверке показаний на месте (ст.194УПК).

С одной стороны, увеличивается количество следственных действий, производимых с участием понятых, а с другой – законодатель впервые допускает производство некоторых из них без таковых, но при наличии определенных условий, - таких как:

1) труднодоступная местность;

2) отсутствие надлежащих средств связи;

3) когда производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей - без участия понятых, но тогда должны применяться технические средства фиксации его хода и результатов (ч. 3 ст. 170).

Однако, "если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись", т.е. следственное действие производится и без понятых, и без применения технических средств. А вот анализ положений, закрепленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 170 УПК РФ, позволяет утверждать, что любое следственное действие по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по инициативе следователя может быть произведено с участием понятых. То есть и допрос, и очная ставка. Логика, надо отметить, просто замечательная.

Российский законодатель в ч. 2 ст. 60 УПК РФ так же называет и лиц, которые не могут быть понятыми. К ним относятся:

1) несовершеннолетние;

2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;

3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Подход понятен, но сам перечень лиц не является безупречным.

На наш взгляд, следовало уточнить, что понятыми не могут быть лица, которые имеют или могут иметь личный интерес в исходе уголовного дела (потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, гражданский истец, гражданский ответчик). Скорее всего, имея в виду именно этих лиц, законодатель совершенно справедливо устанавливает запрет и на участие в качестве понятых их близких родственников и родственников, но этого недостаточно. В этот перечень следовало бы включить и «близких лиц» (их определение дано в п. 3 ч. 1 ст. 5 УПК). Процессуальный статус понятых по сравнению с УПК РСФСР определен более четко, но явно не безупречно. В частности, сопоставление ч. 3 ст. 60 и ст. ст. 164, 166, 170 УПК РФ позволяет прийти к выводу, что понятой вправе быть уведомленным о цели и процессуальном порядке производства следственного действия, в котором он участвует. Попутно следует заметить, что упоминание о цели следственного действия должно быть также включено в ч. 5 ст. 164 УПК: она должна разъясняться всем участникам следственного действия, а не только понятым. В ч. 3 ст. 60 УПК РФ следовало бы также закрепить право понятого на возмещение расходов, связанных с его участием в следственном действии. Отдельного внимания требует вопрос об ответственности понятых, которая им должна быть разъяснена в соответствии с ч. 5 ст. 164 УПК РФ перед началом следственного действия. Законодатель предусматривает возможность применения к понятому мер уголовно-процессуального принуждения (ч. 2 ст. 111), и среди них названы:

1) обязательство о явке;

2) привод;

3) денежное взыскание.

Анализ ст. ст. 112, 113 УПК РФ, где соответственно устанавливается процессуальный порядок взятия обязательства о явке и процедуры привода, позволяет констатировать, что среди лиц, к которым он может быть применен, понятые отсутствуют как таковые. Таким образом, ст. ст. 111, 112 и 113 УПК РФ находятся, мягко выражаясь, в некотором противоречии.

Проблема заключается не в том, что допущены грубые редакционные неточности, а в принципиальном подходе законодателя. В современных условиях отказ граждан участвовать в качестве понятых приобрел устойчивую тенденцию, однако никакой закон не предусматривает ответственности за отказ понятых участвовать в том или ином следственном действии. В результате у следователя возникает проблема: убедить не менее двух разумных людей совершить явно неразумные действия, т.е. бесплатно и в ущерб себе принять участие в следственных действиях.

Стоит отметить, что в уголовно-процессуальном законодательстве большинства стран мира институт понятых отсутствует: в Германии, Франции, Канаде, Японии, США, Китае и других развитых (да и неразвитых!) странах законом просто не предусмотрено участие кого бы то ни было в расследовании, тем более с возложением обязанности удостоверить его правильность (законность). А что Россия? Опять своим путем?

Российский УПК предусматривает ряд статей, в которых требуется обязательное участие понятых:

a) Ст. 115 наложение ареста на имущество;

b) Ст. 177 порядок производства осмотра;

c) Ст. 178 осмотр трупа, эксгумация;

d) Ст. 181 – 184 следственный эксперимент, обыск, выемка, личный обыск;

e) Ч. 5 ст. 185 осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово – телеграфных отправлений;

f) Ч.7 ст. 186 составление протокола о результатах осмотра и прослушивания фонограммы, а также телефонные и иные переговоры;

g) Ст. 193 предъявление для опознания;

h) Ст. 194 проверка показаний на месте.

Да, действующий УПК, конечно, не подарок. С этим давно никто не спорит. Но вот обязательное (!!!) участие понятых при эксгумации трупа, - это уже явный перебор! Да хоть сажайте – не пойдем! И заграница нас поддержит!

И вообще, может быть, не стоит изобретать велосипед и оставить вопрос участия понятых, коли они кому-то так «дороги как память», на усмотрение самого следователя?

Уберите из УПК «концепцию подонка», верните доверие тем, кому вы сами же доверили решать судьбы других людей, и, может быть, что-то в этом мире сдвинется. Надеюсь, в лучшую сторону.

Бесспорно, личность каждого подростка индивидуальна, но и в ней проявляются закономерности общие как для всех несовершеннолетних в целом, так и для их определенных социальных групп. Учитывая это, можно определить, что в личности, как в любом объекте исследования, проявляется единство общего, особенного и индивидуального. Эти элементы образуют сложный механизм, который проявляется как во время допроса несовершеннолетнего, так и при осуществлении с его участием любых других процессуальных действий.

Одной из индивидуальных особенностей несовершеннолетнего, как и любого человека иного возраста, является темперамент. В науке этим термином обозначают «характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности – темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) » . Иными словами, это «совокупность душевных, психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении». Основными компонентами здесь выступают: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Принято различать сангвинический , меланхолический , холерический и флегматический темпераменты. С учетом сложившейся традиции в литературе, посвященной вопросу получения показаний несовершеннолетних, авторы дают тактические рекомендации с учетом каждого перечисленного вида .

Такой научный подход сохранял свою правомерность и объективность как в начале нынешнего века, так и в последнее время . Он учитывал все положения и выводы психологии, которые соответствовали времени и уровню ее развития. Это касалось и учения о перечисленных четырех типах темперамента, которое своим рождением восходит к Гиппократу, т.е. к IV – V векам до н. э. За период своего существования оно долго не претерпевало каких-либо серьезных изменений и лишь в XVIII веке было систематизировано немецким философом Иммануилом Кантом.

Вплоть до последнего времени психологи России строго придерживались этих воззрений. Однако сегодня эти взгляды изменены. Причиной послужило появление результатов исследований немецкого психолога Карла Леонгарда, который разработал теорию «акцентуированных личностей» . Не отрицая приведенные, классические виды темперамента, К. Леонгард и его сотрудники на основе эмпирических наблюдений обобщили и выделили 10 «типов личностей»:

1. демонстративный (или же истероидный);

2. педантический (или же психастенический, или ананкастический);

3. застревающий (от термина «застревание» эмоций);

4. возбудимый (или же эпилептоидный);

5. гипертимический (или же гипертимный);

6. дистимический;

7. циклотимический (или же аффективно-лабильный);

8. экзальтированный (или же аффективно-экзальтированный);

9. тревожно-мнительный (или же боязливый);

10. эмотивный.

Кроме перечисленных чистых типов личности, как показывают наблюдения К. Леонгарда, в жизни часто встречаются и смешанные темпераменты .

Опубликование результатов исследований К. Леонгарда породило тенденцию к их изучению и внедрению в практику правоохранительных органов, связанную с предупреждением преступлений, исправлением и перевоспитанием осужденных. Этим вопросам уделяли внимание как зарубежные, так и российские ученые, среди которых можно назвать Ю. М. Антоняна, В.П. Голубева, Л. Г. Горшенина, Ю. Н. Кудрякова, Е. Г. Самовичева и др. . Все они подтвердили жизненность теории «акцентуированных личностей» , что согласуется и с нашими наблюдениями.

Поскольку каждый из видов темперамента, по К. Леонгарду, имеет свои плюсы и минусы, достоинства и «ахиллесову пяту», это может с успехом использовать следователь. Кроме того, учение К. Леонгарда дает целостное представление о личности. В отличие от теории А. Е. Личко , оно дает не психиатрическую, а психологическую типологию личности, что позволяет широко использовать ее при производстве следственных действий и, в частности, при выборе тактических приемов в процессе получения показаний несовершеннолетнего.

Как мы уже отметили выше, это возможно благодаря наличию плюсов и минусов, свойственных любому названному темпераменту. Для того, чтобы их раскрыть, рассмотрим главные отличительные черты каждого типа личности, выделенные К. Леонгардом.

Демонстративная личность. Сущность этой акцентуации заключается в аномальной способности к вытеснению из памяти как каких-либо событий, так и физической боли. Люди данного темперамента могут совсем «забывать» о том, чего они не желают знать. Они как бы вычеркивают все это из памяти, внушив себе, что дела обстояли другим образом. Поэтому лож для них в момент общения становится истиной. Демонстративные личности способны вжиться в свою роль настолько, что им не нужно приспосабливать свое поведение к неожиданно изменившейся ситуации. Они реагируют на нее всей своей личностью в соответствии с избранной ролью, перевоплощаясь настолько, что мимика их не выдает.

Вместе с тем высокий артистизм и хитрость наблюдается на фоне необдуманности поступков. Избранная роль может настолько поглощать людей данного типа, что они на время перестают понимать конечную цель. Поэтому на непредвиденный поворот эти лица реагируют импульсивно, ничего не взвешивая, и тем самым выдают себя с головой. Наиболее ярко эти обстоятельства проявляются в поведении несовершеннолетних, где катализатором выступает недостаток жизненного опыта.

Педантическая личность. У лиц данного, типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Они тянут с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Прежде чем начать что-то делать, люди педантического темперамента хотят еще и еще раз убедиться, что лучшего решения найти не возможно, что более удачных вариантов не существует. Им сложно вытеснить сомнения, а это тормозит его действия. Поэтому нерешимость является их отличительной чертой. Однако это не означает, что эти лица так ведут себя во всем. Указанное обстоятельство проявляется лишь тогда, когда неверный поступок грозит либо вызвать неприятности, либо воспрепятствовать приятному. Все это предопределяет педантическую скрупулезность, и очень высокое стремление к порядку и дисциплине которое нередко перерастает в изнуряющие проверки. Покой для них оказывается труднодоступным, а ситуации, требующие быстрых решений, становятся весьма обременительными.

Детей, принадлежащих к педантическому типу, можно сразу отличить от других. Они выделяются своей добросовестностью и дисциплиной, хотя для любого ребенка характерна беспечность и легкомысленность.

Застревающая личность. Основой для людей данного типа акцентуации является патологическая стойкость аффекта, что сразу же выделяет этот темперамент среди остальных. Обычно чувства, способные вызвать сильные реакции, идут на убыль после того, как реакциям дать волю: гнев у разгневанного гаснет, если наказать обидчика, страх у боязливого проходит, если устранить источник опасности. Если же адекватная реакция почему – то не состоялась, аффект прекращается значительно медленнее, но все же, если индивидуум мысленно обращается к другим темам, то обычное состояние сильного возбуждения через некоторое время проходит. У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно вызываются эмоции, сопровождавшие стресс. Эта реакция держится очень долгое время, хотя никакие переживания ее не активизируют.

На фоне стремления достичь высоких показателей у лиц этого темперамента наблюдаются честолюбивость и чувствительность, конфликтность в общении, подозрительность, которая порождается не внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности. Поэтому она распространяется на любые области и отношения. Как проявление честолюбия у детей с таким складом характера наблюдается высокое стремление к лидерству, что может проявляться как в учебе, так и в отношениях среди подростковых групп. Впоследствии эта черта проявляется в трудовой сфере.

Возбудимая личность. Характерной чертой людей возбудимого типа является не ровное течение жизни, что проявляется в импульсивности, отсутствие терпимости, раздражительности. Как правило, они имеют склонность к занятиям физическим трудом и в этом часто достигают высоких показателей. В силу недостаточности управления у лиц сданным темпераментом не редко наблюдается пристрастие к спиртному, а в юности – уходы из дома. При этом проявляются отсутствие логичного взвешивания своих поступков и стремление предать забвению какие-либо не приятные факты. Именно поэтому они «в главном» немногословны и чрезмерно обстоятельны при описании мелких подробностей. Часто указанные личности не проявляют ни какого желания «копаться» в прошлом и, чтобы они смогли понять тебя, приходится прибегать к долгим и детальным объяснениям. Им свойственно замедленность мыслительных процессов, что выражается как при восприятии, так и при воспроизведении информации.

Гипертимная личность. Приподнятое настроение, повышенная жажда деятельности, высокая словоохотливость с тенденцией постоянного отклонения от темы разговора, что иногда приводит к скачку мыслей – все это присуще людям данного типа. Благодаря этим качествам, и прежде всего оптимизму, они достигают производственных, творческих успехов и являются блестящими собеседниками, которые постоянно находятся в центре внимания и всех развлекают. Они способны говорить без конца, лишь бы их только слушали, и вместе с тем не могут наскучить. С ними интересно, люди этой акцентуации насыщают свою речь прибаутками, остротами и никогда долго не задерживаются на одной теме.

Однако если данный темперамент выражен слишком ярко, то положительный прогноз снимается. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание (за многое берется, но мало что доводит до конца), богатство идей – в пустое прожектерство, высокая веселость – в раздражительность, которое наиболее заметно в семейном кругу, где нет оживленного общества и сдерживающего влияния начальства. В такой ситуации они как бы утрачивают чувство долга и, шутя, проходят мимо тех событий, к которым следовало бы отнестись серьезно.

Дистимическая личность. Этот темперамент является полной противоположностью гипертимному. Люди этого типа по натуре серьезны, в большей степени сосредоточенны на мрачных, печальных сторонах жизни, чем на радостных. В обществе они почти не участвуют в разговорах, лишь из редка, вставляют замечания после длительных пауз. Их серьезная настроенность выдвигает на передний план возвышенные чувства, несовместимые с эгоизмом.

Дистимический темперамент очень легко распознать. Дети с такой акцентуацией нерешительны и робки. Взрослых выдают застенчивый и безрадостный вид в обыкновенной беседе, хотя мимика их маловыразительна. При расспросах они почти всегда подтверждают, что постоянно серьезны, а чувства свободной и приятной веселости вообще никогда не испытывали. Быть бесшабашно веселыми такие люди не умеют. Несмотря на свойственную им молчаливость, нередко необщительными себя не считают.

Циклотимическая личность. Для лиц этой акцентуации характерна смена гипертимических дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих полюсов, что наблюдается в связи с какими-то событиями, а иногда без всяких видимых внешних мотивов. Известная антитеза И.-В. Гете о настроениях – «то возносящийся, ликуя до небес, то опечаленный смертельно» - есть точное определение людей этого склада.

Экзальтированная личность. Характерной чертой этого темперамента является крайняя впечатлительность, что ведет к сильным перепадам настроения. Несмотря на определенную схожесть с циклотимической акцентуацией, он существенно отличается от нее более бурными реакциями, высоким теплом их нарастания, большой интенсивностью их внешних проявлений. От страстного ликования до смертельной тоски у них один шаг. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, мировоззренческие поиски – все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души. По натуре они, как правило, альтруисты и переживания за близких и знакомых у них очень сильны. Жалость, сострадание к несчастным животным способно довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим было бы забыто на следующий день, экзальтированная личность может испытать искреннее и глубокое горе. Этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры, для которых эмоции сами по себе создают суждения о каких либо событиях или объектах, дают ему верную оценку. Негативным полюсом данной акцентуации является «готовность к отчаянию», страх, «слезы счастья» при торжественных мероприятиях.

Тревожно – мнительная личность. Для детей с данным темпераментом характерной чертой является чувство страха, которое не редко достигает крайней степени. Это может выражаться в боязни засыпать в темноте или заходить в неосвещенные комнаты, в которых никого нет. Они пугаются собак, ужасаются перед грозой, боятся учителей, других детей, которые их за это преследуют и дразнят. Они не решаются защищаться от нападений. Это «мишени», т. к. постоянно «вызывают огонь на себя». Сверстники сразу же распознать их слабое место и подчас при очередной шалости сваливают вину на боязливого ребенка, который становится «козлом отпущения».

У взрослых картина несколько иная. Страх не столь полно поглощает их, как детей. Окружающие люди не представляются им угрожающими, поэтому тревожность не так бросается в глаза. Впрочем, неспособность отстоять свою позицию в споре и робость остаются, что подчас дополняют пугливость. Она является источником робости, которая в силу этого вызвана внутренними причинами. Это делает ее отличной от того же качества, которое может проявляться у педантической личности, где причины робости связанны с внешними обстоятельствами (наличием вариативных движений).

Эмотивная личность. Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, гуманностью и отзывчивостью. В отличии от аффективно – экзальтированного темперамента, для данной акцентуации не характерны резкие и глубокие перепады чувств. Обычно такие лица более жалостливы, чем другие, испытывают особую радость от общения с природой, с произведениями искусства. Чаще их называют мягкосердечными, иногда задушевными. Все это проявляется в мимике, в которой особенно выделяется слезливость. Эмотивным детям не редко нельзя читать сказки, т. к. при печальных поворотах сюжета они сразу же начинают плакать. В более старшем возрасте это проявляется при просмотре и прослушивании теле - и радиопередач. В беседе с эмотивными личностями сразу же видно, насколько глубоко их захватывает чувства, о которых они говорят.

Применительно к случаям получения показаний несовершеннолетних педантического типа тактическим приемом может служить сочетание медленного и форсированного темпа допроса, который позволяет учитывать специфику мышления, свойственную для данной акцентуации, и тем самым предупредить или же пресечь факты лжесвидетельства.

Учет стойкости аффективных реакций у подростков застревающего типа влечет за собой целесообразность воздействия на эмоциональную сферу (обращения к чувствам гордости, жалости, стыда, гнева и т. п.), а также детальное выяснение тех состояний, чувств, которые несовершеннолетний испытывал во время выясняемого события. Кроме того, по делам о преступлениях, совершенных группой, при получении показаний подозреваемых и обвиняемых будет эффективным метод использования противоречий в показаниях соучастников.

Воздействие на эмоциональную сферу следует осуществлять и при получении показаний эмотивных и аффективно-экзольтированных личностей, которые в силу особенностей своего темперамента реагируют на ситуацию прежде всего чувством. При этом в качестве различий реакций будет выступать их глубина и скорость протекания, которые у аффективно-экзальтированной акцентуации будет по своей амплитуде сильнее. Немалым подспорьем для следователя в этом случае будут детская открытость и бесхитростность, которые позволяют усилить ожидаемый эффект. Корректность лица, осуществляющего расследование, проявление других высоких моральных и нравственных качеств, а также его «активная помощь в использовании участниками следственного действия своих прав при выполнении процессуальных и нравственных обязанностей» , на наш взгляд, в такой ситуации являются лучшим тактическим средством.

Вполне естественно при проведении следственных действий с подростками, обладающими гипертимными чертами, разговорить данных несовершеннолетних не составит большого труда. Однако, помня об их изобретательности, не стоит сразу же при обнаружении проговорок или каких-либо несоответствий акцентировать на этом внимание. Пусть повторят сообщенные сведения еще раз, после вопроса: «Правильно ли записаны ваши показания о том, что…? » В противном случае у допрашиваемого сохраняется возможность заявить, что следователь его неправильно понял. Если же такой спор об этом возникает, то уходить от такой полемики не стоит. Не редко во время нее дающий показания выговаривается, приводит дополнительные аргументы и даже сообщает неизвестные следствию факты, что особенно типично для несовершеннолетних. Следует помнить, что в возбужденном состоянии взрослые люди, и особенно дети , меньше контролируют свое речевое поведение и то, что говорят .

Своеобразие дистимического темперамента позволяет использовать во время получения показаний сочетания приемов убеждения и обращения к высоким моральным качествам как взрослого, так и подростка. Вместе с тем следует учитывать, что в случае задержания или доставления приводом такого лица к следователю дистимическая личность, особенно несовершеннолетняя, более других склонна к драматизированию происшедших событий, что способно усилить и без того большую замкнутость, свойственную ей. В такой ситуации, по нашему мнению, подспорьем для следователя должно быть правило, что для многих самая интересная тема для разговора – это сам человек, которого о чем-либо расспрашивают. Лишь после беседы на эту отвлеченную тему, где важное место занимают интересы подростка, целесообразно переходить к вопросам, которые вызвали необходимость получения показаний.

При избрании тактики получения показания лиц циклотимической акцентуации следователем должны использоваться приемы, о которых мы упомянули при описании гипертимического и дистимического темперамента. Определяющим здесь будет состояние допрашиваемого лица, которое можно выяснить по его реакциям на вопросы в ходе предварительной беседы и во время свободного рассказа.

Знание особенности реакций тревожно-мнительной личности оказывается крайне важными при проведении следственных действий с участием отмеченных лиц. Дружелюбие следователя, спокойный, мягкий тон способно оказать здесь немалую помощь. В противном случае несовершеннолетний боязливого типа темперамента может полностью замкнуться, даже присутствие близких не сможет вывести его из этого состояния.

Список использованной литературы:

1. Антонян Ю. М., Голубев В. И., Кудрякова Ю. Н. Психологические особенности личности расхитителей социалистического имущества и индивидуальная работа с ними. М., 1988

2. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы педупреждения преступлений // Психологические механизмы насильственного поведения. М., 1983

3. Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966. С. 67

4. Васильев А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М., 1981. С. 13

5. Васильев А. Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М., 1970. С. 11-12

6. Горшенин Л. Г. Теория криминалистического прогнозирования. Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 1993. – 34 с

7. Закатов А. А. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних // Вопросы криминалистической тактики: СБ. Научных трудов. Ташкент 1978. С. 57

8. Карнеева Л.М., Ордынский С. С., Розенблит С. Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1958. С. 40-42

9. Карнеева Л. М. Тактические приемы допроса обвиняемых // Труды Высшей школы МВД СССР. Выпуск 32. М., 1971. С.171

10. Комаров В. К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Свердловск, 1972. С.10

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981

12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983

13. Самовичев Е. Г. Психологические основы исправления и перевоспитания осужденных. М., 1985

14. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспекты проблемы). Казань, 1990. С.55

15. Скопинский А. В. Свидетели по уголовным делам: Пособие для практиков. М., 1911

16. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова, 2-е изд. М., 1982. С. 1331

17. Соловьев А. Б. Очная ставка на предварительном следствии. М., 1970. С.15

18. Соловьев А. Б., Центров Е. Е. Допрос на предварительном следствии: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. С. Трубина М., 1977. С. 94

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon Аст. Астрель
Ф73 Избранные работы по логопедии /Ю. А. Флоренская. – М.: Аст: Астрель, 2006. – с., – (Библиотека логопеда)
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon На сегодняшний день каждая пятая книга России выпущена издательством аст
Здесь печатаются одни из лучших авторов и книг на российском рынке. Аст выпускает книги всех жанров и направлений
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon Список литературы Словари, энциклопедии, справочники, литература
Словарь ударений русского языка.: около 10 000 слов. Все трудные случаи. Все типы ударений. Способы запоминания. / Рецензент Л. М....
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева; под ред проф. Л. А....
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года n 319-iii "Казахстанская...
...
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon Книга (Тринадцать песен о граде Китеже) «Стогoff, И. Русская книга...
«Русская книга» — роман о том, чем мог бы заняться Индиана Джонс, если бы родился в России. И еще немного о том, было бы ему вообще...
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon Справочник 2007 Часть II москва «Наука» 2007 список сокращений
Оэммпу отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon Рабочая программа по изобразительному искусству умк «Школа 2100»
«Изобразительное искусство. Разноцветный мир» для 3 кл., авторы О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская, (заключения рао (№01-90/5/7д от...
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика
Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с
Законы Мэрфи. //М.: Аст, 2007., с. 62 icon “Предварительный анализ опасностей производственного оборудования”
Законы, стандарты, правила, действия которых распространяются на технический объект 16
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции