Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида




НазваниеПояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида
страница1/19
Дата публикации20.09.2014
Размер2.9 Mb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Муниципальное казенное

«Центр материально-технического и методического обеспечения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 4





г. Советский, 2013 г
Сборник методических рекомендации по организации специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУСОШ №4 г. Советский. - Советский: МБОУСОШ № 4 г. Советский. 2013-105с.


Редакционная коллегия:

В.И. Эдель, директор школы

Е.А. Кузьмина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог

Н.В. Лоскутова, учитель –дефектолог

Л.Л. Семенчукова, педагог-психолог


Сборник подготовлен в помощь администрации образовательных учреждений, педагогов, специалистам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение …………………………………………………………………………………………………………..


4


Нормативно-правовая основа организации специального (коррекционного) обучения в МБОУСОШ №4 г. Советский…………………………………………………………….................................................................


5


Приложение 1.

Положение о классах компенсирующего обучения МБОУСОШ № 4 ……………………………………….


9

Приложение 2.

Положение о специальных (коррекционных) классах VII, VIII вида для обучающихся с задержкой психического развития и для детей с нарушениями интеллекта в МБОУСОШ № 4………….......................



12

Приложение 2.1. Индивидуальная карта медико-психолог-педагогического сопровождения учащегося…..………………………………………………………………………………………………………


17

Приложение 2.2. . Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида……….. ………………………………………………………………………………………………...


34

Приложение 3. Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому МБОУСОШ № 4 г. Советский………………………………………………………………


37

Приложение 3.1. Журнал индивидуальных занятий………………………………………………………….

44

Приложение 3.2. Пояснительная записка к учебному плану обучающегося индивидуального надомного обучения………………………………………………………………………………………………………….


46

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VII, VIII вида…………………………….


48

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по специальной (коррекционной программе VII вида, для детей с задержкой психического развития, по специальной (коррекционной) программе VIII вида для детей с умственной отсталостью)………………………………………………..



55

Принципы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе……………………


64

Требования к организации и проведению урока в специальном (коррекционном) классе VII, VIII вида………………………………………………………………………………………………………………..


66

Проведение урока с позиции здоровьесбережения в специальном (коррекционном) классе……………


73

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку……………..


76


Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности детей в классах VII вида на уроках математики………………………………………………………………………………………


87


Проверка знаний, умений и навыков обучающихся специальных (коррекционных) классов по математике…………………………………………………………………………………………………………


96


Рекомендации учителям коррекционно-развивающие обучения по осуществлению индивидуального и дифференцированного подходов……………………………………………………………………………….


100


Приемы коррекционной работы по русскому языку, чтению, математики в классах специального (коррекционного) обучения……………………………………………………………………………………..


100


Рекомендации по использованию педагогической оценки, формирующей у детей с ЗПР внутреннюю устойчивую мотивацию к учению……………………………………………………………………………….



102


Литература ………………………………………………………………………………………………………..


104



ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые коллеги!

Открывая в нашей школе классы VII, VIII вида, мы ставили перед собой соответствующую инновационную задачу. В итоге мы получили системные преобразования всего образовательного учреждения. В частности, наша школа окончательно приобрела адаптивный характер: у нас нет места отбору детей по способностям, у нас каждый есть равный среди равных, но равный – не значит одинаковый. Реальное, осязаемое достижение нашей школы в аспекте классов VII вида – достижение высокого уровня социальной защищенности детей с задержками психического развития. Сегодня это не «бездомные» дети, не дети на правах падчерицы в классах так называемой «нормы», они приходят в созданные для них классы, к понимающим учителям, получают многоаспектную помощь.

Тенденция роста детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Советского района диктует необходимость систематизировать нормативно-правовую базу на школьном уровне, что является главным организационным процессом и средством социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаемый сборник методических рекомендаций по специальному (коррекционному) образованию подготовлен с целью, поделиться своим опытом работы с обучающими с ограниченными возможностями здоровья.

В сборник включены инструктивно-методические письма, рекомендации необходимые для организации работы по специальному (коррекционному) направлению.

Содержание сборника состоит из трёх разделов:

  • Документация регламентирующая организацию и реализацию специального (коррекционного) образования;

  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида для детей с задержкой психического развития, по специальной (коррекционной) программе VIII вида для детей с умственной отсталостью;

  • Методические рекомендации для организации специальной (коррекционной) работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.


Нормативно-правовая основа организации специального (коррекционного) обучения в МБОУСОШ №4 г. Советский

Современная образовательная практика системы специального (коррекционного) образования опирается на нормативную базу, которая интенсивно изменяется, дополняется, отражая в своем содержании новые взгляды на коррекционное образование. В основу нормативно-правовой базы специального (коррекционного) образования положен Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении».

На основании федерального закона «Об образовании» Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены: типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, другие нормативно-правовые акты как ведомственного, так и межведомственного характера.

Права лиц с психическими и физическими недостатками являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов Организации Объединенных Наций (ООН):

Всеобщая декларация прав человека;

Декларация о правах инвалидов;

Декларация о правах умственно отсталых лиц;

Конвенция о правах ребенка;

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Во всех этих документах отражен основополагающий принцип равенства прав, заключенный в понятии «права человека», предоставляющий инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям. Это утверждение подкрепляется положениями Устава ООН, обязывающими государства - членов общества - содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения, а также социальной защиты «на случай безработицы, болезни, инвалидности».

Законодательной политикой Российской Федерации приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных правовых документов, касающихся защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями можно выделить следующие:

«О социальной защите инвалидов»;

«Об образовании»;

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

«Об основных гарантиях прав ребенка»;

Семейный кодекс РФ.

Перечисленные законы Российской Федерации имеют основополагающее значение для наполнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционной направленности.

Значимыми для решения насущных проблем обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья являются следующие документы:

  • Письмо Министерства образования и науки РФ № 48 от 04.09.1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I —VIII видов» (в редакции инструктив­ного письма Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2000 г. № 3);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ Хе 27/2722-6 от 03.04.2003 г. «Об организации рабо­ты с обучающимися, имеющими сложный дефект»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ № 2б/188-и6 от 06.04.2004 г. «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ (№ ВФ-577/06) и Министерства здравоохра­нения и социального развития РФ (№ 26-8-ВС) от 04.04.2007 г. «О реализации конституционного пра­ва детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на обра­зование»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-150/06 от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

В настоящее время в России основу организационных форм оказания социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения (специализированные детские сады и школы-интернаты), психоневрологические дома-интернаты для детей с тяжелой степенью инвалидности, специализированные профессионально-технические училища, дома ребенка.

В последние годы явно обозначились тенденции к улучшению существующего положения, определяемые, прежде всего позитивными изменениями социального отношения к этой проблеме, а также совершенствованием организационных форм уже существующих структур и созданием инновационных форм учреждений, наиболее соответствующих социальному заказу и современным условиям организации социально-педагогической деятельности. Пока это только начало переходного периода. Но прогрессивные тенденции явно обозначились в современной социальной политике России и с каждым годом получают все большее развитие.
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Документы РФ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

  3. Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

  4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

  5. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 212 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".

  6. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288
    "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

  7. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 18 мая 2009 г.)

  8. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

  9. Приказ Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 года № 333 Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях.

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2005 г. N 281 "Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения".

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  12. Письмо Минпроса СССР от 5.05.78 г. №28-м “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому”.

  13. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития"

  14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".

  15. Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 2000 г. N 27/640-2. О наполняемости специальных (коррекционных) классов.

  16. Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000 г.).

  17. Письмо от 04 сентября 1997 г. № 48 О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов (с доп., согл. письма Минобразования РФ от 26.12.2000 № 3).

  18. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития".

  19. Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  20. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".

  21. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010 г., Пр-271.

Документы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

  1. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 декабря 2005 г. N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих
    детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями от 23 марта 2007 г., 18 апреля, 25 ноября 2008 г.)

  2. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 15.-6.2007 г. N 78-оз «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского АО - Югры» на 2008-2012 годы.

  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 апреля 2008 г. N 68-п "О правилах приема детей в бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, ограниченными возможностями здоровья".

  4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 июня 2009 г. N 135-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 мая 2006 года N 100-п".

  5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от10.02.2012 г. N 52-п «О комплексе мер по модернизации общего образования Ханты-Мансийского АО – Югры в 2012 г.»

  6. Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от « 31» августа 2012 № 1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Документы муниципального уровня.

  1. Приказ начальника Управления образования «Об открытии специальных (коррекционных) классов в 20__-20__ учебном году».

Документы школьного уровня.

  1. Лицензия на право ведения образовательную деятельность:

  • Начальное общее образование: общеобразовательные программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся (обучение по программе VII вида);

  • Начальное общее образование: общеобразовательные программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида;

  • Основное общее образование: общеобразовательные программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся (обучение по программе VII вида);

  • Основное общее образование: общеобразовательные программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

  1. Положение о классах компенсирующего обучения в МБОУСОШ № 4 г. Советский

  2. Положение о специальных (коррекционных) классах VII, VIII видов для детей с задержкой психического развития и для детей с нарушениями интеллекта в МБОУСОШ № 4 г.Советский.

  3. Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому в МБОУСОШ № 4 г. Советский.

  4. Приказ директора школы «Об открытии специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида».

  5. Приказ директора школы «Об организации индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья по программе надомного обучения».


Приложение 1
Положение

о классах компенсирующего обучения

МБОУСОШ № 4 г. Советский


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    1. Настоящее Положение о классах компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 4 г. Советский (далее-Школа) разработано в соответствии:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Законом Ханты - Мансийского автономного округа «Об основах системы образования в Ханты - Мансийском автономном округе»;

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от19.03.2001 № 196;

  • Приказом Министерства образования РФ от 08.09.1992 г. № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях».

  • Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (Приложение к примерному положению о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях, утвержденному Приказом Министерства образования РФ от 08.09.1992 № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях»).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений».

    1. Настоящее Положение регулирует деятельность классов компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 4 г. Советский (далее -Школа).

    2. Классы компенсирующего обучения являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

    3. Цель организации классов компенсирующего обучения- создание для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их способностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в Школе.

    4. Работа классов компенсирующего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нарушений работоспособности, выработку произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического развития.

    5. Школа обеспечивает обучающимся в классах компенсирующего обучения условия для воспитания, обучения, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

    6. Школа несет ответственность за жизнь обучающихся в классах компенсирующего обучения во время образовательного процесса, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта.

  1. Организация и функционирование классов компенсирующего обучения.

  1. Классы компенсирующего обучения открываются приказом директора Школы по согласию с администрацией Советского района управление образования.

  2. Направление (перевод) обучающихся в классы компенсирующего обучения проводится на основании заключения школьного психолого-медико-педагогического консилиума или районной психолого-медико-педагогической комиссии.

  3. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.

  4. Классы компенсирующего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9-го класса включительно.

  5. Обучение в компенсирующих классах первой ступени продолжается 4 года. Продление сроков обучения возможно только по решению школьного психолого -медико-педагогического консилиума.

  6. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в школе приказом директора создается школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

  7. В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят: заместитель директора по УВР, опытные педагоги, медицинский работник (по согласованию), учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог.

  8. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума регулируется Положением о школьном ПМПконсилиуме в МБОУСОШ № 4 г. Советский.

  9. В классы компенсирующего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатком внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов -восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики - в виде недостаточной координации движений, - двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире.

  10. Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

  11. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы, по решению психолого-медико-педагогического консилиума, обучающиеся в компенсирующих классах, могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

  12. Наполняемость классов компенсирующего обучения - до 20 человек.

  1. Организация компенсирующего образовательного процесса

    1. Компенсирующий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами компенсирующего обучения, утвержденными для них программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребёнка и согласованными с методическими службами. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и по учебникам массовых классов, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель.

    2. Фронтальное компенсирующее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

    3. Основными задачами компенсирующего обучения являются:

■ активизация познавательной деятельности учащихся.

■ повышение уровня их умственного развития.

■ нормализация учебной деятельности.

■ охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

■ компенсация недостатков эмоционально-личностного и социального развития.

■ социально-трудовая адаптация.

    1. Организация компенсирующего обучения предусматривает:

  • Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознание каждым ребёнком своей социальной роли-роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);

  • Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство.

    1. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента. Продолжительность таких занятий не превышает 40 минут, наполняемость групп не превосходит 4-5 человек.

    2. Педагоги проводят систематическое углублённое изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определение направлений развивающей работы.

    3. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами компенсирующего обучения введена должность логопеда.

    4. При проведении уроков трудового обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5-го класса.

    5. Государственная итоговая аттестация выпускников классов компенсирующего обучения при общеобразовательных учреждениях за курс основной школы проводится по трем учебным предметам в традиционной форме в соответствии с Приказами Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры.

    6. Выпускники 9-го класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.

  1. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

    1. В классах компенсирующего обучения работают учителя, специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.

    2. Педагогическим работникам, специалистам классов компенсирующего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам.



Приложение 2
Положение о специальных (коррекционных) классах VII, VIII вида для обучающихся с задержкой психического развития и для детей с нарушениями интеллекта

в МБОУСОШ № 4 г.Советский

1. Общие положения.

  1. Настоящее положение регулирует деятельность специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития (VII вид) и классов детей с умственной отсталостью в легкой степени (VIII вид) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 4 г. Советский (далее – Школа)

  2. Школа реализует образовательные программы для специальных (коррекционных) ОУ VII, VIII видов и программу для тяжело-умственно отсталых.

  3. Специальные (коррекционные) классы являются новой формой дифференциации образования, интегрированного подхода к обучению детей с проблемами развития, позволяющей решать задачи получения специального образования, своевременной и необходимой коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Деятельность специальных коррекционных классов строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает специальные условия обучения для лиц, имеющих особые образовательные потребности, получения образования в соответствии с их психофизиологическими способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции этих лиц в обществе, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности, социализации в обществе.

  2. Цель организации специальных (коррекционных) классов VII и VIII вида - создание в Школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико -консультативное и коррекционно - развивающее направления деятельности. Система работы в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, на коррекцию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, активизацию познавательной деятельности, расширение кругозора, формирование коммуникативных навыков.

  3. При организации обучения детей с особыми образовательными потребностями муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский руководствуется следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании».

  • Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 декабря 2006 г. N 283-п "О классах различного уровня и направленности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования".

  • Постановлением Главы Администрации Советского района от 27.12.2006 № 3765 «Об утверждении Положения о специальных (коррекционных) классах (группах) в муниципальных общеобразовательных учреждениях Советского района».

  • Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 31.08.2012 г.№ 1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

  • Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями 10 марта 2000 г. №212).

  • Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений».

II. Организация и функционирование системы специального (коррекционного) обучения.

    1. С учетом индивидуальных особенностей и возможностей психофизического развития, обучающиеся с особыми образовательными потребностями зачисляются в специальные (коррекционные) классы VII или VIII вида, которые открываются приказом по школе на основании Приказа Управления образования Администрации Советского района.

    2. Зачисление в специальные (коррекционные) классы VII и VIII вида производится только с согласия родителей (или законных представителей), по заключению районной психолого-медико- педагогической комиссии и согласованию с органами управления образования.

    3. Учебный план разрабатывается с учетом норм максимально допустимой нагрузки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 31.08.2012 г.№ 1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

    4. Обучение в специальных (коррекционных) классах по программам VII, VIII вида продолжается 9 лет. Выпускникам специальных (коррекционных) классов VIII вида выдается свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения. Выпускники специальных (коррекционных) классов VII вида в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона РФ «Об образовании», получают документ государственного образца об уровне образования.

    5. Разработка индивидуальной стратегии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума с учетом индивидуальных особенностей детей и рекомендаций районной психолого-медико-педагогической комиссии.

    6. Наполняемость специальных (коррекционных) классов VII и VIII вида:

  • VII вид - 7-12 человек;

  • VIII вид - 3-5 человек.

    1. Школа обеспечивает организацию горячего питания, необходимых оздоровительных и коррекционных мероприятий

    2. При проведении занятий по трудовому обучению класс делится на две подгруппы

    3. Организация образовательного процесса регламентируется:

  • учебным планом;

  • годовым календарным графиком;

  • расписанием занятий.

    1. Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Продолжительность групповых коррекционных занятий- 40 минут; индивидуальных коррекционных занятий по логопедии, развитию психомоторики и сенсорных процессов составляет 20-25 минут.

III. Образовательный процесс.

    1. Обучение в специальных (коррекционных) классах по программам VII вида на I ступени осуществляется в соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных учреждении VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, рекомендованными Управлением реабилитационной службы и специального образования Министерства образования РФ, на II ступени – в соответствии с примерными программами основного общего образования, адаптированными к особенностям психофизического развития детей с задержкой психического развития:

  • I ступень- начальное общее образование (нормативный срок освоения–4 года).

  • II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения–5 лет).

    1. Обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида на I, II ступени осуществляется в соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных учреждении VIII вида.

  • I ступень- начальное общее образование (нормативный срок освоения–4 года).

  • II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения–5 лет).

    1. Учебные занятия в специальных (коррекционных) классах VII, VIII вида проводятся в первую смену.

    2. Обучение для специальных (коррекционных) классов VII вида организуется по учебникам для общеобразовательных учреждений, обучение для специальных (коррекционных) классов VIII вида организуется по учебникам для специальных (коррекционных) образовательных учреждении VIII вида.

    3. Тема, дата проведения, учет посещения групповых и индивидуальных занятий обучающимися фиксируется в классном журнале.

    4. При организации образовательного процесса учитель в обязательном порядке на каждом учебном занятии использует специальные (коррекционные) методы и приемы обучения.

    5. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению районной психолого-медико-педагогической комиссии и по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся специальных (коррекционных) классов VII вида могут быть переведены в обычные классы общеобразовательного учреждения.

    6. При отсутствии положительной динамики развития в условиях коррекционно-развивающего обучения в течение учебного года обучающиеся в установленном порядке направляются в районную психолого – медико – педагогическую комиссию для решения вопроса о формах и программах их дальнейшего обучения.

    7. Педагоги проводят систематическое наблюдение за динамикой развития обучающихся специальных (коррекционных) классов VII и VIII вида с целью выявления их индивидуальных особенностей, определяют направления развивающей работы, фиксируют результаты наблюдений в специальном журнале (карта психолого-педагогического сопровождения обучающегося), ведут учет освоения обучающимися общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ. (Приложение к положению)

    8. Основной задачей педагога при обучении детей с особыми образовательными потребностями является формирование коррекционно-развивающего пространства через:

  • Активизацию познавательной деятельности обучающихся;

  • Повышение уровня их умственного развития;

  • Нормализацию учебной деятельности;

  • Охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

    1. Коррекционно-развивающее обучение обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. С учетом психолого-педагогических и физических особенностей обучающихся обязательно составляются ежегодные рабочие программы при наличии пояснительной записки (для какого контингента данная рабочая программа составлена). Рабочие программы обучения разрабатываются и согласуются в рамках методического объединения учителей специального (коррекционного) обучения согласно установленной в Школе процедуре утверждения рабочих образовательных программ.

    2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу школьного психолого- педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно – методическую помощь учителям в определении направлений и планирований работы специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида, проводит мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы и совместно с психологом школы осуществляет психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    3. Контроль за работой специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида, ответственность за комплектование и создание необходимых условий для работы возлагается на директора Школы.

    4. Государственная итоговая аттестация выпускников специальных (коррекционных) классов VII вида при общеобразовательных учреждениях за курс основного общего образования проводится по математике и русскому языку (диктант или изложение по решению педагогического совета школы) и по одному предмету устно (по выбору обучающегося).

  1. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

    1. В специальных (коррекционных) классах по программам VII, VIII вида работают учителя и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.

    2. Для организации учебно-воспитательной деятельности в специальных (коррекционных) классах назначаются классные руководители.

    3. Педагогическим работникам устанавливается надбавка в размере 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам.

  2. Документация.

Основанием для организации специального (коррекционного) обучения является:

    1. Ходатайство Администрации МБОУСОШ№ 4. Г. Советский перед Начальником Управления Образования Администрации Советского района об открытии специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида.

    2. Приказ начальника Управления Образования Администрации Советского района об открытии специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида.

При организации специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, школа должна иметь следующие документы:

  • Приказ по школе (на основании Приказа начальника Управления Образования Администрации Советского района).

  • Ксерокопия заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии об обучении по специальным (коррекционным) программам ОУ VII, VIII вида.

  • Заявление родителей.

  • Договор с родителями.

  • Учебный план специального (коррекционного) образования на учебный год, утвержденный директором школы МБОУСОШ№ 4. Г. Советский




Приложение 2.1. к Положению о специальных (коррекционных) классах VII, VIII видов для детей с задержкой психического развития и для детей с нарушениями интеллекта




________________________________________________

(Фамилия, имя)

Программа специальных (коррекционных) ОУ

Индивидуальная карта медико - психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов издательства «Владос» 2011г под ред....

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconНа уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида
Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconПояснительная записка к рабочему учебному плану Пояснительная записка...
Буп, утвержденного приказом департамента образования Тульской области от 05. 06. 2006 г. №626 для 4,7-11 классов

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconРабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconРабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы,...

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconИнформация об обеспеченности учебниками на 03. 2013
Начальное общее образование (в том числе программа специальных (коррекционных) оу VIII вида)

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconРабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи» ( 9 класс VIII вида)
Сборник М., «Владос», 2001) и учебником «Русский язык» Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской для 9 класса VIII вида (М., «Просвещение»,...

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconСведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой...
...

Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида iconПояснительная записка к учебному плану мкоу «Аймакинская средняя...
Пояснительная записка к учебному плану мкоу аймакинская средняя общеобразовательная школа

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции