Скачать 8.56 Mb.
|
Thomas H. Leahey A HISTORY OF MODERN PSYCHOLOGY Third Edition Upper Saddle River, New Jersey 07458 Томас Лихи ИСТОРИЯ COBPEMEHHOl ПСИХОЛОГИИ 3-е издание ПИТЕР Москва - Санкт-Петарбург -Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- Харьков • Минск 2003 ББК 88.1(0) УДК 159.9(091) Л65 Л65 История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-199-9 . В данной книге рассматриваются основные этапы формирования и развития психологии как науки — от античности до наших дней. Вниманию читателей предлагается не просто отстраненное перечисление событий, имен и концепций, но и оригинальный авторский взгляд на процессы и метаморфозы психологической науки, оценка ее ярчайших представителей. Книга адресована психологам, социологам, филологам, историкам и философам, а также всем, кто в силу профессиональной деятельности или иных причин интересуется психологией. ББК 88.1(0) УДК 159.9(091) ©2001,1994,1991 by Prentice Hall, Inc. ISBN 0-13-017573-0 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 ISBN 5-94723-199-9 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 Оглавление Предисловие 10 Часть I. Введение Глава 1. Психология, наука и история 12 Понимание науки 13 Образ современной науки 13 Объяснение 14 Теории: как ученые объясняют явления 19 Природа научных изменений 24 Наука как мировоззрение 33 Вызов, брошенный психологии естественными науками 35 Психология и исторические дисциплины 37 Библиография 43 Глава 2. Заложение основ 45 Три эры и две революции в образе жизни людей 45 Происхождение понятия «психология» 47 Эпоха Возрождения 48 Научная революция 49 Трансформация материи и механизация картины мира 50 Трансформация опыта и создание сознания 50 Создание психологии: Рене Декарт 51 Философская психология в XVII и XVIII веках 55 Исследования разума 55 Изучение разума и тела 60 Изучение разума других людей ..60 Природа человека, мораль и общество 61 Проект Просвещения 61 Изучение природы человека 62 Контрпросвещение 63 XIX век: формирование поля деятельности психологии 64 Основные противоречия 64 XIX век: инновации 71 Неврология 71 Методы 74 Институты 76 Психопатология 77 Заключение 81 Библиография 82 Общие работы 82 Эпоха Возрождения 83 Научная революция и философская психология (1600-1900) 84 Просвещение 85 XIX век 86 6 Оглавление Часть II. Основание психологии Глава 3. Психология сознания 89 Окружение 89 Психология сознания Вильгельма Вундта 95 Вильгельм Вундт (1832-1920) 95 Психология Вундта 96 Вундт за работой 102 После Лейпцига: другие методы, новые движения 107 Поворот: к позитивизму: психология как естественная наука 107 Феноменологические альтернативы 110 Систематическая интроспекция: Вюрцбургская школа, 1901-1909 ... 113 Научная феноменология: гештальт-психология 118 Поворот к практике: прикладная психология 124 Судьба психологии сознания 125 Библиография 127 Глава 4. Психология бессознательного 130 Значение психоанализа 130 Зигмунд Фрейд и научная психология 131 Структура главы 133 Формирование психоанализа, 1885-1899 133 Фрейд и биология 133 Фрейд — врач: изучение истерии 140 Ошибка с совращениеми создание психоанализа 146 Классический психоанализ, 1900-1919 154 Основополагающая работа: «Толкование сновидений» (1900) 154 Классическая теория инстинктов: «Три очерка по теории сексуальности» (1905) 156 Классическая теория личности: топография разума 158 Ревизия и расширение психоанализа 161 Пересмотр 161 Расширение 163 Судьба психоанализа 165 Психоанализ Фрейда и наука 165 Психоанализ после Фрейда 167 Наследие Фрейда 169 Библиография 170 Общие работы 170 Окружение 172 Путь через физиологию 172 Дора и другие случаи 173 Бессознательное 173 Викторианская сексуальность 173 Ошибка с совращением 174 Оглавление Критика Фрейда 174 Положение психоанализа 175 Герменевтика 176 Общее влияние 176 Глава 5. Психология адаптации 177 Эволюция и психология 177 Триумф Гераклита: дарвиновская революция 178 Окружение 178 Романтическая эволюция 179 Революционер Викторианской эпохи: Чарльз Дарвин (1809-1882) ... 180 Принятие и влияние идеи эволюции путем естественного отбора 184 Начало психологии адаптации в Британии 185 Ламаркистская психология: Герберт Спенсер (1820-1903) 185 Дарвинистская психология 188 Функциональная психология в Европе 194 Психологические идеи в Новом Свете 196 Общая интеллектуальная и социальная атмосфера 196 Философская психология 199 Новая американская психология 201 Национальная философия Америки: прагматизм 201 Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) 201 Американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) 203 Становление американской психологии 211 Библиография . f 213 Часть III. Совершенно другая эпоха: 1880-1913 Глава 6. Заговор натурализма 219 От ментализма к бихевиоризму 219 Психология и общество 219 От островных общин к повсеместным общинам 220 Старая психология против новой 222 Моторная теория сознания: 1892-1896 227 От философии к биологии: функциональная психология, 1896-1910 .... 230 Глава 7. Сознание аннулируется 237 Новые направления в психологии животных, 1898-1909 237 От рассказа к эксперименту 237 Проблема разума животных 244 Переосмысливая разум: споры о сознании, 1904-1912 246 Существует ли сознание? Радикальный эмпиризм 246 Относительная теория сознания: неореализм 247 Функциональная теории сознания: инструментализм 251 Заключение: сознание сбрасывается со счетов, 1910-1912 252 Библиография 255 Оглавление Часть IV. Научная психология в XX веке Глава 8. Золотой век бихевиоризма, 1913-1950 261 Бихевиоризм провозглашен 261 Манифест бихевиоризма 261 Бихевиоризм получает определение, 1919-1930 267 Формулировка основных принципов бихевиоризма, 1930-1950 273 Заключение: все мы сейчас бихевиористы 287 Глава 9. Закат бихевиоризма, 1950-1960 289 Закат начинается 289 Философский бихевиоризм 290 Формальный бихевиоризм 295 Б. Ф. Скиннер (1904-1990) 298 Радикальный бихевиоризм как философия 298 Экспериментальный анализ поведения 299 Интерпретация человеческого поведения 305 Бихевиоризм и человеческий разум 309 Вызовы, брошенные бихевиоризму 312 Картезианская лингвистика 312 Разрушение основ 315 Исчезновение позитивизма 316 Ограничения в научении животных 317 Осознание и научение человека 320 Глава 10. Подъем когнитивной науки, 1960-2000 322 Первые теории когнитивной психологии 322 Новый структурализм 322 Познание в социальной психологии 324 Новые когнитивные теории перцепции и мышления 325 Механизация мышления 327 Триумф переработки информации 330 «Когнитивная революция» 330 Поражение бихевиоризма 335 Природа когнитивистики 338 Когнитивистика в процессе созревания: споры и развитие 341 Неопределенность 341 Споры 342 Развитие: новый коннекционизм 348 Исследования разума в начале нового тысячелетия 357 Библиография 357 Часть V. Прикладная психология в XX веке Глава И. Возникновение прикладной психологии, 1892-1919 363 Научная и прикладная психология 363 Оглавление 9 Происхождение прикладной психологии 364 Тестирование интеллектуальных способностей 364 Возникновение прикладной психологии в США 368 Прикладная психология 373 Психология проникает в общественное сознание: психология на Первой мировой войне 376 ава 12. Подъем прикладной психологии, 1920-1950 380 Психологи среди социальных противоречий 380 Психология и повседневная жизнь 389 Противоречия между прикладными психологами 399 Психология во время Второй мировой войны 403 Послевоенный оптимизм 406 [ава 13. Психологическое общество: 1950-2000 412 Развитие психологического общества 412 Социальная «революция» 1960-х гг 415 Профессиональная психология 425 Выделение средств на социальные исследования 425 Клиническая психология в 1960-х и 1970-х гг 426 Новый разрыв: уход «академиков» 432 Прикладная психология в начале нового тысячелетия 433 Библиография 434 Предисловие «История современной психологии» (A History of Modern Psychology) не переиздавалась с 1994 г., хотя за это время появились два издания «Истории психологии» (A History of Psychology). В третье издание книги я включил все изменения, внесенные в «Историю психологии», но не нанося ущерба повествованию о современной психологии. Самые заметные особенности нового издания касаются его структуры. Я включил новую, вторую, главу, суммирующую историю психологии от эпохи Возрождения и научной революции до середины XIX в. При написании этой главы помимо «Истории психологии» я руководствовался работой Mind as scientific object: An historical-philosophical exploration («Разум как научный объект: историко-философское исследование»), написанной для книги Mind as Scientific Object («Разум как научный объект»), под редакцией Д. Джонсона и К. Эрнелинга (D.Johnson and С. Erneling (Eds.), Oxford University Press, in press), и двумя статьями: The Renaissance through the Eighteenth Century («От Возрождения до восемнадцатого века включительно») и The Nineteenth Century through Freud («От девятнадцатого века до Фрейда включительно») из «Энциклопедии психологии Американской психологической ассоциации» (АРА Encyclopedia of Psychology, Oxford University Press, 2000). Главы З и 7, посвященные рождению психологии и тайному заговору натурализма, были пересмотрены, но самые серьезные изменения коснулись главы 4 «Психология бессознательного», которая в настоящем издании построена не тематически, а хронологически. Раздел о развитии психологии в XX веке был дополнен и реорганизован, чтобы сосредоточить внимание на двух направлениях современной психологии: научной психологии и профессиональной психологии. Главы 8—10 рассказывают об истории научных исследований разума в XX столетии вплоть до 2000 г. Главы 11—13 посвящены деятельности профессиональной психологии того же периода. В этих структурных изменениях нашли свое отражение две проблемы, волнующие меня. Во-первых, за годы моей преподавательской деятельности я обнаружил, что метания между принципиально различными направлениями, неизбежно сопровождающие попытки описать тот или иной период, вызывают смятение в умах студентов. Я думаю, что можно дать более ясную картину и научной, и профессиональной психологии, если рассказывать каждую историю отдельно. Во-вторых, как неоднократно подчеркивалось, научная и профессиональная психология идут каждая своей дорогой, поэтому деление повествования на две части отражает реальную ситуацию. Наконец/разделение материала на две части позволит лекторам сделать упор на одной из них по своему выбору. Как всегда, я был бы счастлив услышать мнение преподавателей и студентов о третьем издании «Истории современной психологии». Пожалуйста, свяжитесь со мной по электронной почте, мой адрес: tleahey@saturn.vcu.edu. Томас Харди Лихи Ричмонд, Вирджиния Часть I Введение Слева - Исаак Ньютон, основатель современных естественных наук. Хотя исследования Ньютона были посвящены физике, его подход к научной работе (ньютонианский стиль) произвел революцию во всех науках и в философии. Справа - Рене Декарт, основатель современной психологии. Его идеи о разуме и сознании, а также его теория, согласно которой тело представляет собой машину, создали ту основную схему, которой психологи оперировали на протяжении нескольких веков. Источник Американский психологический архив, Университет Экрона. Первые две главы подготовят нас к восприятию истории современной психологии. С самого момента своего возникновения психология претендовала на звание науки. Тем не менее ее статус как науки никогда не был особенно прочным. Частично это было обусловлено тем, что концепции природы науки менялись с годами и все еще остаются предметом разногласий между студентами, изучающими философию и историю науки. Итак, в первой главе приводится обзор философии науки, причем особое внимание уделяется ее причастности к научным амбициям психологии. Мы также рассмотрим альтернативные взгляды на психологию как область деятельности: как один из видов инженерной деятельности или как одну из гуманитарных наук. Наконец, мы кратко рассмотрим историографию, уделив особое внимание истории науки и истории психологии. Вторая глава дает общую картину донаучных предпосылок психологии, начиная с научной революции и заканчивая последней четвертью XIX столетия, когда, наконец, на сцену вышла научная психология. ГЛАВА 1 Психология, наука и история Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления — удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально были частью философии. На протяжении столетий отдельные науки постепенно обретали независимость от философии. Психология одной из последних «отделилась от родителя», оставаясь частью философии вплоть до XIX в. Основателями психологии были как философы, так и психологи, и даже сегодня психология сохранила тесные связи с философией. На протяжении многих веков история психологии была, по большей части, историей философии, особенно таких ее областей, как философия разума, гносеология и этика. Дословный перевод слова «психология» — исследование души, хотя сам термин не употреблялся вплоть до XVII в., а широкое распространение получил только в XIX в. Философы и религиозные деятели всего мира ожесточенно спорили о природе души, т. е. на тему, известную философам как философия разума. Существует ли душа? Какова ее природа? Каково ее предназначение? Как она связана с телом? Хотя психологи и не принимают названия «душа», предпочитая термин «разум», который несет меньшую религиозную нагрузку, они задаются все теми же тревожащими вопросами. Даже те психологи, которые определяют психологию как исследование поведения, а не изучение разума, по-разному отвечают на них. Со времен древних греков философы интересовались проблемой о том, как люди узнают мир. Это направление получило название эпистемология (гносеология), от греческих слов episteme (знание) и logos (рассуждение). Вопросы о том, как люди познают мир, включают в себя и вопросы об ощущениях, восприятии, памяти и мышлении, — целый мир, который психологи называют когнитивной психологией. |
Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... |
П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском... Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:... |
||
Рабочая программа по курсу «история» 7 класс Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;... |
Рабочая программа по истории всеобщая история. История Нового времени «История России. XIX начало XX века» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... |
||
Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия... Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:... |
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» Дисциплина «История Древнего мира» относится к вариативной части профессионального цикла (Б 2) |
||
Рассмотрено История России 6-11кл. Данилов А. А. Косулина Л. Г./ М. Просвещение 2008г, История средних веков. Ведюшкин В. А. / сб. Программы... |
Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история» Б для освоения модуля «История» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в... |
||
«история русского языка (история русского литературного языка)» «История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое... |
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |