Муниципальное казенное
«Центр материально-технического и методического обеспечения»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4
г. Советский, 2013 г
Сборник методических рекомендации по организации специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУСОШ №4 г. Советский. - Советский: МБОУСОШ № 4 г. Советский. 2013-105с.
Редакционная коллегия:
В.И. Эдель, директор школы
Е.А. Кузьмина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог
Н.В. Лоскутова, учитель –дефектолог
Л.Л. Семенчукова, педагог-психолог
Сборник подготовлен в помощь администрации образовательных учреждений, педагогов, специалистам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………………………..
|
4
|
Нормативно-правовая основа организации специального (коррекционного) обучения в МБОУСОШ №4 г. Советский…………………………………………………………….................................................................
|
5
|
Приложение 1.
Положение о классах компенсирующего обучения МБОУСОШ № 4 ……………………………………….
|
9
|
Приложение 2.
Положение о специальных (коррекционных) классах VII, VIII вида для обучающихся с задержкой психического развития и для детей с нарушениями интеллекта в МБОУСОШ № 4………….......................
|
12
|
Приложение 2.1. Индивидуальная карта медико-психолог-педагогического сопровождения учащегося…..………………………………………………………………………………………………………
|
17
|
Приложение 2.2. . Пояснительная записка к учебному плану специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида……….. ………………………………………………………………………………………………...
|
34
|
Приложение 3. Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому МБОУСОШ № 4 г. Советский………………………………………………………………
|
37
|
Приложение 3.1. Журнал индивидуальных занятий………………………………………………………….
|
44
|
Приложение 3.2. Пояснительная записка к учебному плану обучающегося индивидуального надомного обучения………………………………………………………………………………………………………….
|
46
|
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VII, VIII вида…………………………….
|
48
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по специальной (коррекционной программе VII вида, для детей с задержкой психического развития, по специальной (коррекционной) программе VIII вида для детей с умственной отсталостью)………………………………………………..
|
55
|
Принципы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе……………………
|
64
|
Требования к организации и проведению урока в специальном (коррекционном) классе VII, VIII вида………………………………………………………………………………………………………………..
|
66
|
Проведение урока с позиции здоровьесбережения в специальном (коррекционном) классе……………
|
73
|
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку……………..
|
76
|
Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности детей в классах VII вида на уроках математики………………………………………………………………………………………
|
87
|
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся специальных (коррекционных) классов по математике…………………………………………………………………………………………………………
|
96
|
Рекомендации учителям коррекционно-развивающие обучения по осуществлению индивидуального и дифференцированного подходов……………………………………………………………………………….
|
100
|
Приемы коррекционной работы по русскому языку, чтению, математики в классах специального (коррекционного) обучения……………………………………………………………………………………..
|
100
|
Рекомендации по использованию педагогической оценки, формирующей у детей с ЗПР внутреннюю устойчивую мотивацию к учению……………………………………………………………………………….
|
102
|
Литература ………………………………………………………………………………………………………..
|
104
|
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые коллеги!
Открывая в нашей школе классы VII, VIII вида, мы ставили перед собой соответствующую инновационную задачу. В итоге мы получили системные преобразования всего образовательного учреждения. В частности, наша школа окончательно приобрела адаптивный характер: у нас нет места отбору детей по способностям, у нас каждый есть равный среди равных, но равный – не значит одинаковый. Реальное, осязаемое достижение нашей школы в аспекте классов VII вида – достижение высокого уровня социальной защищенности детей с задержками психического развития. Сегодня это не «бездомные» дети, не дети на правах падчерицы в классах так называемой «нормы», они приходят в созданные для них классы, к понимающим учителям, получают многоаспектную помощь.
Тенденция роста детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Советского района диктует необходимость систематизировать нормативно-правовую базу на школьном уровне, что является главным организационным процессом и средством социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемый сборник методических рекомендаций по специальному (коррекционному) образованию подготовлен с целью, поделиться своим опытом работы с обучающими с ограниченными возможностями здоровья.
В сборник включены инструктивно-методические письма, рекомендации необходимые для организации работы по специальному (коррекционному) направлению.
Содержание сборника состоит из трёх разделов:
-
Документация регламентирующая организацию и реализацию специального (коррекционного) образования;
-
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида для детей с задержкой психического развития, по специальной (коррекционной) программе VIII вида для детей с умственной отсталостью;
-
Методические рекомендации для организации специальной (коррекционной) работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Нормативно-правовая основа организации специального (коррекционного) обучения в МБОУСОШ №4 г. Советский
Современная образовательная практика системы специального (коррекционного) образования опирается на нормативную базу, которая интенсивно изменяется, дополняется, отражая в своем содержании новые взгляды на коррекционное образование. В основу нормативно-правовой базы специального (коррекционного) образования положен Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении».
На основании федерального закона «Об образовании» Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены: типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, другие нормативно-правовые акты как ведомственного, так и межведомственного характера.
Права лиц с психическими и физическими недостатками являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов Организации Объединенных Наций (ООН):
Всеобщая декларация прав человека;
Декларация о правах инвалидов;
Декларация о правах умственно отсталых лиц;
Конвенция о правах ребенка;
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Во всех этих документах отражен основополагающий принцип равенства прав, заключенный в понятии «права человека», предоставляющий инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям. Это утверждение подкрепляется положениями Устава ООН, обязывающими государства - членов общества - содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения, а также социальной защиты «на случай безработицы, болезни, инвалидности».
Законодательной политикой Российской Федерации приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных правовых документов, касающихся защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями можно выделить следующие:
«О социальной защите инвалидов»;
«Об образовании»;
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
«Об основных гарантиях прав ребенка»;
Семейный кодекс РФ.
Перечисленные законы Российской Федерации имеют основополагающее значение для наполнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционной направленности.
Значимыми для решения насущных проблем обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья являются следующие документы:
-
Письмо Министерства образования и науки РФ № 48 от 04.09.1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I —VIII видов» (в редакции инструктивного письма Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2000 г. № 3);
-
Письмо Министерства образования и науки РФ Хе 27/2722-6 от 03.04.2003 г. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ № 2б/188-и6 от 06.04.2004 г. «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ (№ ВФ-577/06) и Министерства здравоохранения и социального развития РФ (№ 26-8-ВС) от 04.04.2007 г. «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование»;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-150/06 от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
В настоящее время в России основу организационных форм оказания социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения (специализированные детские сады и школы-интернаты), психоневрологические дома-интернаты для детей с тяжелой степенью инвалидности, специализированные профессионально-технические училища, дома ребенка.
В последние годы явно обозначились тенденции к улучшению существующего положения, определяемые, прежде всего позитивными изменениями социального отношения к этой проблеме, а также совершенствованием организационных форм уже существующих структур и созданием инновационных форм учреждений, наиболее соответствующих социальному заказу и современным условиям организации социально-педагогической деятельности. Пока это только начало переходного периода. Но прогрессивные тенденции явно обозначились в современной социальной политике России и с каждым годом получают все большее развитие.
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Документы РФ
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
-
Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
-
Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
-
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 212 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
-
Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288
"Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
-
Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 18 мая 2009 г.)
-
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
-
Приказ Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 года № 333 Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2005 г. N 281 "Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения".
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-
Письмо Минпроса СССР от 5.05.78 г. №28-м “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому”.
-
Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития"
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
-
Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 2000 г. N 27/640-2. О наполняемости специальных (коррекционных) классов.
-
Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000 г.).
-
Письмо от 04 сентября 1997 г. № 48 О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов (с доп., согл. письма Минобразования РФ от 26.12.2000 № 3).
-
Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития".
-
Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-
Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010 г., Пр-271.
Документы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
-
Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 декабря 2005 г. N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями от 23 марта 2007 г., 18 апреля, 25 ноября 2008 г.)
-
Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 15.-6.2007 г. N 78-оз «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского АО - Югры» на 2008-2012 годы.
-
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 апреля 2008 г. N 68-п "О правилах приема детей в бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся, ограниченными возможностями здоровья".
-
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 июня 2009 г. N 135-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 мая 2006 года N 100-п".
-
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от10.02.2012 г. N 52-п «О комплексе мер по модернизации общего образования Ханты-Мансийского АО – Югры в 2012 г.»
-
Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от « 31» августа 2012 № 1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Документы муниципального уровня.
-
Приказ начальника Управления образования «Об открытии специальных (коррекционных) классов в 20__-20__ учебном году».
Документы школьного уровня.
-
Лицензия на право ведения образовательную деятельность:
-
Начальное общее образование: общеобразовательные программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся (обучение по программе VII вида);
-
Начальное общее образование: общеобразовательные программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида;
-
Основное общее образование: общеобразовательные программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся (обучение по программе VII вида);
-
Основное общее образование: общеобразовательные программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
-
Положение о классах компенсирующего обучения в МБОУСОШ № 4 г. Советский
-
Положение о специальных (коррекционных) классах VII, VIII видов для детей с задержкой психического развития и для детей с нарушениями интеллекта в МБОУСОШ № 4 г.Советский.
-
Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому в МБОУСОШ № 4 г. Советский.
-
Приказ директора школы «Об открытии специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида».
-
Приказ директора школы «Об организации индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья по программе надомного обучения».
Приложение 1
Положение
о классах компенсирующего обучения
МБОУСОШ № 4 г. Советский
-
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
-
Настоящее Положение о классах компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 4 г. Советский (далее-Школа) разработано в соответствии:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Законом Ханты - Мансийского автономного округа «Об основах системы образования в Ханты - Мансийском автономном округе»;
-
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от19.03.2001 № 196;
-
Приказом Министерства образования РФ от 08.09.1992 г. № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях».
-
Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (Приложение к примерному положению о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях, утвержденному Приказом Министерства образования РФ от 08.09.1992 № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях»).
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений».
-
Настоящее Положение регулирует деятельность классов компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 4 г. Советский (далее -Школа).
-
Классы компенсирующего обучения являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
-
Цель организации классов компенсирующего обучения- создание для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их способностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в Школе.
-
Работа классов компенсирующего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нарушений работоспособности, выработку произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического развития.
-
Школа обеспечивает обучающимся в классах компенсирующего обучения условия для воспитания, обучения, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
-
Школа несет ответственность за жизнь обучающихся в классах компенсирующего обучения во время образовательного процесса, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта.
-
Организация и функционирование классов компенсирующего обучения.
-
Классы компенсирующего обучения открываются приказом директора Школы по согласию с администрацией Советского района управление образования.
-
Направление (перевод) обучающихся в классы компенсирующего обучения проводится на основании заключения школьного психолого-медико-педагогического консилиума или районной психолого-медико-педагогической комиссии.
-
Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
-
Классы компенсирующего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9-го класса включительно.
-
Обучение в компенсирующих классах первой ступени продолжается 4 года. Продление сроков обучения возможно только по решению школьного психолого -медико-педагогического консилиума.
-
Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в школе приказом директора создается школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
-
В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят: заместитель директора по УВР, опытные педагоги, медицинский работник (по согласованию), учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог.
-
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума регулируется Положением о школьном ПМПконсилиуме в МБОУСОШ № 4 г. Советский.
-
В классы компенсирующего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатком внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов -восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики - в виде недостаточной координации движений, - двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире.
-
Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).
-
При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы, по решению психолого-медико-педагогического консилиума, обучающиеся в компенсирующих классах, могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
-
Наполняемость классов компенсирующего обучения - до 20 человек.
-
Организация компенсирующего образовательного процесса
-
Компенсирующий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами компенсирующего обучения, утвержденными для них программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребёнка и согласованными с методическими службами. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и по учебникам массовых классов, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель.
-
Фронтальное компенсирующее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
-
Основными задачами компенсирующего обучения являются:
■ активизация познавательной деятельности учащихся.
■ повышение уровня их умственного развития.
■ нормализация учебной деятельности.
■ охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
■ компенсация недостатков эмоционально-личностного и социального развития.
■ социально-трудовая адаптация.
-
Организация компенсирующего обучения предусматривает:
-
Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознание каждым ребёнком своей социальной роли-роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);
-
Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство.
-
Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента. Продолжительность таких занятий не превышает 40 минут, наполняемость групп не превосходит 4-5 человек.
-
Педагоги проводят систематическое углублённое изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определение направлений развивающей работы.
-
Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами компенсирующего обучения введена должность логопеда.
-
При проведении уроков трудового обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5-го класса.
-
Государственная итоговая аттестация выпускников классов компенсирующего обучения при общеобразовательных учреждениях за курс основной школы проводится по трем учебным предметам в традиционной форме в соответствии с Приказами Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры.
-
Выпускники 9-го класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.
-
Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
-
В классах компенсирующего обучения работают учителя, специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
-
Педагогическим работникам, специалистам классов компенсирующего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам.
Приложение 2
Положение о специальных (коррекционных) классах VII, VIII вида для обучающихся с задержкой психического развития и для детей с нарушениями интеллекта
в МБОУСОШ № 4 г.Советский
1. Общие положения.
-
Настоящее положение регулирует деятельность специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития (VII вид) и классов детей с умственной отсталостью в легкой степени (VIII вид) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 4 г. Советский (далее – Школа)
-
Школа реализует образовательные программы для специальных (коррекционных) ОУ VII, VIII видов и программу для тяжело-умственно отсталых.
-
Специальные (коррекционные) классы являются новой формой дифференциации образования, интегрированного подхода к обучению детей с проблемами развития, позволяющей решать задачи получения специального образования, своевременной и необходимой коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
-
Деятельность специальных коррекционных классов строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает специальные условия обучения для лиц, имеющих особые образовательные потребности, получения образования в соответствии с их психофизиологическими способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции этих лиц в обществе, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности, социализации в обществе.
-
Цель организации специальных (коррекционных) классов VII и VIII вида - создание в Школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико -консультативное и коррекционно - развивающее направления деятельности. Система работы в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, на коррекцию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, активизацию познавательной деятельности, расширение кругозора, формирование коммуникативных навыков.
-
При организации обучения детей с особыми образовательными потребностями муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский руководствуется следующими нормативными документами:
-
Законом РФ «Об образовании».
-
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 декабря 2006 г. N 283-п "О классах различного уровня и направленности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования".
-
Постановлением Главы Администрации Советского района от 27.12.2006 № 3765 «Об утверждении Положения о специальных (коррекционных) классах (группах) в муниципальных общеобразовательных учреждениях Советского района».
-
Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 31.08.2012 г.№ 1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
-
Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями 10 марта 2000 г. №212).
-
Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений».
II. Организация и функционирование системы специального (коррекционного) обучения.
-
С учетом индивидуальных особенностей и возможностей психофизического развития, обучающиеся с особыми образовательными потребностями зачисляются в специальные (коррекционные) классы VII или VIII вида, которые открываются приказом по школе на основании Приказа Управления образования Администрации Советского района.
-
Зачисление в специальные (коррекционные) классы VII и VIII вида производится только с согласия родителей (или законных представителей), по заключению районной психолого-медико- педагогической комиссии и согласованию с органами управления образования.
-
Учебный план разрабатывается с учетом норм максимально допустимой нагрузки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 31.08.2012 г.№ 1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
-
Обучение в специальных (коррекционных) классах по программам VII, VIII вида продолжается 9 лет. Выпускникам специальных (коррекционных) классов VIII вида выдается свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения. Выпускники специальных (коррекционных) классов VII вида в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона РФ «Об образовании», получают документ государственного образца об уровне образования.
-
Разработка индивидуальной стратегии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума с учетом индивидуальных особенностей детей и рекомендаций районной психолого-медико-педагогической комиссии.
-
Наполняемость специальных (коррекционных) классов VII и VIII вида:
-
VII вид - 7-12 человек;
-
VIII вид - 3-5 человек.
-
Школа обеспечивает организацию горячего питания, необходимых оздоровительных и коррекционных мероприятий
-
При проведении занятий по трудовому обучению класс делится на две подгруппы
-
Организация образовательного процесса регламентируется:
-
учебным планом;
-
годовым календарным графиком;
-
расписанием занятий.
-
Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Продолжительность групповых коррекционных занятий- 40 минут; индивидуальных коррекционных занятий по логопедии, развитию психомоторики и сенсорных процессов составляет 20-25 минут.
III. Образовательный процесс.
-
Обучение в специальных (коррекционных) классах по программам VII вида на I ступени осуществляется в соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных учреждении VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, рекомендованными Управлением реабилитационной службы и специального образования Министерства образования РФ, на II ступени – в соответствии с примерными программами основного общего образования, адаптированными к особенностям психофизического развития детей с задержкой психического развития:
-
I ступень- начальное общее образование (нормативный срок освоения–4 года).
-
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения–5 лет).
-
Обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида на I, II ступени осуществляется в соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных учреждении VIII вида.
-
I ступень- начальное общее образование (нормативный срок освоения–4 года).
-
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения–5 лет).
-
Учебные занятия в специальных (коррекционных) классах VII, VIII вида проводятся в первую смену.
-
Обучение для специальных (коррекционных) классов VII вида организуется по учебникам для общеобразовательных учреждений, обучение для специальных (коррекционных) классов VIII вида организуется по учебникам для специальных (коррекционных) образовательных учреждении VIII вида.
-
Тема, дата проведения, учет посещения групповых и индивидуальных занятий обучающимися фиксируется в классном журнале.
-
При организации образовательного процесса учитель в обязательном порядке на каждом учебном занятии использует специальные (коррекционные) методы и приемы обучения.
-
При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению районной психолого-медико-педагогической комиссии и по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся специальных (коррекционных) классов VII вида могут быть переведены в обычные классы общеобразовательного учреждения.
-
При отсутствии положительной динамики развития в условиях коррекционно-развивающего обучения в течение учебного года обучающиеся в установленном порядке направляются в районную психолого – медико – педагогическую комиссию для решения вопроса о формах и программах их дальнейшего обучения.
-
Педагоги проводят систематическое наблюдение за динамикой развития обучающихся специальных (коррекционных) классов VII и VIII вида с целью выявления их индивидуальных особенностей, определяют направления развивающей работы, фиксируют результаты наблюдений в специальном журнале (карта психолого-педагогического сопровождения обучающегося), ведут учет освоения обучающимися общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ. (Приложение к положению)
-
Основной задачей педагога при обучении детей с особыми образовательными потребностями является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
-
Активизацию познавательной деятельности обучающихся;
-
Повышение уровня их умственного развития;
-
Нормализацию учебной деятельности;
-
Охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
-
Коррекционно-развивающее обучение обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. С учетом психолого-педагогических и физических особенностей обучающихся обязательно составляются ежегодные рабочие программы при наличии пояснительной записки (для какого контингента данная рабочая программа составлена). Рабочие программы обучения разрабатываются и согласуются в рамках методического объединения учителей специального (коррекционного) обучения согласно установленной в Школе процедуре утверждения рабочих образовательных программ.
-
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу школьного психолого- педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно – методическую помощь учителям в определении направлений и планирований работы специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида, проводит мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы и совместно с психологом школы осуществляет психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
-
Контроль за работой специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида, ответственность за комплектование и создание необходимых условий для работы возлагается на директора Школы.
-
Государственная итоговая аттестация выпускников специальных (коррекционных) классов VII вида при общеобразовательных учреждениях за курс основного общего образования проводится по математике и русскому языку (диктант или изложение по решению педагогического совета школы) и по одному предмету устно (по выбору обучающегося).
-
Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
-
В специальных (коррекционных) классах по программам VII, VIII вида работают учителя и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
-
Для организации учебно-воспитательной деятельности в специальных (коррекционных) классах назначаются классные руководители.
-
Педагогическим работникам устанавливается надбавка в размере 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам.
-
Документация.
Основанием для организации специального (коррекционного) обучения является:
-
Ходатайство Администрации МБОУСОШ№ 4. Г. Советский перед Начальником Управления Образования Администрации Советского района об открытии специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида.
-
Приказ начальника Управления Образования Администрации Советского района об открытии специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида.
При организации специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, школа должна иметь следующие документы:
-
Приказ по школе (на основании Приказа начальника Управления Образования Администрации Советского района).
-
Ксерокопия заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии об обучении по специальным (коррекционным) программам ОУ VII, VIII вида.
-
Заявление родителей.
-
Договор с родителями.
-
Учебный план специального (коррекционного) образования на учебный год, утвержденный директором школы МБОУСОШ№ 4. Г. Советский
Приложение 2.1. к Положению о специальных (коррекционных) классах VII, VIII видов для детей с задержкой психического развития и для детей с нарушениями интеллекта
|
________________________________________________
(Фамилия, имя)
Программа специальных (коррекционных) ОУ
Индивидуальная карта медико - психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
|