Цель работы с одарёнными детьми




Скачать 128.83 Kb.
Название Цель работы с одарёнными детьми
Дата публикации 20.09.2014
Размер 128.83 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
Работа с одарёнными детьми

Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок и дополнительное образование как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

Модель развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 7 лет обучения школе.

Содержит простой алгоритм действий педагогов, психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода.

  

Цель работы с одарёнными детьми

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации, профессионального самоопределения в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей

Основные задачи

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  3. Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

  4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

  5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

  6. Организация разнообразной внеурочной деятельности;

7. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели модели

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;

  • По окончании школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России;

  • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним.

  • Умение анализировать увиденное

  • Участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, краевых и районных, ) способствующее позиционированию ОУ;

 

Принципы работы с одарёнными детьми

    • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).

    • Принцип опережающего обучения.

    • Принцип комфортности в любой деятельности.

    • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

    • Возрастание роли внеурочной деятельности.

    • Принцип развивающего обучения.

  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

 

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса работа с   одаренными детьми

  • Учебные планы

  • Учебники, методическая литература

  • Дидактические, раздаточные материалы

  • Наглядные пособия

  • Компакт-диски по предмету

  • Компьютерные учебные программы.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции

Основные направления работы с одарёнными детьми, обладающими математическими способностями

Перед педагогами предметов математического цикла всегда стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей. В рамках модели образования предусматривается реализация следующих направлений работы с одарёнными детьми:

  1. Развивающее направление - формирование умения: выслушать товарища, по­дыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, про­являть терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

  2. Диагностическое направление - проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

  3. Информационное направление - привлекает внимание педагогической обще­ственности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

  4. Координационное направление - обеспечивает контроль и анализ деятельности.

  5. Кадровое направление - повышение квалификации педаго­гов и оказание им информационной и методической помощи, создание усло­вий для применения новых педагогических технологий.

Модель одаренного ребенка:

  • Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследова­ния, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

  • личность, способная осуществить самостоятельную дея­тельность;

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторны­ми способностями, высоким уровнем культуры;

  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечелове­ческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

ВВЕДЕНИЕ

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У младших школьников, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы.

В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

Необходимо проявить внимание к работам (поделкам, рисункам) детей Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

Проблема индивидуального подхода

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке. Например, карточки – задания «Дорисуй», придумай, опиши, выскажи своё мнение или придумай фигуру из представленных геометрических форм, составь орнамент из представленных элементов, соревнования кто быстрее ответит или изобразит.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, а значит необходимо, усложнят задачи.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уязвимость одарённых детей

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Обучение одаренных детей

Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

  • Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку

  • Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

  • Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  

  • Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям

  • Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

  • Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.

  • Научить детей прослеживать межпредметные связи.

План работы с одаренными детьми

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки   проведения 

Ответственные

1

Составление плана работы с одаренными детьми.

Сентябрь

Абдулмеджилова Х.М.

2

Подготовка диагностических материалов и диагностика детей, анкетирование родителей.

Сентябрь

Психолог школы

3

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев одаренности.

Сентябрь

учителя –предметники,

4

Организация работы кружка «юный математик»

Сентябрь

Учитель мат-ки Солтанбеков А.А.


5

Олимпиады школьников по математике.1 тур

октябрь

руководитель МО.

Учителя предметники

6

Предметная неделя.

декабрь

Руководитель МО.

Учителя предметники




олимпиады школьников .2 тур

декабрь

руководитель МО.

Учителя предметники

7

Участие в конкурсах по математике.

В течение года

 Руководители МО.

Учителя предметники

8

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Учителя - предметники.

9

Подбор методической литературы по работе с одаренными детьми .

В течение года

Учителя - предметники.

10

Интегрированные уроки.

В течение года

 

Учителя - предметники

11

Оформление портфолио

В течение  года

 

Учителя - предметники

12

Пополнение информационного банка данных по программе

«Работа с одаренными детьми».

В течение  года

 

Учителя - предметники

Функции учителей-предметников:

  •       Выявление одарённых детей по предмету

  •       Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  •       Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

  •       Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

  •       Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей.

  •      Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на заседании МО

  •       Создание картотеки материалов повышенного уровня сложности.

      

 

Анализ работы за прошлый учебный год 

  При разработке модели развития одарённых детей на первый план я выдвинула проблему создания условий для оптимального развития детей. В связи с этим в школе сложилась определенная система работы с одаренными учащимися. В школе создана среда, предоставляющая учащимся возможность в сотрудничестве с опытными педагогами и психологом открыть и максимально развить все лучшее, что заложено в ребенка природой. Разработана  программа работы с одаренными детьми. Намечен конкретный план мероприятий по выполнению данной программы. Определена система выявления одаренных детей, включающая методы изучения и тестирования учащихся, олимпиадное движение, проведение интеллектуальных марафонов, конкурсов. Создана база данных интеллектуально одаренных учащихся по математике

Работа с детьми, одаренными в области математики в школе имеет традиции. Поэтому была выдвинута проблема поддержки интеллектуальной одаренности. Был определен круг учащихся, имеющих обычные способности к усвоению знаний, к их репродуктивному и самостоятельному применению и творческие способности, связанные с самостоятельным созданием оригинальных образов.  Методическая работа по данной модели способствовала повышению уровня креативного мышления учащихся, что подтверждено результатами психодиагностического исследования


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель работы с одарёнными детьми icon Семинар ответственных по работе с одарёнными детьми
Практический опыт работы проектирования системы работы с одаренными детьми отражен в единой районной программе «Одаренные дети»,...
Цель работы с одарёнными детьми icon Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической...
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи самая важная в сфере образования
Цель работы с одарёнными детьми icon Отчёт о работе с одарёнными детьми Русский язык и литература как...
Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Это внеурочная деятельность: предметные...
Цель работы с одарёнными детьми icon Отчет по работе с одаренными детьми ммсош – интернат 2012-2013 г
За минувший учебный год в ммсош – интернат проделана определенная работа с одаренными детьми
Цель работы с одарёнными детьми icon Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Составила: Аскерова Р. К. учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Цель работы с одарёнными детьми icon Исследовательская деятельность как средство развития личности ребенка....
Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей
Цель работы с одарёнными детьми icon Круглый стол учителей русского языка и литературы
Какие формы и методы работы с одаренными детьми можно использовать в рамках городского методического сообщества и ресурсного центра...
Цель работы с одарёнными детьми icon Отчёт методиста по работе с одарёнными детьми мку уо г. Кизляра за...
Методиста по работе с одарёнными детьми мку уо г. Кизляра за 2012 2013 учебный год
Цель работы с одарёнными детьми icon В 2012-2013 учебном году будут проведены 21 предметная олимпиада...
Одной из приоритетных форм работы с одаренными детьми являются олимпиады. В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников...
Цель работы с одарёнными детьми icon Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для общеобразовательных учреждений

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции